Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

4 класс – 102 часа (3 часа в неделю)

УМК:

1.      Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник Литературное чтение. 4 класс.  В океане света. В 2-х ч. – М.: Баласс, 2013 г., рекомендовано МО РФ

2.      Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Рабочая  тетрадь по литературному чтению.  4 класс  – М.: Баласс, 2014 г., допущено МО РФ

3.      Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 4 классе – М.: Баласс, 2013 г.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать.

Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_kl.docx130.16 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

4 класс – 102 часа (3 часа в неделю)

УМК:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник Литературное чтение. 4 класс.  В океане света. В 2-х ч. – М.: Баласс, 2013 г., рекомендовано МО РФ
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Рабочая  тетрадь по литературному чтению.  4 класс  – М.: Баласс, 2014 г., допущено МО РФ
  3. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 4 классе – М.: Баласс, 2013 г.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать.

Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого  принципа есть  свои  особенности.

В 4-м классе  дети  получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс  русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для  того  чтобы  у детей  возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в  1–4-м  классах,  составить  представление  о многообразии творчества писателей. Таким образом, одним из ведущих принципов отбора  и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям  А.   Барто,  В.  Берестова,  Е.   Благининой,  Ю.  Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н.  Толстого, Э. Успенского, Д.  Хармса, Г. Цыферова, Саши  Чёрного, А. Чехова и др.  Они читают их  произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для  читателей разного возраста. В 4-м классе дети  видят связь судьбы писателя и его  творчества с историей детской  литературы. Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно  связан с его мотивированностью. Как же  сделать чтение мотивированным? Как реализовать  принцип идейно художественной значимости  для  ребёнка того,  что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме  эвристической беседы.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая  Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли.  С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал:  биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей,  и  уроки  внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том,  что на этих  уроках дети  работают не с учебником-хрестоматией,  а  с  детской книгой.  Главная  особенность системы внеклассного чтения заключается в том,  что  дети  читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.  Уроки внеклассного чтения проводятся после  окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы  этих  уроков –  индивидуальное дело  учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для  самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для   заучивания  наизусть  рекомендуются все   стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4  до 7–8  предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут  учить одно из 2–3  стихотворений по собственному выбору.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  предмет

«Литературное чтение» изучается с 1 по 3 класс по четыре класса в неделю (136  ч. в год), в 4 классе   по три  часа  в неделю (102  ч. в год).  

IV. Описание ценностных ориентиров учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, само  познание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V.  Планируемые результаты:

личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различ- ных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на  материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

–  иметь  собственные читательские  приоритеты,  уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его произведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором

VI. Содержание учебного предмета -102 ч (3 часа в неделю)

Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг  детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

  1. Круг детского чтения

Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли»   А.  Погорельского. «Сказка  о  царе   Салтане...» А.  Пушкина и

«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для  детей  В. Даля. Исторические рассказы А.  Ишимовой. Разнообразие жанров; образ- ность  произведений для  детей, постепенно приходящая на смену  пря- мой  назидательности. Появление темы   природы в  детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для  чтения К.  Ушинского и Л.  Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и  Толстого. Тема  детства в  рассказах писателей конца XIX  в.  Рассказ  «Слон» А.  Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX  в. (48 ч). Отрывки из  повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура  1920-х гг.:  «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм  и тем для  детских стихов. Весёлый тон и юмор  стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской   литературы: сказки  Е.   Шварца  и  А.Н.  Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг.  Герои  А. Гайдара («Тимур и его  команда»).  Юмор   и  сатира  в  детской  литературе:  рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные  миниатюры  Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Нестандартных уроков – 17 ч

  1. Техника чтения

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3)  скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также  уметь   читать  осознанно текст про себя.

  1. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для  составления рассказа на определенную тему.

Дети,  заканчивающие начальную школу,  при чтении  доступных им художественных текстов  овладевают правильным  типом  читательской деятельности, а именно  могут:

–  прогнозировать содержание текста на  основе  заглавия,  иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова  в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.

  1. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев.  

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание  своего  отношения к прочитанному.

  1. Литературоведческая пропедевтика

Детская литература, история детской литературы, темы  произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный  смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

  1. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений.) развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план)

повествовательного текста с элементами описания или  рассуждения;– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев  с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные  творческие  работы: переводы с  древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны  уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–  подробно, сжато и  выборочно пересказывать  художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

Количество и темы лабораторных, практических и иных видов занятий, предусмотренных примерной (авторской) программой при изучении раздела;

Проверка техники чтения (входящая, итоговая) -2.

