Календарно-тематическое планирование по предмету "Шахматы в начальной школе" третий год обучения.
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Эттына Владелина Геннадиевна

Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их

воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей

приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года. 

В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности  благотворно  скажется  на  их  психическом,  умственном  и  эмоциональном  развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности  и  самостоятельности,  умения  ориентироваться  на  плоскости,  сравнивать  и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования  конвергентного,  дивергентного  и  абстрактного  видов  мышления,  а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии  с  поставленной  задачей,  сравнивать,  анализировать,  обобщать,  проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр. 

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного  развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в  шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на: 

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение  обучающихся,  проявляющих  повышенный  интерес  и  способности  к  занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

– овладению  приёмами матования  одинокого  короля  различными  фигурами,

способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях; 

– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии; 

– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в

частности;

– первоначальных  умений саморегуляции  интеллектуальных  и  эмоциональных

проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и

использованию их в свободное время;

– воспитанию  положительных  качеств  личности,  норм  коллективного  взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office spreadsheet icon ktp_po_shahmatam.xls24.5 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематический план кружка по математике для начальной школы 2 класс

Календарно-тематический план кружка по математике для начальной школы2 класс...