Образовательная общеразвивающая программа "Умею плавать"
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Напрвленность программы - физкультурно-спортивная. Актуальность - укрепление здоровья подрастающего поколения, воспитание подростка с активной жизненной позицией. на основе приоритетов здорового образа жизни. Освоение жизненно важного навыка плавания. Срок реализации - 3 года. Возраст - 6-12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
общеразвивающая программа по плаванию | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Хлевенского муниципального района
Муниципальное автономное учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа
Хлевенского муниципального района»
Принята на педагогическом совете Утверждена
МАУ ДО ДЮСШ Хлевное «_____» __________20___года
Протокол №__ от__________20__г. Директор МАУ ДО ДЮСШ с. Хлевное М.В.Боев __________
Образовательная
общеразвивающая программа
«Умею плавать»
Возраст обучающихся: 6-12 лет
Срок реализации: 3 года
Автор:
Казакова Ирина Александровна
тренер-преподаватель
Хлевное
2016
Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.
А. В. Луначарский
Рецензенты:
- Отдел образования администрации Хлевенского муниципального района.
- Муниципальное автономное учреждении дополнительного образования
« Детско-юношеская спортивная школа Хлевенского муниципального района».
- Оглавление
2. Учебно-тематический план ( по годам обучения) 8
4. Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы ……………………………….11
6. Список литературы ………………………………………………………….34
7. Рецензия на программу ……………………………………………………..35
- Пояснительная записка
1.1. Направленность программы - физкультурно-спортивная.
1.2. Актуальность – укрепление здоровья подрастающего поколения, воспитание подростка с активной жизненной позицией, на основе приоритетов здорового образа жизни. Освоение жизненно важного навыка плавания.
1.3. Цель программы – содействовать формированию гармонично развитой личности ребёнка, посредством занятий плаванием.
В рамках достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
образовательные:
- способствовать овладению жизненно необходимым навыком плавания;
- обучать основам техники спортивных способов плавания;
- формировать широкий круг двигательных умений и навыков;
- обучать правильному дыханию при плавании разными способами;
- способствовать достижению спортивных успехов занимающимися в соответствии с индивидуальными способностями;
- формировать систему знаний о видах плавания, его оздоровительном воздействии на организм, правилах техники безопасности при занятиях физическими упражнениями, спортивной терминологии;
развивающие:
- развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся;
- укрепление здоровья и закаливание;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- развитие познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
воспитательные:
- воспитывать нравственные качества (чувство товарищества, чувство личной ответственности, доброжелательность к окружающим и т.д.);
- приобщать ребёнка к здоровому образу жизни и гармонии тела;
- формировать устойчивый интерес к систематическим занятиям плаванием.
1.4. Отличительная особенность программы – 1)обучение начинается на глубокой воде, на начальной стадии акцент делается на развитие навыков «ныряние», «прыжки в воду», «продвижение в воде». 2) ноябрь- апрель занятия проводятся в бассейне; сентябрь, октябрь, май, июнь – на спортплощадках.
1.5. Возраст обучающихся – 6 – 12 лет .
К занятиям в группах спортивно-оздоровительной подготовки (СОП) допускаются все лица, в возрасте 6 - 12 лет, имея любой уровень плавательной подготовленности, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает администрация ДЮСШ при наличии разрешения органов здравоохранения.
1.6. Срок реализации – 3 года
- Первый год – набираются в группу дети, не умеющие держаться на воде;
- Второй год – основная группа – дети освоившие программу первого года обучения или могут проплыть 15м «своим» способом;
- Третий год – продвинутая группа – владеющие основами техники всех способов плавания или ребёнок может проплыть 50м «своим» способом.
1.7. Формы и режим занятий.
Форма проведения занятий – индивидуально-групповая (тренировочные и теоретические занятия; тестирование и контроль; участие в соревнованиях, матчах, спортивных праздниках; летний палаточный лагерь).
Режим занятий:
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается, как правило, в начале июля. Для групп первого года обучения начало учебного года с 15 сентября (с 1 по 15 сентября комплектование групп). Продолжительность учебного года для первого года - 42 недели, для последующих 44 недели (на 8 недель учащимся устанавливаются каникулы). Количество учебных часов на этапе спортивно-оздоровительной подготовки варьируется от 3 до 6 часов в неделю. Продолжительность одного занятия на первом году обучения равна 1 академическому часу (может быть сокращена до 30-40 минут в зависимости от уровня общей физической подготовки детей), на втором году обучения продолжительность одного занятия составляет 60 минут, на третьем - не превышает 2-х академических часов.
Режим работы спортивно-оздоровительных групп
Год обучения | Минимальный возраст | Число учащихся в группе | Кол-во часов в неделю | Кол-во занятий в неделю | Кол-во учебных недель | Кол-во часов в год | Требования к освоению программы | ||
минимум | максимум | посещаемость | ОФП, СФП, ТП | ||||||
1 | 6 | 12 | 15 | 3 | 3 | 42 | 126 | стабильность | положительная динамика |
2 | 7 | 15 | 21 | 4 | 3 | 44 | 176 | ||
3 | 8 | 15 | 21 | 6 | 3 | 44 | 264 |
1.8. Ожидаемые результаты реализации программы.
- Овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- Освоение основ техники всех способов плавания;
- Положительная динамика развития физических качеств занимающихся;
- Достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями;
- Усвоение знаний общекультурной и специальной (о физической культуре и спорте) направленности.
- Формирование мотивации к занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни.
1.8. Формы подведения итогов реализации программы:
- Систематичность посещений занятий плаванием - журнал учёта;
- Текущее и контрольное тестирование по освоению учебного материала и общефизической подготовке - протоколы тестирования;
- Участие в спортивных праздниках, фестивалях, конкурсах, акциях - списки участников, рисунки, фотографии, грамоты;
- Выступление в соревнованиях по плаванию и дополнительное участие в соревнованиях по другим видам спорта, в том числе сдача норм ГТО - итоговые протоколы, грамоты, дипломы, фотографии.
Нормативы для тестирования
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки |
Общая физическая подготовка | ||
Челночный бег 3 х 10 м; с | 9,5 | 10 |
Бросок набивного мяча 1 кг; м | 3,8 | 3,3 |
Наклон вперед с возвышения | + | + |
Выкрут прямых рук вперед-назад | + | + |
Прыжок в высоту с места | + | + |
Прыжок в длину с места | + | + |
Техническая подготовка | ||
Длина скольжения | 6м | 6 м |
Техника плавания всеми способами: | ||
а) с помощью одних ног | + | + |
б) в полной координации | + | + |
Выполнение стартов и поворотов | + | + |
Проплывание дистанции 50м избранным способом | + | + |
- Примечание. + норматив считается выполненным при улучшении показателей
2. Учебно-тематический план
Учебный план для групп спортивно-оздоровительной подготовки основывается на следующих показателях:
возраст занимающихся; год занятий в школе; спортивный разряд; количество занятий и учебных часов в неделю; распределение времени на основные разделы программы.
Соотношение времени, отводимого на отдельные виды подготовки, не является единственно возможным вариантом и может изменяться в зависимости от изменений материально-спортивной базы.
