"Мы вместе" Программа развития для детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методическое пособие (1 класс) по теме
Программа развития "Мы вместе" направлена на создание оптимальных условий для полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания социально-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, достижения максимальной адаптации, полноценной включенности в социум. Учитывает специфические особенности при проведении комплексной реабилитации. Включает компоненты реабилитационного воздействия: социальную реабилитацию, психолого-педагогическую, образовательную, творческую.
Программа разработана в результате социального заказа родителей и школы, адресована педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_vmeste._programma_razvitiya_detey_s_ovz.docx | 45.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка Актуальность………………………………………………………. Цели и задачи программы………………………………................. Предполагаемый результат………………………………………... Индикаторы………………………………………………………… Особенности реализации программы…………………………….. Содержание программы…………………………………….................. Список литературы………………………………………….................. Календарно-тематическое планирование………………….................. | 3 с. 6 с. 7 с. 8 с. 8 с. 11 с. 16 с. 17 с. |
Пояснительная записка
На заседании Совета по делам инвалидов 7 апреля 2009 года Д. Медведев подчеркнул, что отношение к инвалидам всегда является показателем зрелости общества.
Количество инвалидов в России составляет свыше 13 млн, что составляет 9,2% от общей численности населения страны, сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, выступая на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» в феврале 2012 г. К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. Их численность растет примерно на 1 млн. в год. Прогнозируется, что уже к 2015 году их число может перевалить за 15 млн.
Право на образование гарантированно всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в разделе III регламентировал особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
«Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В период школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Поэтому обучение, воспитание и образование являются основными путями развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития ребенка. Право на реабилитацию обеспечивает полноценную жизнь ребенка-инвалида, его социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлено на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Одной из проблем ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ) является нарушение его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступностью ряда культурных ценностей. Вопросы реализации права каждого ребенка на образование, общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, необходимо решать школе совместно с семьей ребенка-инвалида. Дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и образовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество.
В своей программе мы постарались сориентировать школьную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами.
При разработке программы мы взяли за основу интегрированное образование, которое признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов - прием в обычные школы «всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности» и «создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей».
Интегрированное образование сегодня с полным правом считается одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Ключевым моментом этой точки зрения является убежденность в том, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Под интегрированным обучением мы понимаем в широком смысле слова систему мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи ребенку с ОВЗ на протяжении всего процесса обучения с целью построения индивидуальной траектории развития с учётом его психофизиологических особенностей, способностей, обеспечения максимальной возможности самореализации.
В программе развития «Мы вместе» мы учитывали ряд важных специфических особенностей при проведении комплексной реабилитации:
во-первых, во многих случаях (врожденная или возникшая в первые два-три года жизни инвалидность) возникает необходимость не реабилитации (то есть восстановлении и компенсации нарушенных функций организма и трудоспособности), но абилитации (создании условий для формирования функций организма, начиная с самых ранних этапов его развития), что является качественно иной проблемой;
во-вторых, для детей-инвалидов практически всегда коррекционное обучение и воспитание становится неотъемлемой, а часто важнейшей частью комплекса реабилитационных мероприятий;
в-третьих, возникновение инвалидизирующих отклонений в развитии в детском возрасте ставят особые задачи в плане социальной защиты, особенно если учесть, что семья ребенка-инвалида, а при возможности и он сам, должны быть активными и неотъемлемыми участниками процесса реабилитации;
в-четвертых, специальной задачей становится их интеграция в общество, необходимость в дальнейшем социально-психологической адаптации к статусу инвалида с детства.
Отмеченные особенности детской инвалидности определяют необходимость тесного взаимодействия структур здравоохранения, образования, социальной защиты.
Программа реализуется в особой образовательной среде развивающего типа, в которой происходит смена приоритета с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знаний-умений-навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. То есть образовательная среда нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и школы.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- расширять образовательное пространство учащегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий;
- организовывать творческую и досуговую деятельность учащихся;
- расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детского объединения «Росток» (газета «Информашка»);
- организовать дополнительное образование учащихся (курс «Слушание музыки», бисероплетение, освоение музыкального инструмента) через занятия в школьном центре дополнительного образования и учреждениях дополнительного образования системы образования города;
- оказывать социально-психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям;
- поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.
Предполагаемый результат
В процессе реализации программы развития «Мы вместе»:
- разовьются способности к самореализации в социуме;
- расширится среда общения;
- осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах;
- произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга;
- обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Индикаторы:
- повышение учебной мотивации;
- посильная досуговая занятость детей;
- включенность детей с ОВЗ в мероприятия различных уровней;
- овладение основами компьютерной грамотности, приобретение навыков пользования сетью Интернет для общения, реализации творческих способностей и для подготовки к учебным занятиям.
С целью подведения итогов работы по программе, контроля и своевременной коррекции реализации программы развития каждого ребенка один раз в четверть проводится школьный психолого-педагогический консилиум.
Особенности реализации программы
Особенностью программы является новая образовательная среда - телекоммуникационная компьютерная среда. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов выступает система дистанционного обучения, необходимая, во-первых, тем детям, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, а во-вторых, детям, вынужденно пропускающим занятия во время обострения хронических заболеваний. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для больных детей и детей-инвалидов становится частью более широкой образовательной среды и строится как система гибкого взаимодействия учащегося с учителем и другими учащимися посредством компьютера. Эта система преследует не только образовательные цели, но и помощь в социализации и личностном развитии.
Обучения и затруднено в связи с низкой работоспособностью учащихся, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
Коррекционное воздействие направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида, детей с ОВЗ. Включенность семьи в реабилитационно-развивающий процесс определяют эффективность развития ребенка. Поэтому программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации, если ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, развить компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в общество. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития каждого ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителей, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) следует рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Психологическое сопровождение включает в себя
- изучение комплекса психологических условий, необходимых для успешного обучения детей с ограниченными возможностями в системе дистанционного образования;
- создание психологической модели «эффективного учащегося»: выделение его интегративных личностных характеристик (показателей умственного развития, особенностей модальности восприятия информации, темперамента, личностных качеств, наличия умений и навыков пользования телекоммуникационными компьютерными сетями и программными приложениями);
- отбор методов психологической диагностики учащихся, желающих обучаться в системе дистанционного образования;
- создание банка психодиагностических методик;
- изучение психологических компонентов учебной деятельности в системе дистанционного образования и разработка структурной модели такой деятельности.
Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, социального педагога, педагогов дополнительного образования.
Содержание программы развития
Компоненты воздействия | Задачи | Формы | Ответственный |
Социальная реабилитация | Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. | Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Участие детей с ОВЗ в мероприятиях школы. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ: -создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики «Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские вопросы», посвященных проблемам социальной реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4 четверти); - просмотр и обсуждение на классных часах школьной газеты «Информашка» по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе; | Заместитель директора по ВР |
Психолого-педагогическая реабилитация | Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. | а) Психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты). б) Решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | Педагог-психолог |
Образовательная реабилитация |
|
| Учителя Педагог-психолог, логопед Учитель здоровья Классные руководители (тьюторы) Руководитель Центра дополнительного образования Учителя Учителя Социальный педагог |
Творческая реабилитация |
|
| Классные руководители (тьюторы) Классные руководители (тьюторы), учителя, родители |
Список литературы
Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005г. №140 –р.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Стенографический отчёт о заседании Совета по делам инвалидов. Москва, Кремль 7 апреля 2009 года
Права инвалидов в вопросах и ответах. Юридическое пособие для инвалидов и родителей детей-инвалидов. Авторы - составители: Максим Ларионов, Нгуен Хонг Линь, Светлана Котова. М.: 2008.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 г.
Приложение Календарно-тематическое планирование | ||||
Дата | Социальная реабилитация | Психолого-педагогическая реабилитация | Образовательная реабилитация | Творческая реабилитация |
Сентябрь | Культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Обучение процессам взаимодействия личности и общества. | Разработка методов психолого-педагогической диагностики. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей психического развития учащихся с ОВЗ и уровня сформированности у них определенных личностных новообразований. Исследование структуры речевых нарушений. | Изучение спроса родителей, детей на дистанционное обучение. Организация дополнительного образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов школы и Центра детского творчества. | Участие в празднике «День Знаний». Изготовление поздравительных открыток, газет «День рождения школы» Участие в районном фотоконкурсе «Фотопортрет школьного учителя» Участие в конкурсе творческих работ «Учитель в моей жизни» |
Октябрь | Обеспечение условий для участия в жизни общества детей: школы, одноклассников. Совместное определение основных направлений деятельности (индивидуально с каждым ребенком): разработка модели сопровождения, плана действий, программы действий. | Построение коррекционно-развивающего процесса, основанного на комплексном подходе, включающем коррекционную направленность. Первичное консультирование родителей по вопросам уточнения характера трудностей и степени отставания в овладении письменной, устной речью и чтением. Создание установки на коррекционную работу. | Изучение прав и обязанностей граждан. Знакомство с Конституцией РФ. Обучение основам компьютерной грамотности. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.) Правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером. Файлы. Папки (каталоги). Сменные носители. Общее представление о правилах клавиатурного письма. Приемы работы с мышью. | «Осенняя сказка» Выставка поделок из природного материала. Изготовление поделок на выставку творческих работ, посвященную памяти Заслуженного учителя школы РФ М.И. Спрынчана. Участие в конкурсе творческих работ учащихся «Моя семья» Участие в конкурсе-акции «Письмо водителю» |
Ноябрь | Выстраивание системы сетевого взаимодействия по осуществлению психолого-педагогического сопровождения, интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ: определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели с учетом имеющихся условий. | Определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с характером первичного дефекта, вторичных отклонений, компенсаторных возможностей организма, а также медицинского диагноза. | Обучение основам компьютерной грамотности. Работа в текстовом редакторе. Простейшие действия в текстовом редакторе (набор, удаление, вставка части текста, изменение шрифта). | Участие в конкурсе творческих работ «Лучше нет тебя на свете», посвященном Дню матери. Участие в районном фестивале творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «От сердца к сердцу». |
Декабрь | Культурно-просветительные мероприятия, где создаются условия для приобретения ребенком опыта общения, организуются клубные мероприятия, авторами которых становятся родители и их дети (совместные встречи, праздники, знакомство с семьями детей с ОВЗ). | Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации. Консультирование родителей по вопросам коррекционно-развивающего процесса. Обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражнений. Информационно-просветительская деятельность. | Знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка. Обучение основам компьютерной грамотности. Основные источники информации. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. | Операция «Новый год!» Работа школьной мастерской Деда Мороза. Участие в новогоднем утреннике. |
Январь | Знакомство со школьной детской газетой «Информашка». Обсуждение статей. Интервью для детской газеты «Информашка» | Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации. Текущее консультирование и обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражнений Информационно-просветительская деятельность | Обучение основам компьютерной грамотности. Изменение и создание простых информационных объектов на компьютере. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложений к письмам, отправка и получения сообщений. | Участие в конкурсе рисунков «В стране Читалия». |
Февраль | Участие в мероприятиях месячника гражданско-патриотического воспитания | Обучение основам диафрагмально-релаксационного дыхания для общего оздоровления с использованием БОС-технологий. Текущее консультирование и обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражнений. Информационно-просветительская деятельность. | Обучение основам компьютерной грамотности. Создание и форматирование текстов, сообщений к урокам с использованием изображений на экране компьютера. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. | Изготовление поздравительных открыток, сувениров для одноклассников–мальчиков, для пап. Участие в районной акции «Посылка солдату». Участие в конкурсах творческих работ «Осторожно, огонь!», «Безопасность глазами школьников». |
Март | Знакомство с культурно-этнографическими традициями города. Посещение городского праздника, посвященного Дню оленевода. | Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации. Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителям, направленной на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку. | Обучение основам компьютерной грамотности. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Деловая переписка, учебная публикация. Создание презентаций. | 8 Марта - Международный женский день: выпуск поздравительных плакатов к Международному женскому дню, изготовление сувениров, открыток для одноклассниц, мам, учителей. |
Апрель | Организация посещений культурных учреждений города (музеев, выставок, Центра детского творчества, кинотеатров). | Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации. Консультирование родителей по вопросам преодоления внутрисемейного кризиса, расширение сферы осознанности мотивов воспитания, повышения чувства уверенности. | Обучение основам компьютерной грамотности. Создание презентаций. Организация коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. | Участие в выставке детских рисунков «Арт-весна». |
Май | Оценка и анализ результатов творческой и досуговой деятельности, проектирование работы над самосовершенствованием личности. | Оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости. Сравнительный анализ результатов первичного и повторного диагностического обследований. | Обучение основам компьютерной грамотности. Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы. Передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. | Участие в мероприятиях, посвященных дню победы (просмотр концертов, подготовка сообщений о ветеранах, участниках ВОВ, участие в акции «Письмо ветерану». Участие в школьном последнем звонке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....
"Развитие внимания детей с ограниченными возможностями здоровья"
в статье рассказано об особенностях развития вниманиф у детей с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич)...
Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как систем...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...
статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....
Дидактические игры на развитие восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья
Для работы по развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях, можно найти игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отн...
Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Методы и приёмы развития речи у детей с ОВЗ....