Интерактивная форма проведения урока информатики в начальной школе
методическая разработка по информатике (3 класс) на тему
Интерактивная доска - одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня осваивается учителями самых разных школьных предметов.
1) Доклад
2) Открытый урок на тему "Информационный обект и его смысл" (разработка интерактивного урока информатики) ПРИЛОЖЕНИЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intnraktivnaya_forma_provedeniya_uroka_informatiki.doc | 48.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 717.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Автор: Соколова Н.В.
(п.г.т.Суходол Сергиевского района Самарской области ГБОУ СОШ №1)
Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов.
Рассмотрим 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:
* Презентации, демонстрация и моделирование.
Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.
* Повышение активности учеников на уроке.
Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.
* Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.
Как использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.
1. Презентации, демонстрация и моделирование
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).
Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
2. Повышение активности учеников на уроке.
Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.
3. Увеличение темпа урока.
Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.
Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.
Учителя, которые уже работают с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика или химия, информатика или окружающий мир.
С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школу, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше, – в центре внимания.
В процессе обучения использую ИД
• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.
Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по информатике с печатной основой, у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать.
На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. (Приложение 1)
Большие возможности имеет использование объектов для перемещения. Именно тогда полностью реализуется сенсорный принцип работы ИД. Перемещать можно как отдельные слова, так и целые предложения. Интерактивная доска позволяет рукам двигать буквы, слова, картинки. Следовательно, можно готовить задания на соответствия, так популярные в последнее время, логические цепочки, удалять лишнее, собирать в группы по определенным признакам. Ощущения, которые дети испытывают, трогая всё руками, усиливает не только интерес к предмету, но и развивают тактильную память, тренируют моторику рук.
При проведении самостоятельных работ «Проверь себя» использую таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
Изучая новую тему, можно использовать функцию «шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана, как сверху вниз, так и справа налево. Например, учащиеся на уроке размышляют, решают проблемный вопрос, а ответ на него прячется за «шторкой». После коллективного обсуждения всем классом проверяется верность ответа: учитель опускает «шторку», за которой находится верный ответ.
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.
Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.
Таким образом, положительные возможности ИД налицо! Перечислим их ещё раз:
- Для работы не требуется специальных знаний и навыков.
- Управление доской производится легким касанием руки
- Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить
- Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).
- Высокий уровень активности детей на уроке;
- Отсутствие страха отвечать у доски.
- ИД помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться;
- Побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.
- Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.
В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках информатики и ИКТ положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.
Важно отметить, что повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.
Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду использовать ее с удовольствием, потому что с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока информатики в 3 классе
Учитель: Соколова Наталья Валерьевна
Тема урока: «Информационный объект и его смысл»
Методы обучения: ИКТ, активные методы обучения с элементами игры, беседа.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Обучающая:
- сформулировать понятие, что реальный объект и соответствующий информационный объект (описание, изображение) связаны по смыслу;
- практическое применение коммуникационных технологий.
- Обобщить знания о способах представления информации
Развивающая:
- Развить умение точно представлять объект в виде описания или изображения
- развивать информационную культуру учащихся
Воспитательная:
- повысить мотивацию учащихся за счет игровой формы работы;
Задачи:
- стимулировать интеллектуальную активность учащихся при обобщении сведений об описании как об информационном объекте;
- научить обращать внимание на смысловую связь реального объекта и информационных объектов (описание и изображение);
- научить простейшим приемам работы с интерактивной доской;
- Обратить внимание на специфику различных информационных объектов, на место описаний и изображений среди них.
Формируемые ключевые компетентности: информационная и коммуникативная компетентности.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь №2, .