№п\п | разделы программы | Год обучения | ||
1 | 2 | 3 | ||
І | Теоретическая подготовка | 6 | 6 | 8 |
1.1 | Введение в программу | 1 | ||
1.2 | Правила поведения в бассейне, меры безопасности | 1 | 1 | |
1.3 | Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний | 1 | 1 | |
1.4 | Врачебный контроль и самоконтроль. Влияние физических упражнений на организм человека | 1 | 1 | 1 |
1.5 | Основы техники плавания и терминология плавания; | 1 | 1 | 2 |
1.6 | Спортивный инвентарь и оборудование | 1 | ||
1.7 | Правила организации и проведения соревнований; | 1 | 1 | 2 |
1.8 | Развитие спортивного и прикладного плавания в России и за рубежом; | 1 | 1 | |
1.9 | Морально-волевая подготовка. | 1 | ||
ІІ | ОФП на суше и воде | 72 | 98 | 144 |
III | Избранный вид спорта | 44 | 64 | 104 |
СФП и СТП на суше и воде | 42 | 60 | 98 | |
Участие в соревнованиях | 2 | 4 | 6 | |
ІV | Контрольные мероприятия | 4 | 8 | 8 |
Тестирование | 2 | 4 | 4 | |
Медицинское обследование | 2 | 4 | 4 | |
Итого часов в год | 126 | 176 | 264 |
Рекомендуемое количество соревнований в годичном цикле
Год обучения | На суше | В воде |
1-й год | - | 2-3 |
2-й год | 2 | 3-6 |
3-й год | 2 | 4-6 |
- календарный учебный график для спортивно-оздоровительных групп по годам обучения:
Разделы учебного материала | кол-во часов | СОГ первого года обучения -3часа в неделю; 42 недели | ||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь, июль | |||
I | Теоретическая подготовка | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
II | Общая физическая подготовка на суше и воде | 72 | 6 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
III | Избранный вид спорта | 44 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
IV | Контрольные мероприятия: | 4 | 2 | 2 | ||||||||
Итого: | 126 | 7 | 13 | 13 | 13 | 14 | 12 | 13 | 12 | 14 | 16 |
Разделы учебного материала | кол-во часов | СОГ второго года обучения - 4часа в неделю; 44 недели | ||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь, июль | |||
I | Теоретическая подготовка | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
II | Общая физическая подготовка на суше и воде | 98 | 11 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 10 | 16 |
III | Избранный вид спорта | 64 | 4 | 5 | 7 | 8 | 7 | 7 | 8 | 6 | 6 | 6 |
IV | Контрольные мероприятия: | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Итого: | 176 | 18 | 16 | 17 | 18 | 17 | 16 | 18 | 16 | 17 | 23 |
Разделы учебного материала | кол-во часов | СОГ третьего года обучения - 6часов в неделю; 44 недели | ||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь, июль | |||
I | Теоретическая подготовка | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
II | Общая физическая подготовка на суше и воде | 142 | 17 | 17 | 12 | 12 | 12 | 10 | 12 | 10 | 17 | 23 |
III | Избранный вид спорта | 104 | 6 | 6 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 11 | 8 | 8 |
IV | Контрольные мероприятия: | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Итого: | 264 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 24 | 28 | 24 | 26 | 32 |
3.Содержание программы
I раздел - теоретическая подготовка, содержит следующие темы:
Тема 1. Введение в программу;
Тема 2. Правила поведения в бассейне (Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне. Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях плаванием. Первая помощь при несчастных случаях);
Тема 3. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний (Личная гигиена занимающихся спортом. Закаливание, как средство повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Режим дня, как совместить хорошую учёбу, обязанности по дому и занятия по интересам?);
Тема 4. Врачебный контроль и самоконтроль. Влияние физических упражнений (плаванием) на организм человека;
Тема 5. Основы техники плавания и терминология плавания (виды плавания, особенности и общая характеристика, термины, которые используются на учебных занятиях);
Тема 6. Спортивный инвентарь и оборудование(требования к месту занятий физическими упражнениями, общая характеристика спортивного инвентаря и оборудовании и уход за ними);
Тема 7. Правила организации и проведения соревнований(виды соревнований, требования к организации проведения и правил соревнований);
Тема 8. Развитие плавания в России и за рубежом (Плавание - жизненно важный навык и средство воспитания морально-волевых качеств. Оздоровительное, спортивное и прикладное значение плавания. История развития плавания. Олимпийское движение);
Тема 9. Морально-волевая подготовка.(Что такое здоровый образ жизни? Для чего нужно регулярно заниматься физической культурой. Воспитание целеустремлённости, трудолюбия, настойчивости, выдержки и самообладания.
II раздел –Общефизическая подготовка .Обучение проходит в форме практических занятий. Основная цель раздела - развитие и воспитание двигательных способностей, не специфичных для плавания, но косвенно влияющих на результативность его освоения.
III раздел – Избранный вид спорта. Обучение проходит в форме практических занятий. В него входят:
- Специальная физическая подготовка (Освоение обучающимися специальных знаний, навыков и умений для формирования базы последующих действий в плавании. Развитие двигательных способностей и комплексных качеств, которые помогают достичь успехов в игровых упражнениях и при выполнении выбранных физических упражнений);
- Специальная техническая подготовка (Освоение специальных знаний и умений управлять своим телом, технико-тактических тонкостей. Значение технических навыков, количество повторений и их вариативность);
- Спортивные соревнования (Формирование мотивация к состязаниям. Участие в районных соревнованиях, турнирах по плаванию и другим видам спорта, таких как бег, лыжные гонки, ГТО. Школа побед и поражений).
IV раздел – Контрольные мероприятия. Проводятся в форме теоретических и практических занятий. Включают в себя:
- Текущее и итоговое тестирование;
- Медицинское обследование. Проводится два раза в год, в сентябре и мае в районной поликлинике, с обязательной сдачей ЭКГ, общих анализов и осмотром ряда специалистов, таких как хирург, окулист, отоларинголог и др.)
4. Методическое обеспечение программы
4.1. Основные способы и формы работы с детьми.
В группах спортивно-оздоровительной подготовки (СОП) осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.
Теоретический материал даётся в форме бесед, коротких сообщений, объяснений, рассказов, с использованием рисунков, схем и видеоматериалов. На таких занятиях обучающиеся получают необходимые знания о сути занятий физическими упражнениями, влиянии их на организм человека, истории развития плавания, олимпийского движения.
Практические занятия проводятся на суше и в воде и имеет следующую структуру: первая часть- вводная (подготовительная), вторая - основная и заключительная. Занятие в бассейне начинается на суше, продолжается в воде и заканчивается снова на суше. Такая последовательность позволяет:
В подготовительной части занятия лучше организовать группу, сообщить задачи предстоящего занятия и теоретические сведения, осуществить функциональную и психологическую подготовку обучающихся к основной части тренировочного занятия. В ней применяются ходьба, бег, общеразвивающие, специально-подготовительные и имитационные упражнения
В основной части занятий решаются задачи овладения элементами техники плавания. Развития физических способностей и двигательных навыков. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
Заключительная часть тренировочного занятия направлена на постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние с помощью медленного плавания, выполнения стартовых и учебных прыжков, поворотов. Проведение игр в заключительной части занятия улучшает эмоциональное состояния юных спортсменов и облегчает перенесение учебных нагрузок. Это в значительной степени повышает интерес к занятиям. Завершают занятие плавания подведением итогов и даются задания на дом.
