Двигательная активность, как средство укрепления здоровья школьников с использованием игры доджбол
учебно-методический материал по физкультуре
Новизна этой игры в ее содержании, где две команды учащихся, занимая определенную территорию в спортивном зале, на площадке стараются резиновыми мечами удалить соперников с их территории, причем в каждой команде не один, а несколько мячей. В ходе игры формируются и развиваются как универсальные учебные действия, так и личностные качества.
Для младших школьников игровая технология достаточно эффективна.
Методический семинар адресован учителям физической культуры, работающим с младшими школьниками, а также варианты игры можно использовать учителям основной и старшей школы.
Цель школьного образования по физической культуре - формирование физически разностороннее развитой личности, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
В начальной школе данная цель конкретизируется: учебная деятельность направлена на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost_v_noo.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательная активность, как средство укрепления здоровья школьников с использованием игры доджбол
Актуальность и новизна
В методическом семинаре описан опыт реализации на уроках физической культуры в начальных классах инновационной подвижной игры «Доджбол», которая соответствует возрастным особенностям младших школьников и требованиям ФГОС НОО.
Новизна этой игры в ее содержании, где две команды учащихся, занимая определенную территорию в спортивном зале, на площадке стараются резиновыми мечами удалить соперников с их территории, причем в каждой команде не один, а несколько мячей. В ходе игры формируются и развиваются как универсальные учебные действия, так и личностные качества.
Для младших школьников игровая технология достаточно эффективна.
Методический семинар адресован учителям физической культуры, работающим с младшими школьниками, а также варианты игры можно использовать учителям основной и старшей школы.
Цель школьного образования по физической культуре - формирование физически разностороннее развитой личности, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
В начальной школе данная цель конкретизируется: учебная деятельность направлена на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у младших школьников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Для достижения описанного выше результата перед учителями стоят следующие задачи:
- формировать у учащихся начальной школы основы здорового образа жизни;
- формировать знания по физической культуре и спорту, и обучить двигательным действиям;
- формировать социально значимые качества личности, содействовать нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом
( воспитательная деятельность)
- формировать и совершенствовать двигательную подготовленность
( развивающая деятельность).
Одно из важных мест в программе начальных классов по физической культуре для решения поставленных задач занимает раздел «Подвижные и спортивные игры», что позволяет увеличить двигательную активнсть учащихся.
Это сложно координационный вид двигательной деятельности, направленный на развитие таких физических качеств как ловкость, быстрота, гибкость, выносливость и воспитание дисциплинированности, коллективизма, ответственности за результат, воспитание здорового образа жизни, любви к спорту.
Закрепляются и развиваются универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные и познавательные, которые учащиеся совершенствуют переходя из одного класса в другой
при освоении других разделов программы и на других предметах.
Стараюсь на уроках начальных классов брать инновационные игры, которые не указаны в программе по предмету, но они соответствуют возрастным особенностям детей начальных классов и требованиям ФГОС. Одна из таких игр «Русский доджбол».
Должный объем суточной двигательной активности в школьном возрасте определяется по количеству шагов и продолжительности этого двигательного компонента в часах. Младший школьник (7 -10 лет) должен сделать 15000 -20000 шагов за 4 -5 часов.
Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %. Эти два часа в неделю не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Растущий организм требует огромного количества движений для своего развития.
Всегда здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью.
Здоровье - это богатство человека, основа его жизнедеятельности, успешной работы, творчества, семейного благополучия, активности и долгой жизни. На современном этапе насчитывается более 60 определений понятия здоровья, но ни одно из них не может быть оптимальным и ясным до конца. В 1940 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) было сформулировано следующее определение: "Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни”. Необходимым критерием сохранения и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Из вышесказанного выделяется проблема: как повысить двигательную активность школьников с использованием подвижной игры доджбол?
Условия формирования ведущей идеи моего опыта, условия возникновения и его становления.
Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Воспитание направленности на формирование двигательной активности, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, личностной.
Применение данной технологии помогает мне организовать деятельность учащихся по формированию здорового образа жизни. Стараюсь делать так, чтобы обучающиеся были здоровы, чтобы на уроке всегда присутствовал здоровый психологический климат, чтобы они с желанием спешили на урок. Каждый свой урок начинаю с улыбки, чтобы видели, что хочу им помочь научиться всему тому, что знаю и умею сам. Соблюдение режима труда и отдыха, смена форм и видов деятельности помогают урок проводить продуктивно и интересно. Считаю, что активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе обучения привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.
Теоретическая база опыта
Важной проблемой в осуществлении физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом.
В основном свою работу строю на формировании мотивации обучения. Мотивации учения подразделяю на внешние, исходящие от учителя, родителей, класса и внутренние, или истинные мотивы, имеющиеся у самого ученика.
Для меня оптимальна технология физического воспитания школьников, направленная на формирование двигательного режима ученика, выглядит так:
- утренняя гимнастика;
- динамическая перемена;
- уроки физической культуры;
- занятия в группе ОФП, секциях;
- пешие прогулки, ходьба, бег;
- физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия.
Поскольку потребности в двигательной деятельности объективны и определяются ощущениями, стремлюсь превратить объективное в субъективное через мотивационную систему личности, т.е. установки, интересы, желания, убеждения и т.д. Мотивирую поиском форм, методов, соревновательными условиями. На уроках использую нестандартное оборудование и инвентарь для повышения моторной плотности, в зависимости от темы, варьирую методы: групповой, фронтальный, круговой тренировки, личностно-ориентированный. Обучаю детей контролю и самоконтролю по частоте сердечных сокращений, соблюдению техники безопасности, страховке и самостраховке.
Двигательный отдых восстанавливает и повышает умственную работоспособность, способствует сохранению здоровья детей.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Педагогически продуманная технология физического воспитания, направленная на формирование двигательного режима школьников, приводит детей к определенному уровню физического развития, укреплению их здоровья, достижению спортивных результатов.
Считаю важнейшим условием работы четкое планирование учебного процесса. Стараюсь правильно и последовательно спланировать прохождение материала программы, исходя из воспитательных и дидактических задач, климатических условий, подготовленности учащихся, оснащенности учебно-воспитательной базы, личного опыта.
Основные документы планирования разрабатываю в соответствии с программным материалом, при этом стремлюсь к современным методикам оздоровительных систем. Структура поурочного планирования предусматривает следующие рубрики: конкретные учебные задачи урока; соответствующий материал, по теоретическим сведениям, навыкам и умениям, упражнения для развития двигательных качеств; дозировка; методические указания и соблюдение преемственности между предыдущим и последующим материалом.
Эффективность урока в первую очередь зависит от того, насколько буду претворять намеченный план, применять наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приемы, использовать имеющееся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывать специфику места проведения занятий.
В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению обучающихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. На уроках уделяю большое внимание индивидуальной работе с учащимися. Работа по проблеме развития двигательной активности требует подбора соответствующих методов обучения, знание которых позволит правильно ориентироваться и отбирать наиболее эффективные методы для решения учебных задач. Целесообразность применения того или иного метода в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Основные методы:
- фронтальный;
- поточный;
- групповой;
- индивидуальный;
- диагностика;
- тестирование;
Форма организации учебной деятельности:
- урок физической культуры (урок-игра, урок-соревнование, урок-турнир, интегрированный урок);
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
- спортивные соревнования и праздники;
- занятия в спортивных секциях и кружках;
самостоятельные занятия физическими упражнениями
5. Анализ результативности.
Ежегодно мои ученики активно принимают участие в школьных, муниципальных, всероссийских мероприятиях (ВФСК ГТО). Учащиеся ежегодно выполняют нормы ГТО и неоднократно награждены знаками отличия. Большое внимание уделяю внеурочным занятиям, провожу дни здоровья и праздники спорта, школьные соревнования. На протяжении многих лет веду внеурочные занятия по курсу шахматы, тренировки в спортивных секциях. Мои учащиеся являются победителями и призерами городских, всероссийских мероприятий. Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть общей цели - стремление к двигательной активности, воспитание физически развитой личности и сохранение здоровья учащихся через свой предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».
Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...
Образовательные технологии и средства укрепления здоровья младших школьников на уроке технологии
В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забо...
Музыкальная сказка как способ коррекции недостатков двигательной активности слепых и слабовидящих младших школьников средствами музыкально-образной драматизации.
В данной статье я хочу поделиться своим опытом использования на уроках музыки в ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и...
Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.
Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...
Двигательная активность как средство коррекции координационных способностей
мастер-класс "Двигательная активность как средство коррекции координационных способностей"...
«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников (4 и 2 классы, урочная и внеурочная деятельность)»
Выступление на ШМО«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников (4 и 2 классы, урочная и внеурочная деятельность)»...
Проект "Двигательная активность. Её влияние на здоровье и умственные способности детей"
Проект был выполнен в рамках сотрудничества с воспитанниками детского сада. Его цель-выяснить, на примере дошкольников и учеников начальной школы, отношение ребят к занятиям спортом, а так же как зав...