Рабочая учебная программа по изобразительному искусству в 4 классе (по программе Б.Неменского)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Представлена рабочая программа по изобразиттельному искусству для 4 класса ( основная программа, по которой занимается класс "Гармония", программма по предмету Б.Неменского), занимающегося по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В программу входят календарно-тематическое планирование, сетка НРК, КИМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4b.docx | 42.64 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
к программе по предмету «Изобразительное искусство»
1.2. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе соответствует государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования ( реализация федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования), и составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных выше, а также
- программе общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б.М. Неменского: Москва, «Просвещение», 2009 год.
1.3. . Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- содействовать развитию эмоционально ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
- способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства;
- обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения;
Цели и задачи курса, определяемые для 4 года обучения (4 класса):
- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
— приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
—анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
Для реализации Рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» учебно - методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва) включает в себя учебники под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Учебник для 4го класса (2011г) Обоснованием выбора данного УМК является соответствие программного материала целям и задачам изучения предмета в ОУ и требованиям, целям и задачам, предусмотренным федеральным компонентом образовательного стандарта. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ.
В базисном учебном плане на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе начальной школы отводится 1 часа в неделю, что составляет 35 часов в год.
1.4. Количество часов, отводимое на реализацию НРК - по предмету «Изобразительное искусство» составляет 10 %. Введение НРК основывается на рекомендациях методического письма: Произведения уральских художников для детей. Художественное творчество народов Урала. Отобраны материалы в соответствии с темами, указанными в планировании.
Реализация регионального компонента в процессе изучения изобразительного искусства в 4 классе
№ | Дата | Раздел | № урока | Тема | Региональное содержание изучаемых вопросов | Количество времени | Форма проведения |
1 | Истоки искусства твоего народа | 1 | Пейзаж родной земли | Наблюдение за изменениями в природе. Картины о природе | 10мин | Фронтально, сообщение, беседа, презентация | |
2 | Истоки искусства твоего народа | 4 | Деревня – деревянный мир | Деревянные домики Троицка и Бобровки | 7 мин | Фронтально, презентация сообщение, беседа | |
3 | Древние города нашей Земли | 14 | Древние города русской земли | Аркаим – древний город Урала | 7 мин | Фронтально, презентация сообщение, беседа | |
4 | Искусство объединяет народы | 27 | Все народы воспевают материнство | Портрет любимой мамочки | 10 мин | сообщение, беседа |
- Учебно-методический комплекс (УМК),
обеспечивающий реализацию рабочей программы
Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы.
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Л.А. Неменская, Учебник по изобразительному искусству «Искусство вокруг нас», под редакцией Б.М. Неменского, 2010г Репродукции картин известных художников;
Презентации уроков по темам представленным в планировании | 1Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Начальные классы./Авторы: Б.М.Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская и др., М.:Просвещение,2009. |
- Календарно – тематическое планирование представлено ниже.
Содержание Рабочей программы соответствует 1Программе общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Начальные классы./Авторы: Б.М.Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская и удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Оставляю право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса за собой.
Содержание программы 4 класс (35 часов)
Обучение в четвертом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней.
Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе. Любая тема по искусству, раскрытая в учебниках данного методического комплекса, направлена на то, чтобы ученик не просто с ней ознакомился, но и пропустил через свои чувства. Ведь когда знания и умения по искусству становятся личностно – значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
. Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала, ориентированы на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом четырех разделов данного курса:
- Истоки искусства твоего народа (9ч);
- Древние города нашей Земли (7 ч);
- Каждый народ художник (10ч);
- Искусство объединяет народы (9ч).
Учебно-тематический план и реализация федерального компонента
№ | Тема | Кол-во часов | Федеральный компонент государственного образовательного стандарта |
1. | Истоки искусства твоего народа | 9 | Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); |
2. | Древние города нашей Земли | 7 | Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; Понимание образной природы искусства; Эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; |
3. | Каждый народ художник | 10 | Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; Способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ и применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; |
4. | Искусство объединяет народы | 9 | Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны и рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. |
4.Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
· В результате изучения программы учащиеся;
- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости; в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных венных материалов;
— приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
— развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
— развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
— осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
— приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
— учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
— овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
— приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
— приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
— приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
- приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни
5.Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Практические занятия
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Форма КИМ | Кол - во | Тема | Цель проведения | дата |
Практическая работа На каждом уроке каждого раздела | 30 | Разделы: Истоки искусства твоего народа - Древние города нашей Земли ; - Каждый народ художник ; - Искусство объединяет народы . | Учить элементарным основам реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. | |
Коллективная творческая работа | 3 | Учить работать в группе, планировать деятельность, развитие коммуникативных умений. | ||
Заочная экскурсия | 2 | Знакомство памятниками архитектуры г. Троицка, с картинной галереей Троицка |
Этапы оценивания детского рисунка:
Ø как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
Ø характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
Ø качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
Ø владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
Ø общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Календарно-тематический план уроков изобразительного искусства
№ п/п | дата | Тема урока | Краткое содержание | Зрительный литературный музыкальный ряд | Практическая деятельность | Материалы | примечание | ЦОР НРК | |
1 четверть- 9 час «Истоки искусства твоего народа» | |||||||||
1.1 | «Пейзаж родной земли» | Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. В чём красота русской природы? Помочь ребятам вспомнить свои впечатления о родной природе. Пейзажи русских художников. | 1. Слайды природы, репродукции с картин русских художников. 2. Русские народные песни. | Изображение пейзажа родной стороны.. | Бумага, гуашь, кисти. | нрк | |||
2.2 | Образ традиционного русского дома. | Знакомство с конструкцией избы, значение её частей. Гармония жилья и природы. | 1. Слайды деревянных ансамблей этнографических музеев. | Моделирование из бумаги или лепка из пластилина русской избы. Индивидуально коллективная работа. | Картон, клей, ножницы. Пластилин, стек. | ||||
3.3 | Украшение деревянных построек и их значение. | Единство в работе трёх мастеров. Магические представления как поэтический образ мира. Изба-образ лица, окна-очи дома, украшались наличниками; фасад-«чело»- с лобной доской, причелинами. | Слайды деревянных ансамблей этнографических музеев. | Украшение деревянных построек, созданных на прошлом уроке. | Картон, клей, ножницы. Пластилин, стек. | ||||
4.4 | Деревня – деревянный мир. | Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодца … Деревянное церковное зодчество. | Слайды деревянных ансамблей этнографических музеев. | Создание или изображение деревни. | Картон, клей, ножницы. Пластилин, стек. | НРК | |||
5.5 6.6 | Образ красоты человека. Образ женской и мужской красоты в древней Руси. Образ красоты человека. Изображение мужского образа |
Портрет русской красавицы Традиционная одежда как выражение красоты. | Слайды, фотографии с изображением людей в русских народных костюмах; репродукции с картин художников.И.Билибина, И. Аргунова. А Веницианова, м. Врубеля. Русские народные песни. | Создание в объёме людей для русской деревни в народных костюмах. | Картон, клей, ножницы, цветная бумага. Пластилин, стек. | ||||
7.7 8.8 | Народные праздники (.Коллективное панно) Народные праздники (завершение) | Роль праздников в жизни людёй. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной счастливой жизни. Обобщение знаний полученных в четверти. | Репродукции с картин художников: Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Молявина; И. Токмакова «Ярмарка»; Р. Щедрин «Озорные частушки», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка». | Создание работ на тему народного праздника. | Бумага, гуашь, кисти. | ||||
9.9 | Обобщение по теме «Истоки искусства твоего народа» | Выставка работ | Викторина по теминологии | ||||||
№ п/п | дата | Тема урока | Краткое содержание | Зрительный литературный музыкальный ряд | Практическая деятельность | Материалы | ЦОР НРК | ||
2 четверть- 7 час «Древние города твоей земли» | |||||||||
10.1 | Древнерусский город – крепость. | Знакомство с конструкцией древнерусского города, пропорций городских башен. | Слайды, фотографии с изображением старинных русских городов. | Постройка крепостных башен. | Картон, клей, ножницы. Пластилин, стек. | ||||
11.2 | Древние соборы. | Соборы воплощали красоту могущество и силу государства. Они являлись архитектурным смысловым центром города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. | Слайды, фотографии с изображением старинных русских городов.. | Постройка собора. | Картон, клей, ножницы. Пластилин, стек. | ||||
12.3 | Древний город и его жители. | Образ женской и мужской красоты в древней Руси. Традиционная одежда как выражение красоты. Закрепление знаний о русском народном костюме. | Слайды, фотографии с изображением людей в русских народных костюмах; репродукции с картин художников.И.Билибина, И. Аргунова. А Веницианова, м. Врубеля. Русские народные песни. | Моделирование всего жилого наполнения города. | Картон, клей, ножницы, цветная бумага. Пластилин, стек. | ||||
13.4 | Древнерусские воины-защитники. | Образ древнерусского воина, воспетый в стихах, народных песнях. Одежда и снаряжение воина. | Репродукции с картин И.Билибина, В.Васнецова, иллюстрации к детским книгам. | Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | Бумага, гуашь, кисти. | ||||
14.5 | Древние города Русской земли. | Москва, новгород, Псков, Владимир, Суздаль и др. Знакомство с своеобразием разных древних городов. Различие и сходство. | Слайды, фотографии с изображением Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. | Изображение разных характеров русских городов. | Бумага, гуашь, кисти. | НРК | |||
15.6 | Узорочье теремов. | Образ теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. | Слайды, фотографии с изображением древних палат Московского Кремля, В.Васнецов «Палаты царя Берендея», И.Билитбин, А.Рябушкин. | Изображение интерьера палаты. (Подготовка фона для следующего занятия). | Тонированная бумага, гуашь, кисти. | ||||
16.7 | Праздничный пир в теремных палатах. | Роль постройки , украшения и изображения в организации жилья древнерусского города | Слайды, фотографии с изображением древних палат Московского Кремля, В.Васнецов «Палаты царя Берендея», И.Билитбин, А.Рябушкин. | Виртуальная экскурсия по музею С-Петербурга Изображение пира. | гуашь, кисти. |
№ п/п | дата | Тема урока | Краткое содержание | Зрительный литературный музыкальный ряд | Практическая деятельность | Материалы | ) | ЦОР НРК | |
3 четверть- 10 час «Каждый народ – художник» | |||||||||
17.1 | Праздничный пир в теремных палатах.(кол.панно) | Обобщение по теме «Древние города твоей земли» | Изображение пира. | гуашь, кисти. | |||||
18.2. 19.3. 20.4. | Культура Древней Греции. Олимпийские отлеты. Греческие храмы Праздник Древней Греции | Древнегреческое понимание красоты. Гармония человека с окружающей природой. Древнегреческие праздники. | Слайды современного облика Греции, с произведениями скульпторов Древней Греции. | 1 урок – изображение фигур олимпийских отлетов. 2 урок – изображение образов греческих храмов 3 урок – изображение праздников древней Греции. | Мягкий материал. | ||||
21.5 22.6 23.7 | Культура Японии. Природа Национальный костюм японок Японские праздники | Отличительные признаки искусства Японии – связь с природой, лёгкость, грация, ирония. Представления японцев о красоте человека. Японские народные праздники. | Гравюры японских художников, пейзажи, слайды современных городов. | 1 урок-изображение природы через детали; 2 урок-изображение японок в национальных костюмах; 3 урок-изображение японских праздников. | Бумага, гуашь, кисти. | ||||
24.8 25.9 | Образ средневековой Европы. Город Жители средневекового города | Стилистические особенности готики (архитектура, одежда, предметы быта). Ремесленный знак. | Слайды городов средневековой Европы, скульптуры и одежд. | 1 урок - средневековый город; 2 урок – жители средневекового города. | Цветная бумага, ножницы, клей. | ||||
Многообразие художественных культур в мире. | Обобщение знаний о культуре разных народов. | Детские работы с предыдущего урока. | Выставка-беседа. | ||||||
№ п/п | дата | Тема урока | Краткое содержание | Зрительный литературный музыкальный ряд | Практическая деятельность | Материалы | ЦОР НРК | ||
4 четверть - 9 час «Искусство объединяет народы» | |||||||||
27.1 | Все народы воспевают материнство. | В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие всем людям. | Слайды с картин художников Рафаэля, М. Савицкого, Б. Неменского, древнерусской иконописи. | Изображение матери и дитя. Бумага, гуашь, кисти. | Бумага, гуашь, кисти. | НРК | |||
28.2 | Все народы воспевают мудрость старости. | Красота внешняя и внутреняя. Красота душевной жизни. Красота в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. | Портреты Рембранта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко. | Изображение пожилого человека. | Мягкий материал. | ||||
29.3 | Сопереживание - великая тема искусства. | С древнейших времён искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Искусство художника выражает своё сочувствие страдающим людям, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. | С.Ботичели «Покинутая».П.Пикассо «Нищие», Рембрант «Возвращение блудного сына». Н.Некрасов «Плач детей» | Рисунок с драматическим сюжетом. | Бумага, гуашь, кисти. | ||||
30.4 31.5 | Герои, борцы и защитники. Герои, борцы и защитники. (завершение) | В борьбе за свободу и справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. Героическая тема в искусстве разных народов. | Скульптурные произведения XIX и XX веков, памятники героям разных народов. | Эскиз памятника герою по выбору ребёнка. | Пластилин стек. | ||||
32.6 33.7 | Мое ожидание радостей лета (коллективное панно) Мое ожидание радостей лета (завершение) | Тема детства юности в искусстве. | Репродукции с картин современных художников. О детстве. | Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях. | Бумага, гуашь, кисти. | ||||
34.8 35.9 | Виды и жанры искусства. Урок -закрепление Искусство наро дов мира. | Терминологическая викторина Обобщение темы. | Детские работы с предыдущего урока. | Итоговая выставка работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс по Б. М. Неменской
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное ...