Подбор физических упражнений для коррекции двигательных качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по физкультуре
Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью
Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений поз воляет избирательно решать как общие, так и специфические зада чи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможно стями для коррекции и развития координационных способностей, рав новесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленно сти, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физичес кой и психической ретардации, трудностей восприятия учебного ма териала, при подборе средств необходимо руководствоваться следу ющими дидактическими правилами:
1)создавать максимальный запас простых движений с их по степенным усложнением;
2)стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3)максимально активизировать познавательную деятельность;
4)ориентироваться на сохранные функции, сензитивные перио ды развития и потенциальные возможности ребенка;
5)при всем многообразии методов отдавать предпочтение иг ровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
6)упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении раз вивают ассоциативную память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_podv.igr_dlya_ovz.docx | 137.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подбор физических упражнений для коррекции двигательных качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья
Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью
Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений поз воляет избирательно решать как общие, так и специфические зада чи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможно стями для коррекции и развития координационных способностей, рав новесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленно сти, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физичес кой и психической ретардации, трудностей восприятия учебного ма териала, при подборе средств необходимо руководствоваться следу ющими дидактическими правилами:
1)создавать максимальный запас простых движений с их по степенным усложнением;
2)стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3)максимально активизировать познавательную деятельность;
4)ориентироваться на сохранные функции, сензитивные перио ды развития и потенциальные возможности ребенка;
5)при всем многообразии методов отдавать предпочтение иг ровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
6)упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении раз вивают ассоциативную память.
Коррекция ходьбы
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулиро вать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индиви дуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными явля ются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движе ния не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачи вания туловища.
Ходьба служит основным спо собом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется форми рованию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выпол няется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, пере шагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.
Физические упражнения для коррекции ходьбы
Коррекция бега
У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напря жение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон тулови ща или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.
Физические упражнения для коррекции бега
Коррекция прыжков
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами явля ются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неуме ние приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.
Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый тол чок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, не участие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятель ную функцию, развивая разнообразные координационные способ ности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Физические упражнения для коррекции прыжков
Коррекция лазания и перелезания
Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезания через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, коор динации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезания корригиру ют недостатки психической деятельности - страх, завышенную са мооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных си туациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий ис пользуются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.
Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания
Коррекция метания
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.
Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо осво ение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым.
Подготовительные упражнения для метания,
освоение предметных действий с мячом
Коррекция и развитие мелкой моторики рук
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообра зии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, диффе ренцировку усилий и пространства, без которых невозможно освое ние письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для ак тивизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь - мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары - надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, лен ты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи -ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, иг рушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, са мостоятельно.
Физические упражнения для коррекции и развития
мелкой моторики рук
Коррекция расслабления
Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение, как во время выполнения физических упражнений, так и ос таточный повышенный тонус после его окончания, особенно после метания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, выполняе мых на высоте, неустойчивой опоре после и во время вновь изучае мых сложных движений.
Физические упражнения для коррекции расслабления
Коррекция осанки
Для правильной осанки характерны: прямое положение тулови ща и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы по звоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут.
Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипо тонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее ти пичные ее формы.
Для определения вида нарушения осанки предлагается таблица, в которой перечислены все признаки отклонений осанки от нормы.
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформа цией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положе нии таза и позвоночника.
У многих умственно отсталых школьни ков мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или паралича ми отдельных мышечных групп.
Дети, как правило, имеют представление о правильной осанке и могут продемонстрировать ее достаточно точно, особенно у верти кальной стены, но тут же нарушают ее при выполнении физических упражнений, в бытовых движениях, ходьбе, сидя за партой.
При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положени ями.
1. В основе формирования осанки лежит гармоническое разви тие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конеч ностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, под вижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, ос вещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комп лексное воздействие самых разнообразных упражнений на все груп пы мышц, с другой - специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенно го типа осанки.
Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника
(начальная стадия)
Упражнения для коррекции круглой (сутулой) спины
Упражнения для коррекции кругловогнутой спины
Упражнения для коррекции плоской спины
Коррекция дыхания
Для детей с умственной отсталостью характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом ды хания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользо ваться грудным, диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с движениями. Вдох и выдох проводят через нос, причем выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более полноценному последующему вдоху. Чем раньше ребенок на учится правильно дышать, тем выше эффект физических упражнений.
Упражнения для коррекции дыхания
Физическая культура для детей с умственной отста лостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укреп ления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния детей, поэтому учителю физической культуры для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать харак терные проявления основного дефекта, особенности физического, пси хического, личностного развития данной категории детей.
Физические качества школьников, с отклонениями в умственном развитии, наиболее успешно осуществляются на уроках физической культуры с использованием специальных коррекционных заданий и упражнений.
Урок физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4-й класс
- Райфегерст Анна Петровна, учитель физической культуры
Разделы: Преподавание в начальной школе, Спорт в школе и здоровье детей, Коррекционная педагогика
Задачи урока:
Оздоровительные:укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию;
Образовательные (предметные):
- развивать жизненно важныедвигательныеумения и навыки с помощью круговой тренировки;
- совершенствовать навык метания в движущуюся цель, в игре “Перестрелка”.
Развивающие (метапредметные УУД):
- формировать умение договариваться со сверстниками в игровой и соревновательной деятельности (КУУД);
- закреплять умение заполнять индивидуальные карты результатов круговой тренировки, анализировать, сравнивать, выявлять динамику в своих показателях и планировать нагрузкуна будущее (познавательные, регулятивные УУД);
- способствовать развитию скоростно-силовых качеств, взрывной силе, быстроты реакции, ловкости, координации движений, пространственной ориентации, развивать силу кисти, глазомер через круговую тренировку, в игре “Перестрелка”, чувство ритмачерез танцевальные движения.
Воспитательные(личностные результаты):
- формировать самооценку и умение личностно самоопределяться в игровой и соревновательной деятельности.
- формировать умение проявлять дисциплинированность, внимательность друг к другу(КУУД), творчество, самостоятельное мышление, упорство в достижении поставленных целей(личностные УУД).
- воспитывать уважение к установленным правилам, умение точно соблюдать их.
Коррекционные:
- корректировать нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног), нарушения осанки, сутулость, движение по прямой линии(регулятивные УУД)
- корректировать выразительность движений в игре “Найди пару” и в танцевальных движениях (познавательные УУД, КУУД)
- коррекция дифференцировки усилий, времени и пространства.
Тип урока: урок с образовательно-тренировочной направленностью, урок совершенствования.
Частные задачи | УУД | Содержание урока | Дозировка, дыхание, темп | Организационно-методические указания |
– Организовать внимание учащихся постановкой проблемных вопросов – Подвести к самостоятельной формулировке темы урока (развитие логического мышления при составлении целого); – Подготовить, разогреть мышцы тела; Следить за правильной осанкой. Воспитание ритма движений, пластичной выразительности. – Корректировать двигательную закрепощенность. Развивать пластичность рук, мышечное ощущение. Умение согласовывать движения с музыкой. Воспитывать выразительность движений. Коррекция точности движений. Развивать умение имитировать ощущение усталости, радости, гордости. | Коммуникативные УУД (высказывать и аргументировать своё мнение) Познавательные УУД (искать, получать и использовать информацию, логически выполнять действия) Регулятивные УУД (понимать словесные указания, выполнять инструкции и команды учителя Регулятивные УУД (способность быстро переключаться от выполнения одних движений на другие) Личностные УУД (способность выполнять движения в выбранном ритме) | I. Подготовительная часть урока 10 мин |
|
|
Организованный вход в зал. Приветствие. | 1 мин | Ученики стоят “врассыпную” | ||
Постановка проблемных вопросов: Что вам даёт занятия физкультурой? (мы становимся сильными, ловкими, быстрыми). Зачем вы приходите в зал? (за здоровьем) А тему урока вы узнаете, если отгадаете ребус(из букв и фигуры нужно собрать слово, прочитать хором) | 1 мин | Чтение хором (сопряжённый метод) | ||
Разминка в движении под музыкальное сопровождение: – ходьба на носках, руки вверх; | 5 мин Умеренный темп | Фронтальный метод выполнения Самоконтроль и контроль учителем осуществлять с помощью зеркала | ||
Выполнение ритмического танца “Стирка” 1 “Стирка белья” И.п. – ноги врозь. | 3 мин 6 раз | Музыкальное сопровождение Иван Купала “Пчелы” “Стираем бельё”. | ||
2. “Полоскание белья” И.п. – широкая стойка ноги врозь. | 6 раз | Движения выполнять четко. Корпус держать прямо. Кисти расслаблены. “Поласкаем в реке” | ||
3. “Отжимание белья” И.п. – о. с | 6 раз | Кисти сжимать в кулачки, разжимать. 2 пальца – “прищепки” Согнутый локоть направлен в сторону, как бы собирая капельки со лба | ||
4.“Развешивание белья” И. п – о. с | 6 раз |
| ||
5 “Устали, Радуемся, Шагаем” И.п. – ноги врозь, руки на поясе. В: 1-2-3 ладонью правой, затем левой руки широким движением ведут вертикальную линию по лбу слева – направо “вытирают пот со лба” | 4 раза | Резкий мах рукой. Глубокий вдох – резкий выдох Улыбаемся, гордимся своей работой | ||
II. Основная часть урока. 20-25 мин | ||||
№1. Развитие ловкости, координации движений, чувство дифференцированного броска №2. Развитие толчковой силы рук №3. Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы, мышц ног, улучшение координации и подвижности стоп. №4. Развитие ловкости рук, навык владения мячом №5. Укрепление мышц брюшного пресса №6. Развитие мышц рук и плечевого пояса | Регулятивные УУД (действовать по схеме, в заданном направлении) Познавательные УУД (понимать информацию в рисунках, переводить её в движение) Регулятивные УУД (способность быстро переключаться от выполнения одних движений на другие) Личностные УУД (способность выполнять движения в выбранном ритме) Личностные:умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные:построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные:умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. | Круговая тренировка №3Вам предстоит выполнить 3 круговую тренировку. На выполнение каждой станции вам даётся 30 сек с отдыхом 30 сек. Переход выполняем по сигналу. Нужно подсчитать результаты и записать в карточку. Ориентируйтесь на схематичные рисунки “Весёлых человечков” 1. Станция “Ловля мяча” И.п. – о.с., мяч в руках; 2. Станция “Толчок” И.п. – стоя в 1 м от стены; 3. Станция “Скакалка” И.п.– стоя со скакалкой в руках, мягкий мяч зажат между ног. 4. Станция “Открой дверцу” И.п.-стоя с мячом в руках на расстоянии 1м от стены 5. Станция “Пресс” И.п. – вис на гимнастической лестнице 6. Станция “Метание теннисного мяча в цель” И.п.– стоя на расстоянии 3 метра с мячом в руках 7. Станция “Отжимания” И.п. – упор лёжа, мяч лежит на полу между рук 8. Станция “Волшебная дорожка” И.п. – ходьба частым шагом по лечебной дорожке. | 8 мин, темп быстрый 30 сек – выполнение, 30 сек – отдых | Ребята самостоятельно разбирают свои индивидуальные карточки для записи результатов. Индивидуально-поточный метод Использовать карточки-схемы “Весёлые человечки” Давать подбадривающую оценку, отмечать малейшие успехи. Указывать на ошибки и на поиск самостоятельного их исправления практическим путём |
№7. Развитие глазомера, совершенствование навыка метания в цель №8. Профилактика плоскостопия, нарушений осанки. Активизация точек стопы. | Умение анализировать и объективно оценивать результат своей деятельности Рефлексия: оценка своей деятельности, анализ, обобщение, сравнение результатов, | Обсуждение, сравнение, прогнозирование результатов первой и второй тренировки С помощью математического веера нужно показать знак: если результат больше +, если одинаковый =, если меньше – | 5 мин на обсуждение, отдых | Убрать инвентарь на место Сравниваем по порядку результаты станций. |
Способность выполнять сложные элементы, неожиданные движения, быстро переключаться от выполнения одних движений на другие. Совершенствовать способность определять позицию во время движения тела в пространстве и времени по отношению к полю, к двигающимся объектам. Корректировать дифференцировку усилий, времени и пространства | Личностные, Регулятивные УУД (уважение к установленным правилам). Согласовывать свои действия с действиями игроков | Игра “Перестрелка” Задача для игроков: совершенствовать навык метания в движущуюся цель. Опрос: Кто сегодня был лучшим игроком каждой команды? Какая ошибка помешала выиграть данной команде? | 12 мин 2 раза знакомая темп быстрый | Групповой метод Игра заканчивается после последнего выбитого игрока одной команды, либо по истечении времени подсчитывается количество игроков каждой команды оставшихся в игре на площадке. |
III. Заключитеьная часть урока. 5 мин | ||||
Способствовать развитию воображения и самовыражения, Способствовать преодолению детских страхов перед скоплением людей. Развивать творческий потенциал, убирать внутренние комплексы Привести организм в спокойное состояние | Коммуникативные УУД (умение взаимодействовать друг с другом на невербальном языке) Личностные УУД (развивать воображение, интуицию, фантазию) | Игра “Найди пару” Инвентарь: Полоски цветной бумаги с парными словами: гусь, змея, медведь, пингвин, конь и т.д. Задача: Рефлексия, подведение итогов: – За что себя можешь похвалить? Урок окончен. Будьте здоровы! | Знакомая, | Построение в круг, полоски разложены на полу, перед участниками. Организованный выход из зала |
Cценарий физкультурного досуга "Молодцы - удальцы" для детей с ограниченными возможностями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья
В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционно...
Физическое воспитание как средство реабилитации,коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подборка упражнений. подвижных игр....
«Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мячей»
Одним из составляющих элементов комплексной коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространств...
Подбор физических упражнений для коррекции двигательных качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья
Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Це...
Буклет "Упражнения для снятия психологического напряжения у детей с ограниченными возможностями здоровья"
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ...
Использование подвижных игр на занятиях по лечебной физической культуре с целью повышения двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упраж...
Упражнения с мячиком Су-джок для детей с ограниченными возможностями здоровья.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев р...