Педагогический контроль
Важнейшей функцией управления педагогическим процессом является контроль, определяющий эффективность учебной работы на всём её протяжении. Применяются следующие виды и формы контроля:
- предварительный контроль (оценка уровня развития физических качеств), осуществляется педагогом в форме тестирования (сентябрь);
- промежуточный контроль, (за уровнем освоения основных навыков и умений) проводится один раз в полугодие в форме тестирования (декабрь);
- итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме выполнения контрольных упражнений (тестирование) по общей физической подготовке, уровню освоения навыков баскетбола, а также теоретических знаний (апрель-май);
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья), осуществляется педагогом в форме наблюдения.
4.2. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.
1- словесные методы обучения:
- рассказ,
- объяснение,
- анализ,
- беседа,
- указания,
- распоряжения;
2 – наглядные методы обучения:
- использование схем, рисунков, видео;
- показ упражнения, двигательного действия преподавателем или наиболее подготовленным учеником;
- наблюдение;
3 – практические методы обучения:
- целостный и расчленённый методы разучивания двигательного действия;
- соревновательный метод;
- игровой метод;
- метод круговой тренировки;
- дистанционный, равномерный и переменный метод.
При реализации программы используются педагогические принципы:
доступности – на начальном этапе обучения он является основным;
сознательности и активности – используется в дальнейшем при формировании устойчивого интереса детей как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
индивидуализации – используется педагогом для определения посильных заданий с учётом индивидуальных особенностей занимающихся.
Для соблюдения правильного применения принципа доступности при планировании каждого занятия плаванием должны строго выполняться следующие методические условия:
- Преемственность физических упражнений (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному);
- Постепенность (от простого к сложному),использование специально разработанных методических приёмов для формирования прочного навыка плавания;
Соблюдение принципов доступности и индивидуализации тесно связано с принципом систематичности и последовательности в обучении. При определении последовательности изучения упражнений важно учитывать закономерность переноса двигательных навыков:
- Упражнения по освоению с водой;
- Освоение облегчённых способов плавания, создающих двигательный фундамент для последующего изучения спортивных способов и позволяющих свободно передвигаться в воде на различные расстояния;
- Ознакомление со спортивными способами плавания;
- Освоение спортивных способов плавания;
- Прикладное плавание;
- Обучение стартам и поворотам.
В программе учебный материал изложен в соответствии с годовым планом-графиком распределения учебных часов для групп спортивно-оздоровительной подготовки.
Занятия в группах спортивно-оздоровительной подготовки удобно планировать и проводить ориентируясь на уровень физической подготовленности ребёнка и степень владения навыком плавания. Основное содержание занятий составляет обучение основам техники спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения. При невысоком уровне физической подготовленности обучающихся, обучение плаванию дельфином, провожу только по элементам.
Первый учебный год условно делим на 2 полугодия. В первом полугодии в сентябре, октябре месяце основной упор делается на общефизическую подготовку занимающихся. Занятия проводятся в хорошую погоду на улице, в сырую и ветреную - в спортивном и тренажёрном залах. (Дети осваивают различные общеразвивающие упражнения, упражнения из других видов спорта, развивают ловкость, силу и быстроту в подвижных, а также в упрощённых спортивных играх. Тренируют выносливость и упорство в различных беговых упражнениях. Развивают гибкость и координацию в специальных упражнениях. В это же время ребята сдают нормативы по ОФП. С конца октября обычно начинает функционировать бассейн, и мы приступаем к водным занятиям. На первом этапе проводится освоение с водой и обучение основам техники плавания кролем на груди и на спине. Его продолжительность варьируется и может составлять от 4 до 8 недель для занимающихся в возрасте 11-12 лет, от 8 до 12 недель в возрасте 9-11 лет, от 12- до 16 недель в возрасте 6 - 8 лет. При обучении плаванию, может вносится корректировка в учебный процесс в соответствии с действительным освоением обучающимися учебного материала.
На первых 12 занятиях (с начала водного сезона) проводится освоение с водой, ознакомление с элементами техники плавания кролем на груди, учебных прыжков в воду, а также общеразвивающих и специальных физических упражнений. С 13-го занятия продолжается изучение элементов плавания кроль на груди и на спине. На 24-м (контрольном)занятии выполняются следующие упражнения: 1) плавание с помощью движений ногами кролем на груди и на спине - 15 м; 2) плавание кролем на спине; 3) плавание кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе; 4) спад в воду из положения согнувшись. Далее продолжается изучение техники спортивных способов плавания кроль на груди и на спине, нырянию и ориентированию под водой. 36-й (итоговое) занятии посвящается выполнению контрольных упражнений: 1) плавание с помощью движений ногами кролем на груди и на спине — 25 м; 2) плавание кролем на спине — 20-25 м; 3) плавание кролем на груди — 15-20 м; 4) ныряние и доставание игрушки со дна бассейна (глубина = 127см)
В первые дни нового года обучающиеся этой группы традиционно участвуют в Новогоднем празднике, который включает эстафеты на воде.
Во втором полугодии продолжается работа над совершенствованием техники кроля на груди и спине в полной координации, дети знакомятся с основами плавания способом брасс и дельфин, стартов и поворотов. В течение всего времени уделяется большое внимание общефизической подготовке, развитию координации, силы, гибкости, быстроты. Май, Июнь месяцы для нас традиционно сухопутные, хотя мы участвуем в соревнованиях по плаванию, которые проводятся в муниципальных районах Липецкой области в этот период. На занятиях используются: беговые упражнения и кроссовая подготовка, специальные упражнения пловца и ОРУ, упражнения комплекса ГТО, элементы народных и подвижных игр, спортивные игры, сдаются контрольные упражнения по ОФП.
В группах СОП второго и третьего года обучения учебная работа направлена на совершенствование техники плавания всех спортивных способов и расширение арсенала двигательных навыков; умение слушать свой организм, самостоятельно контролировать самочувствие, чтобы постепенно повышать уровень физической подготовки и регулярно выполнять «свой» объем тренировочных нагрузок на суше и в воде;
Схема распределения учебного материала по принципу первого года обучения, но исключены упражнения по освоению с водой. Первые 4-8 недель занятий на воде отводятся на повторение и закрепление материала первого этапа первого года обучения, затем 4 недели на изучение и освоение основ техники способа плавания брасс, затем 4 недели на изучение и освоение основ техники способа плавания дельфин. С 5-7 недели параллельно с освоением и совершенствованием техники спортивных способов плавания идёт изучение и совершенствование техники стартов и поворотов. После этого знакомим детей с элементами прикладного плавания, правилами комплексного плавания, спортивных эстафет. В дальнейшем проводиться чередование углубленной работы над техникой плавания всех спортивных способов.
Например:
в каждой неделе акцентируем работу над определённым способом плавания, отводя 60-70% на каждом занятии в течении недели, а 30-40% отводим дополнительным 1-2 способам плавания, спортивным стартам, поворотам. Обязательно включаем в каждое занятие игры, эстафеты, свободное плавание.
1-я неделя – 60-70% учебного времени уделяем работе над техникой плавания кролем на груди, 30-40% другим видам плавания и играм;
2-я неделя – тоже, но акцент на способ плавания «кроль на спине»;
3-я неделя - тоже, но акцент на способ плавания «брасс»;
4-я неделя - тоже, но акцент на способ плавания «баттерфляй»;
Примерный график распределения изучаемого материала первого этапа
Учебный материал | Номера занятий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | |
Теоретические сведения | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Упражнения для освоения с водой | + | + | + | + | + | + | + | К | ||||||||||||||||||||||||||||
Учебные прыжки в воду | + | + | + | + | К | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | К | + | |||||||||||||||||||
Элементарные гребковые движения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | К | ||||||||||||||||||||||||||
Игры и развлечения на суше и воде | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Упражнения для изучения техники кроля на груди и на спине | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | К | + | + | + | + | + | К | ||||||||||||||||||
Упражнения для изучения старта и поворотов | + | + | + | + | + | К |
Примечание: К - контрольные занятия.
Методика обучения основам техники спортивных способов плавания Изучение техники спортивного способа плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке: 1) положение тела, 2) дыхание, 3) движения ногами, 4) движения руками, 5) общее согласование движений.
Освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном без опорном положении, которое является рабочей позой пловца.
1.ознакомление с движением на суше - проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
2.изучение движений в воде с неподвижной опорой - при изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
3.изучение движений в воде с подвижной опорой - при изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
4.изучение движений в воде без опоры - все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
- движения ногами с дыханием;
- движения руками с дыханием;
- движения ногами и руками с дыханием;
- плавание в полной координации.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на этом этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом - насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся. На этапе закрепления и совершенствования техники плавания ведущее значение приобретает метод целостного выполнения техники. Поэтому на каждом занятии соотношение плавания в полной координации и плавания по элементам с помощью движений руками и ногами должно быть 1:1. Совершенствование техники плавания проводится с обязательным изменением условий выполнения движений. С этой целью применяются следующие варианты плавания:
- поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);
- проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
- чередование плавания в облегченных и в усложненных условиях в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации). Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:
-разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
- умение применять различные варианты техники плавания в изменившихся условиях;
- формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.
Содержание изучаемого курса
Общая и специальная физическая подготовка
Общеразвивающие и специальные физические упражнения применяются в целях:
- повышения уровня общего физического развития занимающихся;
- совершенствования основных физических качеств, определяющих успешность обучения и тренировки в плавании (координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах);
- организации внимания занимающихся и предварительной подготовки к изучению основного учебного материала в воде.
К основным средствам общей физической подготовки относятся:
-различные виды передвижений (обычные ходьба и бег, боком, спиной вперед, с различными движениями рук, в полуприседе и т.п.);
- кроссовая подготовка (бег в умеренном темпе по слабопересеченной местности ;
- общеразвивающие и акробатические упражнения (без предметов, с партнером, в упорах и висах);
-подвижные и спортивные игры, эстафеты с элементами общеразвивающих упражнений;
-лыжная подготовка.
Строевые упражнения. Построения и перестроения. Повороты на месте и в движении. Ходьба и бег в различном темпе и направлении (с подсчётом, хлопками, прыжками, в ускоренном и замедленном темпе).
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предметов для мышц рук, плечевого пояса, шеи, туловища, ног из различных исходных положений.
Упражнения на координацию движений. Упражнения на гибкость, силу, расслабление: подтягивания, отжимания. Висы и упоры. Повороты туловища влево, вправо (плавно, рывками, с различным исходным положением рук). Наклоны туловища вперёд, назад, влево, вправо с исходным положением рук вверх, к плечам, на поясе, в стороны. Махи ногами в различных плоскостях, выпады, приседания. Прыжки на двух, одной ноге, попеременно, с поворотами, в приседе и т.п. Специальные подготовительные упражнения с предметами и без предметов для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях. Вращение рук вперёд и назад одновременно и попеременно. Имитационные упражнения на суше, работа рук и ног при плавании кролем на груди и спине. Имитация техники дыхания в сочетании с работой рук и ног при плавании кролем на груди и спине. Имитация стартового прыжка и поворота. Бег с различной скоростью до 400 м.
Имитационные упражнения на суше
Имитация движений на суше, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, способствует более быстрому и качественному освоению техники плавания. С формой гребковых движений руками, как при плавании кролем на груди и спине, новички знакомятся, выполняя на суше различные круговые движения плечами и руками типа «Мельница» в положении стоя и стоя в наклоне. Они также предварительно знакомятся с необходимостью преодолевать сопротивление воды при выполнении гребков руками, применяя упражнения с резиновыми амортизаторами или бинтами.
Специальная физическая подготовка на суше
Имитационные упражнения для совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
Упражнения на учебных тренажерах для воспитания силы и выносливости мышечных групп, являющихся ведущими в плавании. Специальные упражнения с резиновыми амортизаторами и портативными снарядами блочной конструкции.
Упражнения на растягивание и подвижность, обеспечивающие свободное выполнение движений с большой амплитудой при плавании спортивными способами.
Упражнения на выносливость, соответствующие продолжительности, характеру и форме движений основным тренировочным упражнениям в воде.
Подготовительные упражнения для освоения с водой
С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:
- формирование комплекса рефлексов(кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и др.), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;
- освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде – как подготовки к изучению техники спортивного плавания;
- устранение инстинктивного страха перед водой – как основа психологической подготовки к обучению.
Подготовительные упражнения позволят ученику, не умеющему плавать, ознакомиться со свойствами воды, помогут ориентироваться и увереннее чувствовать себя в непривычных условиях водной среды. Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды, испытать выталкивающую подъёмную силу воды и чувство опоры о воду, выработать умение ориентироваться в непривычных условиях водной среды. Передвижения по дну шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений рук, взявшись за руки, приседания, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.
Элементарные гребковые движения руками и ногами типа «полоскание белья», «Лодочка», «футбол», «Пишем восьмёрки» и др. вырабатывают чувство воды. Умение опираться о воду, чувствовать её ладонью, предплечьем, стопой, голенью. Умение дышать и открывать глаза в воде, погружаться в воду с головой.
Скольжения на груди и спине. Скольжение после отталкивания ногами от дна или бортика бассейна. Скольжение на груди с последующими гребковыми движениями рук. Гребковые движения ног, держась за бортик или опираясь руками за дно; то же, с поддержкой товарища. Плавание с помощью одних ног с опорой на доску. Проплывание больших отрезков с помощью работы рук и ног кролем на груди с задержкой дыхания . Проплывание с полной координацией кролем на груди и спине . Соскок вниз ногами с низкого бортика, спад в воду из положения сидя и стоя согнувшись; разучивание поворота у бортика . Игры в воде : «У кого вода в котле закипит сильнее» «Буксир», «Стрелы», «Невод», «Фонтан», «Пескари и щука», «Белые медведи» и др.
Упражнения для освоения с водой можно разделить на 5 групп:
- упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды;
- погружения в воду с головой;
- подныривания и открывание глаз в воде;;
- всплывания и лежание на воде;
- выдохи в воду;
- скольжения.
Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды:
1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна
2. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом.
3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег, со сменой направления движения.
4. Ходьба приставными шагами (левым и правым боком) без помощи рук с переходом на бег.
5. «Кто выше выпрыгнет из воды?»
6. Ходьба по дну, наклонившись вперёд: руки вытянуты вперёд, кисти соединены.
7. Поочерёдные движения ногами (как удар в футболе), отталкивая воду подъёмом стопы и передней поверхностью голени.
8. Поочерёдные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.
9. Бег вперёд с помощью попеременных или одновременных гребковых движений руками.
10. То же вперёд спиной.
11. Стоя на дне, шлёпать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.
12. «Полоскание белья»
13. «Пишем восьмёрки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.
14. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, отгребая воду в стороны – назад без выноса рук из воды.
16. Опустившись в воду до подбородка и стоя в наклоне, выполнять попеременные гребковые движения руками.
17. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
18. Опустившись в воду до подбородка и стоя прямо (ноги на ширине плеч), выполнять движения руками перед грудью в виде «лежачей» восьмёрки.
Упражнения для погружения в воду с головой и открывание глаз в воде
1. Набрать в ладони воду и умыть лицо.
2. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду , опустив лицо до уровня носа.
3. Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться в воду , опустив лицо до уровня глаз.
4. Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться в воду с головой.
5. То же, держась за бортик бассейна.
6. «Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и , погрузившись в воду, сесть на дно.
7. Подныривания под разграничительную дорожку, Резиновый круг, доску при передвижении по дну бассейна.
8. «Достань клад».
9. Упражнения в парах «водолазы». Погрузившись в воду, открыть глаза и сосчитать количество пальцев партнёра, поднесённых к лицу.
10. Упражнения в парах. Стоя лицом друг к другу, сделать вдох, погрузиться в воду и поднырнуть между широко расставленными ногами партнёра.
Всплывания и лежания на воде.
Задачи:
- ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;
- освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;
- освоение возможного изменения положения тела в воде.
Упражнения:
Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.
То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.
«Поплавок». Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.
«Медуза». Выполнив упражнение «поплавок», расслабить руки и ноги.
«3вездочка». Из положения «поплавок» развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).
«3вездочка» в положении на груди: несколько раз свести и развести руки и ноги.
Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая рука вдоль тела), затем медленно опустить руку от бортика.
«3вездочка» в положении на спине: опуститься по шею в воду затем опустив затылок в воду (смотреть строго вверх; уши должны быть в воде), оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны. B том же исходном положении несколько раз свести и развести руки и ноги.
«3вездочка» в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с задержкой дыхания) и перевернуться на грудь - «звездочка» в положении на груди.
Выдохи в воду
Задачи:
- освоение навыка задержки дыхания на вдохе;
- умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;
- освоение выдохов в воду.
Упражнения
1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.
2.Опустить губы к поверхности воды и выдуть на пей лупку (выдох, как, дуют на горячий чай).
3.Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду - выдох.
4. То же, опустив лицо в воду.
5. То же, погрузившись в воду с головой.
6. Сделать 20 выдохов в воду, поднимая и погружая лицо в воду.
7. Упражнение в парах - «насос». Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.
8. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи-выдохи (для вдоха поднимать голову вперед).
9. Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха налево.
10. То же, поворачивая голову для вдоха направо.
11. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову для вдоха налево.
12. То же, поворачивая голову для вдоха направо.
Скольжения
Задачи:
- освоение равновесия и обтекаемого положения тела;
- умение вытягиваться вперед в направлении движения;
- освоение рабочей позы пловца и дыхания.
Упражнения:
Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами (для лучшего понимания значения положения тела и его обтекаемости предлагается скольжение в положении тела «буква Х» .
То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
То же, поменяв положение рук.
То же, руки вдоль туловища.
Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.
Скольжение на спине, руки вдоль туловища.
То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.
То же, поменяв положение рук.
То же, руки вытянуты вперед.
Скольжение с круговыми вращениями тела - «винт».
Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать выдох-вдох, подняв голову вперед.
То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.
То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону
Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.
То же на левом боку.
Учебные прыжки в воду
Задачи:
- устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое освоение с непривычной средой;
- подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.
Упражнения:
Сидя на бортике и упершись в него одной рукой, по сигналу педагога спрыгнуть в воду ногами вниз.
Сидя на бортике и упершись ногами в сливной желоб, поднять руки вверх (голова между руками), сильно наклониться вперед, опираясь грудью о колени и оттолкнувшись ногами, упасть в воду.
Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
В том же исходном положении (руки прижаты к туловищу) вынести вперед над водой одну ногу, присоединить к ней другую и выполнить соскок в воду. То же, вытянув руки вверх.
В том же исходном положении согнуть ноги в коленных суставах, оттолкнуться вверх и спрыгнуть в воду вниз ногами. Сначала руки вытянуты вдоль туловища, потом вверху.
Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальцами ног, поднять руки вверх, наклониться вперёд-вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
То же, но с согнутыми коленями.
Подвижные игры в воде
«Караси и невод», «Стрелы», «Кто дальше проскользит», «Фонтан», «Караси и щука», «У кого вода закипит сильнее», «Белые медведи » и др.
Также игры на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды («Кто выше», «Переправа», «Лодочки», «Карусель»); игры с всплыванием и лежанием на воде («Винт», «Авария», «Слушай, сигнал!»; игры с выдохами в воду( «У кого больше пузырей» , «Ваньки- Встаньки», «Фонтанчики»); игры с прыжками в воду ( «Не отставай!», «Эстафета», «Прыжки в круг», «Полёт»)
Игры с мячом («Мяч по кругу», «Гонки мячей», «Салки с мячом») и др.
Облегченные способы плавания
Облегченные способы плавания представляют собой такие координации , в которых последовательно сочетаются простейшие одновременные движения рук с попеременными или одновременными движениями ног. Облегченные способы плавания создают благоприятные условия для непрерывного дыхания.
При плавании облегченными способами обучаемые приобретают навыки выполнения движений с различной амплитудой и в разных направлениях . Многочисленные согласования этих движений развивают координационные способности, составляют основу для овладения передовой техникой спортивного плавания. Облегченные способы надо рассматривать как средство воспитания временных навыков плавания, если в дальнейшем школьники изучают технику спортивного плавания, и как средство формирования постоянных навыков, если обучение плаванию школьников на этом заканчивается.
Облегченные способы плавания объединены в четыре основные группы: первая основана на движениях ног , как при плавании кролем, вторая – на движениях ног, как при плавании брассом, третья – на движениях ног, как при плавании дельфином, четвертая группа основана на движениях ног, как при плавании кролем и попеременных движениях рук без выноса из воды .
Основы техники спортивных способов плавания
Кроль на груди и спине. Движение рук, ног, дыхание, согласование движений рук с дыханием, общее согласование движений рук и ног с дыханием. Открытый поворот при плавании кролем на груди и спине. Старт из воды при плавании кролем на спине. Совершенствование техники дыхания при плавании кролем на груди и спине. Знакомство со способами брасс, дельфин.
Упражнения для изучения техники кроля на груди
Упражнения для изучения движений ногами и дыхания
1.И.п. - сидя на полу или на краю скамьи с опорой руками сзади; ноги выпрямлены в коленных суставах, носки оттянуты и развернуты внутрь. Имитация движений ногами кролем.
2.И.п. - лежа на груди поперек скамьи с опорой руками о пол. Имитация движений ногами кролем.
3.И.п. - сидя на краю берега или бассейна, опустив ноги в воду. Движения ногами кролем по команде или под счет преподавателя.
4.И.п. - лежа на груди, держась за бортик руками (локти упираются в стенку бассейна); подбородок на поверхности воды. Движения ногами кролем.
5.И.п. - лежа на груди, держась за бортик вытянутыми руками; лицо опущено в воду. Движения ногами кролем.
6.И.п. - то же, держась за бортик бассейна прямой рукой, другая вытянута вдоль туловища; лицо опущено в воду. То же, поменяв положение рук.
7.То же, с дыханием: вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища; выдох - при имитации опускания лица в воду.
8.Плавание при помощи движений ногами, держа доску в вытянутых руках. Хват доски осуществляется таким образом, чтобы большие пальцы рук были внизу.
9.То же, держа доску в одной вытянутой руке. Сначала правой рукой держать доску перед собой, левая - вдоль туловища; затем поменять положение рук.
10.Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук: а) прямые руки впереди; б) одна рука впереди, другая - вдоль туловища; в) обе руки вдоль туловища; г) обе руки за спиной, кисть касается локтя противоположной руки. Вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища (б), либо во время подъема головы вперед (а, в, г), выдох - во время опускания лица в воду.
Основные методические указания
В упражнениях 1-10 следить, чтобы ноги в коленях не сгибались, носки ног были оттянуты и повернуты немного внутрь. В упражнениях 1-4 темп движений быстрый. В упражнениях 5-10: следить за ровным, вытянутым положением тела у поверхности воды, движения должны быть энергичными, с небольшой амплитудой и в среднем темпе, стопы расслаблены. Упражнения 5-6, 9-10 выполняются вначале на задержке дыхания, затем - в согласовании с дыханием.
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
11.И.п. - стоя, одна рука вверху, другая у бедра. Круговые и попеременные движения обеими руками вперед и назад - «мельница». Разнонаправленные круговые движения руками.
12.И.п. - стоя в выпаде вперед, слегка наклонив туловище вперед; одна рука опирается о колено передней ноги, другая - впереди, в положении начала гребка. Имитация движений одной рукой кролем.
13.И.п. - то же; одна рука впереди, в положении начала гребка; другая- у бедра, в положении окончания гребка. Имитация движений руками кролем.
14.И.п. - стоя на дне бассейна в выпаде вперед; одна рука упирается в колено передней ноги, другая - на поверхности воды, в положении начала гребка; подбородок на воде, смотреть прямо перед собой. Имитация движений одной рукой кролем (сначала правой, затем левой). То же, с задержкой дыхания (лицо опущено в воду). То же, с поворотом головы для вдоха.
15.Плавание при помощи движений одной рукой, держа в другой руке доску.
16.То же, лицо опущено в воду; между ногами зажата плавательная доска или круг.
17.Плавание при помощи движений одной рукой (другая вытянута вперед).
18.Плавание при помощи поочередных движений руками кролем в согласовании с дыханием (руки вытянуты вперед). Как только одна рука заканчивает гребок, его тут же начинает другая рука. Вдох выполняется в сторону работающей руки.
19.Плавание при помощи движений руками в согласовании с дыханием «три-три» (вдох выполняется после каждого третьего гребка).
Основные методические указания
В упражнениях 11-14; движения выполнять прямыми руками, гребок делать под туловищем, касаясь бедра в конце гребка, ладонь развернута назад. В упражнении 14: гребок должен быть длинным, без раскачивания плеч, вдох -в момент касания бедра рукой. Упражнения 15-19: следить за ровным положением тела, чтобы гребок выполнялся напряженной кистью, ладонь развернута назад, без сгибания руки локтем назад; выполняются вначале в скольжении после отталкивания от дна бассейна из и.п. одна рука впереди, другая – у бедра, затем — с надувным кругом между йогами. Упражнения 15-17выполняется вначале на задержке дыхания, затем в согласовании с дыханием.
Упражнения для изучения общего согласования движений
20.Плавание с непрерывной работой ног, одна рука впереди, другая - у бедра. Присоединение движений руками кролем на груди.
21.Плавание кролем на груди с акцентом на сильную работу ногами (для выработки шестиударной координации движений).
22.То же, с акцентом на сильную работу руками, сдерживая движения ногами(для выработки двух- и четырех ударной координации движений).
Плавание в полной координации с дыханием в обе стороны «три-три».
Основное методические указания
В упражнении 20: вначале делается два, затем три и более циклов движений. Упражнения 21-22 вначале делаются на задержке дыхания, затем вдох делается па два цикла движений, затем - на каждый цикл.
Упражнения для изучения техники кроля на спине
Упражнения для изучения движений ногами
Аналогично упражнениям 1 и 3 для кроля на груди.
И.п. – лежа на спине, держась руками (на ширине плеч) за бортик бассейна. Опираясь верхней частью спины о стенку, выполнять движения ногами кролем на спине по команде или под счет преподавателя.
Плавание при помощи движений ногами, держа доску обеими руками, вытянутыми вдоль туловища.
То же, держа доску одной рукой, вытянутой вперед по направлению движения.
То же, держа доску обеими руками, вытянутыми вперед (голова между руками).
Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук: вдоль туловища; одна рука впереди, другая вдоль туловища; обе руки вытянуты вперед (голова между руками).
Основные методические указания
Следить за вытянутым, ровным положением тела. Голова лежит затылком в воде, уши наполовину погружены в воду, взгляд направлен вверх. Таз и бедра у поверхности. Ноги должны сильно вспенивать воду, колени не должны показываться из воды.
Упражнения для изучения движений руками
И.п. - стоя, одна рука вверху, другая у бедра. Круговые движения обеими руками назад («мельница»).
Плавание при помощи движений одной рукой, другая вытянута вперед с доской. То же, поменяв положение рук.
Плавание при помощи поочередных движений руками с доской. После выполнения гребка одной рукой она перехватывает доску, и гребок начинает другая рука.
Плавание при помощи одновременных движений руками, зажав доску между ногами. Движения выполняются с акцентом на ускорение к концу гребка.
То же, при помощи попеременных движений руками.
Плавание при помощи движений ногами и одновременных движений руками (без выноса (из воды).
Плавание при помощи движений ногами, руки вытянуты вперед.
Сделать гребок и одновременно обеими руками до бедер и пронести их над водой в исходное положение. Продолжая движения ногами, повторить гребок обеими руками.
Плавание при помощи движений одной рукой, другая - вытянута вперед. То же, поменяв положение рук.
Плавание кролем при помощи поочередных движений руками.
После соединения рук впереди очередная рука выполняет свой гребок.
Плавание при помощи движений ногами со сменой рук на шесть счетов (одна рука впереди, другая - вдоль туловища). После счета «шесть» обучаемый одновременно одной рукой выполняет гребок, а другую проносит над водой.
Основные методические указания
Движения выполнять почти прямыми руками, следить за правильной ориентацией кисти. Руки проносить по воздуху прямыми, прямо над плечом, вкладывать в воду на ширине плеча. Не запрокидывать голову. Таз и бедра - у поверхности воды. Вытянутая вперед рука напряжена, тянется в направлении движения. Вначале упражнения делаются в скольжении из и.п. одна рука впереди, другая - у бедра, затем – с кругом между ногами.
Упражнения для изучения общего согласования движений
1. И.п. - лежа на спине, правая вверху, левая вдоль тела. Руки одновременно начинают движение: правая - гребок, левая - пронос. Затем следует пауза, в течение которой ноги продолжают работать. Постепенно сокращая паузу, добиваются слитного шестиударного согласования движений рук и ног.
2. Плавание в полной координации в согласовании с дыханием.
3. То же, с акцептом на сильную работу ногами (для выработки шестиударной координации движений).
Основные методические указания
Движения выполнять непрерывно, без пауз. Смена положений рук должна проходить одновременно.
Упражнения для изучения техники брасса
Упражнения для изучения движений ногами
1.И.п. - сидя на полу, упор руками сзади. Движения ногами, как при плавании брассом: медленно подтянуть ноги, разворачивая колени в стороны и волоча стопы по полу; развернуть носки в стороны; выполнить толчок, соединить ноги и вытянуть их на полу. Сделать паузу, медленно и мягко подтянуть ноги к себе.
2.И.п. - сидя на бортике бассейна, упор руками сзади. Движения ногами брассом.
3.И.п. - лежа на спине, держась руками за сливной бортик. Движения ногами брассом.
4.И.п. - лежа на груди у бортика, держась за него руками. Движения ногами, как при плавании брассом.
5.Плавание на спине при помощи движений ногами, держа доску в вытянутых вперед руках.
6.Плавание на груди при помощи движений ногами с доской. После толчка обязательно соблюдать паузу, стараясь проскользить как можно дольше.
7.Плавание на спине с движениями ногами брассом, руки у бедер.
8.Плавание на груди, руки вытянуты вперед.
9.То же, при помощи движений ногами, руки вдоль туловища.
Основные методические указания
Упражнения 1-2: первые движения выполняются вначале медленно, с остановками в конце сгибания ног, после разворота стоп и сведения ног вместе, затем – в нормальном ритме. Упражнения 3-9: колени на ширине плеч, следить за максимальным разворотом стоп носками в стороны. Отталкивание производится энергично, одним дугообразным движением назад-кнутри с паузой после сведения ног вместе.
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
10.И.п. - стоя в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Одновременные гребковые движения руками, как при плавании брассом.
11.И.п. - стоя на дне в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед; плечи и подбородок лежат на воде. Гребки руками (сначала с поднятой головой, затем опустив лицо в воду) на задержке дыхания.
12.То же, но в сочетании с дыханием.
13.Скольжения с гребковыми движениями руками.
14.Плавание при помощи движений руками с поплавком между ногами (с высоко поднятой головой).
Основные методические указания
Упражнения 10-12: руки разводятся в стороны немного шире плеч, в конце гребка локти быстро «убираются» - движутся внутрь-вниз вблизи туловища, кисти соединяются вместе. После выпрямления рук сделать короткую научу. Упражнения 13-14: вначале выполняются на задержке дыхания (по два-четыре цикла), затем — с дыханием.
Упражнения для изучения общего согласования движений.
Плавание с раздельной координацией движений (когда руки заканчивают гребок и вытягиваются вперед, ноги начинают подтягивание и толчок); дыхание через один-два цикла движений.
Плавание с укороченными гребками руками в согласовании с дыханием.
Плавание в полной координации на задержке дыхания.
Плавание в полной координации (ноги подтягиваются в конце гребка руками и выполняют толчок одновременно с выведением рук вперед и скольжением), с произвольным дыханием и выдохом в воду через один-два цикла движений.
То же, с вдохом в конце гребка.
Основные методические указания
Удар ногами должен приходиться на завершение выведения рук вперед. От плавания па задержке дыхания осуществляется переход к произвольному дыханию, затем ко вдоху в конце гребка.
Упражнения для изучения техники дельфина
Упражнения для изучения движений ногами и дыхания
1.И.п. - стоя в упоре на коленях. Выгибание и прогибание спины с максимальной амплитудой.
2.И.п. - стоя на одной ноге на носке боком к стенке с опорой на нее рукой,другая рука вытянута вверх. Волнообразные движения туловищем и свободной ногой, как при плавании дельфином.
3.И.п. - стоя на дне бассейна, упираясь в стенку прямыми руками на уровне плеч. Выгибание и прогибание туловища с максимальной амплитудой.
4.И.п. - стоя, руки вверху. Волнообразные движения туловищем.
5.И.п. - лежа, держась руками за стенку бассейна. Движения ногами дельфином.
6.То же, но лежа на боку.
7.Плавание при помощи движений ногами в положении на груди, держа доску в вытянутых руках.
8.Плавание при помощи движений ногами в положении на боку (доска прижата верхней рукой к туловищу, нижняя - впереди).
9.Плавание при помощи движений ногами в положении на груди (руки впереди, затем вдоль туловища).
10.Плавание при помощи движений йогами в положении на боку (верхняя рука вдоль туловища, нижняя - впереди).
11.Плавание при помощи движений ногами в положении на спине (руки вдоль туловища).
Основные методические указания
Добиваться упругих, непрерывных движений тазом вверх-вниз, волнообразных движений расслабленными голенями и стопами. Ноги не должны чрезмерно сгибаться в коленях. Плечи должны удерживаться на поверхности воды, не раскачиваясь. Упражнения 7-10 выполняются вначале на задержке дыхания, затем - один вдох па два-три удара ногами.
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
12.И.п. - стоя. Выкрут рук вперед и назад (руки захватывают концы шнура или резинового бинта).
13.И.п. - стоя в наклоне вперед, руки впереди на ширине плеч, голова слегка приподнята. Круговые движения прямых рук вперед.
14.То же, но лицо опущено вниз.
15.То же, но руки имитируют движения при плавании дельфином.
16.И.п. - стоя в воде в наклоне вперед. Упражнения 12-14, опустив лицо в воду (на задержке дыхания).
17.Плавание при помощи движений руками, с колобашкой между ногами.
18.Плавание при помощи движений руками без круга.
Упражнения для изучения общего согласования движений
19.И. п. - стоя руки вверх. Движения руками с одновременными движениями тазом, как при плавании двухударным слитным дельфином.
Последовательность движений: движение тазом; гребок руками вниз; второе движение тазом; пронос рук в исходное положение.
Упражнение вначале выполняется на суше, затем - в воде.
20.Плавание дельфином на задержке дыхания с легкими, поддерживающими ударами.
21.Плавание двухударным дельфином с задержкой дыхания и раздельной координацией движений. Задержка рук у бедер после гребка либо после входа в воду. В этот момент выполняются два удара ногами и вдох.
22.Плавание двухударным слитным дельфином с задержкой дыхания.
23.То же, в согласовании с дыханием: сначала один вдох на два-три цикла,
затем - па каждый цикл движений.
Основные методические указания
Упражнение 15: во время имитации гребка руки движутся дугообразно, вначале немного в стороны, к середине гребка — вовнутрь. Акцентировать внимание на высокое положение локтя. Упражнение 16: плечи находятся на поверхности воды, для вдоха голова приподнимается так, что подбородок касается воды. Упражнения 16-18, 20-23: контролировать положение высокого локтя в начале гребка, ориентацию кистей ладонями назад. Гребок должен выполняться до бедер. Вначале выполняются на задержке дыхания, затем – один вдох на два-три цикла движений, затем – на каждый цикл. Упражнение 19: вначале выполняется медленно, с небольшими задержками, затем - в рабочем темпе.
Методика организации подвижных игр
Игры следуют проводить с целью закрепления тех или иных умений и навыков, приобретённых учащимися в процессе занятий. Выбор игры зависит от педагогических задач, поставленных педагогом на занятие. Имеет значение также физическая и техническая подготовленность занимающихся. Подвижная игра может быть эффективной только в том случае, если упражнения, закрепляемые в ней, достаточно хорошо изучены. Поэтому сначала даются игры с заданиями на правильность и точность выполнения упражнений, на меньшее количество ошибок и только в последующем - кто быстрее и кто больше выполнит упражнение.
В организации подвижных игр применяются два самостоятельных метода физического воспитания - игровой и соревновательный, которые в современных условиях оказались наиболее распространенными и составляют основу современной системы физического воспитания. Оба эти метода предполагают системное использование игр и игровых, соревновательных упражнений, отличающихся наибольшей привлекательностью для всех контингентов занимающихся.
Игровой метод наиболее привлекателен для использования на занятиях с детьми. Его применение обеспечивает положительный эмоциональный отклик и постоянную высокую заинтересованность в выполнении заданий.
Соревновательный метод помогает формированию психологического стереотипа, адекватного соревновательным условиям, и способствует формированию морально-волевых качеств.
Систематическое использование «игрового и соревновательного метода» позволяет осуществить заблаговременную психологическую подготовку занимающихся к реальным условиям спортивно-игрового соревнования. Уже в подвижных играх дети учатся контролировать свои эмоции, подчиняться правилам и решениям судей, учатся действовать самостоятельно, инициативно и решать игровые задачи во взаимодействии со своими партнерами. Но главное: они учатся действовать обдуманно и несуетливо, ибо в игре, как говорил П.Ф.Лесгафт: «во всем мысли впереди».
Эффективность игровых действий
Подвижные игры обладают возможностью произвольной реконструкции своего содержания, в нужной мере моделирующей изучаемую игровую ситуацию, поэтому применение разнообразных подвижных игр и игровых действий позволяет:
∙ расширить и обогатить запас двигательных умений и навыков;
∙ повысить уровень развития физических качеств и уровень физической подготовленности;
∙ воспитывать коллективизм, укреплять дружеские отношения между занимающимися;
∙ успешно решать задачи начального обучения;
∙ закреплять и совершенствовать техники и тактики спортивных игр;
∙ преодолевать разрыв между умениями и действиями, мыслью и морально-волевыми и двигательными качествами;
∙ обеспечить вариативность действий игроков.
4.3. Перечень дидактических материалов.
- Картотека ОРУ упражнений на суше;
- Картотека упражнений на воде;
- Картотека игр на воде;
- Картотека подвижных игр на суше;
- Требования единой классификации по плаванию;
- ОФП пловца;
- Схемы способов плавания, стартов, поворотов;
- Карточки – круговая тренировка;
- Карточки названия команд;
- Форма протокола тестирования;
- Музыкальная копилка.
4.4. Инвентарь и оборудование, необходимые для реализации программы.
- Нарукавнички - 22 пары;
- Плавательная доска – 22шт.;
- Колобашка -22шт.;
- Нудл -11штук.
- Игрушка тонущая резиновая -11шт.
- Свисток -1шт.
- Секундомер- 1 шт.
- Рулетка 1м- 1шт.
- Рулетка 5м- 1шт.
- Скакалка- 22 шт.
- Мат гимнастический – 12шт.
- Мяч набивной 1кг -1 шт.
- Мяч резиновый средний -11шт.
- Мяч резиновый малый – 2ш.
- Скамейка гимнастическая – 4 шт.
- Стенка гимнастическая- 3шт.
- Обруч пластмассовый -6шт.
- Мяч волейбольный-7шт.
- Мяч баскетбольный – 7шт.
- Мяч футбольный- 7шт.
5. Список литературы, используемый для разработки программы и
организации образовательного процесса.
- Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и спорт, 2000;
- Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1999;
- Булгакова Н.Ж. Плавание. Первые шаги Москва: Астрель, АСТ, 2005;
- Водные виды спорта.учебник / Под ред. Н.Ж. Булгаковой (1-е изд.). - М.: Физическая культура и спорт, - 2005;
- Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983;
- Л.П. Макаренко. Плавайте на здоровье…М.: Физкультура и спорт, 1988;
- Васильев В.С., Никитский Б.Н., «Обучение детей плаванию» 1973;
- Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. — М.: ФиС,1976;
- Блайт Люсеро. Плавание: 100 лучших упражнений. М.: Эксмо, 2010;
- Мишель Педролетти. Основы плавания. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006;
- Карпенко Е.Н. Плавание: игровой метод обучения М.: О. Пресс, 2006 ;
- Герхард Левин. Плавание для малышей. М.: ФиС,1974;
- Макаренко Л.П. Учитесь плавать баттерфляем (дельфином). М.: ФиС, 1982.
Список литературы, рекомендуемый детям и родителям:
- Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1999;
- Фирсов З.П. Плавание для всех. — М.: ФиС, 1983;
- Герхард Левин. Плавание для малышей. М.: ФиС,1974;
- Мрыхин Р. П. Я учусь плавать. Издательство: Феникс Год издания: 2001 г. Серия книг: Домашняя энциклопедия;
- Соколова Н. Г. Плавание и здоровье малыша Издательство: Феникс , 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа прикладного творчества «Волшебный клубочек»
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и п...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для первичного ознакомления...
Календарный учебный график образовательной общеразвивающей программы ознакомительного уровня "Туристы -краеведы"
Календарный учебный график образовательной общеразвивающей программы ознакомительного уровня "Туристы -краеведы" представляет собой распределение учебного материала на весь учебный год...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
« Юные друзья природы»...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Дизайн стеклянной плоскости"
Данная образовательная программа была разработана мной для проведения занятий по художественому стеклу для детей 11-14 лет. Срок реализации 2 года....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка художественно – эстетической направленности «Мастерилка»
Данная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Она является вариативной. Может быть полезна воспитателям детских садов, групп продлённого дня, педагогам дополнительного обра...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Легоконструирование и робототехника"
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 9 лет. Программа «Легоконструирование и робототехника» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделиро...