Коррекция недостатков физического и психического развития у детей с ограниченными возможностями в процессе физического воспитания
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Попов Владимир Иванович

В работе дана характеристика физических и психических недостатков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, и методы их корекции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция недостатков физического и психического развития у детей с ограниченными возможностями в процессе физического воспитания.

В   основных направлениях реформы общеобразовательной школы и в профессиональной подчеркивается, что школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с учетом тех условий, в которых они будут работать и жить.

В связи с этим необходимо решать следующие задачи:

а) повышение качества образования и воспитания;

б) обеспечение более высокого научного уровня преподавания своего предмета;

в) усовершенствование учебных планов;
г) совершенствовать работу с детьми с ограниченными возможностями, окружать их всесторонним вниманием и заботой, лучше готовить к самостоятельной жизни и труду;

д) о необходимости преодоления недостатков и упущений в преподавании своего предмета и совершенствовании знаний, умений и навыков обучающихся.

Физическое воспитание является важной частью всей системы
учебно-воспитательной работы школы, разрешает задачи всестороннего физического развития обучающихся, укрепления здоровья, коррекции недостатков  физического развития и моторики.        

Коррекционные задачи в нашей школе являются специальными, потому  что дети имеют сложные и разнообразные дефекты в физическом и психическом развитии.

 На уроках физкультуры у таких детей выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают название частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают материал.

Своеобразно поведение обучающихся младших классов. Есть дети, которые всего боятся. Попадая в зал, они пугливо озираются по сторонам: их страшат большое помещение и снаряды. Другие, напротив, стремятся залезть на гимнастическую стенку или канат. Встречаются и расторможенные обучающиеся, которые не слушают объяснение учителя, быстро отвлекаются и дезорганизуют других.

Наряду с этими особенностями, обусловленными состоянием психики у детей с интеллектуальными нарушениями, имеются отклонения со стороны сердечно- сосудистой и дыхательной систем и общего физического развития.

У больных детей отмечаются отклонения в физическом развитии

от возрастной нормы, которые выражаются в отставании        роста, снижении мышечной силы, изменении грудной клетки.

Дети с интеллектуальными нарушениями не могут корригировать и компенсировать дефекты, у них недостаточно настойчивости, воли, целенаправленности.

Наиболее  важными и необходимыми упражнениями на уроках

физкультуры в коррекционной школе являются:

  1. дыхательные упражнения;
  2. общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
  3. упражнения для формирования осанки;
  4. упражнения для пространственной ориентации и точности движений
  5. гимнастические перестроения и построения;
  6. все виды прыжков для сложных двигательных навыков;
  7. броски, ловля, метания, передача мячей, переноска грузов;
  8.  подвижные игры и эстафеты.

Дыхательные упражнения

   Эти упражнения необходимо выполнять во всех физического воспитания, потому что у детей с интеллектуальными нарушениями  поверхностное, неритмичное дыхание, они не могут произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовать его с движениями. В I-II классах обучение навыкам правильного дыхания проводится под контролем и по показу учителя.

Для этого предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы обучающимся были более понятны их действия при вдохе и выдохе.

Например, при обучении выдоху, сказать ребятам, чтобы они "остудили воду", "согрели руки", "надули шар" и т.д. Сделать это все по возможности более длительно, чтобы выдох не прерывался, голова была приподнята, грудная клетка свободно поднималась вверх.

В III- IV классах продолжается совершенствование дыхания в различных положениях. Для воспитания ритмичного дыхания  целесообразно продолжать упражнение на осознанное регулирование вдоха и выдоха. Например: вдох - медленно на 4 счета, выдох – резкий; вдох - быстрый, короткий, выдох - медленный. Одновременно можно сочетать вдох и выдох с движениями рук, ног, туловища.

Общеразвивающие упражнения.

Основная ценность их в том, что они дают школу движений и имеют большое  образовательное значение. Они укрепляют двигательный аппарат и воздействуют на весь организм, а также на определенные ослабленные группы мышц.
Наряду с упражнениями в исходном положении сидя и стоя необходимо давать упражнения в исходном положении лёжа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.

Пользоваться упражнениями нужно выборочно в соответствии с задачами урока и определенными влияниями каждого упражнения на организм обучающихся.

В начальных классах лучше применять имитационные и игровые движения.

Общеразвивающие упражнения могут проводиться        при различных построениях: в кругу, в колонне, в движении- все это развивает пространственную ориентацию, корригирует недостатки детей с интеллектуальными нарушениями.

        

Формирование правильной осанки

Формирование и закрепление правильной осанки обучающихся сводится к обучению их принимать рациональное положение в жизненно необходимых позах и движениях.

В I-II классах упражнения на правильную осанку начинают у вертикальной стены, плотно прижимаясь спиной, затылком, пятками. Необходимо поправить положение каждого и попросить запомнить его. Стоя у стены, проделать несколько движений руками, ногами, сохраняя правильность состояний осанки. Лучше, если проводить упражнения – соревнования:  Кто лучше стоит в строю? Кто лучше всех сидит? Кто лучше всех правильно идет? и т.д.

В III - IV классах коррекция осанки усложняется. Ребята должны научиться принимать правильную осанку с закрытыми глазами и сохранять её более продолжительное время в процессе ходьбы, построений.

Чтобы была большая заинтересованность в выполнении задания, можно составить полосу препятствий, которую ребята должны преодолеть:

I этап: пройти в положении правильной осанки 5-6м по гимнастической скамейке, прикрепленной под углом к стенке;

II этап -лечь на скамейку и, подтягиваясь на руках, преодолеть её;

III этап -пройти 5-6м с гимнастической палкой за спиной.

По окончании выполнения задания нужно дать         оценку каждому ученику — кто выполнил хорошо, кто с ошибками, кто   лучше всех.

В 1У классе много внимания уделяется выполнению упражнений с удержанием на голове мешочка с песком, кольца, дощечки и т.п.

Развитие пространственной ориентации и точности движений

При выполнении упражнений на точность движений можно их усложнять за счет введения определенных требований. Так, при прыжках в длину дополнительным условием ставится точное приземление в обозначенное место. При метании в цель — изменение расстояния от места броска до мишени. Сложность задания следует увеличивать постепенно. Такая постепенность в повышении координационной сложности заданий способствует лучшему усвоению их и способствует коррекции физических недостатков обучающихся.

Построение по росту в коррекционной школе не является обязательным, т.к. при его проведении строго учитывается состояние физического развития и моторики детей.  Сначала направляющим ставят более сообразительного ученика. По мере обучения это место занимает другой ученик так, чтобы все обучающиеся по возможности смогли ба быть первыми в  строю, умели вести        за собой в определенном направлении и по словесному указанию.

В ходьбе и беге у обучающихся коррекционной школы имеются значительные затруднения. Их необходимо прежде        всего учить держать голову прямо, координировать движения рук и ног, выработать лёгкую непринужденную        походку с хорошей осанкой.

Для совершенствования навыков правильной ходьбы можно применять ходьбу по нарисованным следам, ходьбу с различной постановкой стоп на внешней и внутренней сторонах, на пятках, что укрепляет мышцы свода стоп и способствует коррекции плоскостопия.  

Состав обучающихся каждого класса неоднороден по психическим и физическим возможностям. Дети  с интеллектуальными нарушениями не могут выполнять сложные физические упражнения. Одним из основных условий успешного овладения сложными двигательными действиями является правильно разработанная система подводящих и подготовительных упражнений. Если эти подводящие и подготовительные упражнения умело и правильно подобраны, то они выступают в качестве первичных коррекционных воздействий и способствуют успешному процессу формирования сложного двигательного навыка.

        

Для детей с интеллектуальными нарушениями особенно трудным является выполнение опорного прыжка. Многие выполняют отдельные фазы, но целостно выполнить опорный прыжок не могут.

Так, некоторые ученики подбегали к снаряду, делали толчок ногами, а прыжок выполнить не смогли. Помогли следующие подводящие упражнения:

  • стоя у снаряда, положив руки на него, сделать толчок и развести ноги в стороны в прыжке, не отрывая рук;
  • то же, но прийти в упор на колени;
  • то же с шага и т.д.

Спустя полчетверти, эти ребята с небольшой помощью, преодолев боязнь, а вернее, трудность согласования всех движений, выполнили опорный прыжок.

Закрепить полученные навыки и умения можно путём проведения подвижных игр и эстафет, в содержание которых входят выполнение освоенных прыжков, что способствует поддержанию у обучающихся устойчивого интереса к изучаемым двигательным действиям.

Обучающиеся, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата или различные дефекты моторики, допускаются к выполнению прыжков только после специального разрешения врача и должны находиться под постоянным контролем учителя.

Количество попыток и время, затраченное на прыжки, должны регулироваться в зависимости от возможностей каждого ученика Коррекция недостатков физического к психического развития у детей с интеллектуальными нарушениями не будет полноценна, если не использовать упражнения с мячами: бросками, ловлей, метаниями, передачами. При выполнении упражнений с мячами у детей развивается ловкость, меткость, глазомер, умение совершить бросок и регулировать усилия при переноске предметов.

Прежде чем учить ребят как бросать или ловить мяч, нужно дать им поиграть с мячом. Они получают возможность определить, что мячи лёгкие или тяжелые, выскальзывают из рук, быстро катятся, подпрыгивают и т.п. В силу патологических усиленных защитных рефлексов некоторые дети с интеллектуальными нарушениями боятся всего нового, незнакомого, необычного. Такие дети не только стремятся        убежать от летящего мяча, закрыться руками, зажмуриться, но и вообще боятся его: отбрасывают мяч, прячутся за кого-либо. Таких детей нужно познакомить с мячом, чтобы мяч ему понравился; посадить детей в круг, чтобы они перекатывали мяч друг другу, или оттолкнуть от себя; показать, как правильно ударить мяч о пол, прокатить мяч и т.д.

Ученики коррекционной школы, как и их сверстника из массовой школы, любят играть. Однако их действия нерасторопны, двигательные реакции заторможены, мускулатура  вялая или, наоборот, напряжена. Чтобы успешно корригировать недостатки таких детей, важно не только иметь ввиду присущие им недостатки, но учитывать их интересы, внутренние потребности.

Деятельность их существенно изменяется, если задание для них представляет интерес. В этих случаях они проявляют значительную активность.

При проведении игр необходимо делать кратковременные перерывы. В процессе игры у ребят возникает много конфликтов, сложных ситуаций, которые они сами разрешить не могут. По окончании игры нужно обязательно подвести итоги.

Все виды перечисленных упражнений, заданий помогают разрешить коррекцию недостатков физического развития у детей с интеллектуальными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие внимания детей с ограниченными возможностями здоровья"

в статье рассказано об особенностях развития вниманиф у детей с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич)...

"Мы вместе" Программа развития для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа развития "Мы вместе" направлена на создание оптимальных условий для полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания социально-психолого-педагогической...

«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития».

laquo;Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и   задержкой психического развития»....

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...

Дидактические игры на развитие восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья

Для работы по развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях, можно найти игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отн...

Подбор физических упражнений для коррекции двигательных качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекция основных нарушений у детей с умственной  отсталостьюМногообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимально...

Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Методы и приёмы развития речи у детей с ОВЗ....