литературное чтение
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Крайнова Елена Николаевна

На сайте вы можете найти мои методические наработки, которые расскажут обо мне как об учителе, педагоге.

Буду рада, если они вам помогут в работе.

Мои методические разработки:

Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир

Скачать:


Предварительный просмотр:

7. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 4  классе

п/п

Тема урока

Страница учебника

Основное содержание темы

Характеристика деятельности обучающихся

Организация пространатва

Дата

план

Дата

факт.

Личностные

Предметные

Метапредметные

Формы работы

Методы оценки достижений учащихся

Мифы (6ч)

1

Мифы

3-5

Приобретение начальных знаний об истоках человеческой цивилизации. Формирование умения создавать план учебной статьи

Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов

Развитие логического мышления, умения воспроизводить и передавать свои впечатления, полученные при восприятии произведений различных видов искусства и явлений жизни. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения

Составлять план учебной статьи.

Представлять сборники произведений.

Характеризовать героев.

Выделять изобразительные средства языка.

Определять жанр разных жанров.

Связывать знания о прошлом с современным опытом.

Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.

Работать с аппаратом книги

произведения.

Сопоставлять героев произведений

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

самостоятельно оценивать  правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и  их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

устанавливать аналогии.

осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

анализ литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

владеть диалогической формой речи;

корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Текущий контроль

03.09

2

Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты»

5-7

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

07.09

3

Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо»

8-11

Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов

Фронтальная

Текущий контроль

08.09

4

Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции

18-20

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Индивидуальная

Текущий контроль

10.09

5

Славянские мифы

12-15

Обогащение знаний о мифологических истоках русской национальной культуры

Обогащение знаний об изобразительных средствах языка и их истоках (олицетворение, метафора)

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

14.09

6

Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай»

16-17

Обогащение знаний об изобразительных средствах языка и их истоках (олицетворение, метафора)

Фронтальная

Текущий контроль

15.09

Народные сказки (11ч)

7

Народные сказки

21-22

Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок.

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства.

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

Выразительно читать.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль сказки.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Сопоставлять персонажей произведений. Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Представлять выбранную книгу.

Сопоставлять сказку и миф.

Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

самостоятельно оценивать  правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

находить нужную информацию,

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и  их героев, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

анализ литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Текущий контроль

17.09

8-10

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

23-34

Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки.

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

21.09

22.09

24.09

11

«Находчивый солдат» (русская народная сказка)

35-37

Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки.

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

Фронтальная

Текущий контроль

28.09

12

«Мужик и царь» (русская народная сказка)

38-41

Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки.

Оценка  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Выразительно читать.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль сказки.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Сопоставлять персонажей произведений. Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Представлять выбранную книгу.

Сопоставлять сказку и миф.

Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

29.09

13

«Портной и царь» (армянская народная сказка)

42-46

Обогащение знаний о человеческих качествах, определяемых поступками людей

Фронтальная

Текущий контроль

01.10

14-16

«Кола-рыба» (итальянская народная сказка)

47-53

Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок.

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Текущий контроль

Выборочный контроль

05.10

06.10

08.10

17

Внеклассное чтение. Сказки народов мира

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии

Индивидуальная

Тематический контроль

12.10

Былины (8ч)

18-19

Былины «Как Илья из Мурома богатырём стал»

66-71

Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества..

Смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.

Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения.

Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее.

Читать по ролям произведение.

Оценивать поступки героев.

Сопоставлять фольклорных и литературных героев.

Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.

Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять план статьи.

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

самостоятельно оценивать  правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

находить нужную информацию,

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и  их героев, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

анализ литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

13.10

15.10

20-21

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

72-81

Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

19.10

20.10

22

А.К.Толстой «Илья Муромец»

83-85

Фронтальная

Текущий контроль

22.10

23

Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях

Обогащение знаний о качествах национального героя.

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.

Индивидуальная

Тематический контроль

26.10

24

Картинная галерея В.М.Васнецов «Богатыри»

86-87

Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев

си

Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства.

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

Фронтальная

Текущий контроль

27.10

25

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Фронтальная

Текущий контроль

29.10

Авторские сказки (15ч)

26-29

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

94-105

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Оценка  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа.

Читать по ролям литературные произведения.

Составлять план произведения.

Определять идею произведения, основные качества героев. Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа.

Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений.

Сопоставлять авторские произведения с народными.

Сочинять рассказы и записывать их.

Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений.

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

самостоятельно оценивать  правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

находить нужную информацию,

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и  их героев, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

анализ литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

09.11

10.11

12.11

16.11

30

Внеклассное чтение. Сказки В.Гауфа

Обогащение знаний о связи устного народного и авторского творчества.

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

Индивидуальная

Текущий контроль

17.11

32-33

«Случай с русалками»

110-116

Обогащение знаний о связи устного народного и авторского творчества

Развитие внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

19.11

23.11

34

Внеклассное чтение К. Чапек «Сказки»

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Развитие внимания к собственным переживаниям, умения аргументировать сделанные выводы.

Индивидуальная

Текущий контроль

24.11

35-38

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

116-145

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии

Фронтальная

Текущий контроль

26.11

30.11

01.12

03.12

39

Внеклассное чтение О.Кургузов «Телевизионные макароны»

148-150

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Индивидуальная

Тематический контроль

07.12

40

Картинная галерея М.А.Врубель «Царевна-Лебедь»

146-147

Фронтальная

Текущий контроль

08.12

Басни (5ч)

41

Басни И.А.Крылов «Трудолюбивый медведь»

154-156

Углубление знаний о жанре «басня».

Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения

Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения

Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Читать наизусть басни по выбору.

Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать свой жизненный опыт.

Сопоставлять произведения разных авторов. 

Находить нужную информацию с помощью разных источников.

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

Познавательные

сравнивать произведения и  их героев, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Текущий контроль

10.12

42

Эзоп «Ворон и Лисица»

156-157

Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

14.12

43

И.А.Крылов «Ворона и лисица»

158-159

Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении

Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении

Фронтальная

Текущий контроль

15.12

44

И.А.Крылов «Любопытный» 160

Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения

Работа в группах

Текущий контроль

17.12

45

Внеклассное чтение. Басни

Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения

Индивидуальная

Текущий контроль

21.12

Слово о родной земле (9ч)

46

Ю.Яковлев «Мама» Часть 2

3-6

Обогащение знаний о содержании понятий «Родина», «Отечество

Выразительно читать, определять темп, изменение интонации.

Читать наизусть стихотворения.

Определять идею произведения.

Соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями.

Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте.

Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план.

Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений.

Знакомиться с жизнью творческих личностей.

Постигать смысл патриотического отношения к Родине

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме

планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

находить нужную информацию,

сравнивать произведения и  их героев, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

сравнивать их

анализ литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Текущий контроль

22.12

47

М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

6-8

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

24.12

48

С.А.Есенин «С добрым утром!»

8-10

Закрепление знаний об изобразительных средствах языка.

Фронтальная

Текущий контроль

11.01

49

Внеклассное чтение. Стихотворения С.А.Есенина

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Индивидуальная

Текущий контроль

12.01

50

М.М.Пришвин «Моя родина»

10-13

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Фронтальная

Текущий контроль

14.01

51

И.Северянин «Запевка»

14-15

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

18.01

52

И.С.Никитин «Русь»

15-18

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Фронтальная

Текущий контроль

19.01

53

Внеклассное чтение. Любимые стихотворения

Приобретение знаний о лирическом произведении.

Индивидуальная

Тематический контроль

21.01

54

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Знакомство с изобразительными средствами языка:.

Фронтальная

Текущий контроль

25.01

О прошлом Родины (7ч)

55-57

«Повесть временных лет»

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

23-30

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему.

Выразительно читать, передавать при чтении внутреннее состояние персонажей.

Читать по ролям. Выделять способы выражения авторской позиции. Определять идею произведения. Соотносить иллюстрацию с текстом литературного произведения.

Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему.

Обращаться к разным источникам информации.

Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения.

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

Познавательные

сравнивать произведения и  их героев, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

26.01

28.01

01.02

58

Народные исторические песни

«Сборы польского короля на Русь»

31-32

Расширение знаний о жанрах народного творчества. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения.

Развитие умения находить нужные источники информации.

Фронтальная

Текущий контроль

02.02

59-60

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»

32-37

Обогащение знаний о персоналии русской истории.

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Фронтальная

Текущий контроль

04.02

08.02

61

Картинная галерея «Дмитрий Донской»

Внеклассное чтение Ф.Н.Глинка «Москва»

38-41

Расширение знаний о жанрах народного творчества. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения.

