Адаптивная физическая культура (для детей с ТМНР), 1 класс
рабочая программа по физкультуре (1 класс)

Донских Елена Валентиновна

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_adaptivnaya_fizkultur_1_b_donskih.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Утверждаю

Директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «Адаптивная физическая культура»

Адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

 

на 2019/2020 учебный год

 1 «Б»  класс

Учитель: Донских Е.В.

Рассмотрено на заседании МО                            Заведующий образовательным отделением                                                                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                               ________      Т.Е. Максименко

протокол №____ от «___»______2019 г                  «___»____________2019 г                                                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана (вариант 2), ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. Ключевой направленностью  учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование готовности  детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.

     Нарушения  развития  детей 1 класса препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.

      В связи с этим занятия по адаптивной физической культуре в 1 классе в первую очередь направлены на:

  • формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию);  
  • формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);

в дальнейшем на:

  • формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

     Конечная цель обучения – повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

     Задачи:

Основные задачи:

1. Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

2. Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;

3. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

 

Исходя из этого, целью рабочей программы по адаптивной физической культуре (2 вариант) для 1 класса является оптимизации физического состояния и развития ребенка.

     Задачи:

1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.

2.    Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим, воспитание устойчивого интереса к занятиям.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

     Общая характеристика учебного предмета:

     Учебный предмет охватывает область физической культуры, является неотъемлемым условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями обучающихся с ТМНР.

      В процессе адаптивной физической культуры решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. Это обусловлено характерологическими особенностями развития учащихся 1б класса. Так как помимо основного диагноза у детей отмечаются различные сопутствующие заболевания, такие как: нарушения сердечно-сосудистой, вегетативной, эндокринной систем, нарушения зрения, ожирение, ограничение речевого развития. В двигательной сфере отмечаются нарушения координации, точности и темпа движений, сенсомоторики. Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка), отставание в росте и т.д. Память характеризуется слабым развитием, низким уровнем запоминания, затруднением перевода в долговременную. Внимание малоустойчивое, отмечается замедленность переключения. Существенно страдают волевые процессы, дети не умеют руководить своей деятельностью. Зачастую  самые  простые по технике выполнения физические упражнения становятся для детей класса трудновыполнимыми  из-за нарушения аналитико – синтетической деятельности, ослабленного физического развития, нарушения согласованности движений и пр. Таким образом, физическое развитие и повышение уровня двигательной активности является чрезвычайно актуальной задачей обучения и воспитания детей класса.

     Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал  по степени сложности, исходя из особенностей физического развития каждого ребёнка.  

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

Средства, используемые для реализации программы:

  1. физические упражнения;
  2. коррекционные подвижные игры;
  3. ритмопластика;
  4. дыхательная и пальчиковая гимнастика;
  5. упражнения для зрительного тренинга;
  6. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажёры и пр.;
  7. наглядные средства обучения.

      Индивидуальные формы работы на уроках органически сочетаются с парными, групповыми и фронтальными.

Средства общения с занимающимися:

  1. вербальные;
  2. невербальные

     Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития каждого ребёнка.

     Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

     Формы контроля

Тестирование, контроль за состоянием здоровья.

Критерии оценивания

Таблица 1

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Содержание предмета адаптивная физическая культура отражено в трех разделах:

  • Физическая подготовка;
  • Оздоровительная и корригирующая гимнастика;
  • Коррекционные подвижные игры.

     В рабочей программе представлен учебный материал, скорректированный с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и имеющейся МТБ ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».  В связи с отсутствием возможности проведения занятий плаванием, данный раздел программы был заменён на раздел «Оздоровительная и корригирующая гимнастика».

    Основное содержание этих разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:

первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор)  и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).

второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словесным, метод физического сопровождения и т.д.

третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.

четвертый этап – повторение используются словесный метод (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой.

пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.

Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н. Ростомашвили, 2015). Продолжительность каждого из этапов индивидуально корректируется. На первом уроке при освоении каждого из разделов происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение.  Поэтому, содержание каждого урока повторяется дважды. Два последних урока раздела отведены на закрепление основного содержания раздела в игровой форме.  

     Освоение раздела «Физическая подготовка  предполагает освоение наибольшего спектра движений, в первом классе это такие основные движения как: построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения, ходьба и бег, ползание, подлезание, передача предметов, прокатывание мяча. Занятия  по этому разделу проводятся не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, что обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

     Содержание раздела «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» направлено на коррекцию общего физического развития учащихся и служит пропедевтикой подготовки детей к изучению раздела «Коррекционные подвижные игры».

     Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» и построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры (одна подвижная игра осваивается два урока), а также сочетания подвижных и коррекционных игр. В разделе используются следующие виды коррекционных игр:

-  формирование способности вести совместные действия с партнером;

- развитие тактильной чувствительности;

- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

- развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию.

Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений происходит в течение двух уроков, при этом могут быть использованы разные предметы в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся. Освоение правил одной коррекционной подвижной игры также происходит в течение двух уроков.

Предусмотрены следующие виды работы на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по показу и пр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями Стандарта к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала являются следующие критерии:

Проявляет интерес

  • к видам физкультурно-спортивной деятельности:
  • подвижным играм,
  • выполнению основных видов движений.

Умеет:

  • выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии);
  • играть в подвижные и коррекционные игры.

Различает состояния:

  • бодрость-усталость,
  • напряжение-расслабление,
  • больно-приятно и т.п.

Управляет произвольными движениями:

  • статическими,
  • динамическими.

Проявляет двигательные способности:

  • общую выносливость,
  • быстроту,
  • гибкость,
  • координационные способности,
  • силовые способности.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

     Требования к результатам освоения АООП: 

     основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП  (вариант 2) является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР каждого ребёнка с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Личностные результаты освоения АООП включают:

     1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

     2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

     3) формирование уважительного отношения к окружающим;

     4) овладение начальными навыками адаптации;

     5) освоение доступной социальной роли (обучающегося);

     6) развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование личностного смысла обучения;

     7) развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

     8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

     9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

     10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные результаты освоения АООП в области
адаптивной физической культуры:

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться;

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

1.4 умение радоваться успехам.

2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности спортивные игры:

2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;

2.2 играть в подвижные игры.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Ключевой направленностью  учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Формирование базовых учебных действий включает следующие задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию).  

3. Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами).

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Количество учебных часов

     В Федеральном компоненте государственного стандарта «Адаптивная физкультура» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение.

1. Нормативные документы:

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

2. учебно-методическая литература

- Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья). – СПб.: Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.

 -  Уроки физической культуры в начальных классах: пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида /В.М.Мозговой – М.: Просвещение, 2009.

3. Периодические издания:

- Адаптивная физическая культура,

- Дефектология,

- Теория и практика физической культуры,

- «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» и другие.

4. Демонстрационные материалы (плакаты, таблицы, видео материалы и т.д.).

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, мячи;
  • мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, стулья, стол.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Nпп/р

Раздел

Тема

Физическая подготовка

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ползание.

Ползание.

Ползание.

Ползание.

Ползание.

Ползание

Ползание.

Ползание.

Сюжетный урок.

Сюжетный урок.

Сюжетный урок.

Упражнения на равновесие.

Упражнения на равновесие.

Упражнения на равновесие.

Упражнения на равновесие.

Упражнения на равновесие.

Упражнения на равновесие.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики

Коррекционные подвижные игры

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с мячом.

Подвижные игры с мячом.

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с мячом.

Подвижные игры с мячом.

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с мячом.

Подвижные игры с мячом.

Передача предметов.

Передача предметов.

Передача предметов.

Передача предметов.

Передача предметов.

Передача предметов.

Прокатывание мяча.

Прокатывание мяча.

Прокатывание мяча.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Контрольный урок.

Контрольный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная физическая культура для детей с множественными нарушениями

Адаптивная физическая культура (АФК) является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) и задержкой психического...

«Особенности преподавания адаптивной физической культуры в младших и средних классах в коррекционной школе для детей с нарушением слуха и речи»

Данная     работа    посвящена    особенностям    физического    развития  слабослышащих    школьник...

Методическая разработка занятия по адаптивной физической культуры для слепых обучающихся 2 класса

занятие АФК по теме :"Упражнения с гимнастическими палками в исходном положении лежа на спине".В течение занятия обучающиеся продолжают знакомство со спортивным инвентарем и понимают влияние...

Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...

"МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП"

Методика развития мелкой моторики на уроках Адаптивной физической культуры для детей с ДЦП...

Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная физическая культура (далее – АФК) представляетсобой подсистему общей физической культуры, спецификой которойявляется работа с детьми с ограниченными возможностями, с теми,у кого имеют...