Физическое воспитание школьников в условиях обновления образования
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie_shkolnikov_v_usloviyah_obnovleniya_obrazovaniya.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Слабодская Е.В., учитель физкультуры
ГБОУ СОШ №398Красносельского района
Санкт-Петербурга
Физическое воспитание школьников в условиях обновления образования
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способным к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Главной задачей школы современности является развитие личности ученика, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, научить применять полученные знания в жизни. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он актуален или, проще говоря, современен. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
-вывод делают сами учащиеся;
-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время-сбережение и здоровье-сбережение;
-в центре внимания урока — дети;
-учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
-умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», и т. п. Представлены четыре вида УУД:
личностные
познавательные
регулятивные
коммуникативные.
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Есть три составляющих для оценивания результативности: метапредметным, предметным, личностным результатам. Согласно содержанию общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные — через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты — через формирование универсальных учебных действий. УУД в широком смысле — это «умения учиться», т. е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры. Формирование УУД на уроках физической культуры направлено на:
самостоятельный поиск решения двигательной задачи;
анализ и оценку двигательных действий;
поиск и формулирование цели;
систематизацию полученных знаний и умений. Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся необходимо использование современных педагогических технологий:
проблемного обучения;
проектное обучение;
активных методов;
информационно-коммуникационных технологий и др. Содержание УДД на уроке физической культуры зависит от:
этапа обучения;
поставленных задач физического воспитания;
типа урока;
личности педагогов и особенности его работы.
Так, на этапе начального разучивания необходимо создать представление обучающихся об изучаемом двигательном действии, выделяя существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах:
показ учителя или ученика;
изображения, различные схемы;
видеоматериалы.
На этапе углубленного изучения рекомендуется:
организовать работу по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам;
создать условия для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.
Работа с обучающимися направлена на выявление ошибок на основе собственного опыта и наблюдения за другими занимающимися, выявление причин ошибок. Предлагается школьникам самостоятельно незначительно изменить условия и технику выполнения движения в связи с вновь возникшими условиями. На данном этапе необходимо самостоятельно выявлять значительные ошибки при выполнении движения самим учеником и другими занимающимися.
В работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагается выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение.
На этапе совершенствования:
выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей;
самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
создание условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной детали техники (например, сочетание с различными действиями);
усложнение условий, выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях. К вышеперечисленным способам формирования УУД на всех этапах обучения добавляются домашние задания с использованием учебников «Физическая культура». Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Учебники «Физическая культура» опираются на технологию проблемного диалога. Работая с учебником, обучающиеся учатся определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий деятельностного подхода. В учебниках «Физическая культура» это поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим технологию проблемного диалога. Начиная со 2–3 классов, введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. В соответствии с требованиями ФГОС учебники обеспечивают сочетание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), при которой учащиеся принимают активное участие в оценке своей деятельности и выставления отметок. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают. Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Учитель и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
-Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
- Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.
Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности ...
Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...
Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования
Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование ...
Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное ...
Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.
В свете обновления образования деятельность педагога дополнительного образования должна способствовать определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребёнка.Разберём тему "деятель...
Статья "Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования".
Данный материал посвящён вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс в условиях школы-интерната, занимаюшиесй подготовкой спортсменов-хоккеистов....
Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС
Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОСиз опыта работы...