Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Сохранение здоровья должно, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников. Из толкового словаря С.И. Ожегова термин «здоровье» означает правильную, нормальную деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Что и составляет один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровьесбережение на уроках физической культуры является актуальной в настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_goncharova.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Гончарова Ю.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 7», г. Батайск
Сохранение здоровья должно, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников. Из толкового словаря С.И. Ожегова термин «здоровье» означает правильную, нормальную деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Что и составляет один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровьесбережение на уроках физической культуры является актуальной в настоящее время, т.к.
- здоровье школьников относится к одним из важнейших направлений в сфере образования;
-увеличивается число учеников, которые имеют различные функциональные отклонения в состоянии здоровья;
-снижается двигательная активность школьников.
Современные требования к обучению, развитию и воспитанию учеников невозможно решать устаревшими методами и приемами. Поэтому необходимо пересматривать методы работы и применять новейший опыт в работе с младшими школьниками. Задачей нашего учреждения стало существенное изменение содержания и форм здоровьесберегающей деятельности в режиме преемственности и непрерывности.
Работая учителем начальных классов, я задумалась над вопросом: какова роль физического воспитания в обучении детей бережному отношению к своему здоровью? Для меня важно, чтобы ребята на уроках физической культуры не только научились основным видам упражнений, но и могли заботиться о своем здоровье в домашних условиях и имели мотивы и потребность к бережному отношению к своему здоровью.
Таким образом, свои уроки физической культуры я делю на два вида: уроки по усвоению основных понятий в области физической культуры и уроки по практическому применению полученных знаний. Первый вид обучающих уроков лучшего всего чередовать с практическими в зависимости от темы урока. Начиная с теории, лучше начинать с вводного урока, где ребята совместно с учителем в исследовательской деятельности делают выводы, о том, что здоровье является первоосновой жизнедеятельности человека. И итогом этого урока являются групповые сообщения. Затем можно вводить и общественную работу по агитации здоровьесьережения, например акция «Мы за движение!». Целесообразно на таких занятиях постоянно возникали познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.). Педагог по физической культуре и спорту намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.
На практических занятиях следует вводить новые виды развития физических умений. Например, фитнесс-технологии. В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность. Проделанная работа в килограммо -метрах значительно больше, когда выполнение упражнений сопровождается эмоциональной, положительно воздействующей музыкой. Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, находят отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической, гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию используемых средств в подготовительной, основной и заключительной частей урока. Применение фитнес – технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся.
Таким образом, организуя здоровьесберегающую работу на уроках физкультуры в начальной школе, нельзя не учитывать, что процесс формирования культуры здоровья подрастающего поколения длительный и постепенный. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходима стойкая мотивация. Очевидно, что обучение здоровью подразумевает не только физическое самосовершенствование, овладениями методиками оздоровления, но и формирование мотивационной и смысловой сферы здоровья: установки на здоровый образ жизни, потребности в самопознании и самосовершенствовании. Основанием для дальнейшей учебно-воспитательной деятельности на уроках физкультуры, направленной на реализацию здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни у младших школьников, я вижу в осуществлении личностно-ориентированного подхода. Дальнейшая работа позволит мне осуществлять здоровьесберегающую деятельность в нашем учреждении еще более качественно и эффективно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г
2.Сократов Н.В., Тиссен П.П. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство
3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2016. - № 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы
В статье представлены материалы по вопросу развития основ экологической культуры учащихся начальной школы. В работе рассматриваются педагогические условия и д...
Организация и проведение сюжетно- ролевых уроков по физической культуре в начальной школе.
Игровой метод- оновной в начальной школе. Он придает учебно- познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или несколько игровых элементов....
Повышение психолого-педагогической культуры учителей начальной школы
Данный материал является долгосрочным проектом, в котором принимают участие, непосредственно, педагоги начальной школы. Результат превзошёл ожидания...Качество образования повысилось!...
Методика уроков физической культуры в начальной школе
Хорошее здоровье в основном определяется правильным расположением,устройством,функциональной деятельностью всех органов тела, отсутствием предрасположений к каким-либо заболеваниям....
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе
Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования
Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...