Спортивная секция по пионерболу НОО. Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре
Направленность: спортивно-оздоровительная
Срок реализации: 1 год (2-4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pionerbol_rb.docx | 33.92 КБ |
pionerbol_rb.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Спортивная секция по пионерболу НОО
Направленность: спортивно-оздоровительная
Срок реализации: 1 год (2-4 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы пионербола начальной подготовки обусловлена проблемой развития функциональных и физических качеств школьников, а проблема обусловлена тем, что при существующих нагрузках в режиме дня двигательная активность неуклонно снижается, отсюда чревато многими последствиями для здоровья растущего поколения.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Особенности реализации программы
Программа курса внеурочной деятельности «Спортивная секция по пионерболу» предполагает занятия со смешанной группой обучающихся 2-4 классов; рассчитана на 1 год (102 часа), тренировочные занятия проводятся
Программа включает в себя теоретическую, практическую и игровую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионербол.
Количество обучаемых в секции — 12-15 человек. В состав секции включены учащиеся основной и подготовительной медицинских групп, которые прошли медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеют допуск к занятиям в секции спортивной игры «пионербол».
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре, примерной программы «Физическая культура» 5-9 классы под редакцией А.А.Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М Кондакова М., Просвещение, 2012 г.
Условные обозначения
ОРУ- общеразвивающие упражнения.
Методические особенности организации учебного процесса
В процессе освоения учебного материала используются
методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- словесно-дидактический (рассказ, объяснение, беседа, описание);
- наглядный:
- метод упражнений;
методы воспитания:
- традиционный (убеждение, поощрение, пример);
- неформально-личностный (пример личностно значимых людей, пример авторитетных людей, пример друзей и близких);
- рефлексивный (индивидуальные переживания, самоанализ, осознание собственной ценности в реальной действительности).
Для развития двигательных способностей используются методы:
- стандартного упражнения;
- переменного упражнения;
- игровой и соревновательный.
Целью программы является оздоровление молодого поколения, формирование жизненно важных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, а также формирование всесторонней, гармоничной личности.
Задачи программы:
-укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
-обучение базовых основ вида спорта
-развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
-формирование общих представлений о спорте в целом, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию;
-обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения);
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Сроки реализации программы курса «Пионербол» в 2-4 классах – 1 год
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа кружка «Пионербол» в 2-4 классах рассчитан на 3 час в неделю, 102 часов в году.
Место спортивной секции по физической культуре «Пинербол» в учебном плане.
Основной принцип работы секции пинерболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателя.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний :
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований
Практические занятия – 102 часа
Общая физическая подготовка (ОФП).
Строевые упражнения. Команды для управления группой. Действия в строю, на месте и в движении. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменения скорости движения.
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, на гимнастической стенке массового типа.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами- лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями, на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки).
Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх; то же с набивным мячом в руках (до 2 кг). Из положения на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица - быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же, с отягощением. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приемов и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными перемещениями. Из упора у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя) - в зависимости от действия партнера (партнеров) изменение высоты подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом, броски мяча: двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Снизу одной и двумя руками, одной рукой над головой, «крюком» через сетку. Упражнения с партнером. Упражнения с пинербольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз– стоя на месте и в прыжке, в прыжке через сетку двумя руками из-за головы, «крюком» в прыжке – в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочек с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой, левой) в цель на стене (высота- 1,5- 2м) или на полу, расстояние от 5-10 м с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнования на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. Удары по мячу на амортизаторах с отягощением на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до50см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократные выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера или прибора для метания мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на амортизаторах; то же, но броски и удары через сетку (собственного подбрасывания). Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения с касанием пинербольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов. После поворотов и перемещений, после прыжка в глубину (спрыгивания).
Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками отбить мяч в стену, приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч надо отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх- назад, повернуться на 180 и в прыжке отбить мяч в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживается в руках и тут, же подбрасывается на различную высоту и т. п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота – многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча.
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, пинербольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.
