Рабочая программа по ритмике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа по физкультуре (3 класс)
Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально – ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально – волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию.
Цель: исправление недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika.docx | 39.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по ритмике предназначена для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Математика» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.
Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально – ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально – волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию.
Цель: исправление недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности
Методы и формы обучения.
Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока, так и его части, и могут быть следующими:
- Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка.
- Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения, индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем классом.
- Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.
- Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и предложений.
- Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.
Формы занятий:
- ритмопластика и ритмическая гимнастика;
- логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение);
- психогимнастика под музыку;
- корригирующие игры с пением;
- коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
- коммуникативные танцы;
- хореографические этюды с предметами и без предметов;
- элементы музицирования;
- импровизация;
- ритмический диктант;
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.
Задачи:
- развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление физического и психического здоровья детей;
- развитие общей и речевой моторики;
- эмоционально-волевое развитие учащихся;
- воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности.
Общая структура предмета:
Программа по ритмике состоит из пяти разделов:
- Упражнения на ориентировку в пространстве;
- Ритмико-гимнастические упражнения;
- Упражнения с детскими музыкальными инструментами;
- Игры под музыку;
- Танцевальные упражнения.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ритмика» входит в коррекционн- развивающуюся область учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 3 классе отводится 1 часа в неделю. Из них:
в I четверти - ч.
во II четверти - ч.
в III четверти - ч.
в IV четверти - ч.
Год - ч.
4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты:
- уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- повторять любой ритм, заданный учителем;
- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Минимальный уровень:
- уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- повторять любой ритм, заданный учителем;
- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
Достаточный уровень:
- самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
- четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать в движении характер контрастных частей;
- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
- различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Описание диагностического инструментария.
В программе по ритмике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по математике в 3 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 3 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
- оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
- оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
- оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
5. Содержание учебного предмета
Программа содержит 5 разделов:
- Упражнения на ориентировку в пространстве.
- Ритмико-гимнастические упражнения.
- Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
- Игры под музыку.
- Танцевальные упражнения.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ.
Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
6. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Сроки | Словарные слова |
1 | Ходьба в соответствии с метрической пульсацией. Построение в колонну по три | 2 | современные ритмы | |
2 | Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц | 1 | современные ритмы | |
3 | Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с барабанными палочками | 1 | современные ритмы | |
4 | Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Самостоятельное ускорение и замедление темпа. | 2 | современные ритмы | |
5 | Повторение элементов танца по программе второго класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. 1Сильные поскоки, боковой шаг | 1 | ансамбль «Золотое кольцо» | |
6 | Дружные тройки. Полька | 2 | современные ритмы | |
7 | Повороты туловища в сочетании с наклонами. Неторопливые приседания с разведением коленей в стороны. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки | 1 | современные ритмы | |
8 | Исполнение гаммы на детском пианино в пределах одной октавы | 2 | игра на детском пианино | |
9 | Упражнения в передаче игровых образов при инсценировании песен. Смена ролей в импровизации | 2 | игра на детском пианино | |
10 | Перестроение из одного круга в два отдельных маленьких круга. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением. Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Упражнения ля кистей рук с барабанными палочками. Исполнение движений с размахом. Полуприседание с выставлением ноги на пятку. | 1 | игра на детском пианино | |
11 | Перестроение из одного круга в два отдельных маленьких круга. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением. Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Упражнения ля кистей рук с барабанными палочками. Исполнение движений с размахом. Полуприседание с выставлением ноги на пятку. | 1 | Казачок | |
12 | Перестроение из одного круга в три отдельных маленьких круга. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением. Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Упражнения ля кистей рук с барабанными палочками. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировании песен. Полуприседание с выставлением ноги на пятку. | 1 | Казачок | |
13 | Перестроение из одного круга в три отдельных маленьких круга. Поднимание на носках и полуприседание. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением. Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Упражнения ля кистей рук с барабанными палочками. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировании песен. Присядка на месте. | 1 | современные ритмы | |
14 | Перестроение из одного круга в концентрические круги. Поднимание на носках и полуприседание. Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Исполнение гаммы на детском пианино. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Присядка с продвижением. | 1 | игра на детском пианино | |
15 | Перестроение из одного круга в концентрические круги. Поднимание на носках и полуприседание. Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу. Исполнение гаммы на детском пианино. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Присядка на месте и с продвижением. | 1 | современные ритмы | |
16 | Перестроение из одного круга в концентрические круги. Круговые движения ступни. Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу. Исполнение гаммы на детском пианино. Смена ролей в импровизации. Полуприсядка на месте. | 1 | современные ритмы | |
17 | Перестроение из общего круга в кружочки по два человека и обратно в общий круг. Круговые движения ступни. Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу. Исполнение гаммы на детском пианино. Смена ролей в импровизации. Полуприсядка с продвижением. | 1 | современные ритмы | |
18 | Перестроение из общего круга в кружочки по два человека и обратно в общий круг. Круговые движения ступни. Протопывание того, что учитель прохлопал. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу. Исполнение гаммы на детском пианино. Придумывание вариантов к играм. Полуприсядка на месте и с продвижением. | 1 | современные ритмы | |
19 | Перестроение из общего круга в кружочки по два человека и обратно в общий круг. Приседание с одновременным выступлением ноги вперед. Протопывание того, что учитель прохлопал. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу. Разучивание несложных мелодий. Придумывание вариантов к играм. Движения парами: боковой галоп. | 1 | современные ритмы | |
20 | Перестроение из общего круга в кружочки по три человека и обратно в общий круг. Приседание с одновременным выступлением ноги вперед. Протопывание того, что учитель прохлопал. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу. Разучивание несложных мелодий. Придумывание вариантов к пляскам. Движения парами: боковой галоп. | 1 | современные ритмы | |
21 | Перестроение из общего круга в кружочки по три человека и обратно в общий круг. Приседание с одновременным выступлением ноги вперед. Протопывание того, что учитель прохлопал. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу. Разучивание несложных мелодий. Придумывание вариантов к пляскам. Движения парами: боковой галоп. | 1 | современные ритмы | |
22 | Перестроение из общего круга в кружочки по три человека и обратно в общий круг. Приседание с одновременным выступлением ноги в сторону. Протопывание того, что учитель прохлопал. Перенесение тяжести тела со стороны в сторону. Разучивание несложных мелодий. Действия с воображаемыми предметами. Движения парами: поскоки. | 1 | современные ритмы | |
23 | Перестроение из общего круга в кружочки по четыре человека и обратно в общий круг. Приседание с одновременным выступлением ноги в сторону. Прохлопывание того, что учитель протопал. Перенесение тяжести тела со стороны в сторону. Разучивание несложных мелодий. Действия с воображаемыми предметами. Движения парами: поскоки. | 1 | современные ритмы | |
24 | Перестроение из общего круга в кружочки по четыре человека и обратно в общий круг. Перелезание через сцепленные руки. Прохлопывание того, что учитель протопал. Перенесение тяжести тела со стороны в сторону. Исполнение различных ритмов на барабане. Подвижные игры с пением. Движения парами: поскоки. | 1 | современные ритмы | |
25 | Перестроение из общего круга в кружочки по четыре человека и обратно в общий круг. Перелезание через палку. Прохлопывание того, что учитель протопал. Перенесение тяжести тела со стороны в сторону. Исполнение различных ритмов на барабане. Подвижные игры с пением. Основные движения народных танцев. | 2 | современные ритмы | |
26 | Выполнение сложных движений с предметами. Упражнения на выработку осанки. Прохлопывание того, что учитель протопал. Перенесение тяжести тела со стороны в сторону. Исполнение различных ритмов на барабане. Подвижные игры с речевым сопровождением. Основные движения народных танцев. | 2 | современные ритмы | |
27 | Выполнение сложных движений с предметами. Упражнения на выработку осанки. Прохлопывание того, что учитель протопал. Перенесение тяжести тела со стороны в сторону. Исполнение различных ритмов на барабане. Подвижные игры с речевым сопровождением. Основные движения народных танцев. | 2 | современные ритмы |
7. Учебно-методическое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия
- Предметные картины по тематике
- Памятки танцевальных движения
Технические средства обучения
-Ноутбук
- Музыкальные детские инструменты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта. ...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения предмета «Русский язык» заключается в обучении русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями.Учебный предмет «Русский язык» ставит сле...
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальностью данного предмета яв...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Актуальностью является его практическая и коррекционная ...
Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).«Математика» является одним из ведущих общеобраз...
Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Чтение» является важным учебным предметом в программе специальной школы. Актуальностью является направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, формирование эмоционал...
Рабочая программа по ритмике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Актуальностью данного курса является коррекция недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Программа по курсу коррекционно-развивающей о...