Проверочная работа по разделам – 8.

Произведения для заучивания наизусть – 12.

Сочинения- 5:

  1. Сочинение о любимом писателе (У-7).
  2. Сочинение в стиле нравоучительной статьи (У-20).
  3. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» (У-24).
  4. Сочинение -подражание Ушинскому (У-51).
  5. Создание собственных миниатюр (У-93)

Практикумы -3:

  1. Практикум «Учусь читать художественную прозу». (Косточка)(У 48)
  2. Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?» (У-80).
  3. Практикум «Учусь читать лирический текст».

 Формы и методы контроля. 

Таблица прохождения практической части программы

Полугодие,

четверть

Раз-дел

Всего часов

Проверочная  работа

Проверка техники чтения

Чтение наизусть

Сочинения

Практикумы

1 четверть

1

7

У-6

У -16

У-3, У-7

У-7

2

17

У-15

У-22

У-20, У-24

2 четверть

3

29

У 42, У-53

У-27,  У-36,  У-39, У 43, У-44, У-48

У-51

У- 48

3 четверть

4

49

У-74

У-70, У-73,

У-80

4 четверть

4

У-96, У 100

У-101

У-85, У-88,

У 93

У-95

Всего:

4

102

8

2

12

5

3

Краткое описание деятельностной технологии как основного метода обучения;

На уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,         дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Требования к оцениванию.

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе). Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением).

Результаты на уроке оценивает сам ученик или в диалоге с учителем по алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку. Оценивается не наличие знаний, а умение применять знания. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

 За активную фронтальную работу  в течение всего урока, не выполняя определенного задания, а только дополняя ответы других, ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как ученик не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.

 Можно в конце урока предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут быть поощрены отметкой: им засчитывается решение задачи на программном уровне по базовому умению, основной проблемы урока.

 После сдачи письменного задания учителю (например, проверочная работа) ученик имеет право:

 -аргументированно  оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем давая оценку своей работе;

-пересдать соответствующий вид задач до контрольного срока (например, до конца четверти).

 Для отслеживания уровня достижения планируемых результатов, как предметных, так и метапредметных, педагогами заполняются «Таблицы требований» (приложения к основной образовательной программе).

  Отметки за задачи, решенные при изучении новой темы (выставляются по желанию учащегося), за тематические проверочные (контрольные) работы (отметки выставляются обязательно всем учащимся) с правом пересдачи.

 Принята 5-балльная шкала отметок: «5» - отлично (превосходно); «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно по уровням успешности: максимальный уровень, программный уровень, необходимый уровень.

Уровни успешности:

«5 и 5» (превосходно).  Максимальный уровень.  Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) задачи на неизученный материал, потребовавшей:  либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний;  либо новых самостоятельно приобретенных умений.  

 «5» (отлично). Максимальный уровень. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) задачи на неизученный материал, потребовавшей:  либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний;  либо новых самостоятельно приобретенных умений.  

Максимальный уровень. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) нестандартной задачи, где потребовалось:  либо применить новые, получаемые в данный момент знания; либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Учащийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении промежуточных итоговых работ  выполняет не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.

 «4» (хорошо). Программный уровень. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) нестандартной задачи, где потребовалось:  либо применить новые, получаемые в данный момент знания; либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Необходимый уровень. Полностью успешное решение (без ошибок  и полностью самостоятельно) типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания.

Учащийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования и при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет не менее 50% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.

 «3»  (удовлетворительно). Необходимый уровень. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания.

Учащийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет не менее 50% заданий базового уровня.

«2» (неудовлетворительно).  Не достигнут необходимый уровень. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 

Учащийся   не   владеет  опорной   системой   знаний   и   учебными действиями, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет менее 50% заданий базового уровня

 Особые ситуации

 Если ученик пропустил занятия и изучил материал самостоятельно, то для такого ученика при выполнении им задания необходимого уровня это задание засчитывается как программный уровень.

 Если материал не пройден в силу объективных причин (болезнь учителя), а проверочная работа должна быть проведена по плану, то для учеников, которые выполнили задание по не пройденному материалу, уровень также сдвигается на один в сторону увеличения.

