Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для обучающихся 1 класса с ОВЗ
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему
Программа составлена с учетом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности детей. Материал программы дает возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в трудовой деятельности человека.
В программу включены следующие упражнения:
/. Построения и перестроения.
II. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные.
Общеразвивающие.
Направленные на формирование правильной осанки.
///. Прикладные упражнения.
Ходьба и бег.
Равновесие.
IV. Игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiz-ra.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена основании следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. №273
- Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( II вариант)
- Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования
- Программно - методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
1 «Б» класс
Пояснительная записка.
У умственно отсталых детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию: со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики.
Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стертыми двигательными нарушениями, которые к школьному возрасту значительно скомпенсировались, но проявляются как комплексные нарушения движений при значительной нагрузке.
Выявление возможностей умственно отсталого ребенка и коррекция дефектов его развития требуют специальных методических приемов, которые следует прежде всего облечь в доступную форму. Таким образом, физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.
Программа составлена с учетом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности умственно отсталых детей. Материал программы дает возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в трудовой деятельности человека.
В программу включены следующие упражнения:
/. Построения и перестроения.
II. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные.
Общеразвивающие.
Направленные на формирование правильной осанки.
///. Прикладные упражнения.
Ходьба и бег.
Равновесие.
IV. Игры.
Построения и перестроения помогают учителю организовать учащихся. Дети при этом учатся находить свое место в группе, в строю, действовать совместно, строиться и выполнять различные движения в определенном порядке и построении, усваивать команды и подчиняться им, привыкать к дисциплине. У учеников развивается чувство ритма, темпа, улучшается внимание.
Дыхательные упражнения выносятся в самостоятельный раздел ввиду того, что умственно отсталые дети, имея поверхностное, неритмичное дыхание, не умеют произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями.
Без специальных подготовительных упражнений, направленных на обучение дыханию, умственно отсталые ученики не научатся правильно дышать, их дыхание будет неглубоким, неустойчивым и даже незначительная мышечная нагрузка будет его изменять. Детей следует прежде всего научить вдоху и выдоху, а затем включать в элементарные движения, напоминая постоянно, как нужно производить вдох и выдох.
После трудных упражнений необходимо несколько раз повторять дыхательные упражнения.
В раздел введены упражнения для укрепления ослабленных мышц рук, выработки дифференцировки и точности движений конечностей и в особенности пальцев рук.
Умственно отсталому ребенку недостаточно скорригировать элементарное движение. Необходимо помочь ему включить это движение в сложные действия, выработать соответствующие навыки.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координирование, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
В программу включены упражнения для формирования осанки, т.к. умение правильно держать свое тело имеет большое оздоровительное значение, при этом создаются оптимальные условия для деятельности внутренних органов и лучшие условия для их работы.
Правильная осанка будет способствовать формированию правильной рабочей позы на уроках трудовой деятельности.
В разделах «Ходьба и бег», «Равновесие», даются упражнения, которые помогут постепенно формировать важнейшие прикладные навыки.
В программу включены игры, направленные на развитие не только двигательных навыков и физических качеств детей, но также и на развитие внимания, памяти, кинестетических восприятий, пространственных и временных ориентировок. В программе даются и ритмические игры.
Все занятия по физическому воспитанию учащихся в школе строятся с учетом состояния здоровья и физического развития каждого ученика.
Основной формой работы по физическому воспитанию в школе является урок.
1 «Б» класс
(66часов 2 ч. В неделю)
Построения и перестроения
Основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч».
Построение в колонну по одному (равнение на затылок).
Построение в одну шеренгу (равнение по черте, по носкам).
Перестраивание из шеренги в круг, взявшись за руки.
Размыкание на вытянутые руки в стороны.
Размыкание на вытянутые руки вперед.
Повороты по ориентирам.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения в образном оформлении.
Например: «х-х-хо» — согреть руки — выдох; «ф-ф-фу» — остудить воду — выдох; «понюхать цветок» — вдох.
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет.
То же — по инструкции.
Грудное, брюшное и полное дыхание сначала в исходном положении «лежа на спине», затем «сидя» и «стоя».
Дыхание через нос и через рот:
а) вдох и выдох через рот;
б) вдох и выдох через нос;
в) вдох через нос, выдох через рот;
г) вдох через рот выдох через нос.
6. Изменение длительности вдоха и выдоха:
а) вдох короче выдоха: 1-2-3 — вдох, 1-2-3-4 — вы
дох;
б) вдох длиннее выдоха (выдох при этом энергичный):
1-2-3-4 — вдох, 1-2-3 — выдох.
Правильное дыхание в ходьбе с имитацией, напри-
мер:паровоз — выдох «чу-чу-чу»; вагон — выдох —
«ш-чи-ш»; самолет — выдох — «у-у-у»; жук — вы
дох — «ж-ж-ж».
Обшеразвиваюшие упражнения
Движения руками (одновременно и поочередно) в исходных положениях «стоя», «сидя»: вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения — с учетом правильности выполнения движения и введения необходимых коррекций.
Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях.
Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке одновременно двумя руками с контролем зрения, а также без него.
Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих.
Выделение пальцев рук.
Наклоны и повороты головы в исходном положении.
Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.
Тыльное и подошвенное сгибание стопы в различных исходных положениях.
Из исходного положения «стоя» поднимание на носках, перекаты с носков на пятки.
Из основной стойки, стойки «ноги врозь» поднимание прямой и согнутой ноги.
Приседание на всей ступне в стойке «ноги врозь».
Выполнение по памяти комбинации движений из 2-3 элементов.
Отстукивание или отхлопывание заданного темпа.
Отхлопывание или отстукивание простого ритмического рисунка.
Выполнение какого-либо упражнения в разном темпе.
Общеразвивающие упражнения желательно проводить в игровом оформлении. Например, отведение рук в стороны и приведение можно дать в игровых упражнениях: «Петушок хлопает крылышками», «Самолет летит», поднимание рук вверх и опускание: «Дровосек дрова колет» и т. п.
Упражнения для формирования правильной осанки
Правильная осанка в положении «стоя» и «сидя».
Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке до 5-7 сек.
Из исходного положения «стоя у вертикальной плоскости» в положении «правильной осанки» отводить руки в стороны, поднимать вверх и возвращать в исходное положение, а также поочередно поднимать ноги вперед, отводить в стороны.
Из положения «стоя у вертикальной плоскости» отойти от стены на 1-2-3 шага, сохраняя правильную осанку.
Посаженный в правильной осанке — сохранять это положение 5-10 сек.
Ходьба по залу, руки за спину или на поясе с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег
Ходьба ровным шагом (следить за осанкой и правильным синергизмом движений).
Ходьба в колонне.
Ходьба по кругу, взявшись за руки.
Ходьба в положении «руки за спину».
Ходьба на носках.
Ходьба с остановками по сигналу учителя (слуховому, зрительному).
Ходьба в медленном и быстром темпе.
Спокойный бег с правильной координацией движений.
Бег на носках.
Чередование бега с ходьбой (переход от быстрого темпа к медленному).
Прыжки
Подпрыгивание на двух ногах на месте, с небольшим продвижением вперед, в сторону (лучше в играх: «Попрыгунчики», «По кочкам», «Лягушка и аист», «Зайчата»).
Прыжки в разных построениях, например стоя лицом в круг (можно взяться за руки): 1) прыжки на месте; 2) прыжки с продвижением к центру вперед; 3) прыжки с продвижением от центра назад; 4) прыжки с продвижением вправо и влево; 5) прыжки с одного начерченного круга в другой.
Подпрыгивание в парах по очереди, вместе.
Равновесие
Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см.
Стойка на носках (3-4 сек).
Игры
«Кошка и мышки», «Слушай сигнал», «Волшебный мешок», «Отгадай по голосу», «Вот так позы», «Запомни порядок», «Волк во рву», «Совушка», «Попрыгунчики-воробушки», «Узнай на ощупь», «Быстро по местам», «Аист ходит по болоту».
Предполагаемые результаты (для учителя):
- Элементарные пространственные понятия (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, в стороне) и понятия направлений движений (вперед, назад, вниз, вверх, направо, налево, в сторону, в конкретных заданиях).
- Знание частей тела человека: голова — лицо, затылок, лоб, подбородок, шея; туловище — спина, грудь, живот, бок, поясница; руки — плечо, локоть, кисть, пальцы; ноги — колено, стопа, пятка, носок, пальцы.
- Понятия, обозначающие отдельные элементарные виды движений (знание их и умение выполнять по словесной инструкции): подняться(ся)-опустить(ся), согнуть(ся)-разогнуть(ся), наклонить(ся)-выпрямить(ся), повернуться), сесть (сидеть), встать (стоять), идти-бежать.
- Умение построиться в шеренгу и в одну колонну.
- Умение ходить и сидеть в правильной осанке.
- Умение произвольно управлять дыханием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать и развивать познавательную деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-труд...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с Т...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...
Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...