Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.
статья по теме
Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности самоконтроля и самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samokontrol_i_samoocenka.docx | 17.51 КБ |
formirovanie_samokontrolya_u_shkolnikov.ppt | 304.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования»
Кустовое МО учителей начальных классов, 10 сентября 2012 года,
Михайлова И.А., МБОУ «СОШ №3 п. Пурпе Пуровского района»
Во главу угла в Стратегии модернизации содержания общего образования ставится формирование ключевых компетенций как освоенных учениками способов деятельности.
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем, задач. Вот почему в начальной школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности.
Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников. С учетом того, что современная начальная школа - это школа пробы сил ученика, стало актуальным и оценивание учебных достижений каждого ребенка.
Известно, что учебная деятельность - ведущая деятельность учащихся младшего школьного возраста. Под ведущей деятельностью в детской психологии понимают такую деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность как специфическая форма индивидуальной активности осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе.
Целостная учебная деятельность включает в себя следующие основные потребности и мотивы: учебную задачу, учебные действия, действия контроля, оценки и самооценки. Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля и самооценки, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащегося к себе как ее субъекту. Вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
С чего же следует начинать формирование контрольно-оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста? Как показывают психолого-педагогические исследования, одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности.
На первом этапе формирования контрольно-оценочной самостоятельности важно научить детей сопоставлять свои действия с заданным образцом. На этом этапе ученики учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие. Учащиеся договариваются о выборе образца для сопоставления. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе обучения отводится пооперационному контролю.
Важным компонентом является анализ хода и результатов учебной деятельности учеников, но не только учителем, а совместно с учениками, развивая у них умение видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления. Научить детей делать анализ результатов учебной деятельности достаточно сложно. Дети сначала видят недостатки, а потом достоинства. В связи с этим встаёт задача - сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
Так на уроках письма, математики в первом классе мы договариваемся обводить среди написанных букв, цифр, те, которые соответствуют тем критериям (их в первом классе не должно быть более двух), тому образцу, которые взяли за основу. Во время самопроверки или взаимопроверки я нацеливаю детей видеть друг в друге хорошее, положительное, поддерживать тех ребят, у которых не все еще получается. Иногда для решения учебной задачи, я ввожу сказочных персонажей, которые так же, как и дети, выполняют определенные задания. Сказочные персонажи, а именно, Коля Торопилкин, Вася Старалкин, просят детей найти то, что получилось удачно, сравнить их работу с образцом, выделить ошибки. Это позволяет в свою очередь ребенку проанализировать его собственную работу. Главное на этом этапе, чтобы ребенок не только смог научиться сравнивать, но и мог назвать причину допущенных ошибок, сначала у сказочных персонажей, а затем и у себя.
Важным становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, находить ошибки. Чтобы ребенок смог проконтролировать свои действия, необходимо иметь план этих действий. Сначала к составлению плана привлекаются дети, а в последствие учащиеся самостоятельно могут составить план, схему этапов действий.
К.Д. Ушинский особое значение придавал методам воспитания самоконтроля: активное повторение, отчет о прочитанном, самостоятельное составление вопросов учениками, взаимное исправление и самоисправление ими своих ошибок К.Д. Ушинский делал акцент на самоисправление учащимися своих ошибок. "Как мало впечатления, - пишет он, - во многих школах производила на детей поправка ошибок со стороны учителя! Часто ученики не брали на себя труда даже взглянуть на подчеркнутые или исправленные слова". Поэтому пересмотр и исправление ошибок "можно сделать посредством самих же учеников" Д.Б. Эльконин выделяет следующий этап в формировании самоконтроля и указывает на то, что "функция контроля состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимися операций, входящих в состав его действий". Контроль так же состоит в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. По предположению Д.Б. Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.
Очень интересен прием фронтальной проверки и взаимопроверки. Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем педагога и самоконтролем учащихся. Применение их имеет ряд преимуществ при обучении самоконтролю: положение контролеров обязывает учащихся лучше готовиться к занятиям, чтобы иметь возможность указать товарищу на допущенные им ошибки и установить их причины; коллективный анализ образца позволяет более полно выявить его сигнальные признаки и более углубленно их усвоить; разбирая разные способы сличения с образцом выполняемой работы, учащиеся отбирают те из них, которые наиболее целесообразны в данных условиях. Благодаря этому достигается большая точность сличения; коллективный анализ позволяет более полно выявить допущенные ошибки и установить их причины; в ходе коллективного поиска выявляются наиболее целесообразные способы исправления ошибок и внесения усовершенствований в выполняемую работу.
Благодаря применению коллективных форм контроля учащиеся быстрее и лучше овладевают всеми звеньями индивидуального самоконтроля. Осуществляя контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действий, дети подходят к заключительному этапу технологии формирования контрольно - оценочной самостоятельности - послеоперационному контролю. На этом этапе важно, чтобы ребята наглядно видели свой рост продвижения или, как говорят ученые, "наглядную динамику усвоения". Формализация оценки может фиксироваться в виде графиков, диаграмм.
Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. В ходе самоконтроля ученик совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.
В свою очередь самоконтроль опирается на мышление и другие психические процессы. Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет речь. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания. Самоконтроль также тесно связан с памятью и вниманием. Так, память обеспечивает закрепление образца, чтобы можно было сравнивать с ним ход и результаты выполняемой работы. Большую роль в реализации самоконтроля играют ощущения и восприятие. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он выключает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Таким образом, можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля и самооценки: умение перед началом работы спланировать ее: умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением; умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий, давать оценку своей работы в целом.
Итак, формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.) Формируется навык контроля, самоконтроля и самооценки посредством использования специальных приемов. В свою очередь это способствует созданию условий для формирования самостоятельности. Все указанные выше приемы можно использовать в рамках обучения детей по различным учебно-методическим комплектам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоконтроль – проверка собственными силами самих себя, своей работы, своих знаний; регулирование их путем внесения соответствующих корректив Л.А. Ковалевская, И.П. Ковалевский
Планируемые результаты начального образования в контроле Выпускник научится Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Выпускник получит возможность научиться Осуществлять предвосхищающий контроль по результату и способу действия Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания
Планируемые результаты начального образования в коррекции Выпускник научится Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Выпускник получит возможность научиться Вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Возможно ли достижение данного результата? Если да, то какими средствами? Если нет, почему?
Компоненты самоконтроля и самооценки Постановка цели Сличение с намеченным планом, алгоритмом, образцом Слежение за своими действиями и их результатами Регулирование действий и результатов
самоконтроль самооценка внимание
Если контроль является внешней предметной деятельностью, то он не является вниманием. Он сам требует внимания
П.Я. Гальперин: Внимание есть сокращенная и автоматизированная форма самоконтроля Формирование контроля за процессом есть средство формирования внимания
Какой вид самоконтроля является наиболее важным для становления личности как субъекта своей деятельности?
Виды самоконтроля Контроль по текущему результату Пошаговый контроль (текущий, контроль действий, процесса деятельности)
Результаты самоконтроля Установление степени соответствия выполняемого действия образцу Осознание и усвоение учебного действия Развитие внимания Развитие критичности мышления
Особенности самоконтроля младших школьников Слабость текущего самоконтроля (причина – слабое распределение внимания) Первоначальная односторонность текущего самоконтроля (причина – трудности распределения внимания) Внешняя речь на первоначальных этапах облегчает, а на дальнейших сковывает самоконтроль
Направления развития самоконтроля от наглядного, чувственного к умственному От внешнего к внутреннему От констатирующего к корректирующему От одностороннего к разностороннему Изменение объектов самоконтроля
Формирование самоконтроля и самопроверки – процесс непрерывный осуществляется на всех стадиях процесса обучения, формируется посредством использования специальных приёмов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников
11 лет назад в начальных классах нашей школы начался эксперимент по безотметочному обучению. В данной работе показана система формирования самоконтроля младших школьников в режиме бе...
Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...
Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования
Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование ...
Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное ...
Приемы формирования самоконтроля и самооценки младших школьников в условиях ФГОС
Самоконтроль и самооценка младших школьников в условиях ФГОС...
Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников.
Особое значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия обеспечивают развитие способности к самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действия самоконт...
Педагогический проект « Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»
В данном проекте представлен опыт по воспитанию духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через раскрытие творческих и интеллектуальных способно...