сценарий занятия в ГПД на тему "Что мы знаем о роботах?"
план-конспект занятия по информатике (3 класс) по теме
Занятие посвящено истории робототехники и первым навыкам конструирования роботов с использованием Лего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya_v_robo.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия в группе продленного дня.
«Что мы знаем о роботах?»
Цели: получение новых знаний, развитие исследовательских способностей детей, совершенствование навыков социального взаимодействия, умения выступать перед аудиторией,
планировать деятельность, распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Используемые технологии:
- работа в группах
-проектная деятельность
Используемое оборудование: компьютерная презентация «Что мы знаем о роботах?», наборы конструкторов «LEGO» Перворобот NXT, листы бумаги, фломастеры.
Дети при входе в кабинет получают жетоны красного, синего и зеленого цвета.
Соответственно карточкам происходит рассадка по группам.
Здравствуйте!
У нас сегодня праздник. Открытие Робо-клуба.
Практически в каждой группе продленного дня в нашей гимназии есть наборы Лего.
У младших – это Лего WEDO, у ребят постарше – Лего перворобот NXT.
С чего начинать? Сегодня наш Робо-клуб начинает цикл занятий, которые помогут всем нам разобраться в этом вопросе.
Занятие 1. будет посвящено истории робототехники. Проведем Мини Робофест.
Занятие 2. поможет вам сделать первые шаги в конструировании.
Занятие 3. познакомит с началами программирования.
Далее – проведём соревнования созданных моделей, пока между собой, а со временем возможен выход и на более серьезный уровень.
Сегодня мы собрались для того, чтобы выяснить, что же мы знаем и чего не знаем о роботах и можем ли мы сами сконструировать робота?
Итак, внимание на экран.
Слайды 1-2. Что вы знаете о роботах? Как вы представляете себе робота? Спросила я детей накануне занятия. И вот что получилось. Посмотрите, какие они разные, эти роботы, непохожие друг на друга.
Работа в группах.
Так что же вы знаете о роботах? Какие они бывают? Где вы с ними встречались?
Выступают по очереди команда красных, команда синих и команда желтых.
Ну что ж, команды выступили, и стало понятно, что о роботах вам известно немало.
И снова – внимание на экран.
Информационная часть.
Слайд 3-5. В энциклопедии читаем: робот -машина с человекоподобным поведением, которая частично или полностью выполняет функции человека (иногда животного) при взаимодействии с окружающим миром.
Совершим небольшое путешествие в историю.
Слово «робот» вошло в нашу речь с легкой руки чешского писателя Карела Чапека. В своей пьесе RUR («Россумские Универсальные Роботы»), опубликованной в 1920 г. Чапек описывает фабрику, производящую «искусственных людей», которых и называет роботами .
1942 год. Айзек Азимов, американский писатель – фантаст, впервые использует в одном из своих рассказов слово "робототехника" (robotics) и предсказывает развитие мощной робототехнической промышленности.
Показать книгу А.Азимов «Сборник американской фантастики»
Слайд 4-6. Он же сформулировал знаменитые Три Закона робототехники,
Эти законы таковы:
1. Робот не должен причинять человеку вред или допускать, не вмешиваясь, чтобы человеку был нанесен ущерб.
2. Робот должен выполнять приказания, отдаваемые людьми, за исключением тех случаев, когда они приводят к нарушению закона 1.
3. Робот должен защищать свое существование, за исключением тех случаев, когда такая защита может привести к нарушению законов 1 и 2.
…Не надо забывать, что Айзек Азимов – писатель. Если хорошенько подумать, Три Законы робототехники совпадают с основными принципами большинства этических систем, существующих на Земле.
Конечно, каждый человек наделен инстинктом самосохранения. У робота это Третий Закон.
Каждый человек, чувствующий свою ответственность перед обществом, подчиняется определенным авторитетам. Он прислушивается к мнению окружающих. Он исполняет законы, следует обычаям, соблюдает приличия, даже если они лишают его некоторых удобств или подвергают опасности. А у роботов это Второй Закон.
Кроме того, предполагается, что каждый человек должен любить своих ближних, как себя самого, вступаться за своих друзей, рисковать своей жизнью ради других. Для робота это Первый Закон.
Вот и раскрылись секреты знаменитых Законов робототехники. В каждом рассказе Азимова робот - это своеобразная шкала, в согласии с которой соразмеряются поступки героев. Прием интересный и очень действенный, а сами рассказы увлекательны и читаются с неослабевающим интересом.
Свои первые представления о роботах вы формируете по книгам и кинофильмам. В своих произведениях писатели описывают роботов, имитирующих движение, внешний облик и поведение человека – андроидов, роботов такого типа мы можем увидеть и в кинофильмах. Сейчас на экране вы увидите известных и полюбившихся вам героев.
(на слайде изображения кино-героев сменяют друг друга)
Работа в группах.
Вопрос командам (а отвечает один из членов команды): расскажите, что вы знаете об этом роботе, о его приключениях.
Кто готов?? Дети рассказывают.
1 - Этот робот, не произнесший первую половину фильма ни слова, безусловно, обладает огромной харизмой. Он влюбляет в себя с первых же минут, и, как и все положительные роботы нашей десятки (а среди них есть и отрицательные) обладает способностью сопереживать – Валли.
2- Робокоп. Звезда конца 80-х — робот-полицейский из одноименного фильма Пола Верхувена. Мучается весь фильм вопросом — человек он или робот, что не мешает ему бороться с преступностью, молниеносно выхватывая из вмонтированной в ногу кобуры, пистолет.
3 - Роботы - трансформеры, Автоботы и Десептиконы снова сразились в военной битве за Землю. Победить в этом противостоянии может только самый выносливый и сильный робот.
4 - Мультфильм «Роботы» повествует о приключениях робота-изобретателя Родни Нержавейкина, живущего в городке Заклепок, населённом одними роботами. Благодаря своему таланту, Родни перебирается в столицу, чтобы устроится на работу изобретателем.
Спасибо!
Информационная часть.
Слайд 7-10. На самом деле большинство роботов, помогающих нам, мало похожи на человека. С развитием робототехники определились три разновидности роботов:
1) с жёсткой программой действий:
2) управляемые человеком-оператором;
3) с искусственным интеллектом, действующие "разумно" без вмешательства человека.
Первая разновидность роботов точно выполняет команды, заложенные в устройство для выполнения конкретной операции (автоматы). При изменении, например, расстояния до станка необходимо заново переделать программу и заново «обучить» робота.
- На слайде мы видим только двух из многочисленного семейства промышленных роботов. Давно известно, что один сварочный робот способен заменить труд сразу нескольких высокооплачиваемых сварщиков, при этом качество сварных швов значительно увеличивается и практически исключается брак.
- Промышленные роботы для литейной промышленности исключают тяжелый человеческий труд из вредной среды и способны непрерывно работать согласно созданным рабочим программам.
Вторая разновидность роботов получает команды от человека – оператора (полуавтоматы). Команды от человека робот получает с помощью биотоков (биотехнические роботы). Примером биотехнического робота может служить Луноход.
- Луноходы – серия советских дистанционно или вручную управляемых самоходных планетоходов для исследования Луны.
Экипаж Лунохода, получая на Земле лунные телевизионные изображения и телеметрическую информацию, с помощью специализированного пульта управления обеспечивал выдачу команд на Луноход. Луноход на Землю не вернулся.
Роботы с искусственным интеллектом или интегральные роботы, благодаря встроенному компьютеру, воспринимают информацию об окружающей среде
( температуру, расстояние, рельеф, форму), обрабатывают её в соответствии с набором имеющихся программ и принимают соответствующее решение, например, робот – шахматист, музыкант и т.п.)
Работа в группах.
Слайд 11-14. Вопрос командам. Что за здание вы видите на слайде? 30 сек.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР Российской Федерации «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» (ЦНИИ РТК) – один из крупнейших исследовательских центров России – находится рядом с нашей гимназией на Светлановском проспекте.
Информационная часть.
Ученые занимаются здесь разработкой и созданием технических средств робототехники и технической кибернетики космического, воздушного, наземного и морского базирования.
Экстремальная робототехника - робототехника для работы в условиях опасной окружающей среды – вот одно из направлений их исследований.
Не только ученые занимаются робототехникой. Существуют ассоциации спортивной и образовательной робототехники, проводятся фестивали и соревнования роботов. Так в декабре прошлого года в нашем городе проходили открытые зимние соревнования по робототехнике в лицее № 239.
Принять участие в этих соревнованиях может любой желающий.
Один из преподавателей этого лицея – Филиппов Сергей Александрович, является автором уникального учебника по робототехнике.
Рефлексия:
Сделаем небольшой перерыв, возьмите листочки и ответьте, пожалуйста, что нового вы узнали о роботах, о робототехнике сегодня.
Заслушать каждую команду.
Молодцы! Я думаю, что главное ваше достижение сегодня – это четкая и слаженная работа в командах.
Слайд 15-19. В нашем распоряжении находится кибернетический конструктор Лего, который позволит и нам сделать робота. Мы научимся программировать его поведение. А что он будет делать – это зависит от нашей фантазии.
Посмотрите на этих Робо-братьев. Внешне похожи, а действия выполняют разные, потому что в них заложены разные программы.
Создание проекта, работа в группах
А теперь давайте конструировать!
На столе у каждой команды набор ЛЕГО.
На слайде вы видите часть деталей, которые входят в этот набор.
Задача для каждой команды:
- создать из перечисленных деталей сказочного героя и рассказать о нем.
На работу – 5 мин.
Начали!
( Звучит музыка из к/ф «Приключения Электроника»)
По окончании работы, команды демонстрируют свои проекты и рассказывают о них.
Затем все приглашаются в рекреацию на малый Робо – фестиваль, где будут продемонстрированы уже сконструированные и запрограммированные опытные образцы роботов.
Хотите сами сконструировать подобные модели?
Приходите к нам на следующее занятие, будем учиться!
_______________________________________________________________________
Литература:
1. С.А. Филиппов «Робототехника для детей и взрослых», Санкт – Петербург, «Наука», 2013 г.
2. Интернет – ресурсы: http://www.prorobot.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по ПДД "Правила дорожного движения знай и соблюдай"
Внеклассное занятие проводится в форме игры с целью формирования правильного поведения на дороге....
Занятие по ТРИЗ курсу "Усовершенствование школьного значка"
Занятие по ТРИЗ курсу "Усовершенствование школьного значка"...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)
Сценарий занятия по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....
Сценарий занятия по внеурочной деятельности «Я гражданин». Занятие по 4 классе В Хорошие помощники
Сценарий занятия по внеурочной деятельности «Я гражданин».Занятие по 4 классе ВХорошие помощникиФорма занятия: комбинированноеОбучающая цель: Формировать представлени...
Внеклассное занятие по окружающему миру "Что мы знаем о воде" для учащихся начальной школы
В данной разработке можно найти загадки, стихи, полезные сведения, пословицы и поговорки о воде....
Сценарий спортивного праздника «Веселись, играй, да дело знай»
Сценарий спортивного праздника«Веселись, играй, да дело знай»...
Сценарий логопедического внеклассного мероприятия по теме «Я знаю произведения Астрид Линдгрен»
Сценарий логопедического внеклассного мероприятия "Я знаю произведения Астрид Линдгрен" содержит увлекательные задания, викторины, кроссворд, направленные на актуализацию знаний о произведен...