Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ
статья по физкультуре (3 класс)
Адаптивная физическая культура (далее – АФК) представляет
собой подсистему общей физической культуры, спецификой которой
является работа с детьми с ограниченными возможностями, с теми,
у кого имеются серьезные отклонения в состоянии здоровья, а так-
же с детьми, которые недостаточно физически и умственно развиты.
С научной точки зрения АФК – это комплекс мер спортивно-
оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и
адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными
возможностями, преодоление психологических барьеров, препят-
ствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необ-
ходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Магистральным направлением адаптивной физической культу-
ры является формирование двигательной активности как биологи-
ческого и социального факторов воздействия на организм и
личность ребенка. Познание сущности этого явления – методологи-
ческий фундамент АФК.
Безусловно, методика АФК будет существенно отличаться от
обычной, что обусловлено её спецификой, в том числе и аномаль-
ным физическим и психическим развитием детей.
Необходимо сказать о задачах АФК, её значении. У ребенка с
отклонениями в физическом или психологическом здоровье АФК
формирует:
- способность преодолевать физические и психологические
барьеры;
- потребность чувствовать себя здоровым, вести активный и
здоровый образ жизни;
- осознанное отношение к своим силам;
- способность преодолевать физические нагрузки, необходи-
мые для дальнейшего полноценного функционирования в обществе;
- желание улучшать свои личностные качества;
- стремление повысить умственную и физическую работоспо-
собность;
- компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать
функции разных органов и систем организма вместо отсутствующих
или нарушенных.
Профессия педагога дополнительного образования предпола-
гает активное ведение коррекционной работы с детьми. Большую
роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физиче-
ской культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_fizicheskaya_kultura.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивная физическая культура (далее – АФК) представляет
собой подсистему общей физической культуры, спецификой которой
является работа с детьми с ограниченными возможностями, с теми,
у кого имеются серьезные отклонения в состоянии здоровья, а так-
же с детьми, которые недостаточно физически и умственно развиты.
С научной точки зрения АФК – это комплекс мер спортивно-
оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и
адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными
возможностями, преодоление психологических барьеров, препят-
ствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необ-
ходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Магистральным направлением адаптивной физической культу-
ры является формирование двигательной активности как биологи-
ческого и социального факторов воздействия на организм и
личность ребенка. Познание сущности этого явления – методологи-
ческий фундамент АФК.
Безусловно, методика АФК будет существенно отличаться от
обычной, что обусловлено её спецификой, в том числе и аномаль-
ным физическим и психическим развитием детей.
Необходимо сказать о задачах АФК, её значении. У ребенка с
отклонениями в физическом или психологическом здоровье АФК
формирует:
− способность преодолевать физические и психологические
барьеры;
− потребность чувствовать себя здоровым, вести активный и
здоровый образ жизни;
− осознанное отношение к своим силам;
− способность преодолевать физические нагрузки, необходи-
мые для дальнейшего полноценного функционирования в обществе;
− желание улучшать свои личностные качества;
− стремление повысить умственную и физическую работоспо-
собность;
− компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать
функции разных органов и систем организма вместо отсутствующих
или нарушенных.
Профессия педагога дополнительного образования предпола-
гает активное ведение коррекционной работы с детьми. Большую
роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физиче-
ской культурой.
224
Наряду с решением основных задач – укреплением здоровья,
обеспечением правильного физического развития, уроки физиче-
ской культуры в специальной школе решают и коррекционные зада-
чи путем преодоления недостатков физического развития и
нарушений моторики умственно отсталых детей.
Как показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нару-
шение интеллекта является самым распространенным. Многочис-
ленные исследования показали, что у детей с нарушениями
интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мыш-
ление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная
ориентирование, фонематический слух, моторика пальцев рук и т. д.
Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы.
Важнейшим направлением в учебно-воспитательной работе с таки-
ми детьми является коррекция нарушений психофизического разви-
тия средствами физической культуры. Это и обусловливает
актуальность темы исследования.
Наши занятия АФК с детьми направлены на достижение следу-
ющих основных задач:
− укрепление здоровья;
− повышение работоспособности;
− коррекционная работа по развитию и совершенствованию
двигательных навыков, умений, физических качеств;
− профилактическая работа;
− развитие чувства ритма, темпа, координация движений;
− развитие r______эмоциональной сферы;
− социализация.
В своей работе мы делаем акцент на то, что процесс занятий
АФК связан не только с коррекционной, профилактической и ком-
пенсаторной работой, важной составляющей также является и
формирование самооценки детей, их социализация для дальнейше-
го успешного взаимодействия с обществом.
Занятия АФК строим так, что специальные упражнения и игры
помогают учащимся компенсировать недостатки их физического и
психического развития, развить двигательные качества, улучшить их
физическое и психоэмоциональное состояние.
Для достижения наилучших результатов, в планирование нами
включены не только коррекционно-развивающие занятия и упраж-
нения, но и игровой стретчинг.
Таким образом, условно можем выделить следующие осново-
полагающие принципы организации занятий АФК:
− комплексность: сочетание различных упражнений, методик,
применение игрового стретчинга;
− коррекционную направленность;
225
− индивидуализацию: к каждому ребенку необходим свой под-
ход, исходя из особенностей его физического, умственного, эмоцио-
нального состояния, возраста, характера и ряда других факторов;
− дифференциацию процесса обучения и др.
Исходя из особенностей уроков АФК в коррекционной школе,
необходимо выделить следующие этапы занятия АФК:
1 – вводная часть (5–7 мин). Включает в себя организацию
класса, настрой детей на занятие, ознакомление с предстоящим
уроком (что будем делать и т. п.), строевые упражнения;
2 – подготовительная часть (10–20 мин). Включает в себя раз-
личные физические упражнения развивающего характера;
3 – основная часть (20–30 мин);
4 – заключительная часть (5–7 мин). Включает в себя, напри-
мер, упражнения на координацию, дыхательные упражнения.
Игра – одно из любимейших занятий детей. С помощью игры
детей можно увлечь практически в любой вид занятий. В связи с
этим игровая форма деятельности прослеживается буквально во
всех сферах обучения и развития детей, в том числе и в коррекци-
онной работе с детьми с ограниченными возможностями.
На наш взгляд, игровая форма проведения занятий – наиболее
ценная методика, направленная на борьбу и работу с различными
детскими недугами, а также и их профилактику.
Что же такое игровой стретчинг? Это специально подобранные
упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой
форме.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках
мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника,
оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на организм в
целом. Основной целью игрового стретчинга является развитие дви-
гательной активности детей, их коммуникативных качеств.
Можно выделить следующие задачи игрового стретчинга:
− преодоление у детей комплексов, связанных с физическим
или умственным несовершенством;
− профилактика различного рода деформаций позвоночника,
укрепление его связочного аппарата;
− формирование правильной осанки;
− повышение эластичности мышц, улучшение координации
движений;
− повышение выносливости, работоспособности, старательности;
− развитие творческого потенциала, способности работать в
команде;
− совершенствование двигательной памяти, быстроты реакции,
ориентирования в пространстве и др.
226
Каждое занятие игровым стретчингом проходит под ритмичную
музыку, что позволяет наилучшим образом достигнуть поставлен-
ных задач. Также ритмичная музыка позволяет развить у детей чув-
ство темпа и ритма.
Положительным аспектом использования игрового стретчинга в
коррекционной работе является перевоплощение детей в различ-
ные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть
стеснение в общении, примерить на себя образы различных персо-
нажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию,
их общее настроение и способствует развитию коммуникативных
навыков и качеств, которые пригодятся им при взаимодействии со
сверстниками и обществом в целом.
Само занятие игровым стретчингом можно поделить на не-
сколько этапов:
1. Вводный – музыкальная разминка, позволяющая подготовить
и «разогреть» организм для дальнейших интенсивных упражнений.
2. Основной – закрепление ранее изученных упражнений, зна-
комство с новыми упражнениями, их выполнение и разучивание.
3. Завершающий – восстановление.
Подчеркнем, что все занятия и упражнения игрового стретчинга
проходят в игровой форме, с использованием музыкально-
ритмических упражнений. Это заинтересовывает детей в выполне-
нии необходимых движений. Поэтому игровой стретчинг можно
назвать творческой деятельностью, при которой дети находятся в
мире образов. Эффективность подражательных движений заключа-
ется еще в том, что через образы можно осуществлять частую сме-
ну двигательной деятельности из различных исходных положений и
с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую фи-
зическую нагрузку на все группы мышц.
Приведем пример нескольких упражнений игрового стретчинга:
1) «КОШКА» (избавляет от скованности позвоночника, его де-
формации):
− исходное положение – встать на четвереньки, спина прямая;
− на счет «Раз!» – поднять голову, максимально прогнуть спину;
− на счет «Два!» – опустить голову, максимально выгнуть спину.
2) «ЗМЕЯ» (повышает внутриполостное давление, прямые
мышцы брюшного пресса растягиваются):
− исходное положение – лечь на живот, ноги вместе, руки в
упоре возле груди на полу;
− выполнение: медленно поднимаясь на руках, поднять снача-
ла голову, затем грудь; прогнуться, насколько возможно, не очень
сильно запрокидывая голову назад; живот лежит на полу; задер-
жаться нужное время; медленно вернуться в исходное положение.
227
3) «ВЕЛОСИПЕД» (оказывает воздействие на поджелудочную
железу, восстанавливает и очищает органы пищеварения):
исходное положение – лечь на спину, носки оттянуть;
выполнение: попеременно сгибать и разгибать ноги не касаясь
пола.
Следует также рассказать об основных принципах выполнения
упражнений игрового стретчинга:
− наглядность: показ упражнения, подробный образный рассказ;
− доступность: обучение «от простого к сложному», «от извест-
ного к неизвестному»;
− систематичность: регулярность занятий, постепенное увели-
чение количества упражнений, поэтапное увеличение нагрузки;
− индивидуальный подход: учет особенностей конкретного ре-
бенка, его возраста, характера, физического и психоэмоционального
состояния, состояния здоровья;
− закрепление навыков: многократное выполнение упражнений,
повторение.
В своих занятиях игровым стретчингом мы выработали следу-
ющие основные правила:
1) обязательный «разогрев» перед основными упражнениями;
2) использование ритмичной музыки;
3) перевоплощение в различные образы;
4) спокойное дыхание и ровная осанка;
5) плавное выполнение упражнений;
Занятия игровым стретчингом с детьми демонстрируют, что по-
нятные и знакомые образы сказочного мира помогают легко выпол-
нять непростые, а для детей – зачастую и скучные, физические
упражнения.
Отметим, что укрепление здоровья детей с ограниченными
возможностями, физическими или умственными отклонениями –
это, прежде всего, движение. Именно движение позволяет произво-
дить коррекционную работу наиболее эффективно, оно активизиру-
ет функции всего организма, усиливает и улучшает дыхание,
кровообращение.
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адап-
тивной физической культурой. Основными ее задачами являются
укрепление здоровья детей, обеспечение их правильного физиче-
ского развития, обучение двигательным умениям и навыкам.
Для достижения наилучших результатов в планирование нами
включены не только коррекционно-развивающие занятия и упраж-
нения, но и игровой стретчинг. Игровой стретчинг – это комплекс
специально подобранных упражнений на растяжку мышц, проводи-
мых с детьми в игровой форме. Основной целью игрового стретчин-
228
га является развитие двигательной активности детей, их коммуника-
тивных качеств.
Основными принципами АФК и игрового стретчинга являются:
комплексность; индивидуализация; систематичность; доступность;
коррекционная направленность.
Развитие детей с помощью средств и методов АФ, поддержание
оптимального психофизического состояния представляет каждому
ребенку возможность достичь выдающихся результатов, адаптиро-
ваться в обществе, повысить самооценку.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная физическая культура для детей с множественными нарушениями
Адаптивная физическая культура (АФК) является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) и задержкой психического...
Праздник по адаптивной физической культуре для детей начальной школы "В гостях у Феи Осанки"
Праздник "В гостях у Феи Осанки" для детей начальной школы....
Методическая разработка занятия по адаптивной физической культуры для слепых обучающихся 2 класса
занятие АФК по теме :"Упражнения с гимнастическими палками в исходном положении лежа на спине".В течение занятия обучающиеся продолжают знакомство со спортивным инвентарем и понимают влияние...
Адаптивная физическая культура (для детей с ТМНР), 1 класс
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
Дистанционные занятия по адаптивной физической культуре
Дистанционные занятия по адаптивной физической культуре в 1 классе, вариант 2...
Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...
"МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП"
Методика развития мелкой моторики на уроках Адаптивной физической культуры для детей с ДЦП...