Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс
календарно-тематическое планирование по информатике (3 класс) по теме

Архипова Светлана Владимировна

Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование  для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_v_igrah_i_zadachah_3_klass.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Ачинская санаторная школа – интернат»

УТВЕРЖДАЮ:                            СОГЛАСОВАНО:                                    РАССМОТРЕНО:

Директор школы                            Зам. Директора по УР                                На заседании МО

-----------------------                          ---------------------------                                   -------------------------

«---»-------------- ----г.                       «---»-----------  ----г.                                  «---»-------------  ----г.

                                                                                              Протокол от «  »------------2010года №         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

         

факультативного курса «Информатика в играх и задачах»

3 класс

                                                                                      Учителя начальных классов,  2КК

 Архиповой Светланы Владимировны

                                                                       

2010-2011 учебный  год

Пояснительная записка

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание .с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию новых схем, структур и моделей).

Можно выделить два  аспекта изучения информатики:

общеобразовательный:

информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы;

технологический:

информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее   передовые   на   сегодня   технологии — информационные.

В курсе «Информатика в играх и задачах» компьютер не используется и для преподавания по курсу технические знания не нужны. Компьютер в курсе присутствует неявно — в виде правил составления описаний предметов (объектов), их поведения и логических рассуждений о них, в виде требований к строгости  и логической  аккуратности составления таких описаний.

В отличие от других учебных предметов, изучающих конкретные модели (математические, физические и т. д.), на уроках информатики дети изучают сам процесс самостоятельного создания моделей, т. е. составления описаний. В информатике важно именно умение создавать модели, потому что модель зависит не только от моделируемого объекта, но и от целей ее создания. Это происходит потому, что в модель включаются не все сведения об объекте, а только те, которые важны для целей моделирования. Так, например, модели пианино для директора магазина, для грузчика, для музыканта разные, потому что для каждого из них в этом предмете важны разные аспекты. Все возможные цели моделирования предусмотреть невозможно, поэтому следует учить процессу построения  моделей.

Информатика как наука о построении информационно-логических моделей имеет особое значение для общего образования по двум причинам:

  • умение строить строгие логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное, играет важную роль в формировании единой картины мира;
  • возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных предметов показывает очень высокий потенциал межпредметных связей информатики; на практике дети часто сами применяют полученные на уроках информатики знания и умения на других уроках.

   Изучение курса «Информатика в играх и задачах» может проходить в любой школе, так как компьютеры для этого не требуются. Более того, детально описанные поурочные планы ориентированы на преподавание курса учителями начальных классов, что с успехом и происходит на практике. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Цели и задачи курса

Главная цель курса —дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного» обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача курса — научить проведению анализа действительности для построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Цели изучения основ информатики в начальной школе

1. Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием информационно-логических моделей:

  • применение формальной логики — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций — «если..., то...», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и ..., то...»;
  • алгоритмический подход—умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число   или   утверждение,   а   описание  последовательности  действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных, объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (что можно с ним делать)».

  1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
  2. Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, авторы считают, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

.

СТРУКТУРА  КУРСА

В материале курса  выделяются следующие рубрики:

статическая  картина объекта — структуры, классы;

картина  поведения объекта — процессы и алгоритмы;

язык как объект моделирования — логика  рассуждений;

информационная модель объекта — приемы моделирования и решения задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

К концу III класса обучающиеся должны уметь:

  • Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса ( группы однородных предметов);
  • Называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • Понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • Выполнять простые алгоритмы и  составлять свои по аналогии;
  • Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Содержание

Алгоритмы

    Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы)  объектов

     Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения

      Высказывания со словами «все», «не все», «ни какие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья возможностей.

Модели в информатике

     Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности.  Аналогичные закономерности.

   

Наименование  разделов и тем

1

Введение .

2

Алгоритм.

3

Схема алгоритма.

4

Ветвление в алгоритме.

5

Цикл в алгоритме.

6

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

7

Составление алгоритма.

8

Поиск ошибок в алгоритме.

9

Контрольная работа.

10

Состав и действия объектов.

11

Группа объектов .

12

Общие свойства объектов группы.

13

Особенные свойства объектов группы.

14

Единичное имя объекта.

15

Отличительные признаки объектов.

16

Контрольная работа .

17

Работа над ошибками.

18

Множество. Подмножество.

19

Элементы, не принадлежащие множеству.

