Статья "Информационная компетентность педагога"
статья по информатике по теме
В статье даны основные аспекты ИКТ - компетентности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по ИКТ - компетентности. | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Название «ИКТ – компетентность учителя начальных классов»
Слайд №2 “Технологии не заменят преподавателей, их заменят другие преподаватели, которые используют ИКТ»
Рей Клиффорд
В последнее время персональные компьютеры вошли во все сферы общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке важнейшей проблемы, к организации своей деятельности. Современную школу, уже не назовешь современной без новых информационных (компьютерных)технологий.
Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений обучающегося, учителя и образовательной среды.
С переходом на новый образовательный стандарт (2009г.) решение задач информатизации начального образования ложится на плечи учителя начальных классов. Только учитель начальных классов, задействовав при этом арсенал всех учебных предметов, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), предусмотренных стандартом второго поколения, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций учителя, в том числе и ИКТ-компетенциями.
Слайд №3 Преимущества и недостатки применения ИКТ
+
- Индивидуальный подход
- Увеличение времени для самостоятельной работы
- Большее кол – во заданий можно выполнить
- Возможность получения различного рода материалов
- Получение объективной картины уровня усвоения материала
-
- Недостаточно времени для подготовки к уроку с использованием ИКТ
- Недостаточная грамотность учителя
- Отсутствие демонстрационной техники
Слайд №4 ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя-это разные понятия.
ИКТ-грамотность – это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – это использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В профессиональной ИКТ - компетентности есть два уровня: уровень подготовленности и уровень реализованности.
Уровень подготовленности к деятельности - это уровень овладения ИКТ. Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.
Уровень реализованности (деятельностный) - это уровень использования ИКТ. На этом уровне грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для:
• организации и сопровождения сетевых форм образовательного процесса;
• реализации дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения
•организации обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся;
•соорганизации разных форм деятельности – урочной, внеурочной, самостоятельной, воспитательной – в единый образовательный процесс;
• применении современных технологий мониторинга образования.
Слайд №5 слова С.Пейперт
Слайд №6 ИКТ - компетентность
ИКТ - компетентность учителя – это комплексное понятие. Его понимают как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.
Слайд №7 информационная компетентность
ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию:
• новых целей образования;
• новых форм организации образовательного процесса;
• нового содержания образовательной деятельности.
Слайд №8 аспекты икт-компетентности
Выделяют три основных аспекта ИКТ - компетентности:
первый: наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
второй: эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
третий: понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального результата.
Часто учитель, закончивший (иногда несколько раз) курсы повышения квалификации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. Такой учитель не может называться ИКТ - компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность.
Описанные выше уровни ИКТ - компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.
Слейд №9 повышение уровня ИКТ учителю
Примерный перечень содержания ИКТ - компетентности учителя:
- знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету;
- уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР в соответствии с поставленными учебными задачами;
- устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой;
- уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания сайтов, презентационные программы (Power Point);
- уметь применять Новые Информационные Технологии;
- эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради);
- уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося;
- уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы;
организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы).
Для того чтобы учитель мог выполнять все выше перечисленное, необходима поддержка: организационная, методическая, техническая , мотивационная и материальная.
Слайд №10 притча Слайд №11 пожелания Слайд №12 спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты
В статье говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....
Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"
В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...
Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС
Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...
Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.
Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Доклад на ШМО...
Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности....
ИППРУ педагога, на тему «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в области управления качеством процессов и результатов в системе «учитель-ученик»
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС НОО...