VI. Материально техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Наглядные пособия: портреты писателей.
  2. Оборудование для мультимедийных демонстраций; компьютер, медиапроектор,  интерактивная доска, система голосования/ тестирования.
  3. Ссылки на Интернет-ресурсы:

Сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary

Создание мультимедийных интерактивных упражнений: http://learningapps.org/

Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/

Аудиопроизведения  http://get-tune.net/

Используемые мультимедийные продукты:

ЭОР. 1С: Школа. Игры и задачи, 1– 4 классы.

Диск. «Русская поэзия для детей. Времена года»


VII. Календарно-тематическое планирование

  • использование на уроках электронных образовательных ресурсов (ЭОР);
  • дифференцированное домашнее задание может иметь дополнительные разделы (с учетом специфики учебного предмета).

Т – работа в «Тетради по литературному чтению».

*- задание повышенной трудности.

Дата

№ урока в теме

Тема урока

Деятельность обучающихся на уроке

Использование

ЦОР, ЭОР

Дифференцированное домашнее задание

  1. Любимые книги. (7 ч).

Планируемые результаты:

Личностные результаты

сформировать следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

Метапредметные  результаты

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

01.09

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света», «Пролог».Т Виртуальное путешествие по Москве

- воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;

-анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Немного теории. Что такое пролог и эпилог.

Устное сочинение «В какое время мне хотелось бы попасть»

02.09

2

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»).Т

-воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся,   мастеров  слова;

- читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп  речи, ставить логическое ударение.

http://school collection.edu.ru/ 

ЦОР 1. «Кто о чем пишет?» Соотнесение автора с тематикой его произведения

с.6, наизусть стихотворение  Г. Сапгира,

* Задание в тетради по выбору (III. 1,2).

05.09

3

Чтение наизусть. Начало удивительных событий (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.1и 2).Т

-декламировать стихотворения;

-актуализировать восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний;

- отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции

ЦОР 2. Различай пролог и эпилог. Вопрос.

*Нарисовать свой город будущего.

с.17-21.  Читать 3 часть.

08.09

4

Что может Электроник? (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1,ч.3).Т

-осознано читать целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;

выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текст

с.21-25.  Читать 4 часть.

09.09

5

Наука как  искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника»,гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т

- ставить вопросы к содержанию прочитанного, отвечать на них.

- пересказывать текст.

ЦОР 3. Сказочная и фантастическая повести. Интерактивное задание (контейнеры).

Тетрадь – III. 2,3,4

или творческий пересказ на тему «Урок математики»

12.09

6

Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»).Т

Проверочная  работа № 1

(20 минут) Т

- называть  произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

ЦОР 4. «Стихи, проза, драма. » Плакат. Данный ЦОР организован в виде четырех сменяющих друг друга плакатов.

с.26-28, по желанию отрывок наизусть или *подготовить рассказ о любимом литературном герои

15.09

7

Чтение наизусть

Р/ р Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут) Т Обобщающий урок по разделу.

- читать про себя текст осознанно,  выделять в нём  логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы;- участвовать в диалоге;

Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»

с.31, вопрос 7.

Раздел 2. У истоков русской детской литературы  (17 ч).

Планируемые результаты:

Личностные результаты

сформировать следующие умения и качества:

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Метапредметные  результаты

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Предметные результаты

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на  материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

16.09

8

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок).

Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»). Т.

-характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр,  сюжет (последовательность развития  событий);описывать героев; - сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и  чужое высказывание.

ЦОР 1. История возникновения книги. Интерактивное задание (упорядоченная группировка).

С.35-36. Выучить один текст наизусть

19.09

9

Чтение наизусть.

«Повесть временных лет». «Расселение славян».Т Виртуальная экскурсия в XII век

-работать над пониманием содержания произведения: событий, их последовательностью.

-отрабатывать выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

http://get-tune.net/

с.37-выразительно читать, *составить «летопись» о своем крае

22.09

10

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т

- работать над пониманием содержания произведения: события, их последовательностью.

-выразительно читать.

ставить вопросы и отвечать по содержанию прочитанного.

Тетрадь, с. 16.

*Творческое задание

или выучить наизусть стих. Бунина «Слово»

23.09

11

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Т

-осознано, правильно, выразительно читать; участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

– составлять устное сочинение повествовательного характера.

Задание № 3 на с. 41 учебника

26.09

12

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Т

-выделять основные мысли произведения;

-находить  ключевые  слова текста объяснять смысл заглавия произведения.

