Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс
календарно-тематическое планирование по информатике (3 класс) по теме
Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_v_igrah_i_zadachah_3_klass.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Ачинская санаторная школа – интернат»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. Директора по УР На заседании МО
----------------------- --------------------------- -------------------------
«---»-------------- ----г. «---»----------- ----г. «---»------------- ----г.
Протокол от « »------------2010года №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
факультативного курса «Информатика в играх и задачах»
3 класс
Учителя начальных классов, 2КК
Архиповой Светланы Владимировны
2010-2011 учебный год
Пояснительная записка
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание .с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию новых схем, структур и моделей).
Можно выделить два аспекта изучения информатики:
общеобразовательный:
информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы;
технологический:
информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные.
В курсе «Информатика в играх и задачах» компьютер не используется и для преподавания по курсу технические знания не нужны. Компьютер в курсе присутствует неявно — в виде правил составления описаний предметов (объектов), их поведения и логических рассуждений о них, в виде требований к строгости и логической аккуратности составления таких описаний.
В отличие от других учебных предметов, изучающих конкретные модели (математические, физические и т. д.), на уроках информатики дети изучают сам процесс самостоятельного создания моделей, т. е. составления описаний. В информатике важно именно умение создавать модели, потому что модель зависит не только от моделируемого объекта, но и от целей ее создания. Это происходит потому, что в модель включаются не все сведения об объекте, а только те, которые важны для целей моделирования. Так, например, модели пианино для директора магазина, для грузчика, для музыканта разные, потому что для каждого из них в этом предмете важны разные аспекты. Все возможные цели моделирования предусмотреть невозможно, поэтому следует учить процессу построения моделей.
Информатика как наука о построении информационно-логических моделей имеет особое значение для общего образования по двум причинам:
- умение строить строгие логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное, играет важную роль в формировании единой картины мира;
- возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных предметов показывает очень высокий потенциал межпредметных связей информатики; на практике дети часто сами применяют полученные на уроках информатики знания и умения на других уроках.
Изучение курса «Информатика в играх и задачах» может проходить в любой школе, так как компьютеры для этого не требуются. Более того, детально описанные поурочные планы ориентированы на преподавание курса учителями начальных классов, что с успехом и происходит на практике. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Цели и задачи курса
Главная цель курса —дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного» обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача курса — научить проведению анализа действительности для построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Цели изучения основ информатики в начальной школе
1. Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием информационно-логических моделей:
- применение формальной логики — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций — «если..., то...», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и ..., то...»;
- алгоритмический подход—умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход — рассмотрение сложных, объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (что можно с ним делать)».
- Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
- Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, авторы считают, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
.
СТРУКТУРА КУРСА
В материале курса выделяются следующие рубрики:
статическая картина объекта — структуры, классы;
картина поведения объекта — процессы и алгоритмы;
язык как объект моделирования — логика рассуждений;
информационная модель объекта — приемы моделирования и решения задач.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
К концу III класса обучающиеся должны уметь:
- Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса ( группы однородных предметов);
- Называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- Понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Содержание
Алгоритмы
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения
Высказывания со словами «все», «не все», «ни какие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья возможностей.
Модели в информатике
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
№ | Наименование разделов и тем |
1 | Введение . |
2 | Алгоритм. |
3 | Схема алгоритма. |
4 | Ветвление в алгоритме. |
5 | Цикл в алгоритме. |
6 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. |
7 | Составление алгоритма. |
8 | Поиск ошибок в алгоритме. |
9 | Контрольная работа. |
10 | Состав и действия объектов. |
11 | Группа объектов . |
12 | Общие свойства объектов группы. |
13 | Особенные свойства объектов группы. |
14 | Единичное имя объекта. |
15 | Отличительные признаки объектов. |
16 | Контрольная работа . |
17 | Работа над ошибками. |
18 | Множество. Подмножество. |
19 | Элементы, не принадлежащие множеству. |
20 | Пересечение и объединение множеств. |
21 | Вложенные множества. |
22 | Истинность высказываний со словом «не». |
23 | Граф. Вершины и рёбра графа. |
24 | Граф. Вершины и рёбра графа. |
25 | Граф с направленными рёбрами. |
26 | Пути в графах. |
27 | Деревья возможностей. |
28 | Контрольная работа . |
29 | Работа над ошибками. |
30 | Игры . |
31 | Анализ игры с выигрышной стратегией. |
32 | Решение задач по аналогии. |
33 | Решение задач на закономерности. |
34 | Аналогичные закономерности. |
Календарно – тематическое планирование
по курсу «Информатика в играх и задачах»
Класс 3
Учитель Архипова С.В
Количество часов: 34ч.
в неделю 1 ч.
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. –Москва «Просвещение» 2000
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем |
1 | 2.09 | 1 полугодие 1 триместр Введение . |
2 | 9.09 | Алгоритм. |
3 | 16.09 | Схема алгоритма |
4 | 23.09 | Ветвление в алгоритме |
5 | 30.09 | Цикл в алгоритме |
6 | 7.10 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами |
7 | 21.10 | Составление алгоритма. |
8 | 28.10 | Поиск ошибок в алгоритме. |
9 | 11.11 | Контрольная работа |
10 | 18.11 | Состав и действия объектов. |
11 | 2.12 | 2 триместр Группа объектов |
12 | 9.12 | Общие свойства объектов группы |
13 | 16.12 | Особенные свойства объектов группы. |
14 | 23.12 | Единичное имя объекта |
15 | 30.12 | Отличительные признаки объектов |
2 полугодие | ||
16 | 13.01 | Отличительные признаки объектов. |
17 | 20.01 | Контрольная работа . |
18 | 27.01 | Работа над ошибками. Множество. Подмножество. |
19 | 3.02 | Элементы, не принадлежащие множеству. |
20 | 10.02 | Пересечение и объединение множеств. |
21 | 17.02 | Вложенные множества. |
22 | 3.03 | 3 триместр Истинность высказываний со словом «не». |
23 | 10.03 | Граф. Вершины и рёбра графа. |
24 | 17.03 | Граф. Вершины и рёбра графа. |
25 | 24.03 | Граф с направленными рёбрами. |
26 | 31.03 | Пути в графах. |
27 | 7.04 | Деревья возможностей. |
28 | 21.04 | Контрольная работа . |
29 | 28.04 | Работа над ошибками. |
30 | 5.05 | Игры . |
31 | 12.05 | Анализ игры с выигрышной стратегией. |
32 | 19.05 | Решение задач по аналогии. |
33-34 | 26.05 | Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. |
Учебно-методический материал
Учебно-методический материал по курсу начальной школы (Информатика в играх и задачах: Шк. 1—3, 1—4/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К- И. Горина и др.) состоит из четырех комплектов. В состав каждого комплекта входят 4 учебные тетради для учеников (по одной на четверть), 4 методических пособия для учителя (по одной на четверть) и 8 контрольных работ (по два варианта на четверть).
Комплект № 1 рассчитан на 6-летних детей и изучается в I классе по программе 1—4. Комплект № 2 рассчитан на 7-летних детей и изучается в I классе по программе I—3 и во II классе по программе 1 — 4. Материалы комплектов № 1 и № 2 предназначены для подготовки детей к предстоящим занятиям, развития у них логического мышления и сообразительности. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
Начиная с комплекта № 3 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть, Таким образом, изучение материала происходит по спирали — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой:
I четверть — алгоритмы;
II четверть — объекты;
- четверть—логические рассуждения;
- четверть — модели в информатике.
Комплект № 3 рассчитан на 8-летних детей и изучается во 2 классе по программе 1—3 и в 3 классе по программе 1—4. Комплект № 4 рассчитан на 9-летних детей и изучается в 3 классе по программе 1—3 и в 4 классе по программе 1—4.
Материал комплекта № 3 не опирается напрямую на конкретные знания комплекта № 2, являющегося пропедевтическим, поэтому можно начать преподавание по курсу сразу с комплекта № 3. В то же время апробация показала, что дети, начавшие изучение курса с I класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче усваивают материал курса на следующем году обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа по курсу " Развивающие игры" 1 класс.
Рабочая программа программа для внеурочной деятельности 1 классе...
Рабочая программа внеурочного занятия "Подвижные игры" в 1 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...
Рабочая программа внеклассной деятельности "Подвижные игры" для 2 класса
Рабочая программа внеклассной деятельности "Подвижные игры" для 2 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности: "подвижные игры" 1-4 классы
Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской прог...