«Современные формы проведения классных часов в начальной школе»
статья
«Классный час — это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
В наше непростое время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особое значение.
Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким , и таких слов можно перечислять множество.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста…
Патриарх Алексий II говорил:
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.
Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.
К сожалению, современная семья уделяет много внимания материальному благополучию своих детей, зачастую родители возвращаются с работы очень поздно, многие работают каждый день. На детей времени не остается, а уж о нравственных сторонах жизни вспоминают редко или вообще не вспоминают. Кто из нас не слышал фразу родителей: «Ударили – дай сдачи! Бей первым, чтобы не били тебя!» Вот оно – воспитание нравственности, доброты и любви к ближнему . Где же те устои, корни семьи, которые в будущем помогут заблудшему ребенку вернуться в семью, почитать мать и отца, любить стариков, братьев и сестер?
Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.
У учителя огромная ответственность в жизни. Общаясь с детьми, мы имеем возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро. Но без тесного контакта, семьи и школы трудно будет справиться с этой задачей. Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом. Мне кажется , что наиболее сообразной будет следующая цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотического воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения младших школьников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность; знакомство детей с пониманием смысла человеческой жизни в традиционной русской культуре, с основными правилами нравственности, последствиями нарушений нравственных правил, с тем, как научиться воспитывать свой характер.
Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.
Н.Г. Чернышевский
Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству.
Н. Г. Чернышевский
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народ, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Для реализации этой цели можно поставить следующие задачи:
- создание условий для формирования культуросообразной личности младшего школьника, гражданина России;
- воспитание чувства любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны,
- поддержка стремления знать историю России, желания соответствовать нравственному облику великих соотечественников,
- мотивация на действенное проявление неравнодушие к родному краю и окружающему миру.
Размышляя на эту тему, я задумалась: что же мы можем предложить нашим детям (кроме своего примера) для воспитания патриотизма.
Осознанная важность духовно-нравственного воспитания личности, я, как учитель начальных классов, веду систематически беседы, классные часы ,экскурсии», цель которых научить детей жить среди людей, управлять своими эмоциями и поведением. Достаточно назвать темы некоторых мероприятий: «Мы и родители», «Честность по отношению к себе и другим», «Ответственность. Умение брать ответственность на себя», «Талант источник радости для окружающих, а не повод забывать о них». На примерах литературных героев дети помогают друг другу разобраться в собственных проблемах.
Большое значение для духовно-нравственного воспитания имеют пословицы и поговорки, которые раскрывают этические нормы русского народа: «На добрый привет – добрый и ответ», «За худым пойдёшь – худое и найдёшь», «Бог правду любит».
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи духовно-нравственного воспитания:
- формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
- освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Т.о. воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Реализация духовно-нравственного воспитания как одного из направлений внеурочной деятельности в моем классе осуществляется по программе «Моя Отчизна» (4 год)
Программа “Моя Отчизна” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО 2009г., а так же на основе программы «Я - гражданин России» автора С.В. Сабиной.
Программа “Моя Отчизна” включает шесть связанных между собой направлений.
1. Формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения,
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», «В гости к Айболиту", "Спорт лучше чем…» , беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. Формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», «Летопись моей семьи», «Мои бабушки и дедушки».
3. Формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Мероприятия: экскурсии в музеи , на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Ярмарка талантов» (конкурсы чтецов, вокалистов, танцоров, актерского мастерства), КВН.
4. Формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Мероприятия: праздник первого звонка , экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», акция «Библиотеке - нашу помощь», акция «Неделя пятерок».
5. Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию , верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины , экскурсии в краеведческие музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», «День памяти безымянного солдата», выставка рисунков к 70-летию Победы,
6. Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля» , конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу и поделки из природного материала «В гости к осени», «Зимушка-зима», "Весна красна", «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
В рамках программы "Моя Отчизна" мы с ребятами работали над проектом "Я помню. Я горжусь" целью которого было расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне через знакомство с историческим прошлым, на примерах истории своей семьи. Ребята смогли рассказать о прадедушках и прабабушках фронтовиках и тружениках тыла.
Воспитать патриота своей Родины- ответственная и сложная задача, решение которой в школьном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование различных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по
патриотическому воспитанию и духовно-нравственному воспитанию в целом.
«Любовь к Отечеству дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К.Д.Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные формы и проведение классных часов в начальной школе"
Цель этой статьи - обратить внимание на возрастные, психологические особенности младших школьников влияющих на их отношение и участие в классных собраниях, а так ж...
«Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»
laquo;Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»...
Выступление на тему «Формы проведения классных часов»
Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы...
Учебно-методическое пособие "Формы проведения классного часа"
Данное пособие поможет разнообразно и интересно провести классный час....
"Руководители с различными формами проведения классных часов”
Что такое классный час? Из скольки частей состоит,подробное описание каждой части. Наиболее распространенные формы.классных часов....
Современные формы проведения классного часа
Формы и приемы работы для проведения классного часа...
«Современные формы и проведение классных часов в начальной школе»
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узн...