Календарно-тематический план по шахматам_1-4 классы (1,2 годы обучения)
календарно-тематическое планирование по физкультуре
Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направле-ния его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реа-гировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллек-туальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский). В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретатель-ности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный по-иск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанваливать причинно-следственные связи и пр.Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает ме-тодические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровитель-ные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_2.docx | 132.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Г.ИШИМБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Заседание ШМО Зам. директора поУВР И.о. директора
Руководитель ШМО _____/.______________ МБОУ ООШ№4
____/ Мустафина Р.А. «___» __________2019г. _____/Железнова С.А.
Протокол № _____ от Приказ №__ «___» __2019г.
«___»____________ 2019 г.
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Шахматы»
1-4 классы
Разработана учителем
первой квалификационной категории
Троицкой Юлией Александровной
г. Ишимбай
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ | |
Пояснительная записка…………………………………………………. | 4 |
Общая характеристика учебного предмета…………………………… | 7 |
Место предмета в учебном плане……………………………………… | 9 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета…………….. | 10 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения | |
учебного курса…………………………………………………………... | 11 |
Содержание учебного предмета……………………………………….. | 14 |
Тематическое планирование с определением основных видов учеб- | |
ной деятельности………………………………………………………… | 15 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | |
предмета «Шахматы в школе»………………………………………….. | 21 |
Планируемые результаты изучения предмета…………………………. | 23 |
Список литературы……………………………………………………… | 26 |
Приложение……………………………………………….……………… | 27 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориен-тация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Дан-ный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направле-ния его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью обще-человеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчиты-вать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких техно-логий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с ак-тивной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить систем-но, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, нахо-дить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обра-батывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологич-ном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шах-мат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практи-ческой деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизирова-нием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реа-гировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству
оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного воз-раста.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способ-ностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллек-туальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов ра-боты…» (В. А. Сухомлинский).
В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида дея-тельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретатель-ности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возмож-ность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный по-иск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без пе-редвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных само-стоятельных решений в любой жизненной ситуации.
- соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных харак-
теристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверст-никами, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и по-искового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соот-ветствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанваливать причинно-следственные связи и пр.
Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный ин-струмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик вы-
пускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, во-ображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Рос-сийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Фе-дерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-вания к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает ме-тодические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровитель-ные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привле-
чение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шах-
матных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время пар-
тии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особен-
ностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимо-
действия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.
«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в раз-личных метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеоло-гической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный
диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахма-там диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и ра-бочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы невер-ным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные ре-шения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на рав-ных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:
– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;
– высокая степень травмобезопасности.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-соревновательная деятельность».
- разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.
- тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
- даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа разработана для учащихся МБОУ ООШ№4 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение
- часов.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74),
устанавливается соотношение между компонентами федеральным, региональным и образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента образовательной организации могут быть использованы для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, образовательных модулей и пр.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компе-тентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в лич-ной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представ-ления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой оди-наково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодо-творно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.
- этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие цен-
ностные ориентиры:
– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём раз-
нообразии культур, национальностей, религий;
– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоя-тельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающе-
гося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственно-сти, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критич-
но относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готов-
ности к преодолению трудностей;
– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.
Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, ме-тапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные каче-ства, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного мате-риала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоцио-
нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоя-тельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, комму-никативных и регулятивных.
- Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать по-
знавательную цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
- Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
- Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен-
ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её ре-
ализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей-ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат
- их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной
игры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррин-ги, соревнования, шахматные праздники.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблица 1
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
№ | Виды деятельности | Распределение учебных часов | ||||||
п/п | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||||||||
1 | Сведения из истории | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
шахмат | ||||||||
2 | Базовые понятия | 29 | 20 | 20 | 22 | |||
шахматной игры | ||||||||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||||||||
3 | Конкурсы решения | – | 4 | 4 | 2 | |||
позиций | ||||||||
4 | Соревнования | 3 | 8 | 8 | 8 | |||
Шахматные праздники | ||||||||
5 | – | 1 | 1 | 1 | ||||
Общее количество часов | 33 | 34 | 34 | 34 | ||||
Таблица 2
Примерное тематическое планирование (1–4 классы)
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов | |
деятельности учащихся | |||
1 класс (33 ч) | |||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | |||
Из истории шахмат | Основные содержательные | Имеют представление об истории | |
линии | возникновения шахмат и | ||
Сведения о возникновении | появления их на Руси. | ||
шахмат и появлении их на | |||
Руси, первое знакомство с | |||
чемпионами мира по шахматам | |||
и ведущими шахматистами | |||
мира. | |||
Базовые понятия | Основные содержательные | Знают основные шахматные | |
шахматной игры | линии | термины: белое и чёрное поле, | |
Изучение основ шахматной | горизонталь, вертикаль, | ||
игры: шахматная доска, | диагональ, центр, начальное | ||
шахматные фигуры, начальная | положение, белые, чёрные, ход, | ||
позиция фигур, шахматная | взятие, взятие на проходе, | ||
нотация, ценность фигур, | длинная и короткая рокировка, | ||
нападение, взятие, шахматная | шах, мат, пат, ничья. Правила | ||
нотация, шах и защита от | хода и взятия каждой фигуры. | ||
шаха, мат, пат, рокировка, | Умеют правильно располагать | ||
взятие на проходе, | шахматную доску и расставлять | ||
превращение пешки, | фигуры перед игрой, записывать | ||
матование одинокого короля | шахматную позицию и партию, | ||
различными фигурами, начало | рокировать, объявлять шах, | ||
шахматной партии, | ставить мат, решать элементарные | ||
материальное преимущество, | задачи на мат в один ход, играть | ||
правила шахматного этикета, | каждой фигурой в отдельности и в | ||
дебютные ошибки. | совокупности с другими | ||
фигурами без нарушений правил | |||
шахматного кодекса, разыгрывать | |||
партию с партнёром. | |||
Соблюдают правила поведения за | |||
шахматной доской. | |||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |||
Соревнования | Основные содержательные | Умеют правильно располагать | |
линии | шахматную доску и расставлять | ||
Участие детей в шахматном | фигуры на ней, играть партию от | ||
турнире «Первенство класса». | начала до конца с записью, | ||
пользоваться шахматными | |||
часами. | |||
2-4 класс (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат | Основные содержательные | Знают о вкладе чемпионов мира | |
линии | по шахматам в развитие | ||
Сведения о каждом из 16 | шахматной культуры. | ||
чемпионов мира по шахматам, | |||
их вкладе в развитие шахмат, | |||
знакомство с ведущими | |||
шахматистами мира. | |||
Базовые понятия | Основные содержательные | Знают способы защиты в | |
шахматной игры | линии | шахматной партии, элементарные | |
Основы шахматной игры | шахматные комбинации, имеют | ||
(повторение материала 1-го | представление о дебютных | ||
года обучения: защита в | ловушках и о том, как в них не | ||
шахматах, матование | попадаться. | ||
одинокого короля различными | Умеют видеть нападение и | ||
фигурами). | защищать свои фигуры от | ||
Шахматная комбинация: | нападения партнёра, матовать | ||
выигрыш материала. | одинокого короля двумя ладьями, | ||
Основы дебюта: развитие | ферзём и ладьёй, королём и | ||
фигур, дебютные ловушки, | ферзём, королём и ладьёй, могут | ||
короткие партии. | находить элементарные | ||
Основы эндшпиля: реализация | шахматные комбинации: двойной | ||
большого материального | удар, связку, ловлю фигуры, мат | ||
преимущества. | на последней горизонтали, | ||
сквозной удар, открытый и | |||
двойной шахи, знают, как | |||
правильно выводить фигуры в | |||
начале партии и выигрывать | |||
партию с большим материальным | |||
преимуществом. | |||
Соблюдают правила поведения за | |||
шахматной доской. | |||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |||
Конкурсы решения | Основные содержательные | Расставляют позицию для | |
позиций | линии | решения упражнений, решают | |
Конкурс решения позиций на | шахматные упражнения. | ||
тактические приёмы «связка», | Анализируют свои ответы и | ||
«двойной удар», «нападение», | ответы своих сверстников. | ||
«защита», «сквозной удар», | С помощью тестового задания | ||
«ловля фигуры», «открытый | оценивают собственное | ||
шах», «двойной шах», «мат по | выполнение. | ||
последней горизонтали». | |||
Соревнования | Основные содержательные | Умеют играть партию от начала | |
линии | до конца с записью и различным | ||
Участие детей в шахматном | контролем времени. | ||
турнире «Первенство класса». | |||
Шахматный праздник | Основные содержательные | Осваивают правила игры. |
линии | Активно участвуют в играх и | |
Участие в школьном | эстафетах. | |
шахматном празднике. | Общаются и взаимодействуют со | |
сверстниками. | ||
Проявляют доброжелательность, | ||
взаимопонимание, смелость, | ||
волю, решительность, активность | ||
и инициативу при решении | ||
вариативных задач, возникающих | ||
в процессе игр. | ||
Регулируют эмоции в процессе | ||
игровой деятельности, умеют | ||
управлять ими. | ||
Соблюдают правила техники | ||
безопасности во время участия в | ||
празднике. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими реко-мендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).
Следует обратить внимание на электронную форму учебника (ЭФУ) по шахматам. Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию со-ответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, рас-ширяющие и дополняющие содержание учебника.
Электронная форма учебника представлена в общедоступных форматах, не имею-щих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске лю-бого производителя.
Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить приложение «Учебник цифрового века» (скачать его можно из магазинов мобильных приложений или с сайта издательства).
Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного мате-риала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме учебника, обширную базу мультимедиаконтента. ЭФУ имеет удобную навига-цию, инструменты измерения размера шрифта, создания заметок и закладок.
Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изуче-нии новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении самостоятель-ной, парной или групповой работы), так и во время самостоятельной работы дома, при подготовке к уроку, для проведения внеурочных мероприятий.
Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально допустимый пере-чень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических ком-
пьютерных и других информационных средств обучения, а также подразумевает оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.
При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
- – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- – полный комплект (на каждого ученика в классе);
- – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
- – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического | Количество | |
обеспечения | ||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт | Д | |
начального общего образования | ||
Рабочие программы | Д | |
Дидактические карточки | К | |
Учебно-методические пособия и рекомендации | Д | |
Печатные пособия | ||
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения), портреты | Д | |
чемпионов мира | ||
Технические средства обучения | ||
Портативный компьютер | Д | |
Радиомикрофон (петличный) | Д | |
Музыкальный центр | Д | |
Сканер | Д | |
Принтер | Д | |
Копировальный аппарат | Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Аудиовизуальные пособия | Д | |
Аудиозаписи музыкальные | Д | |
Учебно-практическое оборудование
Гигантские напольные шахматы и шахматное поле | Д |
Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами | Д |
Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур | Ф |
Шахматные часы | Ф |
Аптечка | Д |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
- результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения сорев-
нований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, фи-зическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шах-
матных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вер-
тикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взя-тие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с за-
писью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, напа-
дать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы
- партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней го-
ризонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в нача-
ле партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать боль-
шое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан-
тов в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два– три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий /
С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной
игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература, 1980.
Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал
для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. –
М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика,
1991.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Поматур, 2000.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ,
2000.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя /
И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
Календарно-тематическое планирование | ||||
|
|
|
|
|
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Календарные сроки | Фактические сроки |
1 класс | ||||
1 | Шахматы – мои друзья. | Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. | 09.09.19 |
|
2 | История возникновения шахмат | Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом | 16.09.19 |
|
3 | Шахматная доска | Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии | 23.09.19 |
|
4 | Горизонталь | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь» | 30.09.19 |
|
5 | Вертикаль | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» | 07.10.19 |
|
6 | Диагональ | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» | 14.10.19 |
|
7 | Шахматная нотация | Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур | 21.10.19 |
|
8 | Шахматные фигуры и начальная позиция | Расстановка шахматных фигур в начальной позиции | 11.11.19 |
|
9 | Ладья | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» | 18.11.19 |
|
10 | Слон | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон | 25.11.19 |
|
11 | Ферзь | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие | 02.12.19 |
|
12 | Конь | Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие | 09.12.19 |
|
13 | Пешка | Правила хода и взятия пешкой | 16.12.19 |
|
14 | Превращение пешки | Правила превращение пешки | 23.12.19 |
|
15 | Король | Правила хода и взятия королём | 13.01.20 |
|
16 | Ценность фигур | Сравнительная сила фигур | 20.01.20 |
|
17 | Нападение | Атакующие возможности фигур | 27.01.20 |
|
18 | Взятие. Взятие на проходе | Особое взятие пешкой: взятие на проходе | 03.02.20 |
|
19 | Шах и защита от шаха | Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха | 10.02.20 |
|
20 | Мат | Постановка мата всеми фигурами | 17.02.20 |
|
21 | Пат – ничья | Варианты ничьей | 24.02.20 |
|
22 | Рокировка | Правила рокировки, длинная и короткая рокировки | 02.03.20 |
|
23 | Основные принципы игры в начале партии | Общие принципы игры в начале шахматной партии | 09.03.20 |
|
24 | Мат двумя ладьями одинокому королю | Техника матования одинокого короля двумя ладьями | 16.03.20 |
|
25 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй | 06.04.20 |
|
26 | Мат ферзём и королём одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и королём | 13.04.20 |
|
27 | Материальное преимущество | Определение материального преимущества, реализация материального преимущества | 20.04.20 |
|
28 | Нарушение основных принципов игры в начале партии | Ошибочные ходы в начале партии и их последствия | 27.04.20 |
|
29 | Партии-миниатюры | Анализ коротких партий | 04.05. 20 |
|
30 | Запись шахматной партии | Способ ведения записи партии во время соревнований | 11.05.20 |
|
31 | Шахматный этикет | Правила поведения шахматиста во время партии | 18.05.20 |
|
32-33 | Шахматный турнир | Участие в шахматном турнире | 25.05.20 |
|
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Календарные сроки | Фактические сроки |
2 класс | ||||
1 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира | Беседа о важности соблюдения правил техники без опасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов | 06.09.19 |
|
2 | Шахматные фигуры | Повторение материала первого года обучения | 13.09.19 |
|
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка | Повторение материала первого года обучения | 20.09.19 |
|
4 | Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход | Повторение материала первого года обучения | 04.10.19 |
|
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уни- чтожение атакующей фигуры, защита фигуры | Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из- под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | 18.10.19 |
|
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением | 25.10.19 |
|
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6 | 08.11.19 |
|
8 | Тактический приём «двойной удар» | Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фи- гурами | 15.11.19 |
|
9 | Тактический приём «связка» | Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку | 22.11.19 |
|
10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9 | 29.11.19 |
|
11 | Тактический приём «ловля фигуры» | Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения | 06.12.19 |
|
12 | Тактический приём «сквозной удар» | Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения | 13.12.19 |
|
13 | Мат на последней горизонтали | Слабость последней горизонтали, «форточка» | 20.12.19 |
|
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13 | 27.12.19 |
|
15 | Тактический приём «откры тый шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения | 17.01.20 |
|
16 | Тактический приём «двойной шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения | 24.01.20 |
|
17–20 | Шахматный турнир | Игровая практика | 31.01.20 07.02.20 14.02.20 21.02.20 |
|
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля» | 28.02.20 |
|
22–23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра | 06.03.20 13.03.20 |
|
24–25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса | 20.03.20 03.04.20 |
|
26–28 | Основы анализа шахматной партии | Просмотр и анализ коротких шахматных партий | 10.04.20 17.04.20 24.04.20 |
|
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 21–25 | 08.05.20 |
|
30–33 | Шахматный турнир | Игровая практика | 15.05.20 22.05.20 |
|
34 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика | 29.05.20 |
|
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Календарные сроки | Фактические сроки |
3 класс | ||||
1 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира | Беседа о важности соблюдения правил техники без опасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов | 05.09.19 |
|
2 | Шахматные фигуры | Повторение материала первого года обучения | 12.09.19 |
|
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка | Повторение материала первого года обучения | 19.09.19 |
|
4 | Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход | Повторение материала первого года обучения | 26.09.19 |
|
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уни- чтожение атакующей фигуры, защита фигуры | Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из- под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | 03.10.19 |
|
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением | 10.10.19 |
|
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6 | 17.10.19 |
|
8 | Тактический приём «двойной удар» | Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фи- гурами | 24.10.19 |
|
9 | Тактический приём «связка» | Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку | 07.11.19 |
|
10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9 | 14.11.19 |
|
11 | Тактический приём «ловля фигуры» | Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения | 21.11.19 |
|
12 | Тактический приём «сквозной удар» | Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения | 28.11.19 |
|
13 | Мат на последней горизонтали | Слабость последней горизонтали, «форточка» | 05.12.19 |
|
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13 | 12.12.19 |
|
15 | Тактический приём «откры тый шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения | 19.12.19 |
|
16 | Тактический приём «двойной шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения | 26.12.19 |
|
17–20 | Шахматный турнир | Игровая практика | 16.01.20 23.01.20 30.01.20 06.02.20 |
|
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля» | 13.02.20 |
|
22–23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра | 20.02.20 |
|
24–25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса | 27.02.20 05.03.20 |
|
26–28 | Основы анализа шахматной партии | Просмотр и анализ коротких шахматных партий | 12.03.20 19.03.20 02.04.20 |
|
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 21–25 | 09.04.20 |
|
30–33 | Шахматный турнир | Игровая практика | 16.04.20 23.04.20 30.04.20 07.05.20 |
|
34 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика | 14.05.20 21.05.20 28.05.20 |
|
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Календарные сроки | Фактические сроки |
4 класс | ||||
1 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира | Беседа о важности соблюдения правил техники без опасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов | 09.09.19 |
|
2 | Шахматные фигуры | Повторение материала первого года обучения | 16.09.19 |
|
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка | Повторение материала первого года обучения | 23.09.19 |
|
4 | Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход | Повторение материала первого года обучения | 30.09.19 |
|
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уни- чтожение атакующей фигуры, защита фигуры | Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из- под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | 07.10.19 |
|
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением | 14.10.19 |
|
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6 | 21.10.19 |
|
8 | Тактический приём «двойной удар» | Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фи- гурами | 11.11.19 |
|
9 | Тактический приём «связка» | Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку | 18.11.19 |
|
10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9 | 25.11.19 |
|
11 | Тактический приём «ловля фигуры» | Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения | 02.12.19 |
|
12 | Тактический приём «сквозной удар» | Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения | 09.12.19 |
|
13 | Мат на последней горизонтали | Слабость последней горизонтали, «форточка» | 16.12.19 |
|
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13 | 23.12.19 |
|
15 | Тактический приём «откры тый шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения | 13.01.20 |
|
16 | Тактический приём «двойной шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения | 20.01.20 |
|
17–20 | Шахматный турнир | Игровая практика | 27.01.20 03.02.20 10.02.20 17.02.20 |
|
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля» | 24.02.20 |
|
22–23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра | 02.03.20 09.03.20 |
|
24–25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса | 16.03.20 06.04.20 |
|
26–28 | Основы анализа шахматной партии | Просмотр и анализ коротких шахматных партий | 13.04.20 20.04.20 27.04.20 |
|
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 21–25 | 04.05.20 |
|
30–32 | Шахматный турнир | Игровая практика | 11.05.20 18.05.20 |
|
33-34 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика | 25.05.20 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Данное тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по учебнику Иванова (программа "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе из-за досрочног...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным око...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочн...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного ...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием уче...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Шахматы в начальной школе" третий год обучения.
Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на ихвоспитание, развитие личности, познаватель...