Анализ, мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Фронтальная

Текущий контроль

09.02

Прошла по земле война  (6ч)

62

А.А.Ахматова «Мужество»

42-44

Обогащение знаний об Отечественной войне.

Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, авторских пометок, имен героев.

Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения.

Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения.

Сопоставлять героев произведений, определять отношение автора к ним.

Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

Познавательные

сравнивать произведения и  их героев, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Текущий контроль

11.02

63-64

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

44-53

Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе.

Знакомство с простейшими приёмами анализов различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

15.02

16.02

65

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

53-55

Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

18.02

66

Внеклассное чтение Стихотворения, посвящённые ВОВ

33

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Адекватное понимание содержания звучащей речи.

Индивидуальная

Тематический контроль

22.02

67

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Знакомство с изобразительными средствами языка:.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

Фронтальная

Текущий контроль

25.02

О добре и красоте (13ч)

68

А.А.Фет «На рассвете»

58-59

Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка.

Актуализация опыта общения с природой. Приобретение опыта самоанализа

Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении.

Определять смысл названия, главную мысль произведения.

Объяснять смысл слова в контексте произведения.

Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения.

Составлять план произведения.

Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их.

Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления.

Сопоставлять авторские и народные произведения.

Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению.

Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения.

Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

самостоятельно оценивать  правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

находить нужную информацию,

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и  их героев, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

анализ литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

29.02

69

И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

59-61

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Умение отвечать на вопросы по содержанию, определение последовательности событий.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

01.03

70

Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок)

61-63

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Умение отвечать на вопросы по содержанию, определение последовательности событий.

Фронтальная

Текущий контроль

03.03

71-72

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

64-75

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Формирование умения привлекать собственный жизненный опыт для решения постав ленных задач.
Закрепление умения находить нужные книги в библиотеке.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

07.03

10.03

73

Внеклассное чтение

Музыка и литература

75-77

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Индивидуальная

Текущий контроль

14.03

74

А.Н.Майков «Мать»

66-67

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Умение задавать вопрос по услышанному произведению. Иметь представление о разных видах текста.

Фронтальная

Текущий контроль

15.03

75-77

Х.К.Андерсен «Соловей»

78-92

Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем

Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

17.03

21.03

22.03

78

Внеклассное чтение

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Закрепление знаний об изобразительных средствах языка.

Формирование умения привлекать собственный жизненный опыт для решения постав ленных задач.
Закрепление умения находить нужные книги в библиотеке.

Индивидуальная

Текущий контроль

24.03

79

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»93

Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем

Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему.

Фронтальная

Текущий контроль

04.04

80

Картинная галерея

И.И.Шишкин «Рожь»

А.Блок «Летний вечер»

94-99

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением и произведением изобразительного искусства; анализировать средства, использованные художником

Фронтальная

Текущий контроль

05.04

Мир детства (16ч)

81-82

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

102-107

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением и произведением изобразительного искусства; анализировать средства, использованные художником

Выразительно читать произведение. Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.Творчески пересказывать.

Определять главную мысль.

Составлять план произведения.

Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей.

Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями.

Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев разных произведений.

Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.

Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их.

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

самостоятельно оценивать  правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

находить нужную информацию,

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и  их героев, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

анализ литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

07.04

11.04

83

Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Умение отличать текст от набора предложений.

Индивидуальная

Текущий контроль

12.04

84-85

Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок)

108-111

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов

Фронтальная

Текущий контроль

14.04

18.04

86

И.А.Бунин «Детство»

112

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Развитие внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его внутренним состоянием.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

19.04

87-88

Марк Твен . Главы из книги «Приключения Тома Сойера»

113-123

Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе.

Формирование критериев оценки человеческих поступков

Фронтальная

Работа в парах

Тематический контроль

21.04

25.04

89

Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к книгам библиотеки.

Индивидуальная

Текущий контроль

26.04

90-91

В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

124-131

Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора

Развитие умения формулировать вопросы к изучаемому материалу.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

28.04

02.05

92

М.И.Цветаева «Наши царства»

132-133

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Формирование умения логически мыслить.
Развитие умения самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке и ориентироваться в ней.

