Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 3 класс
рабочая программа по физкультуре (3 класс)
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
- Примерной программы начального общего образования по физической культуре. – М.: Просвещение, 2016
- Программы для общеобразовательных учреждений: В.И. Лях. Физическая культура. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 1-4 классы - М.: Просвещение, 2016
- Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Белавская ООШ
- Положения о рабочей программе МБОУ Белавская ООШ
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: : В.И. Лях. Физическая культура. 1-4 классы: для общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 28. 12. 2018 г. № 345
Данная программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2021-2022 уч. год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_21-22.doc | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Белавская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена МС МБОУ Белавская ООШ от «31» августа 2021г. | Принята педагогическим советом МБОУ Белавская ООШ от «31» августа 2021г. пр. № 1 | Утверждена приказом по МБОУ Белавская ООШ от «31» августа 2021г. № 94 Директор школы ___________ / Свириденков И.Н. |
Рабочая программа
начального общего образования
по физической культуре
3 класс
Составитель: Панкова Ольга Александровна,
учитель физической культуры I категории
д. Белавка
2021 год
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
- Примерной программы начального общего образования по физической культуре. – М.: Просвещение, 2016
- Программы для общеобразовательных учреждений: В.И. Лях. Физическая культура. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 1-4 классы - М.: Просвещение, 2016
- Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Белавская ООШ
- Положения о рабочей программе МБОУ Белавская ООШ
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: : В.И. Лях. Физическая культура. 1-4 классы: для общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 28. 12. 2018 г. № 345
Данная программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2021-2022 уч. год.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
– формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– формирование уважительного отношения к культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Обучающийся научится:
- составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
- выполнять комплексы общеобразовательных и поводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
- проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);
- составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;
- вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
- планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
II. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкульт минуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например, 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Формы контроля:
Проверка и оценка уровня физических качеств, тестирование, демонстрация комплексов упражнений двигательных умений и навыков, защита проектов, творческих работ, промежуточная аттестация.
Задания и формы работы по формированию УУД: личностные (проект, подведение итогов урока имеющие практические применения, самооценка событий), познавательные (выделение необходимой информации, работа с алгоритмами, выбор эффективных способов решения учебной задачи, сравнение), регулятивные (поиск информации указанных источниках, взаимоконтроль, задание на самопроверку, оценку результатов), коммуникативные (диалог, групповая, парная работа.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контрольные упражнения | Проект | |
1 | Основы знаний о физической культуре | в процессе урока | |||
2 | Легкая атлетика | 31 | 4 | ||
3 | Подвижные игры на основе волейбола | 17 | 2 | ||
4 | Гимнастика с элементами акробатики | 16 | 4 | ||
5 | Лыжная подготовка | 18 | 4 | ||
6 | Подвижные игры на основе баскетбола | 20 | 2 | 1 | |
Итого: | 102 | 16 | 1 |
IV. Календарно-тематическое планирование.
Название темы (раздела) | Кол -во ча- сов | Дата | ||
План | Факт | |||
1 | Легкая атлетика. Инструктаж по ОТ № …. Т.С. Спортивная одежда и обувь. Твой организм. Низкий старт. | 15 | . |
2 | Строевые упражнения. Беговые и прыжковые ОРУ. Изучение основ низкого старта. Бег до 3 минут. | |||
3 | Низкий старт. Прыжок в длину с разбега. Бег 30 м (у). | |||
4 | Бег до 60 м с изменением скорости. Прыжки на за- данную длину по ориентирам. Игра «Лапта» | |||
5 | Прыжок в длину с места (у). Бег в чередовании с ходьбой. Игра «Подвижная цель». | |||
6 | Прыжок в длину с разбега (у). Метание мяча с места (р). Игра «Мяч ловцу». | |||
7 | Метание мяча с места. Бег до 60 м с максимальной скоростью. | |||
8 | Техника высокого старта. 6- минутный бег. Круго- вая эстафета. | |||
9 | Метание мяча с места (у). Линейная эстафета. Бег 500 м | |||
10 | Прыжки по разметкам. Метание мяча в вертикаль- ную цель. Игра «Вышибалы» | |||
11 | Бег 1500 м без учета времени. Игра «Капитаны» | |||
12 | Беговые и прыжковые упражнения. Игра «Кто дальше бросит». | |||
13 | Круговая эстафета с эстафетной палочкой. Игра «Два капитана» | |||
14 | Бег 800 м. Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием в различном темпе. Игра «Лапта» | |||
15 | Встречная эстафета с этапами до 40 м. Метание мяча в горизонтальную цель. | |||
16 | Подвижные игры на основе волейбола. Инструк- таж по ОТ. № …. Т.С. История волейбола. Игра «Мяч ловцу». | 9 | ||
17 | Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть встать, подпрыгнуть). Игра «Снайперы». | |||
18 | Перемещение в стойке приставными шагами. Игра «Перестрелка». | |||
19 | Передача мяча сверху двумя руками. Приём мяча сверху. Игра «Овладей мячом». | |||
20 | Передача мяча сверху двумя руками. Игра «Борьба за мяч». | |||
21 | Отбивание мяча от стены. Прием мяча снизу. Игра «Горячая картошка» | |||
22 | Передача мяча двумя руками сверху. Прием мяча снизу. Игра «Подвижная цель». | |||
23 | Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Игра «Пионербол». | |||
24 | Челночный бег 3х10м (у). Игра «Пионербол» | |||
25 | Гимнастика с основами акробатики. Инструктаж по ОТ № …. Т.С. Личная гигиена. Режим дня. Ку- вырок вперед. | 16 | ||
26 | Два кувырка вперед, назад. Игра «Два капитана». | |||
27 | Два кувырка вперед (у). Мост из положения лежа на спине. | |||
28 | Два кувырка назад. Перекаты в группировке с по- следующей опорой за головой. |
29 | Мост из положения лежа на спине (у). Вис на согну- тых руках, согнув ноги. | |||
30 | Ритмическая гимнастика. Стойка на лопатках. Игра «Два капитана» | |||
31 | Прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Вис прогнувшись. Игра «Снайперы». | |||
32 | Кувырок назад и перекатом стойка на лопатках (у). Игра «Волк во рву». | |||
33 | Поднимание прямых и согнутых ног на гимнастиче- ской стенке. Лазание по наклонной скамейке. | |||
34 | Два кувырка назад. Мост из положения лежа на спине. Игра «Овладей мячом» | |||
35 | Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках. Прыжок со скакалкой. | |||
36 | Лазанье по канату в три приема. Комбинации из ос- военных элементов на гимнастической стенке. | |||
37 | Лазанье по канату в три приема. Комбинации из ос- военных элементов на гимнастическом бревне. | |||
38 | Опорные прыжки на горку. Лазанье по канату в три приема. Прыжок со скакалкой. | |||
39 | Опорный прыжок через коня; вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук. | |||
40 | Подтягивание в висе (м), в висе лежа (д). Опорный прыжок. Игра «Снайперы». | |||
41 | Подвижные игры на основе баскетбола. Инструк- таж по ОТ № …. Т.С. Современные Олимпийские игры. | 8 | ||
42 | Передача и ловля мяча Ведение мяча левой, правой рукой. Ловля и передача мяча двумя руками от гру- ди. | |||
43 | Ведение мяча с изменением направления и скоро- сти. Игра «Гонки мячей по кругу» | |||
44 | Ведение мяча правой и левой рукой. Эстафеты с элементами баскетбола. | |||
45 | Бросок мяча двумя руками от груди с места. Ловля и передача мяча в движении. | |||
46 | Ведение мяча шагом, змейкой с обеганием стоек. Передача мяча двумя руками от груди. Игра «Мяч ловцу» | |||
47 | Бросок мяча двумя руками от груди с места. Эстафета с ведением, передачей мяча. | |||
48 | Ведение правой и левой рукой(у). Игра «Волк во рву». | |||
49 | Лыжная подготовка. Инструктаж по ТО № …. Т.С. Олимпийский игры древности. Подбор лыж. Пово- роты на месте. Передвижение ступающим шагом. Прохождение до 1 км. | 18 | ||
50 | Передвижение ступающим шагом. Передвижение скользящим шагом до 500 м. | |||
51 | Обучение бесшажному и одновременно- двухшажному ходам. Прохождение дистанции 1000 м. | |||
52 | Попеременно-двухшажный ход. Спуск в высокой и низкой стойках. | |||
53 | Попеременно-двухшажный ход. Повороты в движе- |
нии. Спуск со склона. Прохождение дистанции 500 м. | ||||
54 | Попеременно-двухшажный ход (у). Подъем «Лесен- кой». Спуск в низкой стойке. Игра «Лисенок- медвежонок» | |||
55 | Попеременно-двухшажный ход. Подъем «Лесен- кой». | |||
56 | Торможение плугом, при спуске со склона одновре- менным двухшажным ходом. | |||
57 | Одновременно-двухшажный ход. Спуск в высокой стойке. Игра «Салки на лыжах». | |||
58 | Повороты переступанием. Прохождение дистанции 1500м. | |||
59 | Подъем «Полуелочкой». Спуск с поворотом. Про- хождение отрезков 3х200 м. | |||
60 | Подъем «Лесенкой» (у). Прохождение дистанции 2000м. | |||
61 | Прохождение на лыжах (с раздельным стартом) дис- танция 1000 м (у). | |||
62 | Спуски в низкой и высокой стойках. Подъем «Полу- елочкой». | |||
63 | Упражнение на склоне: спуски с легким подскоком. Одновременно-двухшажный ход. | |||
64 | Прохождение дистанции в среднем темпе до 2000 м. Игра «Салки на лыжах». | |||
65 | Попеременно-двухшажный ход без палок. Игра «Лисенок-медвежонок» | |||
66 | Прохождение дистанции 1000м на скорость. Игра «Слалом». | |||
67 | Подвижные игры на основе баскетбола. Инструк- таж по ОТ № …. Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Т.С. Органы чувств. Игра «Снайперы». Ловля и передача в кругу. | 12 | ||
68 | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Веде- ние мяча с изменением направления. Игра «Охотни- ки и утки». | |||
69 | Бросок мяча двумя руками от груди с места. Ловля и передача мяча двумя руками. | |||
70 | Ведение правой и левой рукой. Бросок мяча двумя руками от груди. Передача и ловля мяча в движе- нии. Игра «Гонки мячей по кругу | |||
71 | Ведение мяча шагом. Броски мяча по кольцу двумя руками от груди с места. Эстафеты с элементами баскетбола. | |||
72 | Способы передвижения. Игра «Борьба за мяч» | |||
73 | Ведение мяча с изменением направления и скоро- сти. Игра «Гонки мячей по кругу» | |||
74 | Ведение правой и левой рукой (с). Бросок мяча дв у- мя руками от груди. Игра «Мяч ловцу». | |||
75 | Эстафета с ведение и передачей мяча. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. | |||
76 | Ведение правой и левой рукой. Бросок мяча двумя руками от груди. Передача и ловля мяча в движе- нии. Игра «Гонки мячей по кругу» |
77 | Ведение мяча шагом. Броски мяча по кольцу двумя руками от груди с места(у). Эстафеты с элементами баскетбола. | |||
78 | Способы передвижения. Полоса препятствий. Игра «Борьба за мяч» | |||
79 | Подвижные игры на основе волейбола. Инструк- таж по ОТ № …. Т.С. Закаливание. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Игра «Пионербол». | 8 | ||
80 | Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и д. р.) Челночный бег 3х10м (у). Игра «Космонавты». | |||
81 | Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Игра «Перестрелка». | |||
82 | Передача мяча сверху двумя руками. Приём мяча сверху. Игра «Мяч ловцу». | |||
83 | Развитие скоростных способностей. Передача мяча сверху двумя руками. Игра «Прыжки по полоскам». | |||
84 | Отбивание мяча от стены. Прием мяча снизу. Игра «Подвижная цель» | |||
85 | Передача мяча двумя руками сверху. Прием мяча снизу. Перемещение в стойке приставными. Игра «Охотники и утки» | |||
86 | Передача мяча сверху двумя руками (у). Приём мяча сверху. Игра «Мяч ловцу». | |||
87 | Легкая атлетика. Инструктаж по ОТ № …. ТС «Фи- зическая подготовка и ее связь с развитием основ- ных физических качеств». Прыжок в высоту спосо- бом перешагивания. | 16 | ||
88 | Беговые и прыжковые упражнения. Прыжок в высо- ту с прямого разбега. Игра «Волк во рву». | |||
89 | Прыжок в длину с места (у). Игра «Овладей мячом». | |||
90 | Техника прыжка в высоту с бокового разбега. Прыжки на заданную длину по ориентирам. Игра «Мяч ловцу» | |||
91 | Бег в чередовании с ходьбой. Метание мяча с места. Игра «Волк во рву» | |||
92 | Метание мяча с места. Бег 30 м (у). Игра «Охотники и утки». | |||
93 | Техника высокого старта. 6-минутный бег (у). Эс- тафета. | |||
94 | Метание мяча с места в цель. Бег по пересеченном местности. Игра «Борьба за мяч». | |||
95 | Бег до 60 м с изменением скорости. Игра «Вышиба- лы» | |||
96 | Бег 1500 м без учета времени. Игра «Капитаны» | |||
97 | Беговые и прыжковые упражнения. Игра «Кто дальше бросит». | |||
98 | Круговая эстафета с эстафетной палочкой. Игра «Два капитана» | |||
99 | Метание мяча в цель. Прыжок в длину с разбега (у). | |||
100 | Промежуточная аттестация. | |||
101 | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча с места. |
Игра «Снайперы». | ||||
102 | Беговые и прыжковые упражнения. Игра «Кто дальше бросит». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре3 класс Школа 2100
Пояснительная запискапрограмма «Физическая культура» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей требованиям ФГОС начального общег...
Рабочая программа основного общего образования по физические культуры 3 класс
Аннотация к рабочей рабочая программа основного общего образования по физические культуры 3 класс разработана на основе: Федера...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 1 класс
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополн...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 2 класс
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополн...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 4 класс
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре (3 класс)
Рабочая программа по физической культуре для 1 – 4 классов полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе программы начального ...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре (1 класс)
Рабочая программа по физической культуре для 1 – 4 классов полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе программы начального ...