Рабочая программа по ритмике для учащихся с ОВЗ (4 класс)
рабочая программа по физкультуре (4 класс)
Рабочая программа по ритмике для учащихся с ОВЗ (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по ритмке составлена на основе:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида: Подготовительный, 1-4 классы / под редакцией В.В.Воронковой по предмету «Ритмика» – СПб: Просвещение, 2009.
Программа «Ритмика» предназначена для преподавания с первого по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного танцев, доступные детям 8-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Цели:
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
-дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
-способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
-прививать интерес к занятиям, любовь к танцам;
-гармоничное развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
-дать представление о танцевальном образе;
-развивать выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
-воспитывать культуру поведения и общения;
-развивать творческие способности;
-воспитывать умения работать в коллективе;
-развивать психические познавательные процессы — память, внимание, мышление, воображение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:
Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
Танец (народный, историко-бытовой, современный).
Беседы по хореографическому искусству.
Творческая деятельность.
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты»
С первых уроков дети приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально -ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука»
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного танца.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки учащихся.
Раздел «Танец»
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия по историко-бытовому танцу органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
ритмические упражнения,
разучивание танцевальных композиций.
Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся.
Раздел «Беседы по хореографическому искусству».
Раздел «Творческая деятельность»
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я - художник по костюмам» и др.
Методы и методические приемы обучения
В курсе обучения ритмике применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
-рассказ,
-беседа,
-обсуждение,
-объяснение,
-словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Учащиеся 4 класса должны уметь:
-правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
- различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
-отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
- различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Учебно – методический комплект:
1.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида: Подготовительный, 1-4 классы / под редакцией В.В.Воронковой по предмету «Ритмика» – СПб: Просвещение, 2009.
2. Бгажнокова И.М. Программа для коррекционных образовательных школ 8 вида 0-4 классов. - 3-е изд.,исправ.- М.: Просвещение,2011.
3. Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург, 1999.
4. И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта» 1997
5. М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д. 2007.
Календарно – тематическое планирование (34 часа)
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | Ходьба по центру зала. Координация движений. Игры под музыку. | 1 | ||
2 | Расслабления. Игра под музыку. | 1 | ||
3 | Упражнения с инструментами. Танцевальные упражнения. | 1 | ||
4 | Упражнения на постановку стоп. | 1 | ||
5 | Перестроения. ОРУ под музыку с предметами. Игры. | 1 | ||
6 | Упражнения под музыку. Подвижные игры под музыку. | 1 | ||
7 | Общеразвивающие упражнения с предметами под музыку. | 1 | ||
8 | Поднимание рук с отведением их в стороны и назад. | 1 | ||
9 | Медленные вращения плечевых суставов под музыку. | 1 | ||
10 | Упражнения для правильной постановки стоп. | 1 | ||
11 | Перекрестное поднимание и опускание рук. | 1 | ||
12 | Наклоны и повороты туловища вправо, влево. | 1 | ||
13 | Отстукивание простых ритмических рисунков. | 1 | ||
14 | Бег легкий, на носках. Подпрыгивание на двух ногах. | 1 | ||
15 | Движение кистей рук в разных направлениях. | 1 | ||
16 | Музыкальные игры с предметами. | 1 | ||
17 | Игры с пением или речевым сопровождением. | 1 | ||
18 | Хороводы в кругу, пляски с притопами. | 1 | ||
19 | Движения парами. Кружение на месте. | 1 | ||
20 | Элементы русской пляски. | 1 | ||
21 | Выполнение имитационных упражнений и игр. | 1 | ||
22 | Прохлопывание, отстукивание, протопывание простых ритмических рисунков. | 1 | ||
23 | Вальс – король танцев | 1 | ||
24 | Шаг кадрили | 1 | ||
25 | Игры с пением или речевым сопровождением. | 1 | ||
26 | Построение в линии, колонны, полукруг, круг. | 1 | ||
27 | Движения парами: кружение | 1 | ||
28 | Композиции движений с лентами (платочками) | 1 | ||
29 | Танцевальные жанры, танцевальные движения, хлопки…. | 1 | ||
30 | Низкие прыжки с выносом ноги вперед – на каблук. | 1 | ||
31 | Движения в парах в танце («Вальс»). | 1 | ||
32 | Современный танец. | 1 | ||
33 | Повторение. Современный танец. | 1 | ||
34 | Повторение. Движения в парах в танце | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ФГОС. «Ритмика» для учащихся 1-х классов на 2012\2013 учебный год. Руководитель: Елисеева О.В.
Педагогические принципы и идеи.Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода; научности; интеграции; осуществление,...
рабочая программа "устная речь" для учащихся 4-го специального класса со сложным дефектом,расстройством аутистического типа
Программный материал включает:- повторение материала II класса;- заучивание четверостиший для физкультминуток;- развитие навыков общения;- стимуляция психической активности;- гармонизация эмоци...
Рабочая программа по ритмике для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа по ритмике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.Ф.Кор...
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся с ОВЗ 4 класс Надомное обучение
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по математике. 4 класс...
Рабочая программа по ритмике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Актуальностью данного курса является коррекция недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Программа по курсу коррекционно-развивающей о...
Рабочая программа по ритмике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами муз...
Рабочая программа по «Ритмике» для учащихся с задержкой психического развития (7.1), 1-4 класс, ФГОС
Коррекционный курс «Ритмика» в соответствии с учебным планом образования обучающихся с задержкой психического развития входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса, из...