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

03.05

93

Р.Л.Стивенсон «Страна кровати»

134-135

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Развитие воображения, умения наблюдать за окружающим миром

Фронтальная

Текущий контроль

05.05

94-96

А.П.Чехов «Мальчик»

137-147

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

10.05

12.05

Удивительные приключения (6ч)

97-98

Р.Э.Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

154-162

Обогащение знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном.

Развитие чувства юмора

Выразительно читать произведение. Выделять авторский текст, реплики персонажей; Определять главную мысль.

Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями.

Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев разных произведений.

Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

Познавательные

сравнивать произведения и  их героев, устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев

Коммуникативные

работая в группе, учитывать мнения партнёров

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Фронтальная

Текущий контроль

16.05

17.05

99-100

Д.Свифт « Путешествия Гулливера»

163-175

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Формирование умения логически мыслить.
Развитие умения самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке и ориентироваться в ней.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

19.05

23.05

101

Внеклассное чтение. «Хрустальный ключ». Мои любимые книги

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во третьем  классе.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Умение пользоваться алфавитным каталогом. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Индивидуальная

Тематический контроль

24.05

102

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Знакомство с изобразительными средствами языка:.

Фронтальная

Текущий контроль

26.05

30.05


  1. Описание учебно- методического и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

4 класс

Э.Э. Кац . «Литературное чтение»     Учебник для 4 класса в 3 частях, – М., АСТ, Астрель ,2012г;

Э.Э. Кац . «Литературное чтение» 4 класс, Рабочая тетрадь  в 3 частях – М., АСТ, Астрель,2012г. 

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2012г.

Э.Э. Кац . Обучение в 4 классе по учебнику  «Литературное чтение» Методическое пособие. - М., АСТ,Астрель, 2012г.

Приложения к программе.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы

Классы

Входной

I полугодие

II полугодие

1

30

2

30

40

50

3

50

60

70

4

70

80

90-100

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6,4 знака.

Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.

Оценивание навыка чтения про себя в 3-4-х классах

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

3

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 85 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 85 сл/мин

4

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 115 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 115 сл/мин

 

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более двух);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

4-й класс.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности

(1 полугодие);

- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);

- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);

- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);

- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),

- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка "3" ставится ученику, если он:

- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);

- читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие);

- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.

- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он:

- читает текст по слогам, и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное

( 1полугодие),

- не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);

- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить

главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не

менее: в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.

При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.

Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Авторская программа курса «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац, Москва, АСТ-Астрель, 2012
  2.  «Конвенция о правах ребенка», Сборник международных договоров, Москва, 2009;http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12885
  3. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа» 4  класс. УМК «Планета знаний»; Москва, АСТ-Астрель, 2012
  4. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования; http://www.yar-edudep.ru/fgos
  5. ФЗ Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Москва, 2011;http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95046
  6. http://nsportal.ru/sidorova-nataliya-vitalevna - тесты по темам курса «Литературное чтение»



Предварительный просмотр:

Таблица показателей  уровня чтения учащихся 1  класса.

Дата проверки: ______________

Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.

Зам. директора по УВР:______________ Е.Н.Крайнова

Учитель: _____________ Т.Е.Лукьянова

Дата:_______________

Фамилия и имя ученика

Способ

чтения

Кол-во

ошибок

Темп

чтения

Уровень

поним. прочит.

(выс.,сред.,низ.)

Отметка

Ветрович Никита

Карсукова Ксения

Кузнецова Светлана

Левщанов Олег

Трошина Ангелина

Ускова Дарья

Техника чтения:

Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся

Читают в пределах нормы

Читают выше нормы

Читают ниже нормы-

Уровень понимания прочитанного:

Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся

Высокий уровень понимания прочитанного

Средний уровень понимания прочитанного

Низкий уровень понимания прочитанного

Таблица показателей  уровня чтения учащихся 2  класса.

Дата проверки: ______________

Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.

Зам. директора по УВР:______________ Е.Н.Крайнова

Учитель: ____________ И.Г.Маскаева

Дата:_______________

Фамилия и имя ученика

Способ

чтения

Кол-во

ошибок

Темп

чтения

Уровень

поним. прочит.

(выс.,сред.,низ.)

Отметка

1.

Кисарова Екатерина

2.

Листопад Богдан

3.

Мамин Дмитрий

4.

Митришкина Милана