"Развитие внимания детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по логопедии по теме
в статье рассказано об особенностях развития вниманиф у детей с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_detey_s.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания детей с
ограниченными возможностями здоровья
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе.
Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей. Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.
Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.
У детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно – психических функций. Это связано с тем, что движения являются одним из основных проявлений жизнедеятельности организма и всей его важнейшие функции – дыхание, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи – реализуются в конечном счете движением – сокращением мышечного аппарата.
Особое значение в психическом развитии имеют произвольные движения, направленные на достижение определенной цели. Им принадлежит ведущая роль в формировании и организации всего поведения человека. Таким образом, кроме двигательных нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства внимания, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающим миром. Детский церебральный паралич - не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.
Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.
Нарушения движения отрицательно влияют на психическое развитие детей. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, снижения остроты зрения, отсутствия предметных действий, становление которых происходит по мере совершенствования общей моторики, поражения правой руки, недоразвития тонких движений пальцев, несогласованности движений руки и глаза у них заметны отставания в психическом развитии
При любой патологии развития и особенно в случаях повреж дающих воздействий на мозг на ранних этапах эмбриогенеза, а также в пери- и постнатальный период первого года жизни наи более чувствительными к экзогенным вредностям оказываются фи логенетически наиболее молодые и поздно формирующиеся в он тогенезе ассоциативные, лобные структуры головного мозга. Имен но этим можно объяснить корреляцию между тяжестью психиче ского недоразвития и низкими показателями психофизиологиче ских реакций в экспериментах по измерению времени реакции на простые и сложные сигналы. Детям с общим психическим недо развитием требуется больше времени для опознания сигнала, и само опознание неустойчиво.
Характерной особенностью детей с детским церебральным параличом является выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания, недостатки которого отрицательно влияют на всю деятельность. Дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Внимание детей с церебральным параличом обладает меньшей по сравнению с нормой устойчивостью, возникают различного рода трудности и при распределении внимания между несколькими объектами или видами деятельности.
Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственное детям с церебральным параличом бедность интересов и повышенная утомляемость. Важно установить, что является причиной низких результатов работы: отсутствие интересов, непонимание задания, повышенная истощаемость или несформированность внимания, прежде всего таких качеств как устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение.
Одной из часто встречающихся особенностей нарушения внимания у детей с церебральным параличом является его недостаточная концентрация на существенный признак. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций. Нарушение внимания особенно видно при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением.
Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышен ная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная ра ботоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.
Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмеча ется многими исследователями. Трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии це ленаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмеча ется слабость активного произвольного внимания. При нарушени ях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.
Для детей с церебральным параличом свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10—15 мин работы на блюдаются двигательное беспокойство, подвижность, Другие ста новятся вялыми и пассивными.
Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразви тием волевых качеств у детей с церебральным параличом. Для них харак терна также неспособность распределения внимания между раз личными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ре бенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.
С возрастом у детей с церебральным параличом несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально раз вивающимся сверстникам.
Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается форми рование избирательности, устойчивости, концентрации, переклю чения, распределения внимания.. Отмечаются также труд ности в переключении внимания, застревание на отдельных эле ментах, что связано с инертностью психической деятельности.
Исследование внимания у дошкольников (до 4 лет) с ДЦП проводила Н.В.Симонова. У детей с тяжелой двигательной пато логией (без движений) с отсутствием речи и глубокой задержкой интеллектуального развития наблюдалось грубое нарушение вни мания. Эти дети были неспособны фиксировать свое внимание на окружающих их людях и предметах. Более сохранным оказалось внимание к собственным действиям, частично удавалось привлечь их внимание к некоторым предметам постоянного обихода. При всех формах ДЦП особенно страдает переключение внимания (для этого в большинстве случаев требуется длительный период и не однократная стимуляция). Все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие, нарушена избирательность, устойчивость, концентрация, переключение, распределение внимания.
Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функ ционировании всей познавательной системы в целом.
Можно выделить ряд патологических особенностей внимания детей с церебральным параличом:
- Высокая психологическая истощаемость.
- Трудности в сосредоточении на задании.
- Вялость, раздражительность.
- Утомляемость
- Пониженная ра ботоспособность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)
Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...
"Мы вместе" Программа развития для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа развития "Мы вместе" направлена на создание оптимальных условий для полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания социально-психолого-педагогической...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...
практические рекомендации "Развитие внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста".
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего м...
Дидактические игры на развитие восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья
Для работы по развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях, можно найти игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отн...
Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Методы и приёмы развития речи у детей с ОВЗ....
Консультация родителей «Развитие внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.»
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств прив...