Дидактические игры на развитие восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по зож

Для работы по развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях, можно найти игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отношения предметов. Они играют важную роль, определяют результат действий ребёнка.

В процессе восприятия предметов, действий, изображений у детей формируются образы, отражающие эти предметы, явления, ситуации, действия, свойства и отношения предметов. В то время, когда ребёнок воспринимает какой – либо предмет или его изображение, мы можем учить его действовать с ним, передавать знания и сведения о нём. Развитие восприятия и представлений теснейшим образом связано с развитием деятельности. Восприятие направлено на обслуживание практической деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной. Но само по себе включение восприятия в деятельность не происходит. Ребёнок может уметь воспринимать свойства предметов – цвет, форму, величину, пространственные отношения, расстояния, звуки, - но не уметь использовать их в деятельность. Поэтому, на коррекционных занятиях необходимо научив детей воспринимать цвет, форму, величину, параллельно включать его в деятельность – учить в игре, в быту, реагировать на него как на сигнал к действию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья

C:\Users\Пользователь\Desktop\img4.jpg

Для работы по развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях, можно найти игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отношения предметов. Они играют важную роль, определяют результат действий ребёнка.

В процессе восприятия предметов, действий, изображений у детей формируются образы, отражающие эти предметы, явления, ситуации, действия, свойства и отношения предметов. В то время, когда ребёнок воспринимает какой – либо предмет или его изображение, мы можем учить его действовать с ним, передавать знания и сведения о нём. Развитие восприятия и представлений теснейшим образом связано с развитием деятельности. Восприятие направлено на обслуживание практической деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной. Но само по себе включение восприятия в деятельность не происходит. Ребёнок может уметь воспринимать свойства предметов – цвет, форму, величину, пространственные отношения, расстояния, звуки, - но не уметь использовать их в деятельность. Поэтому, на коррекционных занятиях необходимо научив детей воспринимать цвет, форму, величину, параллельно включать его в деятельность – учить в игре, в быту, реагировать на него как на сигнал к действию.

  1. Упражнения на развитие зрительного восприятия.

Задание 1. Эти «весёлые человечки» нарисованы (составлены) из геометрических фигур. Из каких геометрических фигур составлен каждый человечек?

Задание 2. Рассмотри изображения котов по порядку. Первого кота сравни со вторым. Что изменилось? Второго котёнка сравни с третьим. Скажи, чем они отличаются. Внимательно посмотри на все три изображения. Чем похожи все три кота? Возьми карандаш такого же цвета и нарисуй в рамочке своего кота. Какого он должен быть цвета?

2. Зрительное восприятие формы.

Задание 1. Рассмотри все геометрические фигуры. Сколько всего кругов, треугольников, овалов, квадратов? Назови цвет каждой фигуры.

Назови лишнюю фигуру в первом ряду. Почему она лишняя? Чем похожи все

остальные фигуры? Чем они отличаются? Какая фигура лишняя во 2-ом ряду? В 3-ем ряду?

Задание 2. У детей карты с изображением геометрических форм, названия которых детям знакомы (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

Педагог не показывает маленькую карточку, а только называет форму: «У кого круг (квадрат, овал, прямоугольник, треугольник)?» Дети поднимают руки, педагог даёт каждому из них соответствующую маленькую карточку. Ребёнок сам проверяет правильность ответа путём сопоставления образца со своей картой.

3.Упражнения на различение цветов.

Задание 1. «Найди цветок для бабочки».

На наборном полотне цветы четырёх цветов. Педагог показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно и никто их не смог поймать. Цвет бабочки и цветка должен совпасть («такой же»). Дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание.

Задание 2. « Привяжи ленточки к шарикам»

Дети сидят на стуле полукругом около стола педагога. На столе под салфеткой лежат ленточки и бубен. Педагог вносит воздушные шары и говорит, что дети будут играть в праздник, маршировать с шарами. Для этого нужно к каждому шарику привязать свою ленточку того же цвета.

C:\Users\Пользователь\Desktop\png-clipart-smiley-emoticon-cartoon-faces-cartoon-character-face.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие внимания детей с ограниченными возможностями здоровья"

в статье рассказано об особенностях развития вниманиф у детей с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич)...

"Мы вместе" Программа развития для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа развития "Мы вместе" направлена на создание оптимальных условий для полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания социально-психолого-педагогической...

статья "Восприятие времени у детей с ограниченными возможностями здоровья(умственной отсталостью)"

В данной статье представлена работа по формированию временных представленй у детей с легкой степенью умственной отсалости в условиях коррекционной школы....

Дидактические игры и коррекционные упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье представлен материал на развитие сенсорно-моторной зоны у детей с ОВЗ....

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...

Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Методы и приёмы развития речи у детей с ОВЗ....