Этапы урока | Ход урока | Используемые инновационные образовательные технологии | Наглядные пособия, раздаточный материал |
Организационный момент | Приветствие. Проверка присутствующих и их готовность к уроку. | ||
Актуализация знаний | В качестве повторения предлагаю игру «Угадай объект». Заранее готовится рисунки 5 объектов (по количеству пар учащихся) и дети делятся на две команды, которые выстраиваются в две шеренги (лицом к лицу) на расстоянии в 2-3 шага друг от друга. Первая команда составляет устное описание каждого объекта, изображенного на рисунке, а представители второй команды по этому описанию рисуют объект на интерактивной доске. При этом учащиеся – представители второй команды не видят исходный рисунок, а изображает и называет объект, слушая описание от представителя первой команды. Выигрывает та пара, представитель которой от первой команды кратко и точно описал объект и уложился в 30 секунд, а представитель второй команды точнее всего воспроизвел объект и назвал его. | ИКТ | Первой команде раздаются рисунки: |
Ознакомление с новым материалом а) игра-эксперимент | На слайде представлены информационные объекты 4 видов (изображение, описание, текст, название объекта). Задача детей – распределить объекты по группам так, чтобы все они были информационной моделью одного объекта. Учащиеся выходят к доске и, объединив объекты в группы, обводят их определенными цветами. Все объекты, которые вы объединили связаны между собой по смыслу, а информационные объекты раскрывали существенные свойства одного и того же объекта. | ИКТ | |
б) эвристическая беседа | Реальный объект и информационный объект связаны смыслом. Обратимся к учебнику на странице 130 и слайду на доске и посмотрим схему, которая иллюстрирует полученный опыт и сформулированные обобщения. На слайде даны формы представления одного и того же объекта в виде описания: текст, рисунок, смысл. Каждый вид описания представляет разные аспекты объекта. Обратите внимание, что на слайде фактически представлен не объект, а его описание в виде рисунка. Что это за объект? (лимон) Обратите внимание, что объект представленный в выноске «Смысл», пуст, т.е. без слов. Каждый человек интерпретирует смысл одинаково, но слова для его описания могут быть разными. Например, лимон имеет приятный запах, на вкус он очень кислый. Смысл может быть понятен, если человек знаком с объектом и понимает, для чего это объект предназначен. Расскажите в чем смыл данного объекта? Человек всегда воспринимает смысл, которым связаны информационные объекты и сам реальный объект, данный человеку в ощущениях. Для компьютера же информационные объекты - это закодированные описания, и понять их смысл компьютер не может. Ему все равно, с каким реальным объектом связан по смыслу обрабатываемый информационный объект. | ||
Закрепление нового материала. | Полученный опыт учащиеся затем закрепляют при решении информационных задач.
Учащиеся по очереди выходят к лоске и дописывают недостающую информацию об объектах | ИКТ | |
Физкультминутка | «Раз –два - потянулись, 3-4 - обернулись, 5-6 – наклонились, А теперь все распрямились» | Выполняют упражнение | |
Закрепление полученных знаний - работа в тетрадях. |
Например, Не громче, значит Тише Оля разговаривает тише Славы Не дороже, значит дешевле Компьютер дешевле пианино Не длиннее, значит короче Не дальше, значит ближе | ИКТ | Все остальные выполняют в рабочих тетрадях. |
Обобщение и подведение итогов. | Вставить пропущенные слова в предложения. С последующей проверкой на слайде(ответ скрыт на слайде). | ИКТ | |
Домашнее задание. | Записываем в дневнике домашнее задание. | ИКТ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы проведения родительских собраний в начальной школе
В данном материале описани виды, формы проведения родительских собраний...
Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе
Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между с...
Интерактивная форма проведения урока в начальной школе
В статье рассматривается вопрос использования интерактивной доски на уроках в начальной школе. Показаны её возможности и преимущества над другими техническими средствами. Статья адресована молодым пед...
Статья «Разные формы проведения уроков-проектов в начальной школе»
Я считаю, что участие детей в учебной проектной деятельности дает возможность ребенку проявить свою самостоятельность, активность, любознательность, а также взаимодействовать со сверстниками и взрослы...
«Современные формы проведения классных часов в начальной школе»
laquo;Классный час — это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с ...
Интерактивные формы и методы обучения в начальной школе.
Презентационный материал для выступления учителя начальных классов на методическом форуме ОУ.Цель работы – Определить основные направления влияния интерактивных методов, используемых в образоват...
Интерактивные формы изучения краеведческого материала в начальной школе
Данная статья посвящена одной из актуальных тем современного образования – изучению краеведческого материала как основы формирования патриотизма у младших школьников. В статье рассматриваются на...