Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ №29/2065-п от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Математика» Авторы И.В. Больших, О.И Кукушкина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Рекомендовано методсоветом Утверждаю:
к реализации Директор
Протокол № _____ от ______ 20___ г. Сиприкова С.А. ______________
Зам. директора по УВР « _____ » _______________ 20___г.
Зотова Т.И. ______________
Рабочая учебная программа
по курсу «Математика» во 2 классе
2011 - 2012учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Радионенко Т.Н.
Хабаровск, 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ №29/2065-п от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Математика» Авторы И.В. Больших, О.И Кукушкина).
Согласно базисному учебному плану на изучение математики во 2 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего – 170 часов в год.
Освоение начального курса математики должно создать прочную основу для осознанного овладения глухими детьми систематического курса математики на следующих ступенях школьного образования, а также способствовать развитию их словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики, и сурдопедагогических путей их преодоления.
Курс математики 2 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Основу курса составляют продолжение представления о натуральном числе от 1 до 100 и нуле, четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах и основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Программа объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материал, а также предполагает формирование у детей пространственных представлений в тесной связи с уроками ППО, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики направлено на повышение уровня формируемых обобщений и развития абстрактного мышления, что особенно важно для детей с нарушенным слухом.
Структура программы составляет соотношение тематических разделов курса, задач обучения и соответствующих им видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности типовых заданий и упражнений, помогает определить необходимый объем математических терминов и типовых фраз, которые должна быть освоены детьми.
Содержание обучения математике во втором классе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой на дальнейших этапах обучения.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе. Материал в программе сгруппирован таким образом, чтобы ребенок последовательно изучал связанные между собой понятия и действия, математические задачи. Освоение предшествующего материала служит основой для изучения последующего.
На уроках математики осуществляется работа над коррекцией произносительной стороны речи детей, которая заключается в систематическом контроле над реализацией каждым учеником его максимальных произносительных возможностей и исправлении допускаемых ошибок с помощью уже известных ребенку навыков самоконтроля.
Основным способом восприятия учебного материала глухими детьми является слухо-зрительный.
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр), выявлять изменения, происходящие с объектами, и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Основные задачи начального курса математики:
- формирование понятия о натуральном числе и нуле;
- формирование умений производить устные и письменные вычисления с целыми положительными числами в пределах 100
- формирование умений анализировать действительность, выделяя значимые для математического анализа параметры;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать математические факты;
- формирование пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
- формирование общеучебных умений (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.);
- формирование умений использовать полученные математические знания для решения практических (житейских) задач, соответствующих уровню развития и возрастным интересам детей.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
- Арифметические действия
- Числа и величины
- Работа с текстовыми задачами
- Нумерация (числа от 1 до 100)
- Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
- Геометрические величины.
Арифметические действия: устные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления; единица длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр; решение задач на 4 арифметических действия в течение года; названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица умножения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, перестановка множителей). Способы проверки правильности вычислений.
Числа и величины. Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 100. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Величины и единицы их измерения. Единицы длины (сантиметр, дециметр, миллиметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше в ...», «меньше в ...», «во сколько раз больше?», «во сколько раз меньше?»
Нумерация (числа от 1 до 100): образование и названия двузначных чисел, порядок следования чисел при счёте; запись и чтение двузначных чисел; представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел;
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр, миллиметр, метр). Измерение длины отрезка.
Виды и формы организации учебного процесса (классификация М.А.Данилова, Б.П.Есипова)
- Уроки сообщения и усвоения новых знаний, уроки закрепления, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля знаний, комбинированные уроки;
- фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Формы контроля в процессе обучения: математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 42 часа | к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3 |
2 четверть | 37 часов | к.р. – 2; м.д. – 2; с. р. – 3 |
3 четверть | 50 часов | к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3 |
4 четверть | 41 час | к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3 |
Итого: | 170 часов (5 часов в неделю) | к.р. – 11; м.д. – 11; с. р. – 9 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
обучающимися к окончанию 2 класса
Неслышащие учащиеся
должны знать:
- название и последовательность чисел в пределах 100;
- названия и обозначения действия умножения и деления;
- таблицу умножения;
- название чисел при умножении и делении;
- как найти неизвестное делимое (делитель);
- правила порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- меры длины, соотношения между ними;
- название единиц измерения длины (сантиметр, дециметр, миллиметр, метр);
- свойства сторон квадрата и прямоугольника.
Должны уметь:
- читать и записывать числа от 0 до 100;
- выполнять устно арифметические действия в пределах 100 (сложение, вычитание, умножение, деление);
- выполнять письменно умножение и деление в пределах 100 (табличное умножение и деление);
- решать простейшие уравнения на основе знаний зависимости между компонентами и результатами действий;
- решать задачи на 4 арифметических действия;
- решать задачи на деление на равные части, на деление по содержанию;
- решать задачи на умножение;
- решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз;
- составлять простые задачи по рисунку (схеме, краткой записи условия, вопросу);
- решать примеры, включающие в себя 2-3 действия со скобками и без скобок;
- находить неизвестные компоненты при умножении (делении);
- выполнять действия с числами с указанными мерами;
- распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;
- измерять длину отрезка, длины сторон геометрических фигур;
- представлять двухзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять вычисления с нулем;
- измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, величине;
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями(покупка, измерение, взвешивание и др.);
Учебно-методический комплект
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
Программа | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. М., «Просвещение», 2005 |
Раздел программы | Математика. И.В. Больших, О.И Кукушкина |
Учебник | Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010, 96 с. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010, 96 с. |
Дидактические средства | Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010 Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010 |
Методическая литература | Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др.: 2 класс. М.: ВАКО, 2011, 432 с. (В помощь школьному учителю) Сухова В.Б. Обучение математике в подготовительном-IV классах школ для глухих и слабослышащих детей. М.: ACADEMA, 2002, 184 с. |
Материалы для проведения проверочных работ | Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 80 с. Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др.: 2 класс. М.: ВАКО, 2011, 432 с. (В помощь школьному учителю) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/30/picture-44484.jpg)
рабочая программа по курсу "Математика" УМК "Гармония"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС. ПОдробная пояснительная записка, календарно-тематические планирование с указанием темы каждого урока и форм контроля результатов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47483.jpg)
Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.
Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-97903-1376746714.jpg)
Рабочая программа по курсу "Математика" к УМК М. И. Моро 2 класс
Рабочая программа курса «Математика» для 2 класса на 2012-2013 учебный год разработана на основе Федерального госуд...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-265494-1371025204.jpg)
Рабочая программа по курсу «Технология» на 2013– 2014 учебный год 2 класс. Образовательная система: «Гармония»
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-209258-1363416210.jpg)
Рабочая программа по курсу "Математика"1класс ФГОС Школа России
Рабочая программа по математике Школа России...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной пр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/27/picture-402466-1532669461.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика» на 2011-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Математика»на 2011-2015 учебный год (+ ТП)...