Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
презентация к уроку
Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii.docx | 31.56 КБ |
pedsovet_-_profstandarty.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
с элементами деловой игры
«Профстандарт педагога.
Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
2021г.
Цель.
Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.
Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.
Вступительное слово.
2 слайд
С 1 января 2017 года на территории России утвержден профстандарт педагогов. Он скоро коснется всех типов образовательных учреждений. В данный момент этот документ апробируется и полностью будет введен 01.09.2019г. Этот документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».
3 слайд
Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Цель применения профстандарта
Обеспечение необходимой квалификации педагога, которая влияет на результат повышения качества образования.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Профстандарт с 2017 года будут применяться в качестве:
- Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
- Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
- Инструмента роста качества российского образования.
- Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
- Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.
4 слайд
Профстандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Главная особенность профстандарта
- Работа с одаренными детьми
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
- Работа с детьми мигрантами
- Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии
- Работа с девиантными, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
5 слайд
Основные нововведения в работе педагога, отраженные в профессиональном стандарте
- необходимо полное овладение современными информационно-коммуникативными технологиями
- знание и использование социальных сетей.
- научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.
6 слайд
Содержание Профстандарта педагога
Педагог должен выполнять трудовые действия:
- разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ);
- организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы;
- развитие профессионально значимых компетенций;
- формирование психологической готовности к школьному обучению;
- организация различных видов детской деятельности.
7 слайд
Педагог должен уметь:
- Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
- Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
- Владеть ИКТ-компетентностями.
- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
8 слайд
Педагог должен знать:
- Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.
- Рабочую программу и методику обучения.
- Закономерности развития ребенка и детской деятельности.
- Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.
9 слайд
Новые задачи современного педагога
Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.
Квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
10 слайд
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно–методической;
- социально–педагогической.
11 слайд
Воспитательно–образовательная деятельность предполагаетследующие критерии компетентности:
- осуществление целостного педагогического процесса;
- создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
12 слайд
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
13 слайд
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- консультативная помощь родителям;
- создание условий для социализации детей;
- защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
14 слайд
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:
- Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
- Работа в методических объединениях, творческих группах.
- Исследовательская, экспериментальная деятельность.
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
- Различные формы педагогической поддержки.
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
- Обобщение собственного педагогического опыта.
- Проблемные семинары и вебинары.
- Работа по самообразованию.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.
15 слайд
Деловая игра.
Цель: создание образа компетентного педагога.
Задание: педагогам необходимо разделиться на две команды, и каждой команде создать образ компетентного педагога, используя метод «мозгового штурма».
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«Модель профессиональной компетентности педагогов»
№ | Содержание блоков | Материалы |
1. | Представление темы деловой игры (3 мин.) - Тема нашей деловой игры «Модель профессиональной компетентности педагогов». Цель игры: выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности. Задача: разработать модель профессиональной компетентности педагога. | Распечатка с записью темы, цели и задача игры. |
2. | Практическая часть (40 мин) Организационный этап (5 мин.) Попрошу разделиться на две группы и придумать название своей группы. В каждой группе выбираются: Секретарь – для записи всех поступающих предложений; Хранитель времени – для контроля времени; Оратор – для защиты своей модели. Этап «мозговой штурм» (10 мин) Предлагаю Вам записать качества, составляющие профессиональную компетентность педагога. Секретарь записывает любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. Затем выберите 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющие профессиональную компетентность педагога. При чем 5 из них – личностные, 5 – профессиональные. Оформительский этап (15 мин.) Каждая группа предлагает свои качества, составляющие профессиональную компетентность педагога. Записывают. А сейчас давайте выберем из предложенных качеств, 10 наиболее значимых качеств. Демонстрационный этап (10 мин) Попрошу Вас обосновать (Ораторам) представленные профессиональные и личностные качества. Каждый выберите три наиболее важных, по вашему мнению, качеств из десяти представленных. | Бейджик на каждого Лист А4 на каждую группу Лист А4 – 2 шт. фломастер |
3. | Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств. У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?» | |
4. | Рефлексия (5 мин) -Наша игра подходит к концу. Давайте подведем итоги с помощью упражнения «Шляпа мышления»: красная, желтая и синяя. Для этого необходимо образовать три группы (можно по порядку как сидят). На обсуждение каждой группе дается 5 минут. Значение шляп: «желтая» - называют только плюсы, все то, что понравилось на этом семинаре; «красная» - говорит только о чувствах, которые возникли в ходе семинара; «синяя» - называет только минусы. Задание понятно? Тогда – начинаем работу. - А теперь каждая «шляпа» представляет свой итог. Всем спасибо! | Карточки с нарисованными шляпками: желтая, красная, синяя Лист бумаги на каждый стол |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм . от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» Применяется с 1 января 2017 года
Профессиональный стандарт педагога —основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Цель применения профстандарта : Обеспечение необходимой квалификации педагога, которая влияет на результат повышения качества образования
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? Профстандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Главная особенность профстандарта Работа с одаренными детьми Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования Работа с детьми мигрантами Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии Работа с девиантными , социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
Основные нововведения в работе педагога, отраженные в профессиональном стандарте необходимо полное овладение современными информационно-коммуникативными технологиям; знание и использование социальных сетей; научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.
Педагог должен выполнять трудовые действия: Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей , программы развития ДОУ). Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы. Развитие профессионально значимых компетенций Формирование психологической готовности к школьному обучению. Организация различных видов детской деятельности.
Педагог должен уметь: Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех воспитанников, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ. Владеть ИКТ-компетентностями . Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
Педагог должен знать: Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка. Рабочую программу и методику обучения. Закономерности развития ребенка и детской деятельности. Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.
Модель понимания компетентности педагога (специалиста) Где: З – знания У – умения С – способности Л – личностные качества О - опыт К - компетентность К С Л У З О
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной деятельности учебно –методической деятельности социально–педагогической деятельности
Воспитательно –образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Показатели компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Показатели компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей; умение грамотно интегрировать содержание образования.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Показатели компетентности: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации). Работа в методических объединениях, творческих группах. Исследовательская, экспериментальная деятельность. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Различные формы педагогической поддержки. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах. Обобщение собственного педагогического опыта. Проблемные семинары и вебинары . Работа по самообразованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ-компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию предлагается опытформирования ИКТ-компетентности учащихся младших классов....
педагогический совет в форме деловой игры "Конкурс портфолио"
Педагогический советДеловая игра «Конкурс портфолио»Плакат: «Портфолио ученика - наглядный результат труда педагога» Группы:• • 3 центра по созданию порт...
Программа занятий с элементами социально-психологического тренинга по формированию внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС
Качество обучения и здоровье учащихся напрямую зависит от личности учителя, и прежде всего, его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций, нравственных...
Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....
Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС
В статье описывается опыт работы по развитию профессиональных компетентностей учителя....
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...
Повышение компетентности педагога в условиях реализации ФГОС НОО
Статья для сборника ГОУ ДПО ТО «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» «Из опыта работы по достижению качест...