Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу" Общение". 4класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Медведева Наталья Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_obshchenie.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нестабильность экономической жизни, духовный кризис, разрушение идеалов, смещение нравственных ориентиров в общественном сознании, влияние информационного поля  (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы и игры) оказывают негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей.В жизнь современного ученика  прочно вошёл компьютер, но компьютерные игры часто заменяют живое общение, не требуют сформированных коммуникативных умений. Это выражается тем, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих, слабо развитасаморегуляция.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования среди  личностных характеристик выпускника начальной школы обозначены следующие: «доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение».  Эти характеристики относятся к коммуникативным умениям.

Общение играет в учебной деятельности младших школьников  большую роль. Полноценное общение невозможно без овладения коммуникативными умениями. Коммуникативные умения – это средства, обеспечивающие успешную деятельность ребёнка в сфере коммуникации. Коммуникативные умения совершенствуются и развиваются в процессе общения, обучения, воспитания, игры и любой другой деятельности.

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ребёнок приходит в школу и становится учеником. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научить учиться – стать «профессиональным учеником». Это понятие включает в себя умение полно и точно выражать свои мысли, взаимодействовать со своими сверстниками и взрослыми, сохраняя доброжелательность и проявляя терпимость к иным точкам зрения. Успешность формирования у детей этих и других умений зависит в свою очередь от успешности овладения коммуникативными умениями.От того как активно овладеет младший школьник навыками общения, зависит его будущее. Важно, чтобы навыки общения с группой сверстников были конструктивными. Детям в наше время не хватает живого общения, которое заменилось компьютером и телевизором.

 Для решения  вышеперечисленных задач был  разработан  спецкурс «Формирование коммуникативных умений». Спецкурс «Формирование коммуникативных умений» составляет систему занятий для учащихся 3-4 классов начальной школы и включает в себя 34 занятия (по 1 занятию в неделю). На данных занятиях детям предлагаются  задания неучебного характера. Серьёзная работа проводится в  форме игры, что привлекает и заинтересовывает младших школьников. Принципиальной задачей предложенного курса является развитие коммуникативных умений, а не усвоение конкретных знаний и умений. Систематические занятия, построенные на разнообразном внеучебном материале создают  благоприятные условия для развития таких важных сторон личности младших школьников, как коммуникабельность, умение общаться не только  со своими сверстниками, но и со взрослыми, умение положительно разрешать конфликтные ситуации.

 Основное время на занятиях занимают ситуации диалогического характера. Именно они помогают младшим школьникам осваивать коммуникативные умения. Задания, предназначенные для самостоятельной работы, обязательны для обсуждения. Процесс обсуждения должен  строиться  таким образом, чтобы во время него у детей развивались такие коммуникативные умения, как умение слушать, умение чётко формулировать своё мнение, умение положительно разрешать конфликтные ситуации.

        На занятиях отметки не ставятся, хотя устное оценивание осуществляется по мере возникновения необходимости либо педагогом, либо самими учащимися. Каждый ребёнок на занятиях может высказать своё мнение. Это создаёт положительный эмоциональный фон.

        Занятия строятся с учётом возрастных особенностей младших школьников таким образом, что один вид деятельности сменяется другим: самостоятельная работа – коллективным диалогом, обсуждение ситуаций –  ролевыми играми. Работая в группах и парах, младшие школьники приобретают опыт партнёрских отношений, развивают умение услышать и правильно понять другого человека, учатся формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Это позволяет сделать работу на занятиях динамичной, насыщенной и интересной для детей данного возраста.

Данный спецкурс создаёт благоприятные условия не только для развития у младших школьников коммуникативных умений, но и  для формирования стремления ребёнка к размышлению, уверенности в своих силах. Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, формирование познавательного интереса.

        На всех занятиях предполагается возможность советоваться с педагогом, соседом по парте, если ребёнок или группа детей затрудняется в решении проблемы, не может прийти к единому мнению.

