Рабочая программа по ритмике для учащихся 1-4 классов.
рабочая программа по теме
Рабочая программа по ритмике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.Ф.Кореневой "В мире музыкальной драматургии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ritmike_dlya_uchashchihsya_1-4_klassov_nekrasovoy_s.m.docx | 96.56 КБ |
Предварительный просмотр:
НОЧУ ЦО «Православный Центр непрерывного образования
во имя преподобного Серафима Саровского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Составила: педагог дополнительного образования по ритмике Некрасова С.М.
на основе авторской программы
Т.Ф. Кореневой
«В мире музыкальной драматургии»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
г. Москва. 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ритмике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.Ф.Кореневой «В мире музыкальной драматургии». Направленность программы – художественно-эстетическая.
С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. Ритмика – исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка, а движения используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения. В этом и новизна, и актуальность, и педагогическая целесообразность предмета ритмики.
Восприятие музыки – активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, метр, ритм, регистр, строение музыкальной речи).
Высокохудожественный репертуар музыкальных произведений, дифференцированное восприятие музыки, анализ музыкальных произведений расширяют и углубляют музыкальный кругозор ребенка, пополняя знания о музыке, эпохе, композиторах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных терминах, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания и культуры ребенка. Занятия ритмики, которые проходят в сопровождении аккомпаниатора, более глубоко и живо воздействует на центры нервной системы ребенка, естественно вовлекая его в процесс эмоционального переживания музыки, лишь частично можно использовать фонограмму.
Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов. Упражнения, вошедшие в данную программу из системы вокальной ритмики, помогут детям услышать музыку в речевых интонациях, что придает речи благозвучность и фонематическую чистоту.
Данная программа построена с учетом анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, их специфики восприятия музыки, желания и индивидуальных физических возможностей детей. Занятия принесут детям радость от общения с музыкой, разовьют творческие способности.
Цель программы – сформировать активное восприятие музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
Задачи программы:
- Развивать основы музыкальной культуры.
- Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении.
- Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движении, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности.
- Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, музыкально-ритмические чувства).
5. Учить детей:
- определять музыкальные жанры (танец, марш, песня),
- определять виды ритмики (танец, игра, упражнение).
- понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).
- Учить изменять движения и направления движения в соответствии с формой музыкального произведения.
- Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
- Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды.
Программа и программно-методическое сопровождение предмета отвечают требованиям, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Урок в начальной школе состоит из 3-х частей:
1часть:
- Упражнения на совершенствование навыков основных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков и т.д.)
2часть:
- Комплекс ритмической гимнастики.
3часть:
- Танцевальные композиции.
Результаты работы показываются в форме открытого занятия, а также на школьных праздниках, фестивалях.
Сроки реализации программы – 4 года, 1-4 классы.
- ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА РИТМИКИ
Предмет ритмики направлен на приобретение опыта музыкально-ритмической деятельности младших школьников, формирование соответствующих умений и навыков в процессе занятий ритмикой. Ритмика закладывает основы музыкальной культуры учащихся и способствует развитию музыкальных и творческих способностей учащихся, развитию всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т.д. Произведения русской и зарубежной классики, народного творчества, современной музыки, входящие в программу, приобщают учащихся к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, ее образного восприятия в процессе музыкально-ритмической деятельности, так как она развивает способность творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, умения передавать характер и средства музыкальной выразительности в движении. Огромное значение в школьном возрасте имеет формирование целостной системы представлений о музыкальном и танцевальном искусстве, так как оно способствует становлению музыкально-эстетического сознания учащихся, духовно-нравственных ценностей и развитию интеллекта. Одним из главных результатов уроков ритмики является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
Основа ритмики – комплексы ритмической гимнастики. Последовательность и постепенное усложнение музыкальных фраз и форм произведений постепенно приводит учащихся к освоению более трудных музыкальных построений, средств музыкальной выразительности, теоретических музыкальных знаний и более сложных музыкально-ритмических движений. Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а так же дает возможность заменять одно произведение другим с аналогичными художественными и музыкально-ритмическими задачами.
Творческие задания, музыкально-ритмические игры, создание импровизационных этюдов раскроют музыкально-творческие способности учащихся, придадут свободу и пластичность движениям.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА РИТМИКИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - младший школьный, с 7 до 11 лет. В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета «Ритмика» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 часу в неделю, в 2, 3, 4 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с расписанием. Продолжительность урока ритмики - 45 минут.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
ПРЕДМЕТА РИТМИКИ
Данная программа по ритмике направлена на развитие музыкальных и творческих способностей учащихся, формирование всех психических процессов: внимания, осмысленного дифференцированного восприятия музыки, памяти, эмоционального и логического мышления, и, что особенно важно, творческого воображения. Личностное развитие учащихся посредством ритмики: их творческий потенциал, формирование музыкально-эстетического сознания необходимы в данном возрасте, так как интеллект и внутренняя культура учащихся закладывается с детства. Любовь к музыке, ее чувства, образ, характер и умение передавать их в движении создадут почву для более глубокого восприятия и понимания музыки и наполнят ребенка новым содержанием, стремлением к активному проявлению музыкальных и творческих способностей.
Целенаправленная организация и планомерное формирование предмета ритмики способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и классическому музыкальному наследию – направлено на формирование целостной системы музыкального мировоззрения, воспитание эмоционального образного восприятия музыки, активизацию логического и эмоционального мышления, творческого воображения, рефлексии, что способствует познавательному и социальному развитию ребенка. В результате у школьников формируются духовно-нравственные ценности: любовь к своему Отечеству, к своей семье, к музыке и музыкально-ритмической деятельности, уважение к духовному народному и классическому наследию, развиваются способности выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение общаться с другими людьми, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся осуществляется посредством музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и составляет основу для решения основных педагогических задач.
