Рабочая программа кружка "Информатика в играх и задачах" для 4 класса
рабочая программа по информатике (4 класс)

Данная рабочая программа кружка "Информатика в играх и задачах" предназначена для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika.4_b_klass.rar19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ртищево Саратовской области»

 Рассмотрена:

на заседании МО

Протокол № 1 от 29.08. 2019 г.

                 Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области»

__________/Дмитриенко И.Ю.

Приказ № 371-0 от 03.09. 2019 г.

Рабочая программа по «Информатике в играх и задачах»

(наименование кружка, секции)

для 4 «Б» класса

МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области»

на 2019 - 2020 учебный год

Составитель: Дьякова Светлана Александровна,

                                                         учитель высшей квалификационной категории

г. Ртищево

2019 год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в спорных ситуациях;
  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Коммуникативные УУД:

  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные резельтаты:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Учет достижений учащихся

Формы и способы контроля и самоконтроля

Формы организации образовательного процесса разнообразны: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Контроль за уровнем достижений учащихся по информатике   проводится с помощью разных видов и форм контроля.

Виды и формы контроля:

Текущий                                                                                                     

  • фронтальный опрос                                    
  • проверка домашнего задания                                                                                    
  • задания повышенной сложности  

Тематический

  • Самостоятельные работы
  • Контрольные работы

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

В результате изучения информатики ученик 4 класса будут уметь:
• определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
• описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
• заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
• выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
• изображать множества с разным взаимным расположением;
• записывать выводы в виде правил «если – то»;
• по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то».

Содержание курса внеурочной деятельности

Основные содержательные линии

Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
  • основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
  • основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно -деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно - деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Предметное содержание

Алгорит (9 часов)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.

Объекты (7 часов) 
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения(10 часов)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие « и-или» графы.

Модели в информатике(8 часов) 
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.)

Повторение

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Формируемые УУД

Календарные сроки

план

факт

Алгоритм (9ч)

1

Ветвление в построчной записи алгоритма.

  • Составлять и записывать вложенные алгоритмы.
  • Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.
  • Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

6.09.2019

2

Ветвление в построчной записи алгоритма.

13.09

3

Цикл в построчной записи алгоритма.

20.09

4

Алгоритм с параметрами.

27.09

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

4.10

6

Подготовка к проверочной работе по теме «Алгоритмы».

11.10

7

Проверочная работа № 1  по теме

 «Алгоритмы».

18.10

8

Работа над ошибками. Повторение по теме «Алгоритмы».

25.10

9

Повторение по разделу «Алгоритмы».

8.11

Объекты (7ч)

10

Общие свойства и отличительные

признаки группы объектов.

  • Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).
  • Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).
  • Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.
  • Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

15.11

11

Схема состава объекта. Адрес составной части.

22.11

12

Массив объектов на схеме состава.

29.11

13

Признаки и действия объекта и его составных частей.

6.12

14

Признаки и действия объекта и его составных частей.

13.12

15

Проверочная работа   № 2  по теме «Объекты».

20.12

16

Работа над ошибками. Повторение по теме «Объекты».

27.12

Логические рассуждения (10ч)

17

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

  • Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.
  • Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
  • Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.
  • Строить и описывать пути в графах.
  • Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
  • Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

17.01

18

Пересечение множеств.

24.01

19

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

31.01

20

Описание отношений между объектами с помощью графов.

7.02

21

Пути в графах.

22

Высказывание со словами «не», «и»,«или» и выделение подграфов.

14.02

23

Правило «Если - то».

21.02

24

Схема рассуждений.

28.02

25

Проверочная  работа   № 3  по теме «Логические рассуждения».

6.03

26

Работа над ошибками. Повторение по теме «Логические рассуждения».

13.03

Модели в информатике (8ч)

27

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

  • Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями.
  • Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов.
  • Придумывать и описывать объекты с необычными признаками.
  • Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному.
  • Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

20.03

28

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

3.04

29

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

10.04

30

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.

17.04

31

Алгоритм обратного действия.

24.04

32

Подготовка  к   проверочной работе по теме:  «Применение моделей для решения задач».

8.05

33

Проверочная работа   № 4  по теме «Модели в информатике».

15.05

34

Работа над ошибками. Повторение по теме «Модели в информатике».

22.05

Лист корректировки рабочей программы

Дата пропущенных занятий

Что скорректированно

Причина корректировки

Подпись зам. директора по ВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....

Рабочая программа "Информатика в играх и задачах" на основе авт.программы А.В.Горяева "Информатика и ИКТ"

Пояснительная записка Рабочая программа  учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена на основе авторской программы А.В. Горяч...

Рабочая программа кружка "Развиваемся, играя" (2-4 класс)

Рабочая программа кружка по развитию познавательных процессов младших школьников на основе программы Н.П. Локаловой...

Рабочая программа по предмету "Игра, игротерапия" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Игра, игротерапия» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015...

Рабочая программа ДО "Подвижные игры" 1-4 класс на 2018 -2019 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности«Подвижные игры» срок реализации 4 годавозраст 7-10 лет Количество часов: 1час в неделю (всего 135 часов)(33 часа -1 кл, 34 часа в год- 2...

Рабочая программа кружка "Народные игры" 1-4 классы

Рабочая программа кружка "Народные игры" рассчитан на четыре года....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Играем все" 4 класс

Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Играем все» заключается в том, что у физически здоровых детей есть высокая потребность в двигательной активности....