Предполагаемые результаты изучения курса «Пионербол»
Знания о физической культуре
Ученик научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Ученик получит возможность научиться:
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Ученик научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
Физическое совершенствование
Ученик научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять основные технические действия и приемы игры в пинербол в условиях учебной и игровой деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Формы организации контроля и оценивания результатов
Система контроля и оценивания предусматривает измерение уровня достижений в личностных, предметных и метапредметных результатах, которые обучающиеся должны демонстрировать по завершении обучения на занятиях кружка «Пионербол» в 3-4 классах.
Таким образом, интегрированными результатами программы является воспитание такого ученика, который:
понимает моральные ценности российской культуры;
сможет отойти от собственных эгоистических взглядов через занятия в командах, знание правил и ведение «честной игры», навыки работы в коллективе, осознавать, что рядом могут находиться более слабые люди;
будет способен, используя полученные знания, самостоятельно организовывать свои занятия физической активностью;
получит удовольствие от занятий на открытом воздухе, понимая принципы взаимодействия человека и природы;
будет вести здоровый образ жизни, принося пользу себе, близким людям и Отечеству.
С целью построения эффективной системы педагогического контроля применяются следующие методы:
- опроса
- демонстрации,
- наблюдения,
- упражнения,
- практического выполнения.
Планируемые результаты освоения пионербола
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения, обучающимися содержания программы по физической культуре, являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения:
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Тематическое планирование спортивной секции «Пионербол»
№ п/п занят ия | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения занятий |
1 | Вводное занятие. правила игры. Т.Б | 1 | Беседа |
2 | Эстафеты с элементами пионербола | 1 | Практика |
3-4 | Упражнения для развития быстроты и быстроты реакции в пионерболе | 2 | Практика |
5-6 | Учебная игра в пионербол | 2 | Практика |
7-9 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, стойка пинерболиста. Специально беговые упражнения, подвижные игры. | 3 | Практика |
10-11 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, стойка пинерболиста, передвижение. ОРУ. Пионербол | 2 | Практика |
12-13 | Медленный бег. Разновидность бега. ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча. | 3 | Практика |
14-15 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами пинербола. | 2 | Практика |
16-17 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Пионербол. | 2 | Практика |
18-19 | Медленный бег, разновидность бега. Нижняя передача мяча. | 2 | Практика |
20-21 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Пионербол. | 2 | Практика |
22-23 | Передвижения в стойке | 2 | Практика |
24-25 | Прыжок с двух ног с места, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения | 2 | Практика |
26-27 | Гимнастические упражнения, подвижные игры. | 2 | Практика |
28-29 | Подача | 2 | Практика |
30-31 | Упражнения для развития общей и специальной выносливости в пионерболе | 2 | Практика |
32-34 | Учебная игра в пионербол | 3 | Практика |
35-36 | Передача мяча двумя руками сверху вперёд. Игра. Гандбол. Правила игры. | 2 | Практика |
37-38 | Элементы пинербола верхняя, нижняя передача, нижняя подача мяча. | 2 | Практика |
39-40 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения. | 2 | Практика |
41-42 | Встречные и линейные эстафеты с передачами.Эстафеты. | 2 | Практика |
43 | Упражнения для развития общей и специальной выносливости в пионерболе | 1 | Практика |
44-45 | Техника игры в пионербол. Игровые задания | 2 | Практика |
46-47 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой. | 2 | Практика |
48-49 | Эстафеты. Игра в мини- пионербол. | 2 | Практика |
50-51 | Прыжок с двух ног с места, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры | 2 | Практика |
52-53 | Эстафеты. Игра в мини- пионербол. | 2 | Практика |
54-55 | Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку, тактические действия - индивидуальные | 2 | Практика |
56-57 | Нападающий удар, техника игры | 2 | Практика |
58-59 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами пинербола. | 2 | Практика |
60-61 | Эстафеты. | 2 | Практика |
62 | Упражнения для развития общей и специальной выносливости | 1 | Практика |
63-64 | Отработка игровых моментов | 2 | Практика |
65-66 | Подачи и передачи мяча | 2 | Практика |
67-68 | Передача верхняя в прыжке | 2 | Практика |