Специфика музыкально-ритмической деятельности в начальной школе заключается в овладении нетрадиционными способами постижения музыкального искусства: через переживание музыки и ее передачи эмоционального и образного содержания в движении, что способствует становлению музыкально-эстетического сознания ребенка, его культурного содержания, обогащению его внутреннего духовного мира.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА РИТМИКИ
Результат | Характеристика в ФГОС |
Регулятивные |
|
Познавательные |
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
|
Коммуникативные |
|
Планируемые результаты | |
|
|
Личностные Сформулировать эмоциональное отношение к музыке и передаче ее содержания в движении. | |
|
|
Развитие мотивов музыкально-ритмической деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) выступления. | |
|
|
Предметные 1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыкально-ритмической деятельности в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии | |
|
|
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной народной культуры. | |
|
творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально– исполнительские замыслы в музыкально-ритмической деятельности;
|
3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкально-ритмической деятельности. | |
|
|
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыке в движении. | |
|
|
5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальных ритмопластических композиций, в импровизации движений под музыку. | |
|
|
Метапредметные Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | |
|
|
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. | |
|
|
1-й класс
Личностными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе является формирование следующих умений:
- формирование музыкальной культуры, развитие эмоциональной заинтересованности в восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления, воображения, вкуса.
- эмоциональное восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
- положительное отношение к предмету ритмики, желание передавать содержание музыки в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения;
- выразительное исполнение музыкально-ритмических композиций в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения;
- выполнение детьми различных творческих заданий по созданию музыкальных этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, галопа).
- развитие у детей пространственного мышления и пространственное воображения в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.
- умение общаться в танце с партнером, слаженно исполнять танцевальные композиции в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу;
- понимать позицию слушателя при восприятии музыкальных образов, характерных особенностей танцев;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкально-ритмической деятельности;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
- принимать позицию исполнителя музыкально-ритмических упражнений, композиций, танцев;
- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей в отношении исполнения музыкально-ритмических композиций, танцев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в информационном материале предмета ритмики, осуществлять поиск нужной информации в Музыкальном словаре и других справочниках;
- использовать простые символические варианты музыкальной записи (термины, основные музыкально-теоретические понятия);
- первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;
- находить в музыкальном тексте разные части;
- понимать содержание музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения;
- составлять простое схематическое изображение формы музыкального произведения.
Коммуникативные УУД:
- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в коллективной музыкально-ритмической деятельности, учиться общаться в паре с партнером;
- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети танцуют и т.д.);
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
- использовать простые речевые средства для передачи мелодии, движения при исполнении движений под музыку;
- следить за действиями других участников в процессе музыкально-ритмической деятельности.
Предметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются формирование следующих умений:
- воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;
- различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
- выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его содержанию;
- воплощать характер, средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения в движении;
- отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;
- воплощать образное содержание музыки в играх, движениях, импровизациях, творческих заданиях;
- слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
- находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
- различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения (форте – пиано и др.).
- выразительно исполнять музыкально-ритмические задания, упражнения, композиции, игры;
- воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;
- развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.
2-й класс
Личностными результатами изучения предметно-методического курса ритмики во 2-м классе является формирование следующих умений:
- формирование музыкальной культуры, активизации музыкального восприятия, мышления, воображения и других психических процессов учащихся;
- формирование ощущения свободы движений в передаче музыкально-образного содержания и характерных особенностей музыки.
- развитие инициативы и самостоятельности в выполнении творческих заданий по созданию музыкальных этюдов на основе сформированных движений.
- развитие у детей пространственного воображения в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций
Метапредметными результатами изучения курса ритмики во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-ритмической деятельности;
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в музыкально-ритмических упражнениях, композициях, танцах, играх, импровизациях;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выразительно выполнять музыкально-ритмические движения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал и сведения, полученные от взрослых (Музыкальный словарик, справочники, задания «Вспомни, что ты знаешь о хороводе»);
- расширять свои представления о музыке и средствах музыкальной выразительности, теоретических знаниях;
- пространственные ориентации в способах решения исполнительской задачи;
- использовать простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;
- читать простое схематическое изображение рисунка танца;
- различать условные обозначения сравнивать разные части музыкального текста;
- осуществлять поиск дополнительной информации о танцах, эпохе и т.д.
- работать с музыкальными текстами: анализировать их, слышать ритмические особенности, темп, форму произведения;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия).
Коммуникативные УУД:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкально-ритмические движения, танцы со сверстниками;
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в коллективных импровизациях, инсценировках;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной музыкально-ритмической деятельности;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат).
- выражать свое мнение о музыке и танцах в процессе работы над исполнением музыкально-ритмических движений.
Предметными результатами изучения курса ритмики во 2-м классе являются формирование следующих умений:
- эмоциональное восприятие музыки разнообразного содержания, различных жанров;
- умение различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
- умение эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
- различать жанры народной музыки и основные ее особенности;
- размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о разнообразии чувств, передаваемых в музыке;
- передавать содержание музыки, ее образа и характерные особенности танцев, упражнений в движении;
- выражать свои эмоции в музыкально-ритмической деятельности;
- передавать характерные особенности танцев в коллективном исполнении;
- воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;
- сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая смену настроения в движении.
3–й класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса ритмики в 3-м классе является формирование следующих умений:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;
- умение исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях: народном, классическом, бальном, современном, стилизованно-народном.
- умение подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
- умение создавать танцевальные композиции, инсценировки, выполнять творческие задания.
- развитие у детей пространственного мышления и пространственного воображения в творческих заданиях по созданию танцевальных композиций, творческих этюдов, игр.
- интерес к различным видам музыкально-ритмической и творческой деятельности;
- первоначальные представления о художественно-эстетическом, образном, нравственном содержании музыкально-ритмических композиций и танцев;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в музыкально-ритмическом исполнительстве (в том числе импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- позиции слушателя и исполнителя музыкально-ритмических композиций, танцев;
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-ритмической деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса ритмики в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
- выполнять музыкально-ритмические движения в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкально-ритмической деятельности.
- понимать смысл предложенных конструктивных и творческих заданий в музыкально-ритмической деятельности;
- воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке, танцах, эпохе создания;
- самостоятельно работать с музыкальными текстами, анализировать их строение, характерные особенности, уметь сравнивать с ранее изученными произведениями;
- передавать свои впечатления о музыкально-ритмических композициях, танцах;
- выбирать способы решения музыкально-ритмических задач;
- соотносить содержание рисунков и схематических изображений перестроений танца с выполнением рисунка танца в движении;
- обобщать учебный материал;
- устанавливать аналогии;
- сравнивать средства музыкальной выразительности в танцевальной музыке и других видах искусства (литература, живопись)
Коммуникативные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и танцах;
- самостоятельно работать с музыкальными текстами и заданиями, анализировать их строение, характер, особенности музыкального образа;
- передавать свои впечатления о музыкально-ритмической композиции;
- выбирать способы решения музыкально-ритмической задачи;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального произведения;
- соотносить содержание рисунков и схематических изображений с перестроениями в танце;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- обобщать учебный материал;
- устанавливать аналогии;
Предметными результатами изучения курса ритмики в 3-м классе являются формирование следующих умений:
- эмоционально выражать свое отношение к музыкально-ритмической деятельности;
- ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыки танцев;
- понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека;
- передавать в различных видах музыкально-ритмической деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества, представлениями о композиторском и исполнительском творчестве;
- владеть музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон;
- выразительно двигаться под музыку, передавая средства музыкальной выразительности, форму произведения в движении;
- различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в движении;
- сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкально-ритмических движений;
- различать язык танца и выразительно передавать его характерные особенности в движении.
4–й класс
Личностными результатами изучения курса ритмики в 4-м классе является формирование следующих умений:
- эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание содержания музыкальных произведений, его драматургии;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
- умение исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях: народно-характерном, классическом, бальном, современном, стилизованно-народном. Учить подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
- умение детей выполнять различные творческие задания по созданию танцевальных композиций, инсценировок песен на основе сформированных движений и добиваться свободы в исполнении и передаче характерных особенностей музыки танца.
- умения и навыки в выполнении задач на пространственные ориентировки в творческих заданиях, составлении танцевальных композиций.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-ритмической деятельности;
- навыки оценки и самооценки результатов музыкально-ритмической деятельности;
- основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
- способности видеть в людях лучшие качества;
- способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
Метапредметными результатами изучения курса ритмики в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
- различать способ и результат собственных и коллективных действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
- осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-ритмической деятельности;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
- высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
- принимать инициативу в музыкально-ритмических импровизациях и инсценировках;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения учебных (музыкально-ритмических) задач;
- воспринимать и анализировать музыкальные тексты, в том числе нотные;
- строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- устанавливать аналогии;
- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности
Коммуникативные УУД:
- выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- выразительно исполнять музыкально-ритмические движения, воспринимать их как средство общения между людьми;
- контролировать свои музыкально-ритмические движения в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в том числе в проектной деятельности;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.
- участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
Предметными результатами изучения курса ритмики в 4-м классе являются формирование следующих умений:
- эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, включая фрагменты крупных музыкальных жанров; ( в упражнениях, композициях, танцах, играх, и др.).
- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-ритмической деятельности;
- размышлять о музыке как способе выражения чувств и мыслей человека и анализировать музыкальные произведения;
- соотносить музыкально-ритмические движения с жизненными впечатлениями;
- умение сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
- ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
- умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества в музыкально-ритмической деятельности;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки, средства музыкальной выразительности в движении;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки и передавать их в движении;
- наблюдать за процессом и результатом музыкально-ритмической деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов в движении;
- узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и оркестров
- выразительно исполнять музыкально-ритмические движения разных форм и жанров;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
В процессе изучения музыкального искусства у выпускников начальной школы будет развиваться интеллектуальная и эмоциональная сферы, воспитываться художественный вкус, расширяться музыкальный и культурный кругозор. В ходе обучения искусству будет идти активный процесс становления социально-личностных отношений, проявления творческих инициатив в мире музыки, восприимчивости и способности к сопереживанию, развитие образного и ассоциативного мышления, творческой фантазии.
Выпускник научится:
1.наблюдать за многообразными явлениями музыкально-ритмического искусства, выражать свое отношение к искусству, передавая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой в движении;
2. выявлять выразительные средства и особенности музыкального языка и передавать их в движении;
3. выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
1.принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, города, республики (музыкальные вечера, концерты, конкурсы и т.д).
2. самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях и.т. д., оценивая их с художественно – эстетической точки зрения.
3.Заниматься музыкально-ритмическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, посещении концертов, фестивалей и т.д.
6.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА РИТМИКИ
Репертуар программы представлен в следующих темах:
1. Характер музыки, средства музыкальной выразительности.
2. Музыкальная форма.
3. Комплекс ритмической гимнастики.
4. Танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами.
5.Историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и современного танца.
6.Игровое танцевальное творчество. Инсценирование песен. Постановка ритмопластических спектаклей.
ТЕМА 1. ХАРАКТЕР МУЗЫКИ, СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Репертуар, предложенный для этой темы, решает задачу целостного восприятия музыки в тесной взаимосвязи с жанровой принадлежностью.
Необходимо научить детей:
- воспринимать динамические оттенки характера музыки;
- анализировать характер и средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения и передавать их в движении;
- воспринимать ритм как организующее начало в музыке, передавать в хлопках и движении ритмический рисунок;
- исполнять задания, учитывая зависимость манеры исполнения движений от принадлежности музыки к определенной эпохе.
Работая с репертуаром этой темы необходимо использовать музыкальную терминологию.
ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
На предложенных музыкальных примерах раскрыть и проанализировать структуру музыкальных произведений (фраза, предложение, период, вступление, заключение).
Предложить следующие музыкальные формы: одно- , двух- , трехчастную, вариационную форму, канон.
Научить изменять композицию танцев и упражнений, направление и сами движения в соответствии со сменой частей, фразировки, вариацией в музыке, слышать и реагировать на основные элементы музыкальной речи. Помнить, что реприза в музыке означает и репризу в движении.
ТЕМА 3. КОМПЛЕКСЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
В основу предложенных комплексов легла музыка Ф.Шуберта и музыка русских композиторов: М.Глинки, П.Чайковского, С.Майкапара, А.Гречанинова.
Упражнения, движения позволяют передать не только характер произведения со всеми средствами музыкальной выразительности, но и форму, а самое главное, музыкальный образ.
ТЕМА 4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
Предметы, с которыми предлагается двигаться под то или иное музыкальное произведение, позволяет подчеркнуть характер, настроение музыки, средства музыкальной выразительности.
Перед разучиванием композиции с предметом необходимо предварительно неоднократное прослушивание музыки, анализ средств музыкальной выразительности, чтобы полнее раскрыть характер музыкального произведения.
ТЕМА 5. ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ, ПАРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ, ЭЛЕМЕНТЫ ПАРНОГО, БАЛЬНОГО, НАРОДНОГО И СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
Танец – древний вид искусства. Изначально танец существовал без музыки, так как в качестве музыкального сопровождения использовался прежде всего ритм, танцующие отбивали такт ногами и руками. Позднее для звукового сопровождения надевали особые деревянные сандалии, в руки брали устричные раковины (своеобразные кастаньеты).
Обращаясь к музыке различных эпох, подчеркивая ее характерные особенности, можно предложить детям на примере развития народной музыки и народного танца несложные танцевальные композиции, простые элементы того или иного танца, проследить, как постепенно народный танец видоизменялся и из народных празднеств переходил в салоны. Ведь композиторы во все времена опирались в своем творчестве на истоки народной музыки. Именно И. Штраус, вдохновленный народным танцем – вальсом, сочинял вальсы столь блистательные, что бывший танец-простолюдин вихрем промчался по Европе и прочно закрепился во дворцах знати как «король» танцев.
Слушая с детьми музыку разных эпох и народов, отрабатываются манеры, характерные для времени написания музыкального произведения. Сравнивая музыку бальных танцев с музыкой народных танцев, можно проследить, как благодаря музыкальному решению композиторов танец рождается заново. Иногда танец отходил от своих первоистоков, утрачивая обаяние простоты и естественности в движениях, теряя непосредственность, живость, темперамент в выражении чувств. Вместе с изяществом приобретались черты, свойственные дворцовому ритуалу – церемонность, сдержанность, галантность, порой манерность, чопорность. Это вызвалось особенностями психологии и культуры: обстановкой, одеждой.
Перед слушанием музыки того или иного танца желательно использовать иллюстративный материал: эскизы костюмов, детали украшений, прически, обувь – все то, что влияло на манеры и технику исполнения танца. Прекрасно настраивает на восприятие музыки чтение фрагментов стихов и художественной прозы.
ТЕМА 6. ИГРОВОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСЕН. ПОСТАНОВКА РИТМОПЛАСТИЧЕСКИХ СПЕКТАКЛЕЙ
Работе по данной теме должна предшествовать кропотливая предварительная подготовка. Не может быть творчество без знаний, умений, навыков. Музыка, предложенная для творческих заданий и этюдов, дает возможность преподавателю проанализировать, достаточно ли было уделено внимания качеству выполнения движений, умеют ли дети отличать музыку современную от музыки той или иной эпохи, народную от классической.
Песни, используемые для инсценирования, должны быть разучены на музыкальных занятиях. Можно дать детям соответствующие атрибуты, придумать костюмы.
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА
ГОДОВОЙ ПЛАН
Цель обучения:
1. Привить детям любовь и желание к познанию музыкальной драматургии.
2. Формирование необходимых навыков в ритмопластике для наиболее полной передачи в движениях содержания музыкального произведения.
3. Воспитание интереса и желания выражать свои творческие фантазии, чувства, вызванные музыкой к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
4. Формирование красивой осанки, выразительности и пластики движений.
Задачи обучения:
1. Формировать музыкальную культуру, развивать эмоциональную заинтересованность в восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления, воображения, вкуса.
2. Учить детей исполнять музыкальные композиции, передавая чувства, эмоции, вызванные музыкой в движении в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения.
3. Учить детей выполнять различные творческие задания по созданию музыкальных этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, галопа).
4. Развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.
ПЛАНРАБОТЫ НА 1-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема | Количество уроков | УУД |
Путешествие на музыкальную полянку | 1 | 1.Выявление музыкальных возможностей детей. 2.Организация музыкально-педагогического процесса. 3.Настроить детей на образное содержание музыки и умение характеризовать ее. |
Песня, танец, марш. | 1 | 1.Формирование у детей понятие о трех жанрах: марш, танец, песня. |
Характер и настроение в музыке | 1 | 1.Вызвать активный интерес учащихся и желание двигаться в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения. 2.Учить детей выражать свои чувства и эмоции в движении. |
Осенние фантазии, тематический урок | 1 | 1.Побуждать детей к творчеству, умению передавать изобразительность музыки в движении с предметами (листиками). |
Музыкальная форма | 1 | 1.Учить детей анализировать музыкальные построения: количество частей и их особенности. |
Мир музыки П.И.Чайковского | 1 | 1.Знакомство с творчеством композитора, вызвать у учащихся активный интерес к музыке П.Чайковского. |
«Детский альбом» П.И.Чайковской | 1 | 1.Рассказать о истории и содержании «Детского альбома» П.Чайковского. 2.Разучивание комплекса ритмической гимнастики на музыку П.Чайковского. |
Историко-бытовой танец Полька. | 2 | 1.Познакомить детей с движениями Польки, ее характерными особенностями. 2.Дать историческую справку о танце. |
Основные движения Польки. | 1 | 1.Продолжить знакомство с основными движениями Польки, закрепить их. 2.Вспомнить о характерных особенностях танца. |
Полька, движение в паре. | 1 | 1.Показать детям движения Польки в паре и разучить движения и перестроения танца. 2.Учить детей уважению друг друга и чувству коллектива. |
Общение в танце, характерные особенности Польки. | 2 | 1.Учить детей общаться в танце. 2.Добиватьсяслаженности движений с музыкой, свободы выполнения характерных движений Польки. |
Полька. Закрепление движений и перестроений. | 1 | 1.Продолжить работу над закреплением танцевальных движений и перестроений танца. 2.Учить передавать в движении характер музыки, средства музыкальной выразительности, драматургию. |
Музыкально-ритмические композиции к празднику | 2 | 1.Подготовить детей к выступлению на празднике. 2.Добиваться слаженности движений с музыкой, выразительности, способность развитию эмоций и общения друг с другом. |
ПЛАНРАБОТЫ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема | Количество уроков | УУД |
Подготовка к празднику Рождества | 1 | Продолжить работу над слаженностью и выразительностью движений под музыку. |
Музыкальные образы в произведениях П.Чайковского. | 1 | Учить учащихся умению характеризовать средства музыкальной выразительности, форму характерные образы музыки П.Чайковского и передавать их в движении. |
Трехдольный размер в произведениях П.Чайковского. | 1 | Проработать ритмически сильные и слабые доли в трехдольном размере в произведениях П.Чайковского «Сладкая греза», «Новая кукла», «Вальс», «Немецкая песенка». |
«Балансе» вальса | 1 | 1.Разучить с детьми движение «балансе», правильные позиции рук, повороты головы. 2.Учить детей ритмично и правильно передавать трехдольный ритм вальса. |
Повороты вальса | 1 | Разучить с детьми половинный и полный поворот, позиции рук. |
Движение с предметом | 2 | Учить детей движению с предметом, умению передавать средства музыкальной выразительности. |
Пластика рук в движении с предметом | 2 | Добиваться свободы, выразительности пластики движений с предметом. |
Закрепление композиции с предметом. | 2 | Детальная работа над композицией и закрепление движений под музыку, добиваться слаженности движений под музыку. |
Образно-сюжетная композиция. | 2 | Познакомить детей с образно-сюжетной композиций весенней тематики. |
Мир детства в музыке. | 1 | Учить детей умению выражать свое отношение, эмоции, чувства к музыке того или иного композитора в движении. |
Игровое танцевальное творчество. | 2 | Учить детей выражать средства музыкальной выразительности в творческих заданиях, этюды, музыкальных играх. Стимулировать и поощрять творческие проявления детей в творческих заданиях, этюдах, играх. |
Заключительный урок-концерт. | 1 | Повторение пройденного материала и выразительное исполнение композиций, упражнений и т.д. |
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА
ГОДОВОЙ ПЛАН
Цель обучения:
1.Активизировать у детей интерес и желание к познанию музыкальной драматургии.
Развивать необходимые навыки в ритмопластике для наиболее полной передачи в движениях содержания музыкального произведения.
2.Воспитание и развитие художественно-творческих способностей, самостоятельности и инициативы при составлении танцевальных композиций, инсценировке песен, в творческих заданиях и т.д.
3.Способствовать формированию свободы, пластики и выразительности движений в передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
Задачи обучения:
1.Формировать музыкальную культуру, способствовать активизации музыкального восприятия, мышления, воображения и других психических процессов учащихся.
2.Подводить детей к ощущению свободы движений в передаче характера и других характерных особенностей музыки.
3.Развивать инициативу и самостоятельность в выполнении творческих заданий по созданию музыкальных этюдов на основе сформированных движений.
4.Развивать у детей пространственное воображение в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.
ПЛАН РАБОТЫ НА 1-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема | Количество уроков | УУД |
Характер и настроение в музыке | 1 | 1.Выявление музыкальных возможностей учащихся. 2.Организация музыкально-педагогического процесса на уроках. 3.Побуждать учащихся к активному желанию передавать характер и настроение музыки в движении. |
Музыкальная форма | 1 | Учить детей умению анализировать музыкальные произведения, слышать смену частей, способствовать дифференцированному восприятию музыки. |
Мир музыки П.И.Чайковского | 1 | Способствовать умению учащихся более осмысленно и дифференцированно воспринимать произведения П.И.Чайковского, анализировать, закреплять теоретические понятия о композиторе, его музыке, добиваться эмоциональной передачи ее характера, драматургии в движении. |
Трехдольный размер в музыкальных произведениях П.И.Чайковского. | 1 | Проработать сильные и слабые доли в трехдольном размере в произведениях П. Чайковского «Сладкая греза», «Новая кукла», «Вальс», «Немецкая песенка» и применить эти навыки в составлении композиции. |
Вальсовая дорожка | 1 | Закрепление ощущения трехдольности и применение навыков движения в трехдольном ритме вальсовой композиции. |
«Балансе», повороты вальса. | 2 | Разучить с учащимися движения: балансе, полный и половинный повороты. Закрепление движений балансе, полный и половинный поворот. |
Пластика рук в движении вальса. | 2 | Закрепить позиции рук в балансе, поворотах и вальсовой дорожке. |
Музыкально-ритмическая композиция образно-сюжетного характера. | 2 | Учить детей восприятию музыки образно-сюжетного характера, передавать характерные образы музыки в движении. Разучивание элементов движений, перестроений композиции. Добиваться слаженности движений с музыкой. |
Характерные особенности музыкально-ритмической композиции. | 1 | Продолжить работу над слаженностью движений с музыкой. Работа над художественным образом композиции, передаче его в ритмопластике. |
Движение с предметом. | 2 | Упражнять детей в плавном движении рук без предмета и с предметом (платком, шарфиком и т.д.). |
Музыкально-ритмическая композиция к празднику. | 2 | Способствовать умению детей выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами, средствами музыкальной выразительности, драматургией произведения. |
Подготовка к празднику. | 1 | Добиваться слаженности движений с музыкой, активной передачи драматургии музыки в движении. Воспитывать коллективную ответственность в танце, способствовать развитию эмоций и общению друг с другом. |
ПЛАН РАБОТЫ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема | Количество уроков | УУД |
Движение с предметом. Танцевальная композиция на музыку А. Дворжака. | 1 | Способствовать умению учащихся анализировать музыку, умению дифференцированно воспринимать ее и характерно передавать ее содержание. |
Основные движения композиции на музыку А.Дворжака. | 1 | Закрепление основных движений без предмета и с предметом. |
Перестроения композиции. | 1 | Разучивание и закрепление перестроений композиции. |
Движение с предметом (платком). | 1 | Закрепление композиции с предметом (газовым платком). |
Закрепление основных движений и перестроений композиции. | 1 | Формировать у детей умение слаженно выполнять движения с музыкой. |
Пластика рук в движении с предметом. | 1 | Развивать у учащихся умение свободно двигаться с предметом, добиваться свободы, выразительности, пластики движений. |
Подготовительное упражнение к движению с лентами | 1 | Разучить подготовительные упражнения к движению с лентами: «солнце, восьмерка, качели». |
Основные элементы движений с лентами | 1 | Закрепление подготовительных упражнений, проверка каждого учащегося. Разучивание перестроений композиции. |
Музыкально-ритмическая композиция с лентами. | 2 | Продолжить работу над правильным выполнением движений без лент, проверка учащихся. |
Закрепление основных навыков движения с лентами. | 1 | Продолжить работу над точностью выполнения движений, перестроений композиции. |
Пластика рук в движении с лентами. | 2 | Формировать у детей навыки выполнения движений без лент и с лентами, работа над точностью движений. |
Весенние образы в музыке. | 1 | Развивать у учащихся творческие способности, учить импровизировать движения под музыку, передавая музыкальный образ, средства музыкальной выразительности, форму, драматургию произведения в движении. |
Мир детства в музыке. | 1 | Учить учащихся передавать свое отношение к разнохарактерной музыке композиторов разных эпох и передавать эмоции, чувства в движении. |
Игровое танцевальное творчество. | 2 | Способствовать развитию творческих способностей учащихся, инициативы и самостоятельности в творческих заданиях, этюдах, играх. |
Заключительный урок-концерт. | 1 | Повторение пройденного материала: танцев, упражнений, игр, творческих заданий. |
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА
ГОДОВОЙ ПЛАН
Цель обучения:
1.Способствовать становлению музыкально-эстетического сознания учащихся через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении.
Совершенствование необходимых навыков в ритмопластике для передачи чувств, эмоций, вызванных музыкой в движении.
2.Совершенствование художественно-творческих способностей при составлении танцевальных композиций, творческих заданий, инсценировок песен.
3. Добиваться свободы, пластики и выразительности движений в танцах.
Задачи обучения:
1.Формировать музыкальную и духовную культуру, развивать все психические процессы учащихся.
2.Учить детей исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях: народном, классическом, бальном, современном, стилизованно-народном. Учить подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
3.Учить детей выполнять различные творческие задания по созданию танцевальных композиций, инсценировок.
4.Развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в творческих заданиях по созданию танцевальных композиций, творческих этюдов, игр.
ПЛАН РАБОТЫ НА 1-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема | Количество уроков | УУД |
Характер и настроение в музыке. | 1 | 1.Выявление музыкальных возможностей учащихся. 2. Организация музыкально-педагогического процесса. 3.Настроить детей на раскрытие музыкального характера, настроения в движении. |
Упражнения с лентами. | 1 | 1.Способствовать совершенствованию навыков движения с лентами. |
Музыкально-ритмическое упражнение с лентами. | 1 | 1.Формировать координацию движения рук и ног в композиции с лентами. |
Пластика рук в движении с лентами. | 2 | 1.Упражнять учащихся в движении с лентами, добиваясь свободы пластики движений рук. |
Закрепление основных движений композиции с лентами. | 1 | 1.Продолжить работу над совершенствованием навыков движения с лентами, способствовать проявлению чувств, эмоций детей и передаче их в музыкально-ритмических движениях. |
Музыкальные образы и характерные особенности композиции с лентами. | 1 | 1.Способствовать воплощению музыкально-ритмических образов в движении с лентами. |
Мир музыки С. Майкапара. | 1 | 1.Вызвать у детей интерес к музыке С.Майкапара, ее образному содержанию и передаче ее характерных особенностей в музыкально-ритмических движениях. |
Сказка в музыке С. Майкапара. | 1 | 1.Побудить учащихся к творчеству, к созданию сказочного сюжета в музыкально-ритмических движениях средствами ритмопластики. |
Историко-бытовой танец Менуэт. | 1 | 1.Дать историческую справку о Менуэте, эпохе создания, композиторах, манерах, этикете. 2.Способствовать формированию хороших манер учащихся в музыкально-ритмических движениях. |
Основные элементы движений Менуэта. | 1 | 1.Работа над основным шагом Менуэта, элементами движений. |
Менуэт. Перестроения в паре. | 1 | 1.Разучить перестроения Менуэта в паре. 2.Способствовать формированию хороших манер учащихся, точности выполнения движений. |
Закрепление основных элементов и движений Менуэта. | 1 | 1.Продолжать работу над точностью выполнения движений и добиваться слаженности движений с музыкой и в паре друг с другом. |
Характерные особенности Менуэта. | 2 | 1.Учить детей передавать характерные особенности эпохи танца, бережно и уважительно относиться друг к другу в паре. |
Общение в танце. | 1 | 1.Учить учащихся общаться в танце, бережно относиться друг к другу и к другим участникам танца. |
Урок-концерт. | 1 | 1.Повторение и выразительное исполнение музыкально-ритмических композиций. |
ПЛАН РАБОТЫ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема | Количество уроков | УУД |
Основные шаги русского танца. | 1 | 1.Познакомить учащихся с переменным шагом русского танца. 2.Добиваться правильного выполнения движений под музыку. |
Элементы движений русского танца. | 1 | 1.Формировать навыки движений русского танца, способствовать их совершенствованию. |
Основные движения русского танца в паре. | 1 | 1.Учить детей выполнять движения русского танца в паре, эмоционально общаться с партнером. |
Перестроения танца. | 1 | 1.Выучить с учащимися перестроения танца, способствовать формированию чувства ответственности в паре и в коллективе. |
Закрепление основных движений русского танца. | 1 | 1.Способствовать закреплению основных движений русского танца. 2.Добиваться слаженности движений с музыкой и друг с другом. |
Музыкальные образы русского танца. | 1 | 1. Совершенствовать танцевальные навыки учащихся через осознание ими музыкального образа танца, его сюжета, содержания. |
Характерные особенности русского танца. | 2 | 1.Учить учащихся передавать в движении характерные особенности русского танца, добиваться свободы и выразительности движений. |
Историко-бытовой танец Мазурка. | 1 | 1.Дать историческую справку о Мазурке, эпохе создания, композиторах, манерах, этикете. |
Основные элементы движений мазурки. | 1 | 1.Формирование навыков движений Мазурки. |
Мазурка. Движение в паре. | 1 | 1.Разучить движения Мазурки в паре. |
Перестроения Мазурки. | 1 | 1.Закрепление перестроений Мазурки. |
Характерные особенности Мазурки. | 2 | 1.Учить учащихся передавать характерные особенности эпохи танца, манеры, пластику движений. |
Закрепление композиции Мазурки. | 1 | 1.Добиваться слаженности движений с музыкой, чувствовать своего партнера и двигаться вместе с ним. |
Мазурка. Общение в танце. | 2 | 1.Учить детей эмоционально общаться с партнером, воспитывать чувство ответственности. |
Заключительный урок-концерт. | 1 | 1.Повторение композиций, упражнений. |
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА
ГОДОВОЙ ПЛАН
Цель обучения:
1.Способствовать становлению общей духовной культуры учащихся.
2.Достижение свободы, пластики и выразительности движений и передача характерных особенностей музыки в соответствии с эпохой создания музыкального произведения, а также для максимально полной передачи в движении содержания музыкального произведения.
3.Совершенствование художественно-творческих способностей посредством ритмопластики в творческих заданиях.
Задачи обучения:
1.Формировать духовную культуру, развивать все психические процессы учащихся.
2.Учить детей исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях: народно-характерном, классическом, бальном, современном, стилизованно-народном. 3.Учить подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
4.Учить детей выполнять различные творческие задания по созданию танцевальных композиций, инсценировок песен на основе сформированных движений и добиваться свободы в исполнении и передаче характерных особенностей музыки танца.
5.Совершенствование умений и навыков в выполнении задач на пространственные ориентировки в творческих заданиях, составлении танцевальных композиций.
ПЛАН РАБОТЫ НА 1-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема | Количество уроков | УУД | |
Характер и настроение в музыке. | 1 | 1.Выявление музыкальных возможностей учащихся. 2. Организация музыкально-педагогического процесса. 3.Настроить детей на раскрытие музыкального характера, настроения в движении. | |
Мир музыки П.Чайковского | 1 | 1.Повторение и закрепление музыкально-ритмических движений по данной теме. 2.Расширенное знакомство с творчеством П.И.Чайковского. | |
С.Майкапар «Бирюльки» | 1 | 1.Повторение и закрепление музыкально-ритмических упражнений по данной теме. 2.Выявление характерных особенностей произведений С.Майкапара и передача их в движении. | |
Музыкальное творчество М.Глинки | 1 | 1.Знакомство с музыкальным творчеством М. Глинки, анализ музыкальных произведений и передача музыки в движении. | |
Комплекс ритмической гимнастики на музыку М.Глинки | 1 | 1.Разучивание комплекса ритмической гимнастики на музыку М. Глинки, анализ средств музыкальной выразительности. | |
Закрепление элементов ритмической гимнастики на музыку М.Глинки. | 1 | 1.Детальная работа над упражнениями ритмической гимнастики на музыку М. Глинки. | |
Основные элементы движений вальса. | 1 | 1.Закрепление движений: «балансе», полный и половинный поворот. | |
Музыка в движениях рук. | 1 | 1.Подготовительные упражнения для закрепления позиций рук. | |
Движения рук вальса. | 1 | 1.Продолжить упражнять детей в постановке рук, закреплении позиций рук. | |
Движения вальса в паре. | 2 | 1.Разучить движения «балансе», повороты, перестроения в паре, отметить правильность выполнения движений рук, повороты головы. | |
Движения вальса с предметом. | 2 | 1.Показать учащимся элементы движений рук с шарфиком и разучить их. 2.Закрепление движений с шарфиком и позиций рук. | |
Характерные особенности движений рук в композиции с предметом. | 1 | 1.Добиваться сохранения позиций рук, пластики рук в движении с шарфиком. | |
Закрепление композиции вальса с предметом. | 1 | 1.Продолжать добиваться правильных позиций рук, поворотов головы, общения с партнером, координации движений. | |
Музыкально-ритмические композиции к празднику. | 2 | 1.Развивать выразительность, пластику рук, точность выполнения движений, добиваться слаженности движений с музыкой. 2.Воспитание ответственности в паре и в коллективе. | |
Подготовка к празднику. | 1 | 1.Добиваться точности и выразительности исполнения композиции. |
ПЛАН РАБОТЫ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема | Количество уроков | УУД | |
Историко-бытовой танец Мазурка. | 1 | 1.Повторение шагов и элементов движений Мазурки, усложнение и разучивание новых движений. | |
Основные шаги и элементы движений Мазурки. | 1 | 1.Разучивание движений и перестроений Мазурки. | |
Основные движения Мазурки в паре. | 1 | 1.Разучивание движений Мазурки в паре. | |
Перестроения Мазурки. | 1 | 1.Расширение композиции танца, усложнение элементов движений и перестроений. | |
Характерные особенности Мазурки. | 1 | 1.Добиваться передачи манер, пластики движений танца. | |
Закрепление композиции Мазурки. | 1 | 1.Продолжить работу над слаженностью движений с музыкой. | |
Музыка вальса. | 1 | 1.Познакомить детей с вальсовой музыкой, историей вальса. 2.Разучить движения вальса для мальчиков и девочек. | |
Вальс и его характерные особенности. | 1 | 1.Подвести детей к осознанию характерных особенностей вальса через движение, учить менять движение согласно музыкальным построениям вальса. | |
Вальсовая композиция. Общение в паре. | 1 | 1.Разучить движения вальса в паре с его характерными особенностями (повороты головы, движения рук, ног и т.д.). | |
Шаги испанского танца и хлопки. | 1 | 1.Разучить с учащимися шаги испанского танца и хлопки. 2.Проработать ритмический рисунок Арагонской хоты и Андалузского танца. | |
Испанский танец с предметами (веер, кастаньеты). | 1 | 1.Прохлопать ритмический рисунок и разучить движения Арагонской хоты и Андалузского танца с предметами. | |
Вальсовая композиция. | 2 | 1.Продолжить работу над вальсовой композицией в паре, точностью выполнения движений. 2.Учить передавать характерные особенности вальса в движении. | |
Пластика рук в вальсовой композиции. | 2 | 1.Добиваться уверенности и свободы исполнения композиций, общению в паре. | |
Музыкально-ритмические композиции к выпускному празднику. | 2 | 1.Подготовка учащихся к исполнению композиции на выпускном празднике. 2.Добиваться выразительности и свободы. | |
Заключительный урок-концерт. | 1 | 1.Повторение программы, обобщение музыкального материала и поставленных задач. |
8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА
1.Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1.Электронные носители; 2. аудиодиски; 3.схемы перестроения танцев, формы музыкального произведения; 4. литература о музыке, танцах. |
руководителей. М., 1973г.
|
2.Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Пианино | 2 | |
Скамейки | 8 | |
Стул | 3 | |
Музыкальный центр «Samsung» | 1 | |
Экспозиционный экран | 1 | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, атрибутов и пр. | 1 | |
Атрибутика для танцев (платочки, шарфики, цветы, веера, султанчики, детские игрушки, флажки и другие) | В наличии | Используются для выполнения творческих заданий, развития познавательного интереса к изучаемому предмету. |
Музыкальные инструменты (ложки, бубны) | В наличии | Используются для выполнения музыкально-ритмических заданий, танцев. |
- Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Электронные образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Видеофильмы о танцах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ФГОС. «Ритмика» для учащихся 1-х классов на 2012\2013 учебный год. Руководитель: Елисеева О.В.
Педагогические принципы и идеи.Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода; научности; интеграции; осуществление,...
Рабочая программа по технологии для учащихся 1-4 классов. УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по технологии адресована учащимся 1 ступени начального общего образования. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по ритмике для 2 специального коррекционного класса 7 вида
Рабочая программа разработана на основе:- программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы под ред. В.В. Воронковой, М.: Просвещ...
Рабочая программа по ритмике для учащихся с ОВЗ (4 класс)
Рабочая программа по ритмике для учащихся с ОВЗ (4 класс)...
Рабочая программа по ритмике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Актуальностью данного курса является коррекция недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Программа по курсу коррекционно-развивающей о...
Рабочая программа по ритмике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами муз...
Рабочая программа по «Ритмике» для учащихся с задержкой психического развития (7.1), 1-4 класс, ФГОС
Коррекционный курс «Ритмика» в соответствии с учебным планом образования обучающихся с задержкой психического развития входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса, из...