Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
проект по теме
«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное сознание, воля не растут сами по себе, их нужно пробудить и укрепить. Это и есть воспитание». ( Л. И. Беляева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_proekta.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Тема: «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Минераловодский район, 2013год
Тема проекта:
«Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Актуальность
« Духовно – нравственное воспитание личности младшего школьника»
«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное сознание, воля не растут сами по себе, их нужно пробудить и укрепить. Это и есть воспитание». ( Л. И. Беляева)
В современной России складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Модернизация общества не может осуществляться за счет недооценки его приоритетного значения. Не случайно в Законе РФ «Об образовании» и ряде последующих документов интересы личности поставлены на первое место. Цель современной школы – создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию потенциала каждого ребенка.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные. Это свидетельствует о назревшей потребности в возрождении традиций отечественного воспитания. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно-нравственных ориентиров в политику государства, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой культуры.
Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей.
Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности.
Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.
Противоречия:
- недостаточность материально – технического обеспечения
- неготовность педагогических кадров;
- несформированная установка на формирование духовно-нравственных качеств самих учащихся;
- недостаточная активность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей.
Проблема исследования: создание педагогических условий для духовно – нравственного развития личности ребенка на современном этапе развития образования.
Объект исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования – эффективность приемов и методов в развитии духовно – нравственных качеств личности младшего школьника.
Гипотеза:
Если в процессе обучения будут использованы эффективные методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников, то он будет направлен на формирование всесторонне развитой личности.
Цель проекта: выявить эффективные приемы и методы духовно – нравственного воспитания.
Задачи педагогического проекта:
- изучить используемую педагогическую литературу по духовно нравственному воспитанию;
- подобрать наиболее эффективные формы и методы работы по данному направлению;
- внедрить используемые формы и методы;
Методы реализации проекта
Для отслеживания результативности проекта будут использоваться разнообразные приёмы и методы:
- Анкетирование
- Тестирование
- Портфолио учащихся
- Обработка информации
Реализация проекта позволит дополнить содержание образовательно-воспитательных программ и обеспечить преемственность, согласованность в образовательном процессе. Интеграция программ основного и дополнительного образования предполагает усиление духовно-нравственной составляющей содержания образования по предметам, во внеклассной работе и развивающей направленности уроков, занятий. Это будет способствовать духовно-нравственному взрослению воспитанников и их личностному развитию. Всё это обусловило выбор данного проекта
Средства реализации проекта
1.Участие в районных, региональных, и российских конкурсах, учебно – исследовательских конференциях и семинарах.
2. Спортивные соревнования
3.Сюжетно – ролевые игры
4. Проектная деятельность
Сроки по реализации проекта
1 этап – Подготовительный – февраль - март
2 этап – Деятельностый - апрель - январь
3 этап - Аналитический – февраль – март
Модель (относительно основной проблематики)
Описание модели
- Проект является практико - ориентированным, так как в ходе его реализации педагоги опытным путём в практической педагогической деятельности будут разрабатывать конкретные развивающие дидактические материалы к урокам и занятиям, отрабатывать формы взаимодействия между собой, работая в единой команде. Проект также направлен на то, чтобы педагоги овладели системно - деятельностным методом обучения.
- Особое внимание обращено организации проектной деятельности детей, По итогам года каждый воспитанник защищает проект личностного развития. В дальнейшем планируется и создание социальных проектов.
- изучить используемую педагогическую литературу по духовно нравственному воспитанию;
- подобрать наиболее эффективные формы и методы работы по данному направлению;
- внедрить используемые формы и методы;
Алгоритм реализации проекта
Название этапа | Мероприятия | Результат | Участники |
Подготовительный Февраль – март | 1.Создать рабочую группу учителей начальных классов по реализации проекта. 2.Изучить педагогическую литературу по духовно – нравственному воспитанию 3. Изучить формы и методы работы по духовно – нравственному воспитанию 3.Распределить функциональные обязанности между участниками проекта. 4.Провести согласование учебных планов, рабочих программ . | 1.План работы группы. 2.Определены формы и методы работы по данному направлению | Соавторы проекта |
Деятельностный Апрель- январь | 1.Регулярные заседания рабочей группы: - координация деятельности по личностному и развитию и обретению духовно-нравственного опыта воспитанниками. -обсуждение интегрированных заданий по предметам; 2.Проведение интегрированных образовательных, в том числе и внеклассных мероприятий духовно-нравственной направленности для детей. 3.Разработка интегрированных заданий и занятий. 4.Участие детей в различных конкурсах и проектах. 5.Организация родительских практикумов, тренингов. | 1.Сценарии интегрированных мероприятий. 3.Методические разработки педагогов по обновлению содержания образования 3.Создание методического пособия на тему проекта - «Система интегрированных заданий и занятий по предметам для учителей начальной школы» 4.Методические рекомендации родителям | Соавторы проекта, учащиеся, родители |
Аналитический Февраль - март | 1.Анализ реализации проекта 2.Рефлексия деятельности участников проекта по результатам его реализации | Методические пособия с интегрированными заданиями по предметам Портфолио учащихся | Соавторы проекта, воспитанники, родители |
Программа основных мероприятий
1. Составление и издание отдельных методических сборников, дидактических материалов для педагогов начальной школы, отражающие изменение содержания образования по предмету – усиление духовно-нравственной составляющей, и систему развивающих заданий.
2. Участие в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Предполагаемые результаты:
Предполагаемый результат | Критерии оценки достигнутого результата |
Изучена педагогическая литература по духовно – нравственному воспитанию Определены наиболее эффективные формы и методы обучения по данному направлению Реализованы наиболее эффективные формы и методы в практической деятельности Составлены методические рекомендации – задания со всеми соавторами проекта. | 1. Методическое пособие «Система интегрированных заданий и занятий по предметам для учителей начальной школы» (по русскому языку, чтению, ИЗО, музыке, основам религиозной культуры и светской этики, информатике) |
2.Проведены внеклассные мероприятия для учащихся и родителей | 1.Сценарии праздников, родительских собраний, конкурсов, круглых столов |
5.Организовано участие детей в различных конкурсах, смотрах, конференциях | 1.Наличие дипломов, сертификатов. 2. Портфолио учащихся |
6.Повысится профессиональная компетентность педагогов | 1.Выступление на научно-практической конференции с результатами реализации проекта. 2.Проведение мастер-классов по теме проекта |
Прогнозируемые риски и методы их коррекции
Риски при реализации проекта | Методы их коррекции |
Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности | Выйти с предложением к администрации ОУ по стимулированию педагогов, участвующих в проекте |
Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников. | Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег. |
Недостаточная мотивация учащихся в личностном самосовершенствовании | Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха. |
Низкая активность родителей в реализации задач проекта | Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению внеклассных мероприятий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"
выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и младших школьников"...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию младших школьников....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС....
Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...
Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования
Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование ...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...
Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС
Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОСиз опыта работы...