Рабочая программа "Уроки здоровья"
рабочая программа по физкультуре (3 класс)
Рабочая программа "Уроки здоровья" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_zdorovya_1klass.docx | 286.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программы начального образования по предмету «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А.; – Просвещение, 2015г.; Федеральным перечнем учебников на 2020 – 2021 учебный год; Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 31.08.2020г. № 21; Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 03.09.2018г. № 42.
Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.
Программа «Уроки здоровья» относится к физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, сбережение и укрепление здоровья воспитанников, сознательного участия в охране своего здоровья, адекватного поведения в случае болезни.
Новизна программы заключается в том, что она основывается на реализации компетентностного подхода, здоровьесберегающих технологий.
Цели программы:
- создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;
- использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Задачи программы:
- формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
- воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Общая характеристика курса
Данная программа разработана на основе программы «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 2013г.- М.: ВАКО.
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- опыты;
- игра.
Программа «Уроки здоровья» представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов. Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрации, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Место учебного курса в учебном плане
В 1 классе – 33 часа.
Ценностные ориентиры:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей цен- ностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, познание как ценность.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие челове- ческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена обще- ства, народа, представителя страны, государства; чувство ответ- ственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,
Результаты освоения учебного предмета
Результатами практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующие:
- Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
- Повышение приоритета здорового образа жизни.
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Обучающиеся должны уметь распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; а также здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
В результате усвоения программы учащиеся получат возможность научиться:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:
- Выделять нравственный аспект поведения;
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать правильный выбор самостоятельно или при помощи других участников группы;
- Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Метапредметными результатами программы является формирование следующих УУД:
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Учить высказывать свое предположение на уроке;
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения;
- Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;
2. Познавательные УУД:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- Поиск и выделение необходимой информации;
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности;
- Установление причинно – следственных связей;
- Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- Слушать и понимать речь других, вести диалог;
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- Участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Формы учета знаний и умений
- Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
- Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
- Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов.
- Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, конференции, выпуск газет, листовок.
Учебно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Основные виды деятельности | Дата | |
1 | Советы доктора Воды. | 1 | Анализировать ситуации по теме урока, проводить самоанализ своего здоровья, составлять памятки, правила по теме занятия, соблюдать их; | 2.09 | |
2 | Друзья Вода и Мыло. | 1 | 9.09 | ||
3 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | 16.09 | ||
4 | Знакомство с доктором Свежий воздух. | 1 | 23.09 | ||
5 | Чтобы уши слышали. | 1 | 30.10 | ||
6 | Почему болят зубы. | 1 | 7.10 | ||
7 | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 | 14.10 | ||
8 | Как сохранить улыбку красивой. | 1 | 21.10 | ||
9 | Экскурсия в осенний лес | 1 | 28.10 | ||
10 | Экскурсия в осенний лес | 1 | 18.11 | ||
11 | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | 25.11 | ||
12 | Зачем человеку кожа | 1 | 2.12 | ||
13 | Надёжная защита организма | 1 | 9.12 | ||
14 | Если кожа повреждена | 1 | 16.12 | ||
15 | Питание – необходимое условие для жизни человека | 1 | 23.12 | ||
16 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | Анализировать ситуации по теме урока, проводить самоанализ своего здоровья, составлять памятки, правила по теме занятия, соблюдать их; объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; формулировать правила безопасного поведения в быту; на улице, в транспорте; | 13.01 | |
17 | Сон – лучшее лекарство | 1 | 20.01 | ||
18 | Какое настроение? | 1 | 27.01 | ||
19 | Я пришёл из школы | 1 | 3.02 | ||
20 | Я - ученик | 1 | 10.02 | ||
21 | Я - ученик | 1 | 24.02 | ||
22 | Вредные привычки | 1 | 3.03 | ||
23 | Вредные привычки | 1 | 10.03 | ||
24 | Экскурсия в весенний лес | 1 | 17.03 | ||
25 | Экскурсия в весенний лес | 1 | 24.03 | ||
26 | Скелет – наша опора | 1 | 7.04 | ||
27 | Осанка – стройная спина | 1 | 14.04 | ||
28 | Если хочешь быть здоров | 1 | 21.04 | ||
29 | Правила безопасности на воде | 1 | 28.04 | ||
30 | Динамическая прогулка на водоём «Вода друг или враг?» | 1 | 5.05 | ||
31 | Динамическая прогулка на водоём «Вода друг или враг?» | 1 | 12.05 | ||
3233 | Обобщающие уроки «Доктора природы» | 1 1 | 19.05 26.05 | ||
Всего: | 33 |
Материально-техническое обеспечение
Литература:
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2014.
Ресурсы интернета
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внесшего запись |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Здоровье"
Программа расчитана для учащихся 1 - 4 классов. Срок реализации 4 года. Основная цел начальной школы - развитие ребёнка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия....
Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)
Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Здоровье"
Рабочая программа кружка "Здоровье".1 и 2 год обучения....
Рабочая программа «Здоровый образ жизни»
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе спортивно-оздоровительного направления "Здоровый образ жизни"...
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление...
Рабочая программа "Здоровей-ка"
Рабочая программа "Здоровей-ка"...
Рабочая программа Здоровое питание
Рабочая программа Здоровое питание...