"Мы вместе" Программа развития для детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методическое пособие (1 класс) по теме

Семёнова Ирина Викторовна

Программа развития "Мы вместе" направлена на создание оптимальных условий для полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания социально-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, достижения максимальной адаптации, полноценной включенности в социум. Учитывает специфические особенности при проведении комплексной реабилитации. Включает компоненты реабилитационного воздействия: социальную реабилитацию, психолого-педагогическую, образовательную, творческую. 

Программа разработана в результате социального заказа родителей и школы, адресована педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vmeste._programma_razvitiya_detey_s_ovz.docx45.42 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка

Актуальность……………………………………………………….

Цели и задачи программы……………………………….................

Предполагаемый результат………………………………………...

Индикаторы…………………………………………………………

Особенности реализации программы……………………………..

Содержание программы……………………………………..................

Список литературы…………………………………………..................

Календарно-тематическое планирование…………………..................

3 с.

6 с.

7 с.

8 с.

8 с.

11 с.

16 с.

17 с.


Пояснительная записка

На заседании Совета по делам инвалидов 7 апреля 2009 года Д. Медведев подчеркнул, что отношение к инвалидам всегда является показателем зрелости общества.

Количество инвалидов в России составляет свыше 13 млн, что составляет 9,2% от общей численности населения страны, сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, выступая на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» в феврале 2012 г. К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. Их численность растет примерно на 1 млн. в год. Прогнозируется, что уже к 2015 году их число может перевалить за 15 млн.

Право на образование гарантированно всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в разделе III регламентировал  особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

 «Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются:

необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;

условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В период школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Поэтому обучение, воспитание и образование являются основными путями развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития ребенка. Право на реабилитацию обеспечивает полноценную жизнь ребенка-инвалида, его социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлено на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Одной из проблем ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ) является нарушение его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступностью ряда культурных ценностей. Вопросы реализации права каждого ребенка на образование, общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, необходимо решать школе совместно с семьей ребенка-инвалида. Дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и образовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество.

В своей программе мы постарались сориентировать школьную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами.

При разработке программы мы взяли за основу интегрированное образование, которое признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов - прием в обычные школы «всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности» и «создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей».

Интегрированное образование сегодня с полным правом считается одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Ключевым моментом этой точки зрения является убежденность в том, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Под интегрированным обучением мы понимаем в широком смысле слова систему мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи ребенку с ОВЗ на протяжении всего процесса обучения с целью построения индивидуальной траектории развития с учётом его психофизиологических особенностей, способностей, обеспечения максимальной возможности самореализации.

В программе развития «Мы вместе» мы учитывали ряд важных специфических особенностей при проведении комплексной реабилитации:

во-первых, во многих случаях (врожденная или возникшая в первые два-три года жизни инвалидность) возникает необходимость не реабилитации (то есть восстановлении и компенсации нарушенных функций организма и трудоспособности), но абилитации (создании условий для формирования функций организма, начиная с самых ранних этапов его развития), что является качественно иной проблемой;

во-вторых, для детей-инвалидов практически всегда коррекционное обучение и воспитание становится неотъемлемой, а часто важнейшей частью комплекса реабилитационных мероприятий;

в-третьих, возникновение инвалидизирующих отклонений в развитии в детском возрасте ставят особые задачи в плане социальной защиты, особенно если учесть, что семья ребенка-инвалида, а при возможности и он сам, должны быть активными и неотъемлемыми участниками процесса реабилитации;

в-четвертых, специальной задачей становится их интеграция в общество, необходимость в дальнейшем социально-психологической адаптации к статусу инвалида с детства.

Отмеченные особенности детской инвалидности определяют необходимость тесного взаимодействия структур здравоохранения, образования, социальной защиты.

Программа реализуется в особой образовательной среде развивающего типа, в которой происходит смена приоритета с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знаний-умений-навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. То есть образовательная среда нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и школы.

Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  1. расширять образовательное пространство учащегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий;
  2. организовывать творческую и досуговую деятельность учащихся;
  3. расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детского объединения «Росток» (газета «Информашка»);
  4. организовать дополнительное образование учащихся (курс «Слушание музыки», бисероплетение, освоение музыкального инструмента) через занятия в школьном центре дополнительного образования и учреждениях дополнительного образования системы образования города;
  5. оказывать социально-психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям;
  6. поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.

Предполагаемый результат

В процессе реализации программы развития «Мы вместе»:

  • разовьются способности к самореализации в социуме;
  • расширится среда общения;
  • осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах;
  • произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга;
  • обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Индикаторы:

  • повышение учебной мотивации;
  • посильная досуговая занятость детей;
  • включенность детей с ОВЗ в мероприятия различных уровней;
  • овладение основами компьютерной грамотности, приобретение навыков пользования сетью Интернет для общения, реализации творческих способностей и для подготовки к учебным занятиям.

С целью подведения итогов работы по программе, контроля и своевременной коррекции реализации программы развития каждого ребенка один раз в четверть проводится школьный психолого-педагогический консилиум.

Особенности реализации программы

Особенностью программы является новая образовательная среда - телекоммуникационная компьютерная среда. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов выступает система дистанционного обучения, необходимая, во-первых, тем детям, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, а во-вторых, детям, вынужденно пропускающим занятия во время обострения хронических заболеваний. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для больных детей и детей-инвалидов становится частью более широкой образовательной среды и строится как система гибкого взаимодействия учащегося с учителем и другими учащимися посредством компьютера. Эта система преследует не только образовательные цели, но и помощь в социализации и личностном развитии.

Обучения и затруднено в связи с низкой работоспособностью учащихся, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Коррекционное воздействие направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида, детей с ОВЗ. Включенность семьи в реабилитационно-развивающий процесс определяют эффективность развития ребенка. Поэтому программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации, если ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, развить компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в общество. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития каждого ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителей, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) следует рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Психологическое сопровождение включает в себя

  • изучение комплекса психологических условий, необходимых для успешного обучения детей с ограниченными возможностями в системе дистанционного образования;
  • создание психологической модели «эффективного учащегося»: выделение его интегративных личностных характеристик (показателей умственного развития, особенностей модальности восприятия информации, темперамента, личностных качеств, наличия умений и навыков пользования телекоммуникационными компьютерными сетями и программными приложениями);
  • отбор методов психологической диагностики учащихся, желающих обучаться в системе дистанционного образования;
  • создание банка психодиагностических методик;
  • изучение психологических компонентов учебной деятельности в системе дистанционного образования и разработка структурной модели такой деятельности.

Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, социального педагога, педагогов дополнительного образования.


Содержание программы развития

Компоненты воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Участие детей с ОВЗ в мероприятиях школы. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ:

-создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики «Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские вопросы», посвященных проблемам социальной реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4 четверти);

- просмотр и обсуждение на классных часах школьной газеты «Информашка» по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе;

Заместитель директора по ВР

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) Психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты).

б) Решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

Педагог-психолог

Образовательная реабилитация

  1. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков.
  2. Развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности.
  3. Вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.
  4. Использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию.
  1. Индивидуальное или групповое обучение (согласно учебному плану).
  2. Психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному плану-2ч).
  3. Обучение основам диафрагмально-релаксационного дыхания для общего оздоровления с использованием БОС-технологий.
  4. Организация дополнительного образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов школы и Центра детского творчества. Курс дополнительного образования «Слушание музыки» для детей, не посещающих школу (2 ч в неделю).
  5. Обучение основам компьютерной грамотности.
  6. Для повышения мотивации к учению - дистанционное обучение по общеобразовательным предметам;
  7. Правовое образование.

Учителя

Педагог-психолог,

логопед

Учитель здоровья

Классные руководители (тьюторы)

Руководитель Центра дополнительного образования

Учителя

Учителя

Социальный педагог

Творческая реабилитация

  1. Постигать механизмы творческого процесса.
  2. Преодолевать одиночество.
  3. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.
  4. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.
  1. Посещение концертов, праздников, кукольных театров, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.
  2. Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

Классные руководители

(тьюторы)

Классные руководители (тьюторы), учителя, родители



Список литературы

Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15)

Федеральный  закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005г. №140 –р.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Стенографический отчёт о заседании Совета по делам инвалидов. Москва, Кремль 7 апреля 2009 года

Права инвалидов в вопросах и ответах. Юридическое пособие для инвалидов и родителей детей-инвалидов. Авторы - составители: Максим Ларионов, Нгуен Хонг Линь, Светлана Котова. М.: 2008.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.

Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 г.


Приложение

Календарно-тематическое планирование

Дата

Социальная реабилитация

Психолого-педагогическая

реабилитация

Образовательная

реабилитация

Творческая реабилитация

Сентябрь

Культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Обучение процессам взаимодействия личности и общества.

Разработка методов психолого-педагогической диагностики.

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей психического развития учащихся с ОВЗ и уровня сформированности у них определенных личностных

новообразований. Исследование структуры речевых нарушений.

Изучение спроса родителей, детей на дистанционное обучение.

Организация дополнительного образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов школы и Центра детского творчества.

Участие в празднике «День Знаний».

Изготовление поздравительных открыток, газет «День рождения школы»

Участие в районном фотоконкурсе «Фотопортрет школьного учителя»

Участие в конкурсе творческих работ «Учитель в моей жизни»

Октябрь

Обеспечение условий для участия в жизни общества детей: школы, одноклассников.

Совместное определение основных направлений деятельности (индивидуально с каждым ребенком): разработка модели сопровождения, плана действий, программы действий.

Построение коррекционно-развивающего процесса, основанного на комплексном подходе, включающем коррекционную направленность.

Первичное консультирование родителей по вопросам уточнения характера трудностей и степени отставания в овладении письменной, устной речью и чтением.

Создание установки на коррекционную работу.

Изучение прав и обязанностей граждан. Знакомство с Конституцией РФ.

Обучение основам компьютерной грамотности. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.) Правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером. Файлы. Папки (каталоги). Сменные носители. Общее представление о правилах клавиатурного письма. Приемы работы с мышью.

«Осенняя сказка»

Выставка поделок из природного материала.

 Изготовление поделок на выставку творческих работ, посвященную памяти Заслуженного учителя школы РФ

М.И. Спрынчана.

Участие в конкурсе творческих работ учащихся «Моя семья»

Участие в конкурсе-акции «Письмо водителю»

Ноябрь

Выстраивание системы сетевого взаимодействия по осуществлению психолого-педагогического сопровождения, интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ: определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели с учетом имеющихся условий.

Определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с характером первичного дефекта, вторичных отклонений, компенсаторных возможностей организма, а также медицинского диагноза.

Обучение основам компьютерной грамотности. Работа в текстовом редакторе. Простейшие действия в текстовом редакторе (набор, удаление, вставка части текста, изменение шрифта).

Участие в конкурсе творческих работ «Лучше нет тебя на свете», посвященном Дню матери. Участие в районном фестивале творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «От сердца к сердцу».

Декабрь

Культурно-просветительные мероприятия, где создаются условия для приобретения ребенком опыта общения, организуются клубные мероприятия, авторами которых становятся родители и их дети (совместные встречи, праздники, знакомство с семьями детей с ОВЗ).

Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации.

 Консультирование родителей по вопросам коррекционно-развивающего процесса.

Обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражнений.

Информационно-просветительская деятельность.

Знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Обучение основам компьютерной грамотности. Основные источники информации. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение.

Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам.

Операция «Новый год!» Работа школьной мастерской Деда Мороза.

Участие в новогоднем утреннике.

Январь

Знакомство со школьной детской газетой «Информашка». Обсуждение статей. Интервью для детской газеты «Информашка»

Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации.

Текущее консультирование и обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражнений

Информационно-просветительская деятельность

Обучение основам компьютерной грамотности. Изменение и создание простых информационных объектов на компьютере. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложений к письмам, отправка и получения сообщений.

Участие в конкурсе рисунков «В стране Читалия».

Февраль

Участие в мероприятиях месячника гражданско-патриотического воспитания

Обучение основам диафрагмально-релаксационного дыхания для общего оздоровления с использованием БОС-технологий.

Текущее консультирование и обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражнений.

Информационно-просветительская деятельность.

Обучение основам компьютерной грамотности. Создание и форматирование текстов, сообщений к урокам с использованием изображений на экране компьютера. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них.

Изготовление поздравительных открыток, сувениров для одноклассников–мальчиков, для пап.

Участие в районной акции «Посылка солдату».

Участие в конкурсах творческих работ «Осторожно, огонь!», «Безопасность глазами школьников».

Март

Знакомство с культурно-этнографическими традициями города.

Посещение городского праздника, посвященного Дню оленевода.

Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителям, направленной на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку.

Обучение основам компьютерной грамотности. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Деловая переписка, учебная публикация. Создание презентаций.

8 Марта - Международный женский день: выпуск поздравительных плакатов к Международному женскому дню, изготовление сувениров, открыток для одноклассниц, мам, учителей.

Апрель

Организация посещений культурных учреждений города (музеев, выставок, Центра детского творчества, кинотеатров).

Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации.

Консультирование родителей по вопросам преодоления внутрисемейного кризиса, расширение сферы осознанности мотивов воспитания, повышения чувства уверенности.

Обучение основам компьютерной грамотности. Создание презентаций. Организация коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Участие в  выставке детских рисунков «Арт-весна».

Май

Оценка и анализ результатов творческой и досуговой деятельности, проектирование работы над самосовершенствованием личности.

Оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости.

Сравнительный анализ результатов первичного и повторного диагностического обследований.

Обучение основам компьютерной грамотности. Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы. Передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Участие в мероприятиях, посвященных дню победы (просмотр концертов, подготовка сообщений о ветеранах, участниках ВОВ, участие в акции «Письмо ветерану».

Участие в школьном последнем звонке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....

"Развитие внимания детей с ограниченными возможностями здоровья"

в статье рассказано об особенностях развития вниманиф у детей с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич)...

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна     Проведение предметного конкурса  «Умники и умницы»  среди учащихся коррекционных школ как систем...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...

статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....

Дидактические игры на развитие восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья

Для работы по развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях, можно найти игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отн...

Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Методы и приёмы развития речи у детей с ОВЗ....