РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 1 класса 2018/2019 учебный год
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №120»
ПРИНЯТО Протокол педагогического совета №______ От «____»_______2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор __________/___________/ Приказ №_______ От «____»_______2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре для 1 класса
2018/2019 учебный год
Составитель: Стреляева Т.В.
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
г. Барнаул
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре (Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 4-е изд., перераб. - М. Просвещение, 2011. – 231 с. (Стандарты второго поколения). -
ISBN 978-5-09-025232-4, программы по физической культуре В.И.Ляха
(Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.
И. Ляха. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.
И. Лях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012.64 с. - ISBN 978-5-09-026701- 4
4.), Методических рекомендаций по разработке учебных программ по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений (Письмо Минобрнауки России от 25.11.2011 № 19-299 “О методических рекомендациях по разработке учебных программ по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений».)
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта З ч в неделю (всего 405 ч): в 1 классе —99ч, во 2 классе —102ч, в 3 классе— 102ч, в 4 классе— 102ч.
Рабочая программа 1 класса рассчитана на 99 ч (по 3 учебных часа в неделю). Резервные уроки –3 часа. Всего – 102 часа. Срок реализации данной программы – 1 учебный год. «Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания»
В связи с региональными особенностями в зимний период времени, при понижении температуры воздуха недопустимой для занятий на улице, занятия проводятся в спортивном зале, и часы лыжной подготовки заменяются часами из раздела баскетбол, волейбол. Возможен следующий вариант прохождения программы: переход к разделу «Подвижные игры на основе волейбола, баскетбол» и выбор в данном разделе занятий направленных на развитие физических качеств. При восстановлении температурного режима рассматривается вариант лыжной подготовки.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным способом.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
1 КЛАСС
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Мальчики | Девочки | |||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, колво раз | 11 – 12 | 9 – 10 | 7 – 8 | 9 – 10 | 7 – 8 | 5 – 6 |
Прыжок в длину с места, см | 118 – 120 | 115 – 117 | 105 – 114 | 116 – 118 | 113 – 115 | 95 – 112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,2 – 7,0 | 6,3 – 6,1 | 6,9 – 6,5 | 7,2 – 7,0 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорной ситуации;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата;
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- Овладение базовыми предметами и межпредметными понятиями, окружающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
ЧТО НАДО ЗНАТЬ | |
Когда и как возникли физическая культура и спорт | Сравнивают физкультуру и спорт эпохи Античности с современными физкультурой и спортом. Называют движения, которые выполняют первобытные люди на рисунке. Изучают рисунки, на которых изображены античные атлеты, и называют виды соревнований, в которых они участвуют |
Современные Олимпийские игры Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта | Объясняют смысл символики и ритуалов Олимпийских игр. Определяют цель возрождения Олимпийских игр. Объясняют роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Называют известных российских и зарубежных чемпионов Олимпийских игр |
Что такое физическая культура Физическая культура как система регулярных занятий физическими1 упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе | Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положительное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья и развитие человека. Определяют признаки положительного влияния занятий физкультурой на успехи в учёбе |
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка) Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Игра «Проверь себя» на усвоение правил здорового образа жизни | Устанавливают связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Узнают свою характеристику с помощью теста «Проверь себя» |
Сердце и кровеносные сосуды Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями | Устанавливают связь между развитием физических качеств и работой сердца и кровеносных сосудов. Объясняют важность занятий физическими упражнениями, катания на коньках, велосипеде, лыжах, плавания, бега для укрепления сердца |
Органы чувств Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения. Орган осязания — кожа. Уход за кожей | Устанавливают связь между развитием физических качеств и органами чувств. Объясняют роль зрения и слуха при выполнении основных движений. Выполняют специальные упражнения для органов зрения. Анализируют советы, как беречь зрение, слух, как ухаживать за кожей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников |
Личная гигиена Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья) Игра «Проверь себя» на усвоение правил личной гигиены | Учатся правильному выполнению правил личной гигиены. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своему уровню личной гигиены с помощью тестового задания «Проверь себя» |
Закаливание Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур. Игра «Проверь себя» на усвоение правил закаливания | Узнают правила проведения закаливающих процедур. Анализируют правила безопасности при проведении закаливающих процедур. Дают оценку своему уровню закалённости с помощью тестового задания «Проверь себя». Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников |
Мозг и нервная система Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему | Получают представление о работе мозга и нервной системы. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций, как беречь нервную систему |
Органы дыхания Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках | Получают представление о работе органов дыхания. Выполняют упражнения на разные виды дыхания (нижнее, среднее, верхнее, полное) |
Органы пищеварения Работа органов пищеварения. Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника | Получают представление о работе органов пищеварения. Комментируют схему органов пищеварения человека. Объясняют, почему вредно заниматься физическими упражнениями после принятия пищи |
Пища и питательные вещества Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи. Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций правильного употребления пищи | Узнают, какие вещества, необходимые для роста организма и для пополнения затраченной энергии, получает человек с пищей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций правильного употребления пищи. Дают оценку своим привычкам, связанным с приёмом пищи, с помощью тестового задания «Проверь себя» |
Вода и питьевой режим Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов | Усваивают азы питьевого режима во время тренировки и похода. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников |
Тренировка ума и характера Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций по соблюдению режима дня | Учатся правильно распределять время и соблюдать режим дня. Определяют назначение утренней зарядки, физкультминуток, их роль и значение в организации здоровье-сберегающей жизнедеятельности. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своим привычкам, связанным с режимом дня, с помощью тестового задания «Проверь себя» |
Спортивная одежда и обувь Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью. Игра «Проверь себя» на усвоение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями | Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. С помощью тестового задания «Проверь себя» оценивают собственное выполнение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, а также рекомендаций по уходу за спортивной одеждой и обувью |
Самоконтроль Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных) способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости' гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Игра «Проверь себя» на усвоение требований самоконтроля | Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организмы справляются с физическими нагрузками. Определяют основные показатели физического развития и физических способностей и выявляют их прирост в течение учебного года. Характеризуют величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Оформляют дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно-оздоровительной деятельности и уровню физического состояния. Выполняют контрольные упражнения (отжимание, прыжки в длину и в высоту с места, подбрасывание теннисного мяча, наклоны). Результаты контрольных упражнений записывают в дневник самоконтроля. Дают оценку своим навыкам самоконтроля с помощью тестового задания «Проверь себя» |
Первая помощь при травмах Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи, кровотечение). Игра «Проверь себя» на усвоение правил первой помощи. Подведение итогов игры | Руководствуются правилами профилактики травматизма. В паре со сверстниками моделируют случаи травматизма и оказания первой помощи. Дают оценку своим знаниям о самопомощи и первой помощи при получении травмы с помощью тестового задания «Проверь себя». Подводят итоги игры на лучшее ведение здорового образа жизни. |
ЧТО НАДО УМЕТЬ | |
Бег, ходьба, прыжки, метание / 1—2 классы Овладение знаниями. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей. Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2—3 препятствий по разметкам. Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3 × 5 м, 3 × 10м, эстафеты с бегом на скорость. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Равномерный, медленный, до 3—4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км. Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5—15 м). Бег с ускорением от 10 до 15 м (в 1 классе), от 10 до 20м (во 2 классе). Соревнования (до 60 м). Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продвижением вперёд на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30—40см) с 3—4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку; многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге. На одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60—70 см, с высоты до 40 см, в высоту с 4—5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков). Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Игры с прыжками с использованием скакалки. Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т. п., в парах. Преодоление естественных препятствий. Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 × 2м) с расстояния 3—4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 × 2м) с расстояния 4—5 м, на дальность отскока от пола и от стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперёд-вверх из того же и. п. на дальность. Самостоятельные занятия. Равномерный бег (до 6 мин). Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой). | Усваивают основные понятия и термины в беге, прыжках и метаниях и объясняют их назначение. Описывают технику выполнения ходьбы, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей. Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых и прыжковых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности. Включают прыжковые упражнения в различные формы занятий по физической культуре. Применяют прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей. Закрепляют в играх навыки прыжков и развивают скоростно-силовые и координационные способности. Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. |
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Содержание учебного предмета Программа состоит из 3 разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент). Формы организации
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.
№ П/П | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ РАЗДЕЛА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ | ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе каждого урока | Урок с образовательно-познавательной направленностью | Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека; - ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, как жизненно важные способы передвижения человека; - правила предупреждения травматизма; - история развития физической культуры и первых соревнований; - физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств; - характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости равновесия. |
2 | Легкая атлетика | 11 | Урок с образовательно-познавательной направленностью Уроки с образовательно-предметной направленностью Уроки с образовательно-тренировочной направленностью | Демонстрировать: Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов. Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы. Метание малого мяча на дальность из-за головы. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой. Бег по слабопересеченной местности до 1 км. Равномерный медленный бег до 5 мин. Бег по пересеченной местности. |
3 | Гимнастика с основами акробатики | 18 | Урок с образовательно-познавательной направленностью, Уроки с образовательно-предметной направленностью Уроки с образовательно-тренировочной направленностью | Выполнять: Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом». Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях. Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами. |
3 | Подвижные и спортивные игры | 18 | Урок с образовательно-познавательной направленностью, Уроки с образовательно-предметной направленностью Уроки с образовательно-тренировочной направленностью | Выполнять игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию, прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту, участвовать в эстафетах и играх. |
4 | Лыжная подготовка | 24 | Урок с образовательно-познавательной направленностью, Уроки с образовательно-предметной направленностью Уроки с образовательно-тренировочной направленностью | Демонстрировать Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов. Демонстрировать развитие выносливости: выполнять передвижение на лыжах; повороты. |
5 | Подвижные и спортивные игры | 17 | Урок с образовательно-познавательной направленностью, Уроки с образовательно-предметной направленностью Уроки с образовательно-тренировочной направленностью | Подвижные игры на материале раздела «Спортивные игры» Баскетбол: Демонстрировать специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне». Волейбол: Выполнять подбрасывание мяча; прием и передача мяча; играть в подвижные игры на материале волейбола. Футбол: Выполнять остановку катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой». |
6 | Лёгкая атлетика | 11 | Урок с образовательно-познавательной направленностью, Уроки с образовательно-предметной направленностью Уроки с образовательно-тренировочной направленностью | Демонстрировать Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов. Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы. Метание малого мяча на дальность из-за головы. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой. Бег по слабопересеченной местности до 1 км. Равномерный медленный бег |
№ РАЗДЕЛА | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ИЗ НИХ КОЛИЧЕСТВО | ||
ЛАБОР.Р | ПРАКТ.Р | КОНТР.Р | |||
1 | БАЗОВАЯ ЧАСТЬ | 78 | |||
1.1. | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | |||
1.2. | Подвижные игры | 18 | |||
1.3. | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | |||
1.4. | Легкоатлетические упражнения | 21 | |||
1.5. | Лыжные подготовка | 21 | |||
1.6. | Плавание* | ||||
2 | ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ | 24 | |||
2.1. | Подвижные игры | 17 | |||
2.2 | Лыжная подготовка | 3 | |||
2.3. | Легкоатлетические упражнения | 1 | |||
ИТОГО | 99 | ||||
РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ | 3 | ||||
ИТОГО | 102 |
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ УРОКА | ТЕМА УРОКА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (11 ЧАСОВ) | ||
1 | «Понятие о физической культуре. Правила по технике безопасности на уроках физической культуры». Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Игра «Пингвины с мячом». | 1 |
2 | Освоение навыков ходьбы и бега. Техника безопасности на уроках по лёгкой атлетике. | 1 |
3 | Когда и как возникли физическая культура и спорт. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. | 1 |
4 | Когда и как возникли физическая культура и спорт. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. | 1 |
5 | Современные олимпийские игры. Освоение навыков прыжков. Техника безопасности на уроках по лёгкой атлетике. | 1 |
6 | Современные олимпийские игры. Освоение навыков прыжков. | 1 |
7 | Современные олимпийские игры. Закрепление навыков прыжков. | 1 |
8 | Современные олимпийские игры. Овладение навыками метания. Техника безопасности на уроках по лёгкой атлетике. | 1 |
9 | Что такое физическая культура. Овладение навыками метания мяча. | 1 |
10 | Что такое физическая культура. Овладение навыками метания мяча. | 1 |
11 | Что такое физическая культура. Овладение навыками метания мяча. Техника безопасности на уроках по лёгкой атлетике. | 1 |
ГИМНАСТИКА С ОСНОВАМИ АКРОБАТИКИ (18 часов) | ||
12 | Что такое физическая культура. Освоение общеобразовательных упражнений с предметами и без предметов. Освоение строевых упражнений. Техника безопасности на уроках по гимнастике. | 1 |
13 | Твой организм. Освоение общеобразовательных упражнений с предметами и без предметов. Освоение строевых упражнений. Техника безопасности на уроках по гимнастике. | 1 |
14 | Твой организм. Освоение общеобразовательных упражнений с предметами и без предметов. Освоение строевых упражнений. Техника безопасности на уроках по гимнастике. | 1 |
15 | Твой организм. Освоение акробатических упражнений. Техника безопасности на уроках по гимнастике. | 1 |
16 | Твой организм. Освоение акробатических упражнений. | 1 |
17 | Основные части тела человека. Освоение акробатических упражнений. | 1 |
18 | Основные части тела человека. Освоение висов и упоров. Техника безопасности на уроках по гимнастике. | 1 |
19 | Основные внутренние органы. Освоение висов и упоров. | 1 |
20 | Основные внутренние органы. Освоение висов и упоров. | 1 |
21 | Основные внутренние органы. Освоение навыков лазания и перелезания. Техника безопасности на уроках по гимнастике. | 1 |
22 | Скелет человека. Освоение навыков лазания и перелезания. | 1 |
23 | Скелет человека. Освоение навыков лазания и перелезания. | 1 |
24 | Скелет человека. Освоение навыков в опорных прыжках. Техника безопасности на уроках по гимнастике. | 1 |
25 | Мышцы человека. Освоение навыков в опорных прыжках. | 1 |
26 | Мышцы человека. Освоение навыков в опорных прыжках. | 1 |
27 | Мышцы человека. Освоение навыков равновесия. Техника безопасности на уроках по гимнастике. | 1 |
28 | Осанка. Освоение навыков равновесия. Освоение танцевальных упражнений. | 1 |
29 | Осанка. Освоение навыков равновесия. Освоение танцевальных упражнений. | 1 |
ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (18 часов) | ||
30 | Осанка. Закрепление и совершенствование навыков бега. | 1 |
31 | Осанка. Закрепление и совершенствование навыков бега. | 1 |
32 | Сердце и кровеносные сосуды. Закрепление и совершенствование навыков бега. | 1 |
33 | Сердце и кровеносные сосуды. Закрепление и совершенствование навыков бега. | 1 |
34 | Сердце и кровеносные сосуды. Закрепление и совершенствование навыков в прыжках. | 1 |
35 | Сердце и кровеносные сосуды. Закрепление и совершенствование навыков в прыжках. | 1 |
36 | Органы чувств. Закрепление и совершенствование навыков в прыжках. | 1 |
37 | Органы чувств. Закрепление и совершенствование навыков в прыжках. | 1 |
38 | Органы чувств. Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. | 1 |
39 | Органы чувств. Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. | 1 |
40 | Личная гигиена. Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. | 1 |
41 | Личная гигиена. Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. | 1 |
42 | Личная гигиена. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Техника безопасности на уроках подвижные и спортивные игры. | 1 |
43 | Личная гигиена. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. | 1 |
44 | Личная гигиена. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. | 1 |
45 | Закаливание. Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча. Техника безопасности на уроках подвижные и спортивные игры. | 1 |
46 | Закаливание. Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча. | 1 |
47 | Закаливание. Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча. | 1 |
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА (24 часа) | ||
48 | Закаливание. Освоение техники лыжных ходов. Переноска и надевание лыж. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке | 1 |
49 | Закаливание. Освоение техники лыжных ходов. Ступающий шаг. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке | 1 |
50 | Мозг и нервная система. Освоение техники лыжных ходов. Ступающий шаг. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке | 1 |
51 | Мозг и нервная система. Освоение техники лыжных ходов. Ступающий шаг. | 1 |
52 | Мозг и нервная система. Освоение техники лыжных ходов. Скользящий шаг без палок. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке | 1 |
53 | Мозг и нервная система. Освоение техники лыжных ходов. Скользящий шаг без палок. | 1 |
54 | Мозг и нервная система. Освоение техники лыжных ходов. Скользящий шаг без палок. | 1 |
55 | Органы дыхания. Освоение техники лыжных ходов. Скользящий шаг без палок. | 1 |
56 | Органы дыхания. Освоение техники лыжных ходов. Скользящий шаг без палок. | 1 |
57 | Органы дыхания. Освоение техники лыжных ходов. Скользящий шаг с палками. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке | 1 |
58 | Органы дыхания. Освоение техники лыжных ходов. Скользящий шаг с палками. | 1 |
59 | Органы дыхания. Освоение техники лыжных ходов. Скользящий шаг с палками. | 1 |
60 | Органы пищеварения. Освоение техники лыжных ходов. Скользящий шаг с палками. | 1 |
61 | Органы пищеварения. Освоение техники лыжных ходов. Повороты переступанием. Передвижение на лыжах до 1 км. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке | 1 |
62 | Органы пищеварения. Освоение техники лыжных ходов. Повороты переступанием. Передвижение на лыжах до 1 км. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке | 1 |
63 | Органы пищеварения. Освоение техники лыжных ходов. Подъемы и спуски под уклон. Прохождение на лыжах до 1 км. | 1 |
64 | Органы пищеварения. Освоение техники лыжных ходов. Подъемы и спуски под уклон. Прохождение на лыжах до 1 км. | 1 |
65 | Пища и питательные вещества. Освоение техники лыжных ходов. Подъемы и спуски под уклон. Прохождение на лыжах до 1 км. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке | 1 |
66 | Пища и питательные вещества. Освоение техники лыжных ходов. | 1 |
67 | Подъемы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 1,5 км. | 1 |
68 | Подъемы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 1,5 км. | 1 |
69 | Вода и пищевой режим. Освоение техники лыжных ходов. Подъемы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 1,5 км. | 1 |
70 | Вода и пищевой режим. Освоение техники лыжных ходов. Передвижение на лыжах до 1,5 км. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке | 1 |
71 | Вода и пищевой режим. Освоение техники лыжных ходов. Передвижение на лыжах до 1,5 км. | 1 |
ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (17 часов) | ||
72 | Вода и пищевой режим. Закрепление и совершенствование навыков бега. | 1 |
73 | Тренировка ума и характера. Закрепление и совершенствование навыков бега. | 1 |
74 | Тренировка ума и характера. Закрепление и совершенствование навыков бега. | 1 |
75 | Тренировка ума и характера. Закрепление и совершенствование навыков бега. | 1 |
76 | Тренировка ума и характера. Закрепление и совершенствование навыков в прыжках Техника безопасности на уроках подвижные и спортивные игры. | 1 |
77 | Тренировка ума и характера. Закрепление и совершенствование навыков в прыжках. | 1 |
78 | Спортивная одежда и обувь. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Техника безопасности на уроках подвижные и спортивные игры. | 1 |
79 | Спортивная одежда и обувь. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Техника безопасности на уроках подвижные и спортивные игры. | 1 |
80 | Спортивная одежда и обувь. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Техника безопасности на уроках подвижные и спортивные игры. | 1 |
81 | Спортивная одежда и обувь. Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Техника безопасности на уроках подвижные и спортивные игры. | 1 |
82 | Спортивная одежда и обувь. Овладение элементарными умениями в бросках и ведении мяча. Техника безопасности на уроках подвижные и спортивные игры. | 1 |
83 | Самоконтроль. Овладение элементарными умениями в бросках и ведении мяча. | 1 |
84 | Самоконтроль. Овладение элементарными умениями в бросках и ведении мяча. | 1 |
85 | Самоконтроль. Овладение элементарными умениями в ведении мяча. Техника безопасности на уроках подвижные и спортивные игры. | 1 |
86 | Самоконтроль. Овладение элементарными умениями в ведении мяча. Техника безопасности на уроках подвижные и спортивные игры. | 1 |
87 | Самоконтроль. Овладение элементарными умениями в ведении мяча. | 1 |
88 | Первая помощь при травмах. Овладение элементарными умениями в ведении мяча. | 1 |
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА (11 часов) | ||
89 | Первая помощь при травмах. Освоение навыков ходьбы и бега. Техника безопасности на уроках по легкой атлетике | 1 |
90 | Первая помощь при травмах. Освоение навыков ходьбы и бега. Техника безопасности на уроках по легкой атлетике | 1 |
Первая помощь при травмах. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. | 1 | |
Первая помощь при травмах. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. | 1 | |
93 | Физическая культура. Освоение навыков прыжков. Техника безопасности на уроках по легкой атлетике Т.Б. | 1 |
94 | Физическая культура. Освоение навыков прыжков. | 1 |
95 | Физическая культура. Закрепление навыков прыжков. | 1 |
96 | Олимпийские игры. Закрепление навыков прыжков. Техника безопасности на уроках по легкой атлетике | 1 |
97 | Олимпийские игры. Овладение навыками метания. | 1 |
98 | Олимпийские игры. Овладение навыками метания. | 1 |
99 | Олимпийские игры. Овладение навыками метания. | 1 |
100 | Резервный урок | 1 |
101 | Резервный урок | 1 |
102 | Резервный урок | 1 |
(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дата и тема непроверенного урока | Класс | Причина, по которой урок не был проведен | Дата и способ коррекции учебного материала | № приказа | Подпись учителя |
(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
ПОУРОЧНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ В ОЧНОЙ ФОРМЕ
1 КЛАСС
(по учебному плану 0,25 ч в неделю, ______ часов в год)
№ п/п | ТЕМА УРОКА |
1. | «Понятие о физической культуре. Правила по технике безопасности на уроках физической культуры» |
2. | Современные олимпийские игры. Освоение навыков прыжков. Техника безопасности на уроках по лёгкой атлетике. |
3. | Твой организм. Общеобразовательные упражнения с предметами и без предметов. Освоение строевых упражнений. Техника безопасности на уроках по гимнастике. |
4 | Освоение строевых упражнений. Техника безопасности на уроках по гимнастике. |
5. | Личная гигиена. Закаливание. |
6. | Мозг и нервная система. Техники лыжных ходов. Ступающий шаг. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке |
7. | Пища и питательные вещества. Вода и питьевой режим |
8. | Спортивная одежда и обувь |
9. | Первая помощь при травмах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 классы 2018-2019 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности«Занимательная математика»»1 – 4 классына 2018-2019 учебный год....
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 3 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 4 класс 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 4 класс 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...