Спортивная секция по пионерболу НОО. Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре

Хайртдинова Алина Вазировна

Направленность: спортивно-оздоровительная

Срок реализации: 1 год   (2-4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pionerbol_rb.docx33.92 КБ
Файл pionerbol_rb.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивная секция по пионерболу НОО

Направленность: спортивно-оздоровительная

Срок реализации: 1 год   (2-4 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы пионербола начальной подготовки обусловлена проблемой развития функциональных и физических качеств школьников, а проблема обусловлена тем, что при существующих нагрузках в режиме дня двигательная активность неуклонно снижается, отсюда чревато многими последствиями для здоровья растущего поколения.

Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Особенности реализации программы

    Программа курса внеурочной деятельности «Спортивная секция по пионерболу» предполагает занятия со смешанной группой обучающихся 2-4 классов; рассчитана на 1 год (102 часа), тренировочные занятия проводятся

        Программа включает в себя теоретическую, практическую и игровую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры.  Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионербол.

      Количество обучаемых в секции — 12-15 человек. В состав секции включены учащиеся основной и подготовительной медицинских групп, которые прошли медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеют допуск к занятиям в секции спортивной игры «пионербол».

 Общая характеристика учебного предмета

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре, примерной программы «Физическая культура» 5-9 классы под редакцией А.А.Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М Кондакова М., Просвещение, 2012 г.

Условные обозначения

ОРУ- общеразвивающие упражнения.

Методические особенности организации учебного процесса

В процессе освоения учебного материала используются

методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • словесно-дидактический (рассказ, объяснение, беседа, описание);
  • наглядный:
  • метод упражнений;

методы воспитания:

  • традиционный (убеждение, поощрение, пример);
  • неформально-личностный (пример личностно значимых людей, пример авторитетных людей, пример друзей и близких);
  • рефлексивный (индивидуальные переживания, самоанализ, осознание собственной ценности в реальной действительности).

Для развития двигательных способностей используются методы:

  • стандартного упражнения;
  • переменного упражнения;
  • игровой и соревновательный.

Целью программы является оздоровление молодого поколения, формирование жизненно важных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, а также формирование всесторонней, гармоничной личности.

Задачи программы:

-укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;

-обучение базовых основ вида спорта

-развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

-формирование общих представлений о спорте в целом, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию;

-обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
•     реализацию 
принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения);
•     реализацию 
принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
•     соблюдение дидактических правил 
от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение 
межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Сроки реализации программы курса «Пионербол» в 2-4 классах – 1 год

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа кружка «Пионербол» в 2-4 классах рассчитан на 3 час в неделю, 102 часов в году.

Место спортивной секции по физической культуре «Пинербол» в учебном плане.

Основной принцип работы секции пинерболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателя.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.

I. Основы знаний :

- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.

- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований

Практические занятия – 102 часа

Общая физическая подготовка (ОФП).

Строевые упражнения. Команды для управления группой. Действия в строю, на месте и в движении. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменения скорости движения.

Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, на гимнастической стенке массового типа.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения   без   предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами- лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями, на гимнастических снарядах (подъемы        переворотом, наклоны у гимнастической стенки).

Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх; то же с набивным мячом    в руках (до 2 кг). Из положения на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица - быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться).  То же, с отягощением. Упражнения для развития качеств, необходимых   при   выполнении   приемов   и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными перемещениями. Из упора у стены одновременное и попеременное сгибание   в   лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя) - в зависимости от действия партнера (партнеров) изменение высоты подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом, броски мяча: двумя   руками   из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Снизу одной и двумя руками, одной рукой над головой, «крюком» через сетку. Упражнения с партнером. Упражнения с пинербольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой   у тренировочной сетки (в сетку).  Подачи мяча слабейшей рукой. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении   нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз– стоя на месте и в прыжке, в прыжке   через   сетку   двумя руками из-за головы, «крюком» в прыжке – в парах и через сетку.   Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочек с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой, левой) в цель на стене (высота- 1,5- 2м) или на полу, расстояние от 5-10 м с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнования на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. Удары по мячу на амортизаторах с отягощением на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до50см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократные выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера или прибора для метания   мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на амортизаторах; то же, но броски и удары через сетку (собственного подбрасывания). Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения с касанием пинербольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов. После поворотов и перемещений, после прыжка в глубину (спрыгивания).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками отбить мяч в стену, приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч надо отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх- назад, повернуться на 180   и в прыжке отбить мяч в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но   мяч набрасывает   партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживается в руках и тут, же подбрасывается на различную высоту и т. п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота – многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча.

Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, пинербольного на дальность в парах, над собой, в стенку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.

Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.

Предполагаемые результаты изучения курса «Пионербол»

Знания о физической культуре

Ученик научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития;
  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Ученик научится:

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья;
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

Физическое совершенствование

Ученик  научится:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в пинербол в условиях учебной и игровой деятельности;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

Формы организации контроля и оценивания результатов

Система контроля и оценивания предусматривает измерение уровня достижений в личностных, предметных и метапредметных результатах, которые обучающиеся должны демонстрировать по завершении обучения на занятиях кружка «Пионербол» в 3-4 классах.

Таким образом, интегрированными результатами программы является воспитание такого ученика, который:

 понимает моральные ценности российской культуры;

 сможет отойти от собственных эгоистических взглядов через занятия в командах, знание правил и ведение «честной игры», навыки работы в коллективе, осознавать, что рядом могут находиться более слабые люди;

 будет способен, используя полученные знания, самостоятельно организовывать свои занятия физической активностью;

получит удовольствие от занятий на открытом воздухе, понимая принципы взаимодействия человека и природы;

будет вести здоровый образ жизни, принося пользу себе, близким людям и Отечеству.

С целью построения эффективной системы педагогического контроля применяются следующие методы:

  • опроса
  • демонстрации,
  • наблюдения,
  • упражнения,
  • практического выполнения.

Планируемые результаты освоения пионербола

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения, обучающимися содержания программы по физической культуре, являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения:

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;

выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.

Тематическое планирование спортивной секции «Пионербол»

№ п/п

занят ия

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятий

1

Вводное занятие. правила игры. Т.Б

1

Беседа

2

Эстафеты с элементами    пионербола

1

Практика

3-4

Упражнения для развития быстроты и быстроты реакции в пионерболе

2

Практика

5-6

Учебная игра в пионербол  

2

Практика

7-9

Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, стойка пинерболиста. Специально беговые упражнения, подвижные игры.

3

Практика

10-11

Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, стойка пинерболиста, передвижение. ОРУ. Пионербол

2

Практика

12-13

Медленный бег. Разновидность бега. ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча.

3

Практика

14-15

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами пинербола.

2

Практика

16-17

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Пионербол.

2

Практика

18-19

Медленный бег, разновидность бега. Нижняя передача мяча.

2

Практика

20-21

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Пионербол.

2

Практика

22-23

Передвижения в стойке

2

Практика

24-25

Прыжок с двух ног с места, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения

2

Практика

26-27

Гимнастические упражнения, подвижные игры.

2

Практика

28-29

Подача

2

Практика

30-31

Упражнения для развития общей и специальной выносливости в пионерболе

2

Практика

32-34

Учебная игра в пионербол

3

Практика

35-36

Передача мяча двумя руками сверху вперёд. Игра. Гандбол. Правила игры.

2

Практика

37-38

Элементы пинербола верхняя, нижняя передача, нижняя подача мяча.

2

Практика

39-40

Передача мяча двумя руками сверху на месте и    после перемещения.

2

Практика

41-42

Встречные и линейные эстафеты с передачами.Эстафеты.

2

Практика

43

Упражнения для развития общей и специальной выносливости в пионерболе

1

Практика

44-45

Техника игры в пионербол. Игровые задания

2

Практика

46-47

Передача мяча двумя руками сверху на месте и  после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой.

2

Практика

48-49

Эстафеты. Игра в мини- пионербол.

2

Практика

50-51

Прыжок с двух ног с места, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры

2

Практика

52-53

Эстафеты. Игра в мини- пионербол.

2

Практика

54-55

Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку, тактические действия - индивидуальные

2

Практика

56-57

Нападающий удар, техника игры

2

Практика

58-59

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами пинербола.

2

Практика

60-61

Эстафеты.

