Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных с аномальным развитием двигательной сферы. Поскольку доказано, что чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается их речь, то мы считаем, что наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является повышение двигательной активности на уроках физической культуры, в которых ведущее место отводим подвижным играм и физическим упражнениям с речевой направленностью.
Методика построена на проговаривании речевого материала одновременно с движениями: послоговое произношение слов в заданном ритме, темпе с минимальным повтором заданий, с четкими движениями артикуляционного аппарата, с усложнением заданий на развитие пространственной ориентировки и мышления с использованием схем – карт, с обязательным выполнением дыхательных упражнений. Методы: наглядные, словесные, игровые.
Построена на принципах: от простого к сложному, систематичности, последовательности, доступности, коррекционной направленности, учитывая возрастные особенности учащихся на основе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Кировградская школа-интернат», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Методические рекомендации
Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений
Разработчик:
Сегина Нина Петровна
учитель-дефектолог высшей
квалификационной категории
2021 уч. год
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных с аномальным развитием двигательной сферы. Поскольку доказано, что чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается их речь, то мы считаем, что наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является повышение двигательной активности на уроках физической культуры, в которых ведущее место отводим подвижным играм и физическим упражнениям с речевой направленностью.
Методика построена на проговаривании речевого материала одновременно с движениями: послоговое произношение слов в заданном ритме, темпе с минимальным повтором заданий, с четкими движениями артикуляционного аппарата, с усложнением заданий на развитие пространственной ориентировки и мышления с использованием схем – карт, с обязательным выполнением дыхательных упражнений. Методы: наглядные, словесные, игровые.
Построена на принципах: от простого к сложному, систематичности, последовательности, доступности, коррекционной направленности, учитывая возрастные особенности учащихся на основе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Задания:
- Построение в шеренгу, колонну и расчет по порядку в определенной последовательности дети обозначают словами: по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та, вос-кре-сень-е. Если детей 12 чел., то можно использовать названия месяцев в году.
- Комплекс упражнений с гимнастической палкой:
- И.п. ноги на ширине ступни, гим. палка в опущенных руках. В. 1 - вдох, руки с палкой вперед, на выдохе говорим слог «лю», 2 - вдох, руки с палкой вверх, на выдохе – «ля», 3 - вдох, руки с палкой за голову, на выдохе проговариваем «лё», 4 - вдох, руки с палкой вниз, на выдохе - «ли». Повт. 5 р. в медленном темпе.
- И.п. ноги вместе, руки с палкой внизу. В. 1 - вдох, руки с палкой вверх, правую ногу на носок назад, на выдохе – «со», 2 - вдох, палку вниз, ногу приставить, на выдохе - «ся». То же с левой ногой. Повт. 5 р. в медленном темпе.
- И.п. ноги шире плеч, руки с палкой за головой. В. 1 - вдох, наклониться, выдох - «ма», палку на пол. 2 – вдох, выпрямить туловище, руки за голову, выдох – «мо». 3- вдох, наклонить туловище, на выдохе – «ме», взять палку, 4 – вдох, туловище прямо, на выдохе – «ми», палку за голову. Повт. 4 р. в медленном темпе.
- И.п. ноги на ширине ступни, руки с палкой у груди. В. 1 – вдох, присели, руки с палкой вперед, на выдохе – «ши», 2 – вдох, и.п., на выдохе – «ша». Повт. 4-5 р. в медленном темпе.
- И.п. ноги на ширине плеч, лев. рука на поясе, палка в пальцах пр. руки. В. 1 – поворот палки пальцами влево, произнести «тик», 2 – поворот вправо, произнести «так». То же лев. рукой. Повт. по 4 р. в среднем темпе.
- И.п. ноги на ширине плеч, палка вертикально, хват пр.рукой сверху, лев.снизу. В. поворот палки вправо, затем влево, говорим «вжик». Повт. по 4 р. в каждую сторону в ср. темпе.
- Дыхательные упражнения с протяжным медленным проговариванием гласных и согласных звуков на выдохе без прерывания:
«Жук». И.п. ноги на ширине ступни, палка внизу. В. 1 – глубокий вдох через нос, руки с палкой вверх, 2 – палку медленно на выдохе опускаем вниз и произносим звук «ж».
По аналогии - «Комарик» звук «з», «Паровоз» - звук «у», «Шарик сдувается» звук «ш».
- Речевые игры с ходьбой по кругу, взявшись за руки: «Водяной», «Круг - кружочек», «Карусель», «Колпачок», «Пузырь». Послоговое проговаривание слов: шаг – слог, в заданном ритме и темпе, с четким движением артикуляционного аппарата. Например, «Де-душ-ка во-дя-ной, что си-дишь ты под во-дой и т.д.».
Усложнение: использование схем – карт. Задание: узнай название игры по схеме
игра игра игра
«Водяной» «К «Колпачок» «Круг- кружочек»
Спрашиваем детей: Как называется игра? Почему? Объясни?
Ответ: дети идут по кругу, в середине круга «водяной»
- Выполнение основных движений:
- Словесное обозначение физкультурного оборудование: брев-но, конь, ка-нат, ска-мей-ка, стен-ка, дос-ка, мат, брусь-я, мяч, пал-ка, об-руч, барь-ер и т.д.
- Словесное послоговое обозначение действия, которое выполняют дети, используя предлоги «под», «над», «на», «пере» и т.д.: сначала под-ле-за-ю под барь-ер, затем - иду по ска-мей-ке, далее - пры-га-ю на мат.
Усложнение: использование схем – карт, выстраивание алгоритма выполнения движений
- Комбинированные задания: найди первую букву твоего имени (фамилии) покажи детям обозначь словесно
вместе со всеми учащимися покажи ее движением тела (Миша, Даша, Владик, Денис, Яна, Чинарев, Еремеев, Криворучко, Разгуляев и т.д.).
Усложнение: игра «отыщи спрятанную в зале первую букву имени (фамилии)» по карте – схеме: детям раздаются карточки, дети находят предмет, обозначают словесно, где находится буква – под бревном, на скамейке, справа, внизу, около гим.стенки. показать букву движением тела.
Усложнение: учащийся объясняет – иду пря-мо, затем по-вер-ну на-ле-во до брусь-ев, далее на-пра-во до брев-на. Буква М на бревне. Показывают ее движением тела.
- Обозначь словесно, какие предметы по величине изображены на карте – схеме. Ответы детей: мячи- самый большой, поменьше, самый маленький. С какими по цвету мячами играли? (красный, синий, желтый). Имитация движений: руками с большой амплитудой показывают круговыми движениями самый большой мяч, поменьше накладывание правого предплечья на левое с их округлением, и самый маленький - складыванием ладоней и их округлением.
Далее задание по этой же карте: возьмите листы бумаги, найдите шаблоны кружков как на карточке, обведите их на листе бумаги карандашом или фломастером и раскрасьте их. Дети выполняют задание лежа на мате на животе, на дощечке. Вариант: использование пластилина.
Методика апробирована в течение 5 лет при нетрадиционной форме проведения урока – один раз в неделю. Мотивация к занятиям физическими упражнениями высокая. Поддерживается постоянный контакт со всеми учителями предметниками, особенно с логопедом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-33183-1611561512.jpg)
Упражнения по развитие устной речи. Тема "Овощи 1" у детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе
Упражнения способствующме развитию устной речи у детей УУО. Эти упражнения можно также использовать и на других уроках (живой мир, частично математика, чтение, рисование, для логопедических занятий и ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-33183-1611561512.jpg)
упражнение по развитию устной речи. Тема "Овощи 2" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс.
С помощью этого наглядного плана очень легко учить детей составлять рассказ. Задание: Составь рассказы об овощах по предложенному наглядному плану. Образец ответа: Помидор это овощ. Он красный, круглы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-221976-1363859813.jpg)
Презентация "Использование дидактических игр как одно из средств по коррекции на уроках по развитию речи в подготовительном классе для детей с умеренной умственной отсталостью"
Презентация по использованию дидактического материала с детьми с ОВЗ...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью.
Урок построен в игровой форме. Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и разви...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью "Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»."
Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений сп...
Статья "Влияние дидактических игр на развитие речи детей с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня"
В статье рассказывается о влиянии дидактических игр на развитие внимания, памяти, мышления и речи ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178652-1571740870.jpg)
Технологическая карта урока по теме «Мебель» для детей с умеренной умственной отсталостью (программа АООП (вариант-2) Предметная область «Окружающий мир»
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. У детей с умеренной и тяжелой с...