ЦОР 4. Поучение и светский рассказ.

http://get-tune.net/

Самостоятельно  выразительно прочитать  сказку Д. Герасимова,  с. 45 учебника

29.09

13

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. Виртуальное путешествие в XVII век

-участвовать в диалоге, конструировать монологическое высказывание;

-характеризовать прослушанное художественное произведение

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Немного теории

С.52-53. Выразительно читать отрывок из стихотворений Савватия. Тетрадь, задание 2.

30.09

14

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Т

- учить  различать жанры произведений: стихотворение.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Немного теории

Выучить наизусть любое стихотворение

03.10

15

Чтение наизусть.

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.). Проверочная работа №2. Т

-определять жанры, авторов;

- составлять связный рассказ о прочитанном;

-участвовать в обобщающей беседе.

ЦОР 3. «Определи последовательность». Интерактивное задание.

Задание № 4 по тетради для чтения

 С. 57–63, читать по учебнику

.10

16

Проверка техники чтения

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых

(«Детские годы Багрова-внука», 1 гл.) Виртуальная экскурсия в XVIII век

-понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность.

-осознанное, правильное, выразительное чтение;

 ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

ЦОР 1(раздела 3). «Мемуары и автобиографическая книга». Вопрос.

С.64-67. Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова, *записать вопросы к автору.

10.10

17

Традиция семейного чтения (С.Аксаков «Детские годы Багрова- внука», гл.2–3)

-понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность.

-осознанное, правильное, выразительное чтение;

 ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

ЦОР 6. «Словарик 2». Плакат.

с.68, задание 2. Рассказ о герое по плану.

11.10

18

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.Т

- понимание содержания произведения.

-участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Человек в мире людей. Мудрые мысли и  добрые чувства.

с.73, вопросы 1, 2.

Задание № 4 в тетради, с. 30

15.10

19

«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н. И. Новикова). Т

- выразительно читать, устанавливать логическую связь;

- решать задачи «Развивающий канон».

-обсуждать названия журнала, характеры персонажей, особенности их речи.

с.74-78.

Выразительно  читать одну из статей

Н. И. Новикова (по рядам).

Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тет, с. 31)

17.10

20

Р/р  Сочинение в стиле нравоучительной статьи

-различать жанры произведения,

- использовать свои знания в написании нравоучительной статьи

*Оформить статью

18.10

21

Образ «идеального ребенка» в детских стихах Ф.Шишкова, в рассказе  «Можно исправиться, когда твердо того захочешь».

- выразительно читать стих, устанавливать логическую связь;

- решать задачи «Развивающий канон».

-обсуждать названия журнала, характеры персонажей, особенности их речи.

ЦОР 5. Словарик 1.

с.84-85, *выучить наизусть отрывок из поэтического текста А.С. Шишкова

22.10

22

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. Проверочная работа № 3. Т

-различать жанры произведения,

- использовать свои знания в написании нравоучительной статьи;

- составлять связный рассказ о прочитанном.

ЦОР 2. «Они были первыми». Интерактивное задание (соответствие).

Продолжить чтение понравившихся книг

24.10

23

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги).

- называть жанры произведений

- конструировать монологическое высказывание;

- готовиться к сочинению: определять и  анализировать тему,  формулировать замысел (главную мысль), собирать материал,   составлять  план, работать над черновиком, редактировать текст.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. История литературы ля детей. Распредели на реке времени.

Продолжить чтение понравившихся произведений.

*Презентация по прочитанному

произведению.

25.10

24

Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»

(40 минут)

-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Оформить сочинение

Раздел 3. XIX в. Путешествие продолжается. (29ч)

Планируемые результаты:

Личностные результаты

сформировать следующие умения и качества:

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметные  результаты

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Предметные результаты

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его произведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам.

29.10

25

Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И. А. Крылов «Слон и Моська») Т. Виртуальная экскурсия в Москву XIX века

-выразительно читать басню.

–рассказывать биографические сведения об авторе;

-иллюстрировать произведение.

ЦОР 2. «Новый жанр – басня».

*Подготовить презентацию об И. А. Крылове;  выучить или прочитать его басню с.91.

31.10

26

Характерные особенности жанра басни  (И. А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом»)Т.

-выразительно читать басни;

-формулировать вопросы и ответы;

-декламировать стихотворения;

- воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Человек в мире людей. Мудрые мысли и  добрые чувства. «Что ты знаешь о басне?»

с.91-92. Выучить наизусть одну басню, *проиллюстрировать басню И. А. Крылова.

01.11

27

Чтение наизусть.

Путешествие 4.

1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» Урок-путешествие

-участвовать в диалоге;

-воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся.

ЦОР  3.26

с.97-99. Дочитать до конца 1-ю часть

12.11

28

Нелёгкий путь в подземное царство (ч.2,3). Т (А. Погорельский  «Черная курица».)

-участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;

-формулировать личные оценки.

Презентация А. Погорельский  «Черная курица»

Найти другие сказки, где героем является курица.

14.11

29

Встреча с подземными жителями (ч. 4,5).

-участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

-формулировать личные оценки

http://get-tune.net/

Творческий пересказ от лица Алёши «В гостях у подземных жителей».

15.11

30

Главный герой сказки (ч.6).( А. Погорельский «Черная курица»).Т

- ставить вопросы по содержанию прочитанного,  отвечать на них,

-пересказывать текст.

Прочитать сказку А. Погорельского целиком

19.11

31

Путешествие 5. Лето 1831 года.

 Как писать для детей? Урок-путешествие

-участвовать в диалоге;

-воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. История литературы для детей. Окружение А.С. Пушкина.

*Подготовить рассказ об А. С. Пушкине

21.11

32

Знакомство с героями сказки (ч.1–3) (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

-определять сюжет, героев, их  характер, поступки эмоциональной  окрашенности.

-выразительно читать, выделять смысловые части.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Волшебный мир сказок. Какие бывают сказки?

с.122–127, самостоятельно читать

22.11

33

Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4–6). (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

-понимать содержание литературного произведения.

- находить  ключевые  слова текста.

-сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и  чужое высказывание.

http://get-tune.net/

с. 127–132, самостоятельно читать

26.11

34

Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч.7–9). (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

- называть героев произведения;

-воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

с. 132–145, самостоятельно читать, задание III 2 в тетради.

28.11

35

Царь Салтан и князь Гвидон (ч.10–15).

- понимать роль иллюстрации в книге, правильность чтения; выразительно читать, использовать интонацию, соответствующую смыслу текста.

Выучить наизусть отрывок из сказки

29.11

36

Чтение наизусть.

В чём главный смысл сказки? (Финал).

- понимать роль иллюстрации в книге, правильность чтения; выразительно читать, использовать интонацию, соответствующую смыслу текста.

С.143-145. Проиллюстрировать 16 часть.

03.12

37

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Урок-театрализация

- выделять сюжет, героев -персонажи, их характер, поступки.

- выделять главную мысль произведения.

Презентация «А.С. Пушкин»

прочитать сказку

Ш. Перро «Спящая красавица» (или братьев Гримм «Шиповничек»)

05.12

38

Сказка В.А.  Жуковского «Спящая царевна».Т

- находить сюжет, героев – персонажей, богатство языка.

-участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. История литературы для детей. Распредели на реке времени.

Выучить наизусть отрывок

из сказки

В. А. Жуковского

06.12

39

Чтение наизусть.

Обобщение. Литературные сказки. Т

-различать жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка.

Найти и прочитать сказку В. Одоевского «Городок в табакерке»

10.12

40

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

- выделять средства выразительности и сравнения, определять богатство языка.

ЦОР 4. «Портрет В.И. Даля». Плакат

Прочитать любую сказку в обработке В. Даля.

Тетрадь. Задание III. 4.

12.12

41

Как надо писать для детей? А. Ишимова  «Славяне».

выборочно  читать,  формулировать вопросы и ответы  на них.

Презентация «Славяне»

Краткий пересказ, задание 3

на с. 163 учебника

13.12

42

Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается». Проверочная работа № 4. Т Виртуальная экскурсия в XIX век

воспринимать на слух задание,  -----определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Задания-размышления в тетради

Учебник с. 171 № 2.

17.12

43

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. Картины природы в книге С. Аксакова  «Детские годы  Багрова-внука»

-определять средства выразительности и описания.

-понимать содержания литературного произведения.

Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встрече Сережи с весной,  со сказкой

19.12

44

Чтение наизусть.

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева. А. Майкова и Ф.Тютчева о природе. Т

- определять темы стихотворения, средств выразительности;  выразительно читать.

Диск. Стихотворения русских поэтов о природе.

С.172-175. Любое стихотворение выучить наизусть

20.12

45

Чтение наизусть.

Картины русской природы в стихотворении. Дедушка Мазай–добрый охотник. Т

называть  виды текстов: описание, повествование,  

героя, его поступки, характер.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Человек в мире природы. Чувства, которые будит природа.

Написать этюд «Летний дождь». Тетрадь, задание 3.

24.12

46

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Л.Н.Толстой как учитель (сказка«Два брата»).

-определять средства выразительности и описания,  понимать содержание литературного произведения

Ответить на вопросы

1–3 в учебнике на с. 190.

*Найти и прочитать тексты других жанров, написанные Л. Толстым

26.12

47

Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»,«Как ходят деревья»).Т

- формулирование вопросов и ответов на них , называть  виды текстов: описание, повествование,  

с. 194. Выучить наизусть первый абзац описания

27.12

48

Чтение наизусть.

Практикум «Учусь читать художественную прозу». (Косточка)Т

выделять главную мысль, жанр, элементы,

составлять план.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Немного теории. Жанры.

Самостоятельно читать текст К. Ушинского «Жалобы зайки»

14.01

49

Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»).Т

выделять главную мысль, жанр, элементы.

Ответить на сформулированные вопросы. Прочитать главу «Деревня и уездный город»

16.01

50

К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»

-работать с рассказами;   язык писателя.

-жанр путевого очерка.

Самостоятельно читать главы «Наше Отечество»; *ответить на вопросы 1, 2, 4

17.01

51

К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Р/р .Сочинение -подражание Ушинскому

-составлять связный рассказ.

http://get-tune.net/

Дописать сочинение

21.01

52

Непонятная болезнь (ч.1–3).

(А. И. Куприн «Слон»)

-выделять героев: их характер, поступки, главную мысль.

-устное изложение текста по плану

http://get-tune.net/

Самостоятельно прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста

23.01

53

Можно ли выполнить желание Нади?(ч.4–6).

(А. И. Куприн «Слон»).

Проверочная работа

№ 5

-сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и  чужое высказывание, понимать главную мысль, вычитывать все виды текстовой информации.

Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями. (49 ч)

Планируемые результаты:

Личностные результаты

сформировать следующие умения и качества:

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Метапредметные  результаты

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные результаты

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– видеть языковые средства, использованные автором.

24.01

54

Путешествие 8.

(В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской.

Л.Чарская Первый день Лены в гимназии(гл. 8). Виртуальная экскурсия в библиотеку

- определять героев произведения;

-воспринимать и понимать их эмоционально-нравственных переживания.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Человек в мире людей. Дети и взрослые.

Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание 1 в тетради)

28.01

55

Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11).Т

- осознанно, правильно, выразительно читать;

-пересказывать главы прочитанного произведения.

http://get-tune.net/ 

Чтение глав 10–11, *составить биографии. (описание жизни) Лены Икониной, тетрадь, задание 3.

30.01

56

Образ Лены Икониной. Обобщение.

-участвовать  в диалоге при обсуждение прочитанного;

-строить  небольшого монологического высказывания о героях произведения.

подготовиться к внекл. чтению (Андреев «Петька на даче», Куприн. «Белый пудель»)

31.01

57

Внеклассное чтение. Мир детства.

Виртуальное путешествие в Петроград 1923 г.

-рассказывать о произведениях выдающихся представителей русской литературы.

Читать книги Г. Остера, Э. Успенского Л. Петрушевской

04.02

58

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья».

Житков и Маршак.

-осознано читать;

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

- формулировать личной оценки, аргументировать своё мнение.

Прочитать рассказ Б. Житкова,

с. 36–42

06.02

59

Настоящий капитан (Б.Житков«Николай Исаич Пушкин»).Т

-понимать содержание литературного произведения, главную мысль.

-воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Человек в мире людей. Дети и взрослые.

Подготовить рассказ о

морском капитане;

выполнить задание 3

в тетради

07.02

60

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И.Чуковский «Телефон»).

- работать с иллюстрацией в книге и ее ролью в понимании произведения.

-правильно и выразительно читать;

http://get-tune.net/? 

Подготовить пересказ текста, с. 44–49

11.02

61

Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т

- определять жанр произведения: стихотворение.

- различать жанры в произведении.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы.

Выразительно читать. Ответить на вопросы, с. 51–53

13.02

62

Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского.

 Урок-викторина

- работать над выразительностью произведения.

Выучить стихотворение наизусть, с. 53–56

14.02

63

Внеклассное чтение.

Современные чудаки

- работать с книгой, иллюстрацией в книге и ее ролью в понимании произведения, выразительно читать.

Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов

18.02

64

Путешествие 10.

«Вокруг Маршака»

- работать с книгой,  иллюстрацией в книге и ее ролью в понимании произведения, выразительно читать.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. История литературы для детей.

Прочитать одно из произведений классиков детской литературы

20.02

65

Е.Шварц «Два брата». Т

1.Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4).

- определять героев произведения.

 восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. История литературы для детей. Окружение Маршака.

Дочитать сказку до конца Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом

21.02

66

Е. Шварц «Два брата» Спасение Младшего –победа  живого мира (гл. 5–8). Театрализация

- определять героев произведения,

 восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

http://get-tune.net/

Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом

25.02

67

Мудрость сказки. (обобщение)

-различать жанр произведения,  участие в диалоге при обсуждении прочитанного, пересказывать.

Выполнить задание в тетради,

с. 76

27.02

68

Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки»)

- осознанно читать доступные по объему произведения,  выразительно читать, использовать интонацию, соответствующую смыслу текста.

Отвечать на вопросы в учебнике, с. 85

28.02

69

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»).Т

- пересказывать текст,  построение небольшого монологического высказывания,  герои произведения.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы.

Рассказать о своем воображаемом герое

04.03

70

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). Т

- читать выразительно, с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

http://get-tune.net/

Выучить наизусть любой фрагмент

06.03

71

Чтение наизусть

Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»).Т

- понимать содержание произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

 пересказывать текст.

http://get-tune.net/

Пересказ текста от

3-го лица

07.03

72

Так кто же он–Михаил Пришвин?(Статья С.Я.Маршака«Сила жизни»).

- читать выразительно;

- соблюдать нормы  литературного произношения

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы.

Выучить наизусть любое стихотворение в переводе С. Маршака

11.03

73

Чтение наизусть

С.Маршак–критик, поэт, переводчик, редактор.

- пересказывать текст;

- строить небольшой монологический текст,  называть героев произведения.

13.03

74

Обобщение по разделу «Детская литература XX века».

 Проверочная работа  № 6

- отвечать на вопросы об особенностях творчества писателей XX в.

Подготовить сообщение «Особенности детской литературы 20-х годов»

14.03

75

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах).

- пересказывать текст;

-строить небольшие монологические высказывания;

- называть героев произведения.

18.03

76

Путешествие11.1928 год.  Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский

и А. Барто.Т

-понимать содержание литературного произведения;

-воспринимать и понимать их эмоционально-нравственных переживания

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы.

Выразительно читать сказку В. Маяковского

20.03

77

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т

Живая кукла наследника Тутти (ч.2).

понимать содержание литературного произведения

http://get-tune.net/

Прочитать

3 и 4-ю части; *нарисовать куклу наследника

21.03

78

Три Толстяка и другие герои сказки (ч.3,4).

- пересказывать текст,  строить небольшие монологические высказывания,  называть героев произведений.

Прочитать 5-ю часть сказки

01.04

79

«Простые высокие истины» (обобщение).

-участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы.

Ответить на вопросы, с.126

*Прочитать главу 8. составить словарик эпохи (задание в тетради)

03.04

80

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (40 минут) Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?».

-определить главную  мысль, тему содержания.

- формулировать вопросы.

с. 126–128, выразительно читать

04.04

81

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки».

Р. Фраерман «Гайдар и дети»

- понимать содержание прочитанного; особенность композиции рассказа.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Дети и взрослые. Узнай героев книг

Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара

08.04

82

А.Гайдар «Тимур и его команда».«Этот чердак был обитаем»(ч.1,2).

- описывать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

http://get-tune.net/ 

Прочитать 3 и 4-ю части текста

10.04

83

А. Гайдар. «Тимур и его команда» Игра или серьёзное дело? (ч.3,4).

-понимать содержание литературного произведения: тему, главную мысль, события, их последовательность.

Дочитать.

11.04

84

А. Гайдар. «Тимур и его команда» Тимур и тимуровцы (ч.5, обобщение).

-формулировать личные оценки, аргументировать свое мнение, уметь ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию

Выучить наизусть отрывок

из текста

15.04

85

Чтение наизусть

Путешествие 13.Смешныекнижки. Проверка развития читательских умений

(Н.Носов Федина задача»). Литературная гостиная

-строить небольшой монологический текст: рассказ о своих впечатлении о произведении,  пересказывать текст.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы.

http://get-tune.net/

Задание 5, с. 154 учебника

17.04

86

Юмористический рассказ на серьёзную тему (В.Драгунский «Что любит Мишка»).

-различать жанры произведений. выразительно читать, ставить вопросы по содержанию прочитанного.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы. Человек  в мире людей. Дети и взрослые.

http://get-tune.net/

Подробный пересказ.

*Сделать презентацию.

18.04

87

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

-декламировать стихотворения, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и  чужое высказывание.

http://get-tune.net/

Выучить наизусть сатирическое стихотворение

23.04

88

Чтение наизусть

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые  произведения В. Голявкина,

И. Пивоваровой)

-составлять связный рассказ о прочитанном. выразительно читать.

Презентация  5.89

Найти и прочитать сборник стихотворений любимого поэта; выучить наизусть одно из них

25.04

89

Путешествие14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е.Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.

- воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся;

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы.

http://get-tune.net/

Выучить наизусть любое стихотворение

26.04

90

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира

-выразительно читать стихи;

 -определять жанр;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и  чужое высказывание;

-декламировать стихотворения.

Выучить наизусть любое стихотворение

* Сделать презентацию

29.04

91

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

-сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и  чужое высказывание.

-выразительно читать стихи;

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы.

Выразительное чтение стихотворений.

* Сделать презентацию

02.05

92

Стихи С. Чёрного, В. Долиной

- оценивать своё и  чужое высказывание;

-читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп  речи, ставить логическое ударение.

Вспомнить прочитанные ранее произведения Г. Цыферова

06.05

93

Миниатюры Г.Цыферова.

Р/Р Создание собственных миниатюр.Т

-формулировать основную мысль текста, вести походу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу  чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль, находить  ключевые  слова текста, объяснять смысл заглавия произведения.

ЦОР 6. 94

Продолжить сочинение-

миниатюру

08.05

94

Стихи Н. Матвеевой Проверка техники чтения

- оценивать своё и  чужое высказывание;

-читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп  речи, ставить логическое ударение.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы.

http://get-tune.net

Выучить наизусть одно из стихотворений

Н. Матвеевой

13.05

95

Практикум «Учусь читать лирический текст».Т

-формулировать основную мысль текста, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. находить  ключевые  слова текста, объяснять смысл заглавия произведения.

15.05

96

Обобщение по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». Проверочная работа № 7

(20 минут)

-конструировать монологическое высказывание, высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному,  к героям.

.

16.05

97

Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок». Т Мудрая сказка для малышей.

-понимать содержание произведения: тема, главная мысль,  высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям. исценировать художественное произведение.

ЦОР 6.98

http://get-tune.net/

Дочитать сказку, *выполнить рисунки

с изображением цветка.

20.05

98

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»

-различать жанры произведений, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. формулировать личную оценку,

-аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения.

1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы

Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле»

22.05

99

Интервью с Тимом Собакиным.(Стихи и проза Тима Собакина). 

-грамотно, выразительно читать незнакомый текст.

http://get-tune.net/ 

23.05

100

Обобщение. Берём интервью у детских писателей. Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т Проверочная работа  № 8 (итоговая)».

- создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы, выразительно читать,

Оформить письмо рисунками

27.05

101

Экскурсия в Центральную библиотеку «Мир детской книги»

Изучить список литературы для чтения летом

29.05

102

Экскурсия в семейную библиотеку « Мир семейного чтения»

-  участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения,  формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа по Литературному чтению для 4 класс (Е.В.Бунеева,Р.Н.Бунеев)

В программе представлено примерное тематическое планирование из расчёта 3 часа в неделю, цели,задачи курса....

рабочая программа по литературному чтению "В океане света" Е.В.Бунеева

Рабочая программа составлена для 4 класса по курсу литературного чтения Е.В. Бунеевой и Р.Н.Бунеева "В океане света" из расчета 2 часа в неделю (Для школ., реализующих региональный компонент образован...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс  разработано в соответствии ФГОСТ...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая учебная программа по литературному чтению 4класс Авторы: Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская для УМК системы «Перспективная начальная школа»

    Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Прог...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...