2

Практика

62

Упражнения для развития общей и специальной выносливости

1

Практика

63-64

Отработка игровых моментов

2

Практика

65-66

Подачи и передачи мяча

2

Практика

67-68

Передача верхняя в прыжке

2

Практика

69-70

Передвижения в стойке. Передача мяча.

2

Практика

71-72

Эстафеты. Игровые задания

2

Практика

73-74

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, пионербол.

2

Практика

75-76

Верхние передачи в тройках.

2

Практика

77-79

Передачи мяча по кругу. Нижняя подача.

3

Практика

80

Упражнения для развития координационных способностей

1

Практика

81-82

Игра «Салки с мячом»

2

Практика

83-84

Отработка игровых моментов

2

Практика

85-86

Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой.

2

Практика

87-88

Прием и передача мяча 2 руками сверху.

2

Практика

89-91

Тактика игры

3

Практика

92

Упражнения для развития быстроты и быстроты реакции

1

Практика

93

Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча в парах.

1

Практика

94

Нижняя подача с 3-4 м. Передача в парах через сетку. Игра

1

Практика

95-96

Совершенствование тактических действий в игре.

2

Практика

97

Многократные передачи мяча.

Двухсторонняя игра с элементами пинербола.

1

Практика

98-99

Подготовка к тренировочным соревнованиям

2

Практика

100-102

Соревнования  

3

Практика

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Материально-технические условия: Для проведения занятий в кружке пинербола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь

  1. Сетка пинербольная
  2. Стойки пинербольные
  3. Гимнастическая стенка
  4. Гимнастические скамейки
  5. Гимнастические маты
  6. Скакалки
  7. Мяч набивной
  8. Мячи пинербольные
  9. Рулетка

Список литературы

1.Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.

2. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.

3. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.

4. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988



Предварительный просмотр:

Спортивная секция по пионерболу НОО

Направленность: спортивно-оздоровительная

Срок реализации: 1 год   (2-4 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы пионербола начальной подготовки обусловлена проблемой развития функциональных и физических качеств школьников, а проблема обусловлена тем, что при существующих нагрузках в режиме дня двигательная активность неуклонно снижается, отсюда чревато многими последствиями для здоровья растущего поколения.

Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Особенности реализации программы

    Программа курса внеурочной деятельности «Спортивная секция по пионерболу» предполагает занятия со смешанной группой обучающихся 2-4 классов; рассчитана на 1 год (102 часа), тренировочные занятия проводятся

        Программа включает в себя теоретическую, практическую и игровую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры.  Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионербол.

      Количество обучаемых в секции — 12-15 человек. В состав секции включены учащиеся основной и подготовительной медицинских групп, которые прошли медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеют допуск к занятиям в секции спортивной игры «пионербол».

 Общая характеристика учебного предмета

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре, примерной программы «Физическая культура» 5-9 классы под редакцией А.А.Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М Кондакова М., Просвещение, 2012 г.

Условные обозначения

ОРУ- общеразвивающие упражнения.

Методические особенности организации учебного процесса

В процессе освоения учебного материала используются

методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • словесно-дидактический (рассказ, объяснение, беседа, описание);
  • наглядный:
  • метод упражнений;

методы воспитания:

  • традиционный (убеждение, поощрение, пример);
  • неформально-личностный (пример личностно значимых людей, пример авторитетных людей, пример друзей и близких);
  • рефлексивный (индивидуальные переживания, самоанализ, осознание собственной ценности в реальной действительности).

Для развития двигательных способностей используются методы:

  • стандартного упражнения;
  • переменного упражнения;
  • игровой и соревновательный.

Целью программы является оздоровление молодого поколения, формирование жизненно важных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, а также формирование всесторонней, гармоничной личности.

Задачи программы:

-укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;

-обучение базовых основ вида спорта

-развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

-формирование общих представлений о спорте в целом, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию;

-обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
•     реализацию 
принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения);
•     реализацию 
принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
•     соблюдение дидактических правил 
от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение 
межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Сроки реализации программы курса «Пионербол» в 2-4 классах – 1 год

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа кружка «Пионербол» в 2-4 классах рассчитан на 3 час в неделю, 102 часов в году.