69-70 | Передвижения в стойке. Передача мяча. | 2 | Практика |
71-72 | Эстафеты. Игровые задания | 2 | Практика |
73-74 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, пионербол. | 2 | Практика |
75-76 | Верхние передачи в тройках. | 2 | Практика |
77-79 | Передачи мяча по кругу. Нижняя подача. | 3 | Практика |
80 | Упражнения для развития координационных способностей | 1 | Практика |
81-82 | Игра «Салки с мячом» | 2 | Практика |
83-84 | Отработка игровых моментов | 2 | Практика |
85-86 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой. | 2 | Практика |
87-88 | Прием и передача мяча 2 руками сверху. | 2 | Практика |
89-91 | Тактика игры | 3 | Практика |
92 | Упражнения для развития быстроты и быстроты реакции | 1 | Практика |
93 | Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча в парах. | 1 | Практика |
94 | Нижняя подача с 3-4 м. Передача в парах через сетку. Игра | 1 | Практика |
95-96 | Совершенствование тактических действий в игре. | 2 | Практика |
97 | Многократные передачи мяча. Двухсторонняя игра с элементами пинербола. | 1 | Практика |
98-99 | Подготовка к тренировочным соревнованиям | 2 | Практика |
100-102 | Соревнования | 3 | Практика |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Материально-технические условия: Для проведения занятий в кружке пинербола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь
- Сетка пинербольная
- Стойки пинербольные
- Гимнастическая стенка
- Гимнастические скамейки
- Гимнастические маты
- Скакалки
- Мяч набивной
- Мячи пинербольные
- Рулетка
Список литературы
1.Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
2. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
3. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.
4. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988
Предварительный просмотр:
Спортивная секция по пионерболу НОО
Направленность: спортивно-оздоровительная
Срок реализации: 1 год (2-4 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы пионербола начальной подготовки обусловлена проблемой развития функциональных и физических качеств школьников, а проблема обусловлена тем, что при существующих нагрузках в режиме дня двигательная активность неуклонно снижается, отсюда чревато многими последствиями для здоровья растущего поколения.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Особенности реализации программы
Программа курса внеурочной деятельности «Спортивная секция по пионерболу» предполагает занятия со смешанной группой обучающихся 2-4 классов; рассчитана на 1 год (102 часа), тренировочные занятия проводятся
Программа включает в себя теоретическую, практическую и игровую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионербол.
Количество обучаемых в секции — 12-15 человек. В состав секции включены учащиеся основной и подготовительной медицинских групп, которые прошли медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеют допуск к занятиям в секции спортивной игры «пионербол».
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре, примерной программы «Физическая культура» 5-9 классы под редакцией А.А.Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М Кондакова М., Просвещение, 2012 г.
Условные обозначения
ОРУ- общеразвивающие упражнения.
Методические особенности организации учебного процесса
В процессе освоения учебного материала используются
методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- словесно-дидактический (рассказ, объяснение, беседа, описание);
- наглядный:
- метод упражнений;
методы воспитания:
- традиционный (убеждение, поощрение, пример);
- неформально-личностный (пример личностно значимых людей, пример авторитетных людей, пример друзей и близких);
- рефлексивный (индивидуальные переживания, самоанализ, осознание собственной ценности в реальной действительности).
Для развития двигательных способностей используются методы:
- стандартного упражнения;
- переменного упражнения;
- игровой и соревновательный.
Целью программы является оздоровление молодого поколения, формирование жизненно важных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, а также формирование всесторонней, гармоничной личности.
Задачи программы:
-укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
-обучение базовых основ вида спорта
-развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
-формирование общих представлений о спорте в целом, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию;
-обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения);
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Сроки реализации программы курса «Пионербол» в 2-4 классах – 1 год
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа кружка «Пионербол» в 2-4 классах рассчитан на 3 час в неделю, 102 часов в году.
Место спортивной секции по физической культуре «Пинербол» в учебном плане.
Основной принцип работы секции пинерболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателя.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний :
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований
Практические занятия – 102 часа
Общая физическая подготовка (ОФП).
Строевые упражнения. Команды для управления группой. Действия в строю, на месте и в движении. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменения скорости движения.
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, на гимнастической стенке массового типа.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами- лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями, на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки).
Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх; то же с набивным мячом в руках (до 2 кг). Из положения на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица - быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же, с отягощением. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приемов и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными перемещениями. Из упора у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя) - в зависимости от действия партнера (партнеров) изменение высоты подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом, броски мяча: двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Снизу одной и двумя руками, одной рукой над головой, «крюком» через сетку. Упражнения с партнером. Упражнения с пинербольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз– стоя на месте и в прыжке, в прыжке через сетку двумя руками из-за головы, «крюком» в прыжке – в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочек с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой, левой) в цель на стене (высота- 1,5- 2м) или на полу, расстояние от 5-10 м с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнования на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. Удары по мячу на амортизаторах с отягощением на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до50см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократные выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера или прибора для метания мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на амортизаторах; то же, но броски и удары через сетку (собственного подбрасывания). Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения с касанием пинербольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов. После поворотов и перемещений, после прыжка в глубину (спрыгивания).
Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками отбить мяч в стену, приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч надо отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх- назад, повернуться на 180 и в прыжке отбить мяч в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживается в руках и тут, же подбрасывается на различную высоту и т. п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота – многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча.
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, пинербольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.
Предполагаемые результаты изучения курса «Пионербол»
Знания о физической культуре
Ученик научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Ученик получит возможность научиться:
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Ученик научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
Физическое совершенствование
Ученик научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять основные технические действия и приемы игры в пинербол в условиях учебной и игровой деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Формы организации контроля и оценивания результатов
Система контроля и оценивания предусматривает измерение уровня достижений в личностных, предметных и метапредметных результатах, которые обучающиеся должны демонстрировать по завершении обучения на занятиях кружка «Пионербол» в 3-4 классах.
Таким образом, интегрированными результатами программы является воспитание такого ученика, который:
понимает моральные ценности российской культуры;
сможет отойти от собственных эгоистических взглядов через занятия в командах, знание правил и ведение «честной игры», навыки работы в коллективе, осознавать, что рядом могут находиться более слабые люди;
будет способен, используя полученные знания, самостоятельно организовывать свои занятия физической активностью;
получит удовольствие от занятий на открытом воздухе, понимая принципы взаимодействия человека и природы;
будет вести здоровый образ жизни, принося пользу себе, близким людям и Отечеству.
С целью построения эффективной системы педагогического контроля применяются следующие методы:
- опроса
- демонстрации,
- наблюдения,
- упражнения,
- практического выполнения.
Планируемые результаты освоения пионербола
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения, обучающимися содержания программы по физической культуре, являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения:
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Тематическое планирование спортивной секции «Пионербол»
№ п/п занят ия | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения занятий |
1 | Вводное занятие. правила игры. Т.Б | 1 | Беседа |
2 | Эстафеты с элементами пионербола | 1 | Практика |
3-4 | Упражнения для развития быстроты и быстроты реакции в пионерболе | 2 | Практика |
5-6 | Учебная игра в пионербол | 2 | Практика |
7-9 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, стойка пинерболиста. Специально беговые упражнения, подвижные игры. | 3 | Практика |
10-11 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, стойка пинерболиста, передвижение. ОРУ. Пионербол | 2 | Практика |
12-13 | Медленный бег. Разновидность бега. ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча. | 3 | Практика |
14-15 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами пинербола. | 2 | Практика |
16-17 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Пионербол. | 2 | Практика |
18-19 | Медленный бег, разновидность бега. Нижняя передача мяча. | 2 | Практика |
20-21 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Пионербол. | 2 | Практика |
22-23 | Передвижения в стойке | 2 | Практика |
24-25 | Прыжок с двух ног с места, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения | 2 | Практика |
26-27 | Гимнастические упражнения, подвижные игры. | 2 | Практика |
28-29 | Подача | 2 | Практика |
30-31 | Упражнения для развития общей и специальной выносливости в пионерболе | 2 | Практика |
32-34 | Учебная игра в пионербол | 3 | Практика |
35-36 | Передача мяча двумя руками сверху вперёд. Игра. Гандбол. Правила игры. | 2 | Практика |
37-38 | Элементы пинербола верхняя, нижняя передача, нижняя подача мяча. | 2 | Практика |
39-40 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения. | 2 | Практика |
41-42 | Встречные и линейные эстафеты с передачами.Эстафеты. | 2 | Практика |
43 | Упражнения для развития общей и специальной выносливости в пионерболе | 1 | Практика |
44-45 | Техника игры в пионербол. Игровые задания | 2 | Практика |
46-47 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой. | 2 | Практика |
48-49 | Эстафеты. Игра в мини- пионербол. | 2 | Практика |
50-51 | Прыжок с двух ног с места, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры | 2 | Практика |
52-53 | Эстафеты. Игра в мини- пионербол. | 2 | Практика |
54-55 | Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку, тактические действия - индивидуальные | 2 | Практика |
56-57 | Нападающий удар, техника игры | 2 | Практика |
58-59 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами пинербола. | 2 | Практика |
60-61 | Эстафеты. | 2 | Практика |
62 | Упражнения для развития общей и специальной выносливости | 1 | Практика |
63-64 | Отработка игровых моментов | 2 | Практика |
65-66 | Подачи и передачи мяча | 2 | Практика |
67-68 | Передача верхняя в прыжке | 2 | Практика |
69-70 | Передвижения в стойке. Передача мяча. | 2 | Практика |
71-72 | Эстафеты. Игровые задания | 2 | Практика |
73-74 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, пионербол. | 2 | Практика |
75-76 | Верхние передачи в тройках. | 2 | Практика |
77-79 | Передачи мяча по кругу. Нижняя подача. | 3 | Практика |
80 | Упражнения для развития координационных способностей | 1 | Практика |
81-82 | Игра «Салки с мячом» | 2 | Практика |
83-84 | Отработка игровых моментов | 2 | Практика |
85-86 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой. | 2 | Практика |
87-88 | Прием и передача мяча 2 руками сверху. | 2 | Практика |
89-91 | Тактика игры | 3 | Практика |
92 | Упражнения для развития быстроты и быстроты реакции | 1 | Практика |
93 | Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча в парах. | 1 | Практика |
94 | Нижняя подача с 3-4 м. Передача в парах через сетку. Игра | 1 | Практика |
95-96 | Совершенствование тактических действий в игре. | 2 | Практика |
97 | Многократные передачи мяча. Двухсторонняя игра с элементами пинербола. | 1 | Практика |
98-99 | Подготовка к тренировочным соревнованиям | 2 | Практика |
100-102 | Соревнования | 3 | Практика |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Материально-технические условия: Для проведения занятий в кружке пинербола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь
- Сетка пинербольная
- Стойки пинербольные
- Гимнастическая стенка
- Гимнастические скамейки
- Гимнастические маты
- Скакалки
- Мяч набивной
- Мячи пинербольные
- Рулетка
Список литературы
1.Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
2. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
3. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.
4. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спортивной секции "Весёлые гонки"
Программа составлена на основе "Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов" под редакцией В.И.Ляха и А.А.Зданевича....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА»
Данная рабочая прорамма составлена для учащихся наяальных классов общеобразовательных организаций и расчитана на 34 часа в год. Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тема...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА. Спортивная секция «Мини-футбол»
В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицит...
Рабочая программа спортивной секции "Мини-футбол"
Данная рабочая программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможно...
Программа для спортивных секций общеобразовательных учреждений по волейболу первого и второго года обучения.
Программой предусмотрены: овладение умением и навыками основных технических и тактических приёмов игры в волейбол, формирование навыков самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений ...
Рабочая программа спортивной секции по лёгкой атлетике.
Программа рассчитана для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации 1 год. Данная программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Цель программы - привлечение детей к систематическим заняти...