Методические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовку школьников 7-8 лет по выполнению нормативов ГТО.
методическая разработка по физкультуре (1 класс)
Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без предварительной целенаправленной подготовки значительная часть школьников выполнить нормативные требования комплекса ГТО не может. Поэтому привлекать их к выполнению нормативов комплекса опасно, так как без предварительной подготовки это может привести к травмам или серьезным функциональным нарушениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_osnovy_postroeniya_uroka_fizicheskoy_kultury.doc.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовку школьников 7 – 8 лет по выполнению нормативов ГТО
Успешность выполнения каждым школьником нормативов, которые определены Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», во многом зависит от правильного подбора и применения в процессе физической подготовки упражнений избирательно-направленного воздействия, включающих в работу определенные мышечные группы и системы организма, а также от методики проведения уроков по физической культуре.
Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без предварительной целенаправленной подготовки значительная часть школьников выполнить нормативные требования комплекса ГТО не может. Поэтому привлекать их к выполнению нормативов комплекса опасно, так как без предварительной подготовки это может привести к травмам или серьезным функциональным нарушениям.
Эффективность целенаправленной подготовки школьников 7 – 8 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО во многом зависит от содержания и методики построения занятий по физической культуре. Уроки, направленные на подготовку детей этого возраста к выполнению нормативов ГТО, по своим задачам и направленности учебного материала могут быть целевыми, комплексными и контрольными.
Целевые уроки предусматривают решение одной педагогической задачи, включают один двигательный компонент физической подготовки. Во время проведения основной части занятий отводится на выполнения одного вида испытаний программы комплекса ГТО в различных сочетаниях, например, бег на короткие дистанции (отрезки от 30 до 100 метров), прыжки в длину с разбега, силовые упражнения с гантелями, набивными мячами, гирями. В заключительной части заканчиваются медленным бегом 3-5 минут переходящим в ходьбу, с последующим выполнением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц. Это позволяет ускорить восстановительные процессы в организме.
Физические упражнения следует распределить на уроках так, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на физическое развитие школьников, способствовали формированию прикладных двигательных умений и навыков. В первую половину основной части занятия обычно включают упражнения на овладения техникой (или элементом техники) двигательных действий, развитие быстроты движений и взрывной силы. Во вторую половину занятия включают упражнения для развития выносливости. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Контрольные занятия проводятся с целью контроля за уровнем технической и физической подготовленности школьников 7 – 8 лет и выявления степени их готовности выполнить соответствующий норматив того или иного тестового испытания комплекса ГТО.
Анализ полученных данных позволяет выявить эффективность применяемых в учебном процессе средств, методов, физических нагрузок, что дает возможность при необходимости оперативно вносить коррективы в занятия.
Анализируя научно – методическую литературу, указывается на широкое применение подвижных игр на уроках физической культуры, которые повышают общую эффективность обучения физическим упражнениям. Учёт возрастных особенностей и проведение подвижных игр в сочетании с другими видами физических упражнений оказывают благоприятное влияние на развитие организма, физическую подготовку и развитии е физических качеств детей 7 – 8 лет.
Подготовка к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО приносит кумулятивный эффект (суммирование, наслаивание результатов предыдущих занятий на каждое последующие), если заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю. Интервал между занятиями должен обеспечить полный отдых (восстановление) от предыдущего занятия, но не превышать 3-4 дней, так как сдвиги в организме, наступающее под влиянием мышечной деятельности, сохраняются непродолжительное время.
При подготовке к выполнению нормативов ГТО необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
- регулярность и систематичность учебно-тренировочных занятий;
- доступность и индивидуализация в выборе физических упражнений и нагрузок с учетом анатомо-физиологических особенностей детей (продолжительность и скорость выполнения упражнений, количество повторений упражнений, продолжительность интервалов отдыха);
- непрерывность и постепенность повышения физических нагрузок.
Методика работы с детьми младшего школьного возраста 7 – 8 лет при подготовке к сдаче норм ГТО в целом должна быть направлена на максимальную реализацию способностей каждого ребёнка, удовлетворять его потребности и интересы к определённому виду деятельности. На начальных этапах уроков физической культуры необходимо особенно тщательно подбирать средства и методы педагогического воздействия, которые бы кратчайшим путем смогли вызвать у детей положительные эмоциональные переживания и удовлетворение от физкультурной деятельности. Это достигается путём подбора таких средств и методов организации занятий, которые бы соответствовали интересам детей, были доступны и понятны им, а сам процесс обучения опирался на их сознательность и активность.
Все урочные физкультурные занятия нужно проводить эмоционально, с введением в каждое из них элементов нового, с постановкой задач для каждого отдельного ученика. Начиная с первого занятия, требования для всех занимающихся должны быть одинаковыми, осваивать предлагаемый материал они должны с определённым напряжением, в противном случае процесс обучения со временем перестанет их увлекать. В процессе выполнения упражнений необходимо создавать ситуации, в которых бы школьники действовали как можно более уверенно. Педагогам надо широко использовать метод поощрения, порой даже за неудачно выполненное упражнение. Особо следует поощрять самостоятельность и оказание помощи товарищам по классу [30, с.72].
Основным средством обучения двигательным действиям и развития физических качеств для младших школьников 7 – 8 лет является подвижная игра. Условием, которой являются:
- включение детей в подвижную игру,
- опора на положительные качества учащихся,
- групповой анализ успехов и недостатков в игре, способствующим развитию у занимающихся воли, решимости, самолюбия и уверенности в своих силах.
В основной части урока ведущими являются задачи формирования и совершенствования физических качеств. Для развития быстроты движений рекомендуются быстрые наклоны вперёд, в стороны; поднимание и опускание туловища из положения лёжа на бёдрах на скамейке; лёжа на спине ноги вверх, быстрые движения ногами, как при беге; бег на месте с высоким подниманием коленей и максимальной частотой; повторный бег на отрезках от 5 - 10 м; бег с ускорениями, бег с максимальной скоростью на отрезках 10 - 20 м. Бег 30 и 60 м на результат; прыжки через скакалку; бег прыжками на 20 - 30 м; челночный бег; эстафеты.
Чтобы успешно выполнить нормативы в беге на 30 м, а также в челночном беге 3x10м необходимо пройти специальную подготовку. Подбор тренировочных средств и методика их выполнения должны быть хорошо освоены и знакомы школьникам. Упражнения нужно выполнять с максимальной скоростью в течение 10 - 15 с, а отдых между упражнениями должен быть достаточным для восстановления (1 - 2 мин). Упражнения для развития быстроты необходимо включать сразу же после разминки, когда организм школьников хорошо «разогрелся», а признаки утомления ещё не наступили.
Следующим обязательным тестовым испытанием комплекса ГТО для детей 7 - 8 является силовой тест - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу и потягивание на высокой перекладине. Многим детям из-за их недостаточной подготовленности трудно сразу выполнить эти упражнения. Поэтому надо включать в занятия подготовительные упражнения: общеразвивающие с отягощениями (гантелями, набивными мячами); на доступных тренажёрах; с внешним сопротивлением (противодействие партнёра); сгибание-разгибание рук в упоре лёжа на полу с опорой ногами на скамейку; подтягивание на низкой перекладине с опорой ногами, такое же подтягивание на высокой перекладине; лазанье по канату с помощью ног; приседания на обеих ногах; приседания, стоя на гимнастической стенке на одной или обеих ногах, с упором на рейку носками.
Одни из наиболее трудных видов испытаний для большинства учащихся - нормативы, определяющие уровень общей выносливости. К ним относятся смешанное передвижение на дистанции 1 км без учёта времени для детей 7 - 8 лет и бег 1000 м для учащихся 9 - 10 лет. Эффективными средствами развития общей выносливости и способности к длительной работе для младших школьников могут служить длительная ходьба, сочетание ходьбы и бега, медленный продолжительный бег. Однако ходьба и медленный монотонный бег обычно быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому рекомендуется придавать данным упражнениям игровой характер, например, «Кто правильнее дышит», «Кто точнее выполнит задание». Для школьников начальных классов в силу особенности их психики, как правило, характерно стремление соревноваться в быстром беге. Исходя из этого, до начала упражнения следует объяснить каждому ребёнку, что главное в беге - передвигаться, не отставая от сверстников и не опережая их.
В качестве средств, способствующих развитию общей выносливости, рекомендуются, кроме того, такие подготовительные упражнения: бег по пересечённой местности в чередовании с ходьбой в течение 10—20 мин; бег в чередовании с ходьбой: 100 м - медленный бег, 300 м - медленная ходьба, 100 м - ходьба с ускорениями, 300 м - бег в среднем темпе; бег в равномерном темпе на дистанцию 1 км; подвижные игры на развитие общей выносливости.
При прохождении программного материала по физической культуре возможно и использование метода круговой тренировки (с числом станций от 3 до 5), что способствует успешному развитию общей и специальной физической подготовки, увеличению моторной плотности занятий, повышению разнообразия и эмоциональности уроков, воспитанию у учащихся индивидуальных возможностей.
При подготовке школьников 7 – 8 лет к выполнению нормативов ГТО на уроке физической культуре необходимо сообщать школьникам соответствующие знания в области физической культуры и спорта, которые определены Положением о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне». А также формировать у них представление о физической подготовке и физических способностях (качествах), физической нагрузке и её влиянии на развитие систем организма, способах ее регулирования в процессе выполнения физических упражнений.
Из вышесказанного следует, что для более эффективной подготовки детей этого возраста к выполнению норм комплекса ГТО целесообразно продумать средства и методы, способствующие эффективному выполнению норм ГТО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к уроку физической культуры
"Основные требования к уроку физической культуры"...
Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"
Презентация выступления на ШМО учителей начальных классов....
Методические основы построения занятий направленных на подготовку школьников 7 – 8 лет по выполнению нормативов ГТО.
Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...
Технологическая карта урока физической культуры по лыжной подготовке. Тема "Ступающий шаг.Обучение скользящему шагу"
Урок ориентирован на учащихся 2 класса. Тип урока по ФГОС - урок открытия нового знания....
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сохранение вертикального положения тела в поле земной гравитации имеет огромное значение для человека. Равновесие - это определенное взаимодействие человека с земной гравитацией. На уроках физической ...
Разработка урока физической культуры направленного на формирование функциональной грамотности в 4 классе по теме «Гимнастика»
Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока уч...
Методический материал для уроков физической культуры по основам знаний. «Забота о здоровье»
В данной публикации предотавлен материал , который будет полезен как раздаточный на занятиях по основам знаний на уроке физической культуры...