Место спортивной секции по физической культуре «Пинербол» в учебном плане.

Основной принцип работы секции пинерболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателя.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.

I. Основы знаний :

- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.

- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований

Практические занятия – 102 часа

Общая физическая подготовка (ОФП).

Строевые упражнения. Команды для управления группой. Действия в строю, на месте и в движении. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменения скорости движения.

Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, на гимнастической стенке массового типа.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения   без   предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами- лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями, на гимнастических снарядах (подъемы        переворотом, наклоны у гимнастической стенки).

Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх; то же с набивным мячом    в руках (до 2 кг). Из положения на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица - быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться).  То же, с отягощением. Упражнения для развития качеств, необходимых   при   выполнении   приемов   и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными перемещениями. Из упора у стены одновременное и попеременное сгибание   в   лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя) - в зависимости от действия партнера (партнеров) изменение высоты подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом, броски мяча: двумя   руками   из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Снизу одной и двумя руками, одной рукой над головой, «крюком» через сетку. Упражнения с партнером. Упражнения с пинербольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой   у тренировочной сетки (в сетку).  Подачи мяча слабейшей рукой. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении   нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз– стоя на месте и в прыжке, в прыжке   через   сетку   двумя руками из-за головы, «крюком» в прыжке – в парах и через сетку.   Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочек с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой, левой) в цель на стене (высота- 1,5- 2м) или на полу, расстояние от 5-10 м с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнования на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. Удары по мячу на амортизаторах с отягощением на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до50см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократные выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера или прибора для метания   мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на амортизаторах; то же, но броски и удары через сетку (собственного подбрасывания). Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения с касанием пинербольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов. После поворотов и перемещений, после прыжка в глубину (спрыгивания).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками отбить мяч в стену, приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч надо отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх- назад, повернуться на 180   и в прыжке отбить мяч в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но   мяч набрасывает   партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживается в руках и тут, же подбрасывается на различную высоту и т. п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота – многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча.

Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, пинербольного на дальность в парах, над собой, в стенку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.

Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.

Предполагаемые результаты изучения курса «Пионербол»

Знания о физической культуре

Ученик научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития;
  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Ученик научится:

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья;
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

Физическое совершенствование

Ученик  научится:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в пинербол в условиях учебной и игровой деятельности;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

Формы организации контроля и оценивания результатов

Система контроля и оценивания предусматривает измерение уровня достижений в личностных, предметных и метапредметных результатах, которые обучающиеся должны демонстрировать по завершении обучения на занятиях кружка «Пионербол» в 3-4 классах.

Таким образом, интегрированными результатами программы является воспитание такого ученика, который:

 понимает моральные ценности российской культуры;

 сможет отойти от собственных эгоистических взглядов через занятия в командах, знание правил и ведение «честной игры», навыки работы в коллективе, осознавать, что рядом могут находиться более слабые люди;

 будет способен, используя полученные знания, самостоятельно организовывать свои занятия физической активностью;

получит удовольствие от занятий на открытом воздухе, понимая принципы взаимодействия человека и природы;

будет вести здоровый образ жизни, принося пользу себе, близким людям и Отечеству.

С целью построения эффективной системы педагогического контроля применяются следующие методы:

  • опроса
  • демонстрации,
  • наблюдения,
  • упражнения,
  • практического выполнения.

Планируемые результаты освоения пионербола

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения, обучающимися содержания программы по физической культуре, являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения:

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;

выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.

Тематическое планирование спортивной секции «Пионербол»

№ п/п

занят ия

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятий

1

Вводное занятие. правила игры. Т.Б

1

Беседа

2

Эстафеты с элементами    пионербола

1

Практика

3-4

Упражнения для развития быстроты и быстроты реакции в пионерболе

2

Практика

5-6

Учебная игра в пионербол  

2

Практика

7-9

Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, стойка пинерболиста. Специально беговые упражнения, подвижные игры.

3

Практика

10-11

Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, стойка пинерболиста, передвижение. ОРУ. Пионербол

2

Практика

12-13

Медленный бег. Разновидность бега. ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча.

3

Практика

14-15

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами пинербола.

2

Практика

16-17

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Пионербол.

2

Практика

18-19

Медленный бег, разновидность бега. Нижняя передача мяча.

2

Практика

20-21

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Пионербол.

2

Практика

22-23

Передвижения в стойке

2

Практика

24-25

Прыжок с двух ног с места, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения

2

Практика

26-27

Гимнастические упражнения, подвижные игры.

2

Практика

28-29

Подача

2

Практика

30-31

Упражнения для развития общей и специальной выносливости в пионерболе

2

Практика

32-34

Учебная игра в пионербол

3

Практика

35-36

Передача мяча двумя руками сверху вперёд. Игра. Гандбол. Правила игры.

2

Практика

37-38

Элементы пинербола верхняя, нижняя передача, нижняя подача мяча.

2

Практика

39-40

Передача мяча двумя руками сверху на месте и    после перемещения.

2

Практика

41-42

Встречные и линейные эстафеты с передачами.Эстафеты.

2

Практика

43

Упражнения для развития общей и специальной выносливости в пионерболе

1

Практика

44-45

Техника игры в пионербол. Игровые задания

2

Практика

46-47

Передача мяча двумя руками сверху на месте и  после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой.

2

Практика

48-49

Эстафеты. Игра в мини- пионербол.

2

Практика

50-51

Прыжок с двух ног с места, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры

2

Практика

52-53

Эстафеты. Игра в мини- пионербол.

2

Практика

54-55

Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку, тактические действия - индивидуальные

2

Практика

56-57

Нападающий удар, техника игры

2

Практика

58-59

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами пинербола.

2

Практика

60-61

Эстафеты.

2

Практика

62

Упражнения для развития общей и специальной выносливости

1

Практика

63-64

Отработка игровых моментов

2

Практика

65-66

Подачи и передачи мяча

2

Практика

67-68

Передача верхняя в прыжке

2

Практика

69-70

Передвижения в стойке. Передача мяча.

2

Практика

71-72

Эстафеты. Игровые задания

2

Практика

73-74

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, пионербол.

2

Практика

75-76

Верхние передачи в тройках.

2

Практика

77-79

Передачи мяча по кругу. Нижняя подача.

3

Практика

80

Упражнения для развития координационных способностей

1

Практика

81-82

Игра «Салки с мячом»

2

Практика

83-84

Отработка игровых моментов

2

Практика

85-86

Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой.

2

Практика

87-88

Прием и передача мяча 2 руками сверху.

2

Практика

89-91

Тактика игры

3

Практика

92

Упражнения для развития быстроты и быстроты реакции

1

Практика

93

Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча в парах.

1

Практика

94

Нижняя подача с 3-4 м. Передача в парах через сетку. Игра

1

Практика

95-96

Совершенствование тактических действий в игре.

2

Практика

97

Многократные передачи мяча.

Двухсторонняя игра с элементами пинербола.

1

Практика

98-99

Подготовка к тренировочным соревнованиям

2

Практика

100-102

Соревнования  

3

Практика

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Материально-технические условия: Для проведения занятий в кружке пинербола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь

  1. Сетка пинербольная
  2. Стойки пинербольные
  3. Гимнастическая стенка
  4. Гимнастические скамейки
  5. Гимнастические маты
  6. Скакалки
  7. Мяч набивной
  8. Мячи пинербольные
  9. Рулетка

Список литературы

1.Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.

2. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.

3. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.

4. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спортивной секции "Весёлые гонки"

Программа составлена на основе "Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов" под редакцией В.И.Ляха и А.А.Зданевича....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА»

Данная рабочая прорамма составлена для учащихся наяальных классов общеобразовательных организаций и расчитана на 34 часа в год. Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тема...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА. Спортивная секция «Мини-футбол»

В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицит...

Рабочая программа спортивной секции "Мини-футбол"

          Данная рабочая программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможно...

Программа для спортивных секций общеобразовательных учреждений по волейболу первого и второго года обучения.

Программой  предусмотрены: овладение умением и навыками основных технических и тактических приёмов игры в волейбол, формирование навыков самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений ...

Рабочая программа спортивной секции по лёгкой атлетике.

Программа рассчитана для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации 1 год. Данная программа рассчитана на 68 часов в год  (2 часа в неделю). Цель программы - привлечение детей к систематическим заняти...