Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 4 класса
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 4 класса по учебнику А.В. Горячева "Информатика и ИКТ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_12.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики и ИКТ для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатики и ИКТ (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.
Программа составлена на основе авторской программы Горячев А.В. «Информатика и ИКТ». Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на первой ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника начальной школы: уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере (создание документов, графических изображений, мультимедийной продукции) человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. А вот применение компьютера для решения более сложных задач – таких, как табличные процессоры, базы данных, встроенные средства программирования и многие другие, - требуют специальных знаний и умений из области информатики. Эффективному решению этих проблем способствует понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями: однозначными описаниями предметов, действий и рассуждений. При создании таких моделей потребуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Именно эти умения и относятся к целевым в пропедевтическом курсе «Информатика в играх и задачах»
Курс наполнен игровыми и занимательными заданиями на примерах из окружающей действительности, детской литературы, базовых учебных предметов. Он соответствует компетентностному подходу к содержанию образования, новой концепции курса информатики в начальной школе и задаче развития познавательных и творческих способностей учащихся.
Содержание программы носит пропедевтический характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры..
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
Формы проведения уроков: мини-лекция, урок - практикум, урок-игра, урок - контроля.
Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.
Ожидаемые образовательные результаты
Учащиеся будут знать:
- что такое полное имя файла.
Учащиеся будут уметь:
- создавать папки (каталоги)
- удалять файлы и папки (каталоги)
- копировать файлы и папки (каталоги)
- перемещать файлы и папки (каталоги).
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление
Учащиеся будут уметь:
- вставлять изображения в печатную публикацию
- создавать схемы и включать их в печатную публикацию
- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
- составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
- создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок
- включать в электронную публикацию звуковые, видео и анимационные элементы.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.
- искать, находить и сохранять тексты, найденные в поисковых системах
- искать, находить и сохранять изображения, найденные в поисковых системах.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать, находить нужную вам информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
Изучение информатики в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – языковой, социокультурной, учебно-познавательной:
-языковая компетенция которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях при получении и передачи информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ 20%от34 часов | Использование проектной деятельности 30%от34 часов | Использование исследователь- ской деятельности 20%от34 часов |
1. | Знакомство с компьютером: файлы и папки | 4 | 1 | ||
2. | Создание текстов | 7 | 3 | 1 | 1 |
3. | Создание печатных публикаций | 7 | 4 | 1 | 1 |
4. | Создание электронных публикаций | 6 | 3 | 1 | 1 |
5. | Поиск информации | 10 | 6 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 17 | 4 | 4 |
Основное содержание тематического плана
№ п/п | Тематический блок, тема учебного занятия | Кол-во часов |
Знакомство с компьютером: файлы и папки | ||
1 | Папки (каталоги) (мини-лекция) | 1 |
2 | Полное имя файла (мини-лекция) | 1 |
3 | Операции над папками и файлам (урок-практикум) | 1 |
4 | Оценка результатов (урок - контроля) | 1 |
Создание текстов | ||
5 | Задания в ситуациях (урок - исследование) | 1 |
6 | Компьютерное письмо (мини-лекция) | 1 |
7 | Правила клавиатурного письма (мини-лекция) | 1 |
8 | Операции при создании текстов (урок-практикум) | 1 |
9 | Оформление текстов (урок-практикум) | 1 |
10 | Организация текста (урок-практикум) | 1 |
11 | Оценка результатов (урок-защита проекта) | 1 |
Создание печатных публикаций | ||
12 | Задания в ситуациях (урок - исследование) | 1 |
13 | Печатные публикации (мини-лекция) | 1 |
14 | Программы для создания электронных публикаций (урок-практикум) | 1 |
15 | Иллюстрации в публикациях (урок-практикум) | 1 |
16 | Схемы в публикациях (урок-практикум) | 1 |
17 | Таблицы в публикациях (урок-практикум) | 1 |
18 | Оценки результатов (урок-защита проекта) | 1 |
Создание электронных публикаций | ||
19 | Задания в ситуациях (урок - исследование) | 1 |
20 | Электронные публикации (мини-лекция) | 1 |
21 | Программы для создания электронных публикаций (урок-практикум) | 1 |
22 | Гиперссылки в публикациях (урок-практикум) | 1 |
23 | Звуки. Видео и анимации в электронных публикациях (урок-практикум) | 1 |
24 | Оценка результатов (урок-защита проекта) | 1 |
Поиск информации | ||
25 | Задания в ситуациях (урок - исследование) | 1 |
26 | Источники информации для компьютерного источника (мини-лекция) | 1 |
27 | Способы компьютерного поиска информации (урок-практикум) | 1 |
28 | Поисковые системы (урок-практикум) | 1 |
29 | Поисковые запросы (урок-практикум) | 1 |
30 | Уточнение запросов на поиск информации (урок-практикум) | 1 |
31 | Сохранение результатов поиска (урок-практикум) | 1 |
32 | Поиск изображения (урок-практикум) | 1 |
33 | Сохранение найденных изображений (урок-практикум) | 1 |
34 | Оценка результатов (урок-защита проекта) | 1 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Корректировка | Основные понятия и термины | |
по плану | по факту | |||||
Знакомство с компьютером: файлы и папки | ||||||
1 | Папки (каталоги) | 1 | 08.09.12. | Папки, каталоги, сменные носители, операционная система | ||
2 | Полное имя файла | 1 | 15.09.12. | Файлы, проводник, файловые менеджеры | ||
3 | Операции над папками и файлами | 1 | 22.09.12. | Копирование, удаление, буфер обмен. | ||
4 | Оценка результатов | 1 | 29.09.12. | |||
5 | Задания в ситуациях | 1 | 06.10.12. | Ситуация, описание, роль | ||
6 | Компьютерное письмо | 1 | 13.10.12. | Компьютерное письмо, клавиатура, компьютер. | ||
7 | Правила клавиатурного письма | 1 | 20.10.12. | Клавиатурный тренажёр | ||
8 | Операции при создании текстов | 1 | 27.10.12. | Курсор, текст, символ, перемещение курсора, редактирование текста. | ||
9 | Оформление текстов | 1 | 10.11.12. | Шрифт, размер, начертание, символ. | ||
10 | Организация текста | 1 | 17.11.12. | Выравнивание, редактор | ||
11 | Оценка результатов | 1 | 24.11.12. | Начертание букв | ||
12 | Задания в ситуациях | 1 | 01.12.12. | |||
13 | Печатные публикации | 1 | 08.12.12. | Публикации, печатное издание, листовое издание, буклет, бланк, листовка, книжное издание, брошюра. | ||
14 | Программы для создания электронных публикаций | 1 | 15.12.12. | Текстовые редакторы, Microsoft Word, OpenOffice Writer | ||
15 | Иллюстрации в публикациях | 1 | 22.12.12. | Иллюстрации, библиотека фотографий. | ||
16 | Схемы в публикациях | 1 | 12.01.13. | Схема, схема состава, наследования, схема придчин и следствий, пищевая цепь. | ||
17 | Таблицы в публикациях | 1 | 19.01.13. | Столбцы, строки, таблица, ячейка. | ||
18 | Оценки результатов | 1 | 26.01.13. | |||
19 | Задания в ситуациях | 1 | 02.02.13. | |||
20 | Электронные публикации | 1 | 09.02.13. | Электронная публикация, сеть, интернет, презентация, слайды, справочная система. | ||
21 | Программы для создания электронных публикаций | 1 | 16.02.13. | PowerPoint | ||
22 | Гиперссылки в публикациях | 1 | 23.02.13. | Гиперссылки | ||
23 | Звуки. Видео и анимации в электронных публикациях | 1 | 02.03.13. | Звук, видео, мультимедия, анимация. | ||
24 | Оценка результатов | 1 | 09.03.13. | |||
25 | Задания в ситуациях | 1 | 16.03.13. | |||
26 | Источники информации для компьютерного источника | 1 | 23.03.13. | Поиск информации, Компакт-диск, браузер. | ||
27 | Способы компьютерного поиска информации | 1 | 06.04.13. | Интернет | ||
28 | Поисковые системы | 1 | 13.04.13. | Яндекс, маил, гугл. | ||
29 | Поисковые запросы | 1 | 20.04.13. | Поиск, искать. | ||
30 | Уточнение запросов на поиск информации | 1 | 27.04.13. | Сужение поиска | ||
31 | Сохранение результатов поиска | 1 | 04.05.13. | Сохранение | ||
32 | Поиск изображения | 1 | 11.05.13. | |||
33 | Сохранение найденных изображений | 1 | 18.05.13. | |||
34 | Оценка результатов | 1 | 25.05.13. | |||
Итого: | 34 |
Информационно-методическое обеспечение
УМК
- Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика и ИКТ, «Баласс» 2007 г.
- Информатика и ИКТ : задачник - компьютерный практикум для 4 класса. Автор: Горячев А. В. Название: Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер).
Список литературы для учителя
1. А. А.Л. Семенов, Е.С. Архипова, Т.А. Рудченко "Информатика как
системообразующий элемент содержания образования начальной школы"
2. В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина. Методические рекомендации для
учителя.
3. А.В. Горячев «Информатика и ИКТ». Издательство «Баласс» 2007г.
4. А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина. «Задачник – компьютерный
практикум»
Список литературы для учащихся
- А.В. Горячев «Информатика и ИКТ» 4 класс. Издательство «Баласс» 2007г.
- Информатика и ИКТ: задачник - компьютерный практикум для 4 класса. Автор: Горячев А. В. Название: Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер).
Сайты
- nsportal.ru›Начальная школа›Информатика›…-po-informatike-4-klass…
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
- schoolguide.ru›4 класс
- neizmenyaemyh.com›umk_goryachev_informatika.html
- pedsovet.su›
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 3 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 3 класса по курсу "Информатика и ИКТ" автора А.В. Горячева...
Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству в 4 классе (по программе Б.Неменского)
Представлена рабочая программа по изобразиттельному искусству для 4 класса ( основная программа, по которой занимается класс "Гармония", программма по предмету Б.Неменского), занимаю...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена на основе авторской программыпо «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобраз...
Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса.Образовательная программа "Начальная школа XXI века"
Календарно-тематическое планирование.Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса.Образовательная программа "Начальная школа XXI века"...
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год...