Рабочая программа по информатике к УМК Н.В.Матвеевой для 2 класса
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему
Вариант рабочей программы для 2 класса УМК Матвеевой Н.В. составлен на основе авторской программы и имеет в структуре следующие компоненты:
--пояснительная записка;
-планируемые результаты;
-содержание тем курса;
-поурочное планирование;
-материально-техническое обеспечение курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по информатике разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, рассчитана на использование учебно-методического комплекта авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатовой, Л.П.Панкратовой, Н.А.Нуровой, для учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов (математики). Данный предмет входит в предметную область “Математика и информатика”.
Цели и задачи обучения
Важнейшая цель начального образования – создание прочного фундамента для последующего образования, развития умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый – с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики – освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использовании информации, решения задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и проектных работ.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка – формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.
Общая характеристика курса
Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которого является одним из приоритетов начального общего образования. Информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируется умение и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.
Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.
Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Авторы делают попытку выстроить многоуровневую структуру предмета «Информатика», который бы рассматривался как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Авторы подчёркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения, обработки информации в информационной деятельности человека, живой природы, технике. В процессе изучения информатики формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать и др. Это помогает ребёнку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нём ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением. Развитие творческого потенциала каждого ребёнка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
Во втором классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приёмник информации, канал связи, данные и др.) Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только её отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление – это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы- это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по информатике рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)
Ценностные ориентиры содержания информатики
Современный ребёнок погружён в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времён, действительность, окружающая современного ребёнка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык или математика.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, и продолжения образования.
Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено развитию у детей первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения — всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности — текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги.
На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат - режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком.
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, Skype и др.).
Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных» метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; 1.3) социальные компетенции; 1.4) личностные качества |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД: 2.1) познавательных; 2.2) регулятивных; 2.3) коммуникативных; 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время |
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
• наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно, и письменно описывать объекты по результатам наблюдений у опытов, работы с информацией;
• соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
• устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
• понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
• выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
• решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
• самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «. „и/или...», «если... то...», «не только, но и..» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
• овладевать первоначальными умениями передачи. поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
• получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
• получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
• приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1) опорой на сквозные содержательные линии:
• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
• информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
• источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
• средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
• организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.);
2) использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности
• раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
• содержание параграфа представлено через компоненты деятельности ого ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
• разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия.
Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
• «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
• практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
• учебную мотивацию;
• учебную цель;
• учебную задачу;
• учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
• метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Содержание тем курса информатики
Изучение курса информатики во 2 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно является «связкой» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
Глава 1 Виды информации. Человек и компьютер
2. Какая бывает информация 3. Источники информации 4. Приемники информации 5–6 . Компьютер и его части 7–8. Повторение, работа со словарем и тестирование | 8 |
Глава 2. Кодирование информации 9. Носители информации 10–11. Кодирование информации 12. Письменные источники информации 13. Языки людей и языки программирования 14–15.Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование 16. Повторение | 8 |
Глава 3. Информация и данные 17. Текстовые данные 18. Графические данные 19. Числовая информация 20. Десятичное кодирование 21. Двоичное кодирование 22. Числовые данные 23. Повторение, работа со словарем 24. Контрольная работа и/или тестирование | 8 |
Глава 4. Документ и способы его создания 25. Документ и его создание 26. Электронный документ и файл 27. Поиск документа 28. Создание текстового документа 29. Создание графического документа 30. Повторение, работа со словарем и/или тестирование 31-32. Итоговая контрольная, тестирование. Анализ контрольной работы 33–34. Защита проектов. | 10 |
Всего: | 34 |
Поурочное планирование для 2 класса
Урок | Тема урока | Вид занятия | Планируемые результаты | Рекомендуемые ЦОР Единой коллекции |
Глава 1. Виды информации человек и компьютер | ||||
1 | § 1. Человек и информация | Теоретико-практическое | Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности | 1) 175 – презентация «Человек и информация» 2)174 – задание «Человек и информация» 3) 129 – презентация «Виды информации» 4) 89, 90, 91, 92 – задания. 5) 102 – плакат «Виды информации по способу восприятия» 6) 77 – плакат «Виды информации по форме представления» 7) 6 – презентация «Инструкция по работе с клавиатурным тренажером» |
2 | § 2. Какая бывает информация | Теоретико-практическое | Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности | 1) 2 – электронный словарь 2) 3 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «а» и «о») 3) 52 – плакат «Виды информации по форме организации» 4) 69 – плакат «Хранение информации» 5) 71 – иллюстрация «Хранение информации» |
3 | § 3. Источники информации | Теоретико-практическое | Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности | 1) 72 – презентация «Источники информации» 2) 165 – презентация «Источники информации» 3) 2 – электронный словарь 4) 5 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «в» и «л») 5) 26 – плакат «Схема передачи информации» |
4 | § 4. Приемники информации | Теоретико-практическое | Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности | 1) 2 – электронный словарь 2) 7 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «ы» и «д») 3) 160 – презентация «Приемники информации» 4) 52 – плакат «Виды информации по форме организации» 5) 69 – плакат «Хранение информации» |
5-6 | § 5. Компьютер и его части | Теоретико-практическое | Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности | 1) 2 – электронный словарь 2) 156 – Тренажер мыши. 3) 150 Презентация «Функции и задачи компьютера» |
7-8 | Повторение, работа со словарем и тестирование. | практическое | 1) 2 – электронный словарь 2) 13 – тест «Виды информации» | |
Глава 2. Кодирование информации | ||||
9 | § 6. Носители информации | Теоретико-практическое | Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности | 1) 2 – электронный словарь 2) 70 – задание «Носители информации» 3) 157 – Тренажер мыши, задание «Поймай экранный объект» 4) 8 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «п» и «р») |
10-11 | § 7. Кодирование информации | Теоретико-практическое | Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | 1) 2 – электронный словарь 2) 134 – презентация «Виды алфавита» 3) 158 – Тренажер мыши, задание «Найди свою скорость» 4) 12 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «е» и «н») 5) 128 – презентация «Запись чисел» |
12 | § 8. Письменные источники информации | Теоретико-практическое | Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности | 1) 133 – презентация «Письменность» 2) 4 – задание «Клавиатурный тренажер» 3) 32 – плакат «Представление информации» |
13 | § 9. Языки людей и языки программирования | Теоретико-практическое | Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | 1) 2 – электронный словарь 2) 132 – презентация «Какие языки бывают» 3) 23 – задание «Закодируй слова» 4) 36 – задание «Декодируй сообщение на английском» |
14-15 | Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование. | Практическое контрольная | Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности | 1) 2 – электронный словарь 2) 55 – реши головоломку |
16 | Резерв | практическое | ||
Глава 3. Информация и данные | ||||
17 | § 10. Текстовые данные | Теоретико-практическое | Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | 1) 2 – электронный словарь 2) 25 – задание «Закодируй слово» 3) 30 – Тренажер мыши, задание «Электронный конструктор» 4) 33 – задание «Дополни пропущенное» |
18 | § 11. Графические данные | Теоретико-практическое | Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | 1) 30 – Тренажер мыши, задание «Электронный конструктор» 2) 84 – иллюстрация «Графическая информация» |
19 | § 12. Числовая информация | Теоретико-практическое | Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные. Умение записывать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки. | 1) 2 – электронный словарь 2) 122 – презентация «Числовое кодирование» 3) 37 – Тренажер набора чисел 4) 34 – задание «Заполни пропущенное в числовом ряду» 5) 53 – задание на двоичное кодирование «Найди закономерность» |
20 | § 13. Десятичное кодирование | Теоретико-практическое | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | 1) 2 – электронный словарь 2) 46 – задание «Закодируй» 3) 45 – задание-тренажер «Закодируй» |
21 | § 14. Двоичное кодирование | Теоретико-практическое | Использование знаково-символических средств представления информации | 1) 2 – электронный словарь 2) 43 – тренажер двоичного кодирования |
22 | § 15. Числовые данные | Теоретико-практическое | 1) 2 – электронный словарь 2) 119 – тренажер «Калькулятор» 3) 120 – тренажер «Как люди считали» | |
23 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа и/или тестирование | Практическое контрольный | 2 – электронный словарь | |
Глава 4. Документы и способы их создания | ||||
24 25 26 | § 16. Документ и его создание § 17. Электронный документ и файл § 18. Поиск документа | практическое | Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды, и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач | 1) 2 – электронный словарь 2) 19 – интерактивный тренажер «Смысл текста» 3) 103 – задание «Найди закономерность и вставь пропущенное» 4) 109 – задание «Восстанови смысл испорченного текста» 5) 111 – презентация «Работа со смыслом» 6) «Клавиатурный тренажер» 7) 30 – Тренажер мыши, задание «Электронный конструктор» 8) 84 – иллюстрация «Графическая информация» |
27 | § 19. Создание текстового документа | практическое | Умение вводить текст с помощью клавиатуры | |
28 | § 19. Создание графического документа | практическое | Умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-, графическим сопровождением | |
29 | Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование | практическое | 1) 2 – электронный словарь 5) 114 – тест «Виды памяти» | |
30-31 | Подготовительная контрольная и работа над ошибками | контрольный | 2 – электронный словарь | |
32 | Итоговая контрольная, тестирование | контрольный | ||
33–34 | Резерв | практическое |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
В состав учебно-методического комплекта по информатике для начальной школы входят:
• учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 2 класс;
• рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс;
• тетрадь контрольных работ, 2 класс;
Электронное сопровождение УМК:
• ЭОР Единой коллекции (http://school-collection.edu . ги/) к учебнику Н. В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс;
• ЭОР Единой коллекции «Системы виртуальных лабораторий но информатике: задачник 2—6»;
• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 2 класс, Н. В. Матвеева и др.;
• авторская мастерская Н. В. Матвеевой (http://metodist . lbz .ru/authors/informatika/4/);
• лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist . lbz.ru/lections/8/).
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий но УМК «Информатика» (2—4 классы) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя в процессе обучения, развитию ИКТ- компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются электронные образовательные ресурсы. Как это реализовано в УМК «Информатика» и как «привязаны» ЦОР к УМК.
Осуществляется сетевая методическая поддержка УМК средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» (www.metodist . lbz.ru ).
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин — это:
• минимальная модель:
— один компьютер на рабочем месте учителя;
— презентационное оборудование;
— выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для учителя начальной школы, для учащихся — все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»);
- целевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике;
- цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через программу Skype), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР (www.school-collection . edu.ru ));
базовая модель:
- компьютерный класс (сеть, сервер);
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для учителя начальной школы, для учащихся — всё приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
- ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР (www. school-collection.edu.ru );
расширенная модель:
- компьютерный класс (два компьютерных класса и более, сеть, сервер);
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (в начальной школе выход в открытое информационное пространство сети Интернет —только для учителя начальной школы или иод руководством и в присутствии учителя, для учащихся на уроке — всё приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
- ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР (www. school-collection.edu.ru );
- сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка информатики "Мой друг - компьютер" в 1-2 классах
Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ре...
Рабочая программа кружка информатики "Мой друг - компьютер" в 1-2 классах
Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ре...
Рабочая программа по информатике (внеурочная деятельность) ПНШ ФГОС 2-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 3года обучения...
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа кружка "Информатика в играх и задачах" для 4 класса
Данная рабочая программа кружка "Информатика в играх и задачах" предназначена для 4 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для учащихся 2-4 классов Предметная область «Информатика и ИКТ»
Оглавление Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса...