Программа самообразования "Современный урок физической культуры как основа здоровьесбережения школьника"
учебно-методический материал по физкультуре

Махмутов Денис Миниханович

 «Современный урок физической культуры как основа здоровьесбережения школьника».

Актуальность темы:

  • Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.
  • Здоровьесберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.
  • Цель моей профессиональной деятельности как учителя физической культуры -  укрепление и сохранение здоровья обучающихся средствами физической культуры. По сути сам урок физической культуры является здоровьесберегающим. Это урок, где обучающиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально. Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:

    1.  Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки обучающихся  - один их способов повышения эффективности урока. Чередовать теорию и практику.

    2.  Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке  обязательно обращать внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотреть, как они воспринимают задания, как оценивают работу. Предъявлять требования и замечания только в дружественной форме.

    3.   Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки обучающихся.

    4.  Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными.

    5.  Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из задач является повышение устойчивости детского организма  такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. При условиях хорошей погоды, часть уроков физкультуры проводить на свежем воздухе. Уроки на свежем воздухе включают занятия на школьной спортивной площадке, где проходит легкоатлетическая подготовка, футбол, и многое другое.

    6.  Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физической культуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_samoobrazovaniya.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г Советский

Программа самообразования на 2017-2020г.г.

по теме: «Современный урок физической культуры как основа здоровьесбережения школьника».

Составитель:

Махмутов Денис Миниханович,

учитель физической культуры

2017-2020 г.г.

 «Современный урок физической культуры как основа здоровьесбережения школьника».

Актуальность темы:

  • Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.
  • Здоровьесберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.  

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Мы все острее понимаем свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Современный урок физической культуры должен способствовать здоровьесбережению школьника. Необходимо обеспечить здоровьесберегающие условия обучения детей: нагрузка на уроке должна быть индивидуализирована, рациональна, должна приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья. Важно, чтобы на уроках физической культуры происходило реальное воспитание культуры здоровья, формирование потребности вести здоровой образ жизни, противостоять вредным привычкам.

Для повышения мотивации к занятиям физической культуры необходимо создание здорового психологического климата на уроке, использование ИКТ, учет мнения учеников при оценивании (самооценка, взаимооценка), индивидуальный подход с учетом физических способностей каждого ученика.

Совершенствование качества обучения ~ воспитания в средней школе напрямую зависит от личности учителя. Неоспоримо, необходимо повышать свой профессиональный уровень, работать и использованием на уроках современных педагогических технологий, заниматься самообразованием.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

Цель:

-Повышение интереса к занятиям физической культурой посредством создания здоровьесберегающих условий обучения школьников.

Цель моей профессиональной деятельности как учителя физической культуры -  укрепление и сохранение здоровья обучающихся средствами физической культуры. По сути сам урок физической культуры является здоровьесберегающим. Это урок, где обучающиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально. Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:

1.  Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки обучающихся  - один их способов повышения эффективности урока. Чередовать теорию и практику.

2.  Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке  обязательно обращать внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотреть, как они воспринимают задания, как оценивают работу. Предъявлять требования и замечания только в дружественной форме.

3.   Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки обучающихся.

4.  Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными.

5.  Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из задач является повышение устойчивости детского организма  такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. При условиях хорошей погоды, часть уроков физкультуры проводить на свежем воздухе. Уроки на свежем воздухе включают занятия на школьной спортивной площадке, где проходит легкоатлетическая подготовка, футбол, и многое другое.

6.  Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физической культуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии.

Задачи:

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой;

- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач

Этапы работы

1 этап 2017-2018 учебный год

2 этап 2018- 2019 учебный год

3 этап 2019-2020 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».

2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.

3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры,

5. Принимать активное участие в работе районного методического объединения учителей физической культуры.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

8. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

9. Организовывать внеклассную деятельность по предмету.

10. Систематически просматривать спортивные телепередачи.

11. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

12. . Участвовать на соревнованиях различных уровней

13. Повысить квалификационную категорию

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.

Методическое

Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры.

Социальный заказ общества в школе на современном этапе его развития определяет формирование активной личности человека, связанного с научно-техническим и социальным прогрессом. Переориентация школьного образования на гуманизацию и демократизацию предполагает в качестве одной из основных задач сохранение и укрепление здоровья у учащихся, повышение функциональных возможностей детей и подростков.

Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:

  • Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.
  • Развитие «ведущих» физических качеств.
  • Равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств.

Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности. Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. Активные методы обучения выступают в том случае, когда максимально повышается уровень познавательной активности, развивается стойкий познавательный интерес.

Среди активных форм выделяются:

  1. Проблемные диспуты и беседы. Сколько детей, столько и вопросов возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение. Освобожденные от физической нагрузки учащиеся являются главными докладчиками по этим вопросам. Сообщения по теории физической культуры также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, это частично решает проблему сидящих на скамейке.
  2. Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.
  3. Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких-либо упражнений или комплексов вместе с учеником подбираются подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности.
  4. Урок-соревнование.  Соревнования  необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.

Все эти уроки объединяют общие признаки:

  • Тесное взаимодействие учителя и ученика.
  • Высокая степень организации мыслительной деятельности.
  • Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.
  • Повышение степени эмоционального воздействия на учащихся.
  • Максимальная познавательная самостоятельность.
  • Стимулирование индивидуального обучения, что способствует реализации дифференцированного подхода.
  • Повышение эффективности процесса обучения.

Что в конечном итоге повышает качество знаний учащихся, знания приобретают прочных и долговременных,  устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и учеником, когда учителю интересно учить, а ученику интересно учиться, повышает сознательный интерес к занятиям физической культуры, ученик самостоятельную поисковую деятельность на уроке.

Ученик на уроке должен чувствовать себя творческой личностью, осваивая упражнения, задумываться над ними, запоминать, анализировать, понимать их значимость. Для этого можно проводить работу по индивидуальным карточкам, в которых на ряду со знакомыми упражнениями включены несколько новых, каждое упражнение в зависимости от сложности оценивается в баллах. Учащиеся выполняют предложенные упражнения (все или на выбор), зарабатывают свои баллы, а учитель выставляет отметку, таким образом, учитель выполняет деятельностью ученика по средством баллов. Например на уроке гимнастики:

Карточка – задание:

  1. Кувырок вперед. – 1 балл.
  2. Кувырок назад. – 2 балла.
  3. Кувырок вперед из стойки на руках (новый элемент). – 10 баллов.
  4. Длинный кувырок. – 10 баллов.
  5. Стойка на лопатках. – 1 балл.
  6. «Мост» и подъем из «моста» (любым способом). – 4 балла.
  7. Перекат в группировку из стойки на лопатках. – 3 балла.

«5» - 22 балла;         «4» - 18 баллов;        «3» - 16 и ниже.

Карточек такого типа может быть много, задания в них разные.  Можно предлагать учащимся усложнить или изменить технику выполнения, из предложенных элементов составить комбинацию, сравнить выполнение своей комбинации и комбинации партнера, выявить ошибки, объяснить целесообразность выполнения этих упражнений, предложить подводящие упражнения для исправления ошибок.

При использовании проблемного подхода в изложении учебного материала создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности учащихся как познавательный интерес, творческая активность и самостоятельность. В работе со школьниками необходимо помнить мудрость древних: «Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь».

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры.

3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

5. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся:

- оценка физической подготовленности 2 раза в течение учебного года;

- «Президентские тесты».

6. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения).

7. Проектировать личную методическую веб-страницу.

10. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

ИКТ

11. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

12. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

13. Охрана здоровья

- Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.

Предполагаемый результат:

1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 4,8, отсутствие неуспевающих).

2. Проведенные открытые уроки перед учителями физической культуры района.

3. Проведенные мастер-классы перед учителями физической культуры района.

4. Доклады и выступления.

5. Разработка дидактических материалов.

6. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.

7. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.

8. Организация работы спортивных кружков и секций.

9. Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.

10. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.

11. Личная методическая веб-страница.

13. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

14. Личные достижения как участника спортивных соревнований различных уровней

Форма отчета по проделанной работе

-Обобщение опыта работы на уровне школы.

-Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

-Выступление по обмену опытом на методическом объединении с презентацией результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Исследовательская работа по физической культуре. Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».

Плоскостопие -  уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей п...

Принцип здоровьесбережения на уроках физической культуры

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.Формулировка Всемирной организации здравоохранения...

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ ВОЛЕЙБОЛА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

ПРИМЕНЕНИЕ МАЛЫХ МЯЧЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЕРХНЕЙ ПЕРЕДАЧЕ И ПОДАЧЕ МЯЧА,КООРДИНАЦИОННЫХ ЛЕСТНИЦ-ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ....

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Сохранение здоровья должно, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников. Из толкового словаря С.И. Ожегова термин «здоровье» означает правильную, нормальную деятельность ...

Методические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовку школьников 7-8 лет по выполнению нормативов ГТО.

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...

Методический материал для уроков физической культуры по основам знаний. «Забота о здоровье»

В данной публикации предотавлен материал , который будет полезен как раздаточный на занятиях по основам знаний  на уроке физической культуры...