        Каждое занятие рассчитано на 30 – 35 минут и предполагает использование динамических пауз, физминуток, аутогенных упражнений с учётом возрастных особенностей младших школьников для отдыха, создания положительного настроя и психологической разгрузки. Все занятия планировались и проводились с учётом личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подхода.

  На каждом  занятии использовались в соответствии с целью и учётом возраста детей, их индивидуальных особенностей методы: беседа, диалог, педагогическая поддержка, совместная учебная деятельность, диагностика, рефлексия, создание ситуации выбора и успеха, предоставление необходимой свободы выбора и др.

Занятия спецкурса «Формирование коммуникативных умений» включают в себя задания, направленные на развитие культуры общения. На данных занятиях младшие школьники развивают умение общаться друг с другом, ориентируясь на культурные нормы, принятые в нашей стране, присущие нашей культуре. В спецкурсе присутствуют занятия, развивающие умение вести себя в конфликтной ситуации и положительно её разрешать. Занятия ориентированы на развитие умения владеть своим физическим и психическим состоянием, так как недостаточное развитие данного умения часто мешает конструктивно разрешать возникающие конфликты.  Спецкурс содержит задания, направленные на развитие умения правильно воспринимать информацию, выражать свои мысли, выбирая правильную интонацию. Вышеперечисленные группы заданий представлены в программе спецкурса не изолировано, а интегрировано.

Для создания положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона на занятиях спецкурса обязательно использовались психологические этюды. Например, «Сотвори солнце в себе»,  «Солнышко». Эти упражнения помогают успокоиться, отбросить всё лишнее, отдохнуть. Описание подобных упражнений и психологических этюдов представлено в «Приложении».  На занятиях использовались и другие упражнения для снятия напряжения и создания положительного эмоционального фона. Они также помещены в «Приложение».

Рабочая программа

Цели спецкурса

  1. Представить проблемы формирования коммуникативных умений младших  школьников  во всей полноте.
  2. Раскрыть роль коммуникативных умений, умение их использовать в процессе социального взаимодействия.
  3. Подготовить младших  школьников к теоретическому и практическому использованию знаний о коммуникативных умениях.

Задачи спецкурса

  1. Сформировать у младших школьников коммуникативные умения, необходимые для социализации и общения  в современном обществе.
  2. Научить младших школьников способам конструктивного разрешения конфликтов.
  3. Научить младших школьников владеть своим психическим и физическим состоянием в любой ситуации общения.

Требования к уровню знаний

        В результате освоения дисциплины младшие школьники должны

Знать:

- определения «коммуникация», «умение», «коммуникативные умения»;

- правила культурной речи;

- способы владения физическим и психическим состоянием.

Уметь:

- применять теоретические знания на практике;

- правильно выбирать интонацию речи;

- выражать свои мысли и чувства, аргументировать своё мнение;

- правильно воспринимать информацию.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Учебный материал отобран в соответствии с принципами системности, интегративности и практической направленности.

Принцип системности реализуется в структурно-функциональных моделях процесса формирования коммуникативных умений младших школьников в общении.

Принцип интегративности предполагает межпредметную связь спецкурса с педагогикой, психологией, физиологией и другими науками.

Принцип практической направленности реализуется в приобретении умений, необходимых для конструктивного общения младших школьников со своими сверстниками и взрослыми.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

В процессе преподавания спецкурса осуществляется текущий контроль на практических занятиях. Текущий контроль за уровнем усвоения материала осуществляется на трёх уровнях:

- на уровне воспроизводства полученных знаний  (в форме вопросов, небольших тестовых заданий и т. д.)

- на уровне воспроизводства навыков (в форме упражнений-демонстраций с предоставлением обратной связи)

- на уровне ассимиляции полученных знаний, умений и навыков (в форме творческих заданий различного характера)

На занятиях рекомендуется проведение диагностических методик с целью изучения уровня сформированности коммуникативных умений для возможности  коррекции.

Подготовка кратких сообщений (на основе дополнительной литературы) по теме занятий также является одной из форм контроля усвоения знаний. Младшим школьникам предлагаются темы для сообщений, также они могут самостоятельно выбрать тему, соответствующую изучаемой.

К одному из  видов текущей аттестации относятся самостоятельные тестовые работы, которые проводятся 1-2 раза в четверть.

Таким образом, основными видами текущей аттестации являются:

- самостоятельные тестовые работы;

- выполнение самостоятельных творческих заданий;

- краткие тематические сообщения.

Оценка качества усвоения знаний спецкурса не ставится. Педагог все отметки ставит себе в журнал с целью контроля и мониторинга успехов. Детям оценка в баллах не объявляется.

Итоговая аттестация

        Итоговая аттестация учитывает все успехи учащихся. На последнем занятии проводится итоговое тестирование.

Основное содержание дисциплины

        В содержании спецкурса раскрывается понятийный конструкт формирования коммуникативных умений, которые рассматриваются в аспектах совместной деятельности, взаимодействия и общения.

        Этот конструкт представлен понятиями – коммуникация, коммуникативные умения.

        Основная идея спецкурса заключается в том, чтобы показать, что коммуникативные умения являются неотъемлемой стороной совместной деятельности и общения людей.

        Выделен специальный аспект коммуникативных умений, которые проявляются в обратной связи и общении людей.

        Большое внимание уделено коммуникативным умениям, помогающим решать проблемы, возникающие во время взаимодействия между субъектами в реальной жизни.

        Спецкурс ориентирован на формирование коммуникативных умений для общения, ориентируясь на культурные нормы, принятые в нашей стране, присущие нашей культуре. Выделена проблема помощи младшим школьникам, имеющим трудности в установлении и поддержке эффективной коммуникации.

Занятия предполагают работу в группах для приобретения опыта партнёрских отношений, строятся с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Тематическое планирование спецкурса «Общение»

      (Формирование коммуникативных умений)

дата

№ п/п

Тема занятия, форма проведения.

На формирование каких коммуникативных умений направлено занятие.

1 четверть (9 занятий)

1

Вводное занятие. Введение определений «умение», «коммуникация», «коммуникативные умения».

Умение слушать и слышать, умение правильно воспринимать информацию.

2

День Именинника.

(летние именинники)

Умение ясно и чётко излагать мысли, умение правильно воспринимать информацию, поздравить друга с праздником.

3

Музыкальный ринг. Песни осени.

Разучивание песен об осени.

Умение слушать и слышать, умение говорить и читать, умение проводить беседу, умение правильно выбирать интонацию речи, умение выражать мысли и чувства.

4

Игра «Такое одинаковое и разное предложение».

Старинные русские пословицы об осени, об осеннем урожае.

Умение выразительно говорить и читать, умение правильно выбирать интонацию речи, умение слушать, умение правильно воспринимать информацию.

5

Конкурс рисунков «Осеннее царство»

Умение ясно и чётко излагать мысли, оценивать творческие работы своих товарищей

6

Внеклассное мероприятие для 4-х классов

«Путешествие в осеннее царство»

Умение слушать, умение правильно воспринимать информацию, соблюдать правила культурного человека в зрительном зале.

7

Экскурсия в районную детскую библиотеку. "Литературное путешествие по творчеству Л. Н. Толстого»

8

Клубный час «Культура поведения».

Умение владеть своим физическим и психическим состоянием, умение правильно выбирать интонацию речи, умение выражать чувства и мысли.

9

Внеклассное занятие «Учимся избегать конфликты».

Умение владеть своим физическим и психическим состоянием, умение правильно воспринимать информацию, умение принимать конструктивные решения.

2 четверть (7 занятий)

1

Музыкальный ринг. Друзья природы.

Разучивание и исполнение песен с упоминанием цветов.

Умение слушать и слышать, умение правильно воспринимать информацию.

2

Внеклассное занятие «Учусь держать себя в руках».

Умение владеть своим физическим и психическим состоянием.

3

Классный час «Давайте говорить друг другу комплименты!»

Умение слушать и слышать, умение ясно и чётко излагать мысли, умение выбрать правильную интонацию речи, умение выражать свои мысли и чувства.

4

КВН «Будь природе другом»

Умение слушать, умение правильно воспринимать информацию, соблюдать правила культурного человека в зрительном зале.

5

Музыкальный ринг. Новогодние песни.

6

Мастерская Деда Мороза.

Умение работать в коллективе, умение давать оценку творческой работы товарища.

7

Посещение спектакля в драмтеатре в городе Благовещенске.

Умение слушать, умение правильно воспринимать информацию, соблюдать правила культурного человека в зрительном зале.

3 четверть (10 занятий)

1

Практикум  «Можно и не ссориться!»

Умение аргументировать своё мнение, умение правильно воспринимать информацию, умение ясно и чётко излагать свои мысли, умение слушать собеседника.  

2

Игровой практикум по положительному разрешению конфликтов.

Умение слушать и слышать, умение правильно воспринимать информацию, умение владеть своим физическим и психическим состоянием, умение вести себя в конфликтной ситуации и умение принимать конструктивные решения.

3

Музыкальный ринг. Песни о профессиях людей

Умение выступать перед другими, умение слушать. Самостоятельно подбирать материал по заданной теме.

4

Конкурс рисунков «Кем быть»

Рассказ о профессии, которую  хотите выбрать.

Умение слушать и слышать, умение правильно воспринимать информацию, умение выразительно говорить и читать, умение выбирать правильную интонацию речи.

5

«Чем пахнут ремёсла» устный журнал

Умение слушать, умение правильно воспринимать информацию, соблюдать правила культурного человека в зрительном зале.

6

Игровой практикум «Когда можно обидеть словом?»

Умение правильно выбирать интонацию речи, умение выразительно говорить, умение владеть своим физическим и психическим состоянием, умение вести себя в конфликтной ситуации, умение конструктивно разрешать конфликты.

7

Музыкальный ринг. Весенняя капель.

8

Конкурс «А ну-ка, девочки!

Умение слушать, умение правильно воспринимать информацию, соблюдать правила культурного человека в зрительном зале.

9

Экскурсия в музей сельского хозяйства.

Соблюдения правил культурного человека в общественных местах.

10

Экскурсия в детскую районную библиотеку.

Умение строить высказывания, умение использовать языковые возможности, умение следить за высказыванием собеседника.

4 четверть (8 занятий)

1

Игра «Такое одинаковое и разное предложение».

Умение выразительно говорить и читать, умение правильно выбирать интонацию речи, умение слушать, умение правильно воспринимать информацию.

2

Клубный час «Я поступлю в этой ситуации так…»

Умение положительно разрешать конфликты, умение владеть своим психическим и физическим состоянием.

3

Внеклассное занятие «Добрые слова, которые всем приятны».

Умение культурно общаться друг с другом, умение правильно выбирать интонацию речи, умение выражать мысли и чувства.

4

Конкурс рисунков «Этот день Победы»

Умение ясно и чётко излагать мысли, оценивать творческие работы своих товарищей

5

Музыкальный ринг «Песни Победы»

Инсценирование песни.

6

Весёлые истории из школьной жизни.

(подготовка миниатюр для школьного праздника)

Умение слушать и слышать, умение правильно воспринимать информацию, умение выразительно говорить и читать, умение выбирать правильную интонацию речи.

7

Музыкальный ринг. «Школьные годы чудесные»

Исполнение песен о школе.

8

Праздник «Пришла пора прощаться»

Умение слушать, умение правильно воспринимать информацию, соблюдать правила культурного человека в зрительном зале.

Всего за год: 34 занятия

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Разговор о правильном питании" 1-4классы

Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест...

Программа внеурочной деятельности "Закулисье" 1-4классы

      Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности. В основе программы лежит идея  использования потенциала те...