20

Пересечение и объединение множеств.

21

Вложенные множества.

22

Истинность высказываний со словом «не».

23

Граф. Вершины и рёбра графа.

24

Граф. Вершины и рёбра графа.

25

Граф с направленными рёбрами.

26

Пути в графах.

27

Деревья возможностей.

28

Контрольная работа .

29

Работа над ошибками.

30

Игры .

31

Анализ игры с выигрышной стратегией.

32

Решение задач по аналогии.

33

Решение задач на закономерности.  

34

Аналогичные закономерности.

Календарно – тематическое планирование

по курсу «Информатика в играх и задачах»

Класс 3

Учитель Архипова С.В

Количество часов:   34ч.

в неделю 1 ч.

Планирование составлено на основе  Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. –Москва «Просвещение» 2000

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

1

2.09

1 полугодие                           1 триместр

Введение .

2

9.09

Алгоритм.

3

16.09

Схема алгоритма

4

23.09

Ветвление в алгоритме

5

30.09

Цикл в алгоритме

6

7.10

Алгоритмы с ветвлениями и циклами

7

21.10

Составление алгоритма.

8

28.10

Поиск ошибок в алгоритме.

9

11.11

Контрольная работа

10

18.11

Состав и действия объектов.

11

2.12

2 триместр

Группа объектов

12

9.12

Общие свойства объектов группы

13

16.12

Особенные свойства объектов группы.

14

23.12

Единичное имя объекта

15

30.12

Отличительные признаки объектов

2 полугодие

16

13.01

Отличительные признаки объектов.

17

20.01

Контрольная работа .

18

27.01

Работа над ошибками. Множество. Подмножество.

19

3.02

Элементы, не принадлежащие множеству.

20

10.02

Пересечение и объединение множеств.

21

17.02

Вложенные множества.

22

3.03

3 триместр

Истинность высказываний со словом «не».

23

10.03

Граф. Вершины и рёбра графа.

24

17.03

Граф. Вершины и рёбра графа.

25

24.03

Граф с направленными рёбрами.

26

31.03

Пути в графах.

27

7.04

Деревья возможностей.

28

21.04

Контрольная работа .

29

28.04

Работа над ошибками.

30

5.05

Игры .

31

12.05

Анализ игры с выигрышной стратегией.

32

19.05

Решение задач по аналогии.

33-34

26.05

Решение задач на закономерности.  

Аналогичные закономерности.

Учебно-методический материал

Учебно-методический материал по курсу начальной школы (Информатика в играх и задачах: Шк. 1—3, 1—4/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К- И. Горина и др.) состоит из четырех комплектов. В состав каждого комплекта входят 4 учебные тетради для учеников (по одной на четверть), 4 методических пособия для учителя (по одной на четверть) и 8 контрольных работ (по два варианта на четверть).

Комплект № 1 рассчитан на 6-летних детей и изучается в I классе по программе  1—4. Комплект № 2 рассчитан на 7-летних детей и изучается в I классе по программе I—3 и во II классе по программе 1 — 4. Материалы комплектов № 1 и № 2 предназначены для подготовки детей к предстоящим занятиям, развития у них логического мышления и сообразительности. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Начиная с комплекта № 3 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть, Таким образом, изучение материала происходит по спирали — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой:

I        четверть — алгоритмы;

II        четверть — объекты;

  1. четверть—логические рассуждения;
  2. четверть — модели в информатике.

Комплект № 3 рассчитан на 8-летних детей и изучается во 2 классе по программе 1—3 и в 3 классе по программе 1—4. Комплект № 4 рассчитан на 9-летних детей и изучается в 3 классе по программе 1—3 и в 4 классе по программе  1—4.

Материал комплекта № 3 не опирается напрямую на конкретные знания комплекта № 2, являющегося пропедевтическим, поэтому можно начать преподавание по курсу сразу с комплекта № 3. В то же время апробация показала, что дети, начавшие изучение курса с I класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче усваивают материал курса на следующем году обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа по курсу " Развивающие игры" 1 класс.

Рабочая программа программа для внеурочной деятельности 1 классе...

Рабочая программа внеурочного занятия "Подвижные игры" в 1 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

Рабочая программа внеклассной деятельности "Подвижные игры" для 2 класса

Рабочая программа внеклассной деятельности "Подвижные игры" для 2 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности: "подвижные игры" 1-4 классы

Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской прог...