РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
календарно-тематическое планирование по информатике (3 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена на основе авторской программы
по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike.docx | 59.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
(образовательная система Л. В. Занков)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена на основе авторской программы
по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год.
- Пояснительная записка
Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике,
но, как правило, это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. И то, и другое — хорошие и полезные вещи, но... На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной, речи как способа общения. Общение — это обмен информацией между людьми. Передать информацию можно устно или в виде письменного сообщения, т. е. в виде описания. Описание может быть в текстовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным устройством, поэтому компьютер часто называют инструментом для обработки информации.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общих представлений об информационной картине мира,
об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; - знакомство с базовой системой понятий информатики;
- приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов, моделей и т. д. с помощью компьютера;
- развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их
при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов; - получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать
с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании,
при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.; - обеспечение подготовки младших школьников решению информационных задач
на последующих ступенях общего образования; - воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде ка: одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы информацией.
Изучение информатики в 3 классе направленно на решение следующих задач:
- развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе
которой лежат умения работать с информацией, осуществлять ее сбор, хранение,
обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
- формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие
с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и др.; - формирование умения описывать объекты реальной действительности
с использованием понятий и терминов информатики; - развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах:
в виде чисел, текста, рисунков; - закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными
способами (в виде списков, таблиц, схем);
- развитие навыков использования информации и знаний при решении различных
информационных задач;
- формирование навыков использования компьютерной техники и современных
технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики
в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем
изучаемым предметам в начальной школе.
- Общая характеристика учебного предмета
Введение непрерывного изучения информатике – это необходимый шаг. Отвечающий потребностям времени.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
• информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
• источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
• средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение,
устройства мультимедиа);
• организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Обучение информатики строится на основе трех основных идей:
1. элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере;
2. разделения в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели;
3. формирования и развития умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т.е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Человек и информация
Человек и информация. Источник и приёмник информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Действия с информацией
Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Объект и его характеристика
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами.
Информационный объект и компьютер
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.
В состав УМК для третьего класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для третьего класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:
• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
• повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;
• обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;
• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Компьютерный практикум
В 3 классе компьютерный практикум рекомендуется проводить с использованием электронного пособия. Время работы на компьютере 15 минут, после чего проводится зарядка для глаз.
Цель компьютерного практикума – научить учащихся начальной школы:
- представлять на экране компьютера информацию об объектах различными способами:
в виде текста, рисунков, чисел;
- выполнять элементарные преобразования информации – из ряда в список, из списка
в ряд, в таблицу, в схему;
- работать с экранными «электронными» текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор;
- производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
- использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
- находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее
на исполнение;
- управлять экранными объектами с помощью мыши;
- получить навыки набора текста с клавиатуры.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение информатики в каждом классе начальной школы отводится отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Информатика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где информационное содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Информатика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения
в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты по информактике
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны
понимать:
- какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с информацией;
- что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс; что информационные объекты служат для описания других объектов;
- что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
- что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
знать:
- основные действия с информацией: сбор, представление, кодирование, хранение, обработку и передачу;
- что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
- что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
- что компьютер может работать с разными; информационными объектами;
- что компьютер может накапливать, хранить, передавать и обрабатывать информацию;
- что данные — это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера
в виде файла; - что файл — это информационный объект, который имеет имя и характеристики (дату и время создания, объем);
- что файл — это электронный документ;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
- выполнять элементарные преобразования информации в виде таблиц, списков и схем;
- работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
- использовать оглавления, указатели, каталоги, справочники, книги, записные книжки и компьютерные источники, в том числе Интернет для поиска информации;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
- находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее
на исполнение; - управлять экранными объектами с помощью мыши.
VI. Содержание учебного предмета
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования:
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Контрольные работы | ||
1 | Человек и информация (повторение пройденного) | 7 | 6 | 1 |
2 | Действия с информацией | 9 | 8 | 1 |
3 | Объект и его характеристика | 7 | 6 | 1 |
4 | Информационный объект и компьютер | 9 | 8 | 1 |
5 |
| 2 | 2 | - |
Всего | 34 | 30 | 4 |
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ
Человек и информация Цель: ознакомление с различиями и особенностями источников и приемников информации, и ролью носителей информации в жизни человека; формирование понятий «искусственный источник информации» и «естественный источник информации»; информационной культуры; развитие любознательности и исследовательских качеств Знать:
Называть виды информации:
Уметь:
Понимать:
Приводить примеры источников и приемников информации. | ||||
№ | Дата | Тема учебного занятия | Тип урока | Компьютерный практикум |
1. | 06 | Человек и информация | комбинир. | |
2. | 13 | Источники и приемники информации | комбинир. | ЭОР: урок 1, урок 2 – задания 1, 2, 5, 6, 9 |
3. | 20 | Искусственные и естественные источники информации | комбинир. | ЭОР: урок 2 – задания 3, 4, 7, 8, урок 3 – задания 1 – 3 |
4. | 27 | Носители информации | комбинир. | ЭОР: урок 3 – задания 4 - 7 |
5. | Что мы знаем о компьютере. | комбинир. | ЭОР: уроки 4, 5 | |
6. | Контрольная работа №1 по теме «Знакомство с информацией». | Урок – контроль | ||
Действия с информацией Цель: ознакомление с новым действием – сбором информации, кодированием информации и декодированием; с различными способами сбора информации и кодированием информации; со способами организации хранения информации; формирование умения решать простые информационные задачи на кодирование и декодирование; расширение представлений о видах информации. Знать:
Уметь:
Понимать:
Иметь представление:
| ||||
7. | Анализ контрольной работы. Немного истории о действиях с информацией. | комбинир. | ЭОР: урок 6 | |
8. | Сбор информации. | комбинир. | ЭОР: урок 7 | |
9. | Представление информации. | комбинир. | ЭОР: урок 8 | |
10. | Кодирование информации. | комбинир. | ЭОР: урок 9 | |
11. | Декодирование информации. | комбинир. | ЭОР: урок 10 | |
12. | Хранение информации. | комбинир. | ЭОР: урок 11 | |
13. | Обработка информации. Подготовка к контрольной работе. | комбинир. | ЭОР: урок 12 | |
14. | Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией». | Урок - контроль | ЭОР: уроки 6 – 12 | |
Объект и его характеристика Цель: ознакомление со спецификой общих и отличительных свойствах; формирование представления об объекте как о том, на что направлено внимание, об имени объекта как о средстве обозначения этого объекта человека, о свойствах объекта и его характеристике; формирование понятия об элементном составе объекта, о «команде» как об этапе действий. Знать:
Уметь:
Понимать:
Иметь представление об автоматических устройствах, работающих по программе, заданной человеком. | ||||
15 | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Объект. | комбинир. | ЭОР: урок 13 – задания 1, 2 | |
16 | Имя объекта. | комбинир. | ЭОР: урок 14 – задания 3 – 8 | |
17 | Свойства объекта. | комбинир. | ЭОР: урок 13 – задания 3 – 7, урок 14 – задания 1, 2, урок 15 | |
18 | Общие и отличительные свойства. | Урок объяснения нового материала | ЭОР: урок 16 | |
19 | Существенные свойства и принятие решения. | комбинир. | ЭОР: урок 17 | |
20 | Элементный состав объекта. | комбинир. | ЭОР: урок 18 | |
21 | Действия объекта. | комбинир. | ЭОР: урок 19 | |
22 | Отношения между объектами. | комбинир. | ЭОР: урок 20 | |
23 | Повторение по теме «Объект и его характеристика». Подготовка к контрольной работе. | комбинир. | ЭОР: уроки 13 - 20 | |
24 | Контрольная работа №3 по теме «Объект и его характеристика». | Урок - контроль | ||
Информационный объект и компьютер Цель: ознакомление с понятием «текст», с особенностями изображения графических объектов на картах и схемах и основными способами представления данных; формирование понятия о том, что реальный объект и соответствующий информационный объект связаны по смыслу; об «электронном» документе, Знать:
Уметь:
Понимать
Иметь представление:
| ||||
25. | Анализ контрольной работы. Информационный объект и смысл. | комбинир. | ЭОР: урок 21, урок 22 – задания 1, 2, 4, урок 23 – задания 1, 2 | |
26. | Документ как информационный объект. | комбинир. | ЭОР: урок 22 – задания 3, 5 – 8 | |
27. | Электронный документ и файл. | комбинир. | ЭОР: урок 23 – задания 3 – 7 | |
28. | Текст и текстовый редактор. | комбинир. | ЭОР: урок 24 | |
29. | Изображение и графический редактор. | комбинир. | ЭОР: урок 25 | |
30. | Схема и карта. | комбинир. | ЭОР: урок 26 | |
31. | Число и программный калькулятор. | комбинир. | ЭОР: урок 27 | |
32. | Таблица и электронные таблицы. Подготовка к контрольной работе. | комбинир. | ЭОР: урок 28 | |
33. | Контрольная работа №4 по теме «Информационный объект и компьютер». | Урок - контроль | ||
34. | Повторение по теме «Информационный объект и компьютер». | Урок обобщения |
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Учебная литература
- Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М. учебник «Информатика» 3 классБИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 3 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий. 3 класс. Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, методическое пособие для учителя «Обучение информатике» 2 – 4 классы, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 420 с.: ил.
2. Интернет-ресурсы.
- Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
- Комплект плакатов. (2 – 4 классы).
- Дидактические материалы.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.
3.Технические средства обучения.
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:
№ п/п | Наименование техники | Количество |
1. | Стационарные компьютеры | 1 |
2. | Принтеры | 2 |
3. | Мультимедийный проектор | 1 |
4. | Интерактивная доска | 1 |
5. | Телевизор. | 1 |
6. | Магнитофон. | 1 |
7. | Колонки | 2 |
8. | Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором | 1 |
9. | Интерактивная указка | 1 |
10. | Мобильный класс | 1 |
11. | Гарнитура | 1 |
12. | Веб - камера | 1 |
13. | Фотоаппарат | 1 |
14. | Документ – камера | 1 |
4.Учебно-практическое оборудование.
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу « ИНФОРМАТИКИ» для 4 класса (А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко)
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. Включает в себя "Титульный лист", "Пояснительную записку", "Учебно-тематический план", "Содержание курса. Требования к уровню подгото...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 3 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 3 класса по курсу "Информатика и ИКТ" автора А.В. Горячева...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 4 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 4 класса по учебнику А.В. Горячева "Информатика и ИКТ"...
Рабочая программа учебного предмета "Информатика" для 2 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 2 класса к учебному курсу “Информатика” А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко создана на основе следующих документов:Закон РФ «Об образовании»;Федерального госу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике, 3класс, УМК «Перспектива» Паюнен Галины Владимировны учителя начальных классов на 2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа по информатике, 3 класс, УМК "Перспектива"...
Рабочие программы по информатике для 3-4 классов на 2014-2015 учебный год
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №337), основной ...
Рабочая программа учебного курса " Информатика и ИКТ"
Целью изучения курсав начальной школе является приобретение учащимися ИКТ- компетентности, что позволяет сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия...