Рабочая программа внеурочного занятия "Подвижные игры" в 1 классе
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_1_kl.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи направлены на
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.
Планируемые результаты:
1 уровень:
Дети получат знания:
- о способах и особенностях движений и передвижений человека;
- о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
2 уровень:
Дети смогут играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
3 уровень:
Дети получат опыт:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Система оценки результатов: соревнования, экран успеха и др.
При организации занятий учитываются возрастные особенности учащихся.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности занимает – 2часа в неделю. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Формы организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
Место проведения | Время проведения | Форма организации |
Школа | Первая половина учебного дня | Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы, уроки физкультуры |
Школа | Вторая половина учебного дня | Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, физкультурные праздники, спортивная секция, подвижные, народные оздоровительные игры |
Семья | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Прогулки совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность |
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников
Методы | Формы |
Методы формирования сознания | - Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. | - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни. |
Литература
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ, июль 2009.
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
«Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина,
ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006.
«Как себя вести» - В.Волина «Дидактика плюс 2, Санкт-Петербург, 2004.
«365 уроков безопасности» Л.Логинова Айрис-Пресс, Москва., 2000.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва, 2003.
«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва, 2000.
«Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркомании среди младших школьников, «Вентана – Граф», Москва, 2002.
Тематическое планирование (66 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Открываем дверь в сказку Здоровья. Игра «Мы – весёлые ребята» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра | 1 | |
2 | Игра «У медведя во бору» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра | 1 | |
3 | Игра «Филин и пташка» | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры | 1 | |
4 | Игра «Горелки» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
5 | Игра «Кот и мышь» | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры | 1 | |
6 | Игра «Блуждающий мяч» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
7 | Игра «Живая цепочка» | Правила игры. Проведение игры. Эстафета | 1 | |
8 | Игра «Ловишки»» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
9 | Игра «На прогулку» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
10 | Игра «Салки – ноги от земли» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
11 | Игра «Кто меткий?» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
12 | Игра «Лабиринт» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
13 | Игра «Шишки, жёлуди, орехи» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
14 | Игра “Запрещённое движение” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
15 | Игра “Караси и щука” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
16 | Игра “Поймай мяч” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
17 | Игра “Хитрая лиса” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
18 | Игра “Затейники” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
19 | Игра “Не попадись” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
20 | Игра “Дракон кусает хвост” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
21 | Игра “Два и три” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
22 | Игра “Смелые воробушки” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
23 | Игра “Северный и южный ветер” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
24 | Игра “Перебежки со снежками” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
25 | Игра “Снежное царство” | Строим снежную крепость | 1 | |
26 | Игра “Метко в цель” | Метание снежков в цель | 1 | |
27 | Игра “Мороз – Красный нос” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
28 | Игра “Найдём следы зайца” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
29 | Игра “Метелица” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
30 | Игра “Быстрый лыжник” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
31 | Игра “Дед Мороз” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
32 | Игра “Ледяная фигура” | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
33 | Игры на развитие восприятия | Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра» | 1 | |
34 | Упражнения и игры на внимание | Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок» | 1 | |
35 | Игры на развитие памяти | Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник» | 1 | |
36 | Игры на развитие воображения | Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай» | 1 | |
37 | Игры на развитие мышления и речи | Игры «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку» | 1 | |
38 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка | Игры «Баба Яга», «Три характера». | 1 | |
39 | Игра с элементами ОРУ. «Море волнуется» | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. | 1 | |
40 | Игра «Зарница» | Военно-спортивная игра | 1 | |
41 | Игра с мячом «Охотники и утки». | Комплекс ОРУ с мячом. Строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два | 1 | |
42 | Весёлые старты с мячом | Гимнастические упражнения. Эстафеты | 1 | |
43 | Игра «Волк во рву» | Игры с мячом: ловля, бросок, передача | 1 | |
44 | Весёлые старты с обручами и скакалкой | Комплекс ОРУ со скакалкой | 1 | |
45 | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
46 | Игры на свежем воздухе «Весна-красна» | Разучивание и проведение игр | 1 | |
47 | Игра «Эстафета зверей»». | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
48 | Игра «Совушка». | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
49 | Игра «Удочка» | Игры со скакалкой, мячом | 1 | |
50 | Игра «Перемена мест» | Построение. Строевые упражнения, перемещение | 1 | |
51 | Игра «Салки с мячом» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
52 | Игра «Рыбы, птицы, звери»» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
53 | Игра «Космонавты» | Правила игры. Проведение игры | 1 | |
54-57 | Пионербол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра | 4 | |
58-59 | Баскетбол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину | 2 | |
60-63 | Минифутбол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра | 4 | |
64 | Игра «Лесная поляна» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра | 1 | |
65 | Игра «Дерево дружбы» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра | 1 | |
66 | Спортивный праздник | Игры, эстафеты | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"
Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности...
Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС
Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Играем все" 4 класс
Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Играем все» заключается в том, что у физически здоровых детей есть высокая потребность в двигательной активности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры из бабушкиного сундучка" направлена на формирование у детей младшего школьного возраста необходимые знания, умения и навыки здорового об...