Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
презентация к уроку

Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx31.56 КБ
Файл pedsovet_-_profstandarty.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет  

с элементами деловой игры

«Профстандарт педагога.
Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

2021г.

Цель.

Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.

Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.

Вступительное слово.

2 слайд

 С 1 января 2017 года на территории России утвержден профстандарт педагогов. Он скоро коснется всех типов образовательных учреждений. В данный  момент этот документ апробируется и полностью будет введен 01.09.2019г. Этот документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

3 слайд

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Цель применения профстандарта

Обеспечение необходимой квалификации педагога, которая влияет на результат повышения качества образования.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт с 2017 года будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

4 слайд

Профстандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Главная  особенность профстандарта

  • Работа с одаренными детьми
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
  • Работа с детьми  мигрантами
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии
  • Работа с девиантными, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

5 слайд

Основные  нововведения в работе педагога,  отраженные в профессиональном стандарте

  • необходимо полное овладение современными информационно-коммуникативными технологиями
  • знание и использование социальных сетей. 
  • научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.

6 слайд

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен выполнять трудовые действия:

  • разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ);
  • организация и проведение педагогического  мониторинга освоения детьми образовательной программы;
  • развитие профессионально значимых компетенций;
  • формирование психологической готовности к школьному обучению;
  • организация различных видов детской деятельности.

7 слайд

Педагог должен уметь:

  • Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
  • Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся,   в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
  • Владеть ИКТ-компетентностями.
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

 8 слайд

Педагог должен знать:

  • Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.
  • Рабочую программу и методику обучения.
  • Закономерности развития ребенка и детской деятельности.
  • Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

9 слайд

Новые задачи современного педагога

Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.

Квалификация работника – это уровень его знаний,  умений, профессиональных навыков и опыта работы.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта,  умения и знаний при решении профессиональных  задач.

10 слайд 

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

11 слайд 

Воспитательно–образовательная деятельность предполагаетследующие критерии компетентности:

  • осуществление целостного педагогического процесса;
  • создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  •  умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

12 слайд 

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • планирование воспитательно-образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  •  владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

13 слайд 

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей;
  • защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

14 слайд

 Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

  • Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
  • Работа в методических объединениях, творческих группах.
  • Исследовательская, экспериментальная деятельность.
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
  • Различные формы педагогической поддержки.
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
  • Обобщение собственного педагогического опыта.
  • Проблемные семинары и вебинары.
  • Работа по самообразованию.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

15 слайд

Деловая игра.

Цель: создание образа компетентного педагога.

Задание: педагогам необходимо разделиться на две команды, и каждой команде создать образ компетентного педагога, используя метод «мозгового штурма».

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Модель профессиональной компетентности педагогов»

Содержание блоков

Материалы

1.

Представление темы деловой игры (3 мин.)

- Тема нашей деловой игры «Модель профессиональной компетентности педагогов».

Цель игры: выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

 Задача: разработать модель профессиональной компетентности педагога.

Распечатка с записью темы, цели и задача игры.

2.

Практическая часть (40 мин)

Организационный этап (5 мин.)

Попрошу разделиться на две группы и придумать название своей группы.

В каждой группе выбираются:

Секретарь – для записи всех поступающих предложений;

Хранитель времени – для контроля времени;

Оратор – для защиты своей модели.

Этап «мозговой штурм» (10 мин)

Предлагаю Вам записать  качества, составляющие профессиональную компетентность педагога.

Секретарь записывает любые  мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. Затем выберите 10 наиболее  значимых и важных качеств, составляющие профессиональную компетентность педагога.

При чем  5 из них – личностные, 5 – профессиональные.

Оформительский этап (15 мин.)

Каждая группа предлагает свои качества, составляющие профессиональную компетентность педагога. Записывают.

 А сейчас давайте выберем из предложенных качеств, 10 наиболее значимых качеств.

Демонстрационный этап (10 мин)

Попрошу Вас обосновать (Ораторам)  представленные профессиональные и личностные качества.

Каждый выберите три наиболее важных, по вашему мнению, качеств из десяти представленных.

Бейджик на каждого

Лист А4 на каждую группу

Лист А4 – 2 шт.

фломастер

3.

Каждому из педагогов  необходимо выбрать  три качества,  которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество  на отдельной бумажке. Далее  педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы  свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого  оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»

4.

Рефлексия (5 мин)

-Наша игра подходит к концу. Давайте подведем итоги с помощью упражнения «Шляпа мышления»: красная, желтая и синяя. Для этого необходимо образовать три группы (можно по порядку как сидят). На обсуждение каждой группе дается 5 минут. Значение шляп:

«желтая» - называют только плюсы, все то, что понравилось на этом семинаре;

«красная» - говорит только о чувствах, которые возникли в ходе семинара;

«синяя» - называет только минусы.

Задание понятно? Тогда – начинаем работу.

- А теперь каждая «шляпа» представляет свой итог.

Всем  спасибо!

Карточки с нарисованными шляпками:

желтая, красная, синяя

Лист бумаги на каждый стол

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм . от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» Применяется с 1 января 2017 года

Слайд 3

Профессиональный стандарт педагога —основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Цель применения профстандарта : Обеспечение необходимой квалификации педагога, которая влияет на результат повышения качества образования

Слайд 4

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? Профстандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Главная особенность профстандарта Работа с одаренными детьми Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования Работа с детьми мигрантами Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии Работа с девиантными , социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

Слайд 5

Основные нововведения в работе педагога, отраженные в профессиональном стандарте необходимо полное овладение современными информационно-коммуникативными технологиям; знание и использование социальных сетей; научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.

Слайд 6

Педагог должен выполнять трудовые действия: Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей , программы развития ДОУ). Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы. Развитие профессионально значимых компетенций Формирование психологической готовности к школьному обучению. Организация различных видов детской деятельности.

Слайд 7

Педагог должен уметь: Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех воспитанников, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ. Владеть ИКТ-компетентностями . Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

Слайд 8

Педагог должен знать: Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка. Рабочую программу и методику обучения. Закономерности развития ребенка и детской деятельности. Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

Слайд 9

Модель понимания компетентности педагога (специалиста) Где: З – знания У – умения С – способности Л – личностные качества О - опыт К - компетентность К С Л У З О

Слайд 10

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной деятельности учебно –методической деятельности социально–педагогической деятельности

Слайд 11

Воспитательно –образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Показатели компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Слайд 12

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Показатели компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей; умение грамотно интегрировать содержание образования.

Слайд 13

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Показатели компетентности: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Слайд 14

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации). Работа в методических объединениях, творческих группах. Исследовательская, экспериментальная деятельность. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Различные формы педагогической поддержки. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах. Обобщение собственного педагогического опыта. Проблемные семинары и вебинары . Работа по самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ-компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию предлагается опытформирования ИКТ-компетентности  учащихся младших классов....

педагогический совет в форме деловой игры "Конкурс портфолио"

Педагогический советДеловая игра «Конкурс портфолио»Плакат: «Портфолио ученика - наглядный результат труда педагога» Группы:• •        3 центра по созданию порт...

Программа занятий с элементами социально-психологического тренинга по формированию внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС

Качество обучения и здоровье учащихся напрямую зависит от личности учителя, и прежде всего, его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций,   нравственных...

Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....

Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС

В статье описывается опыт работы по развитию профессиональных компетентностей учителя....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...

Повышение компетентности педагога в условиях реализации ФГОС НОО

Статья для сборника ГОУ ДПО ТО «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» «Из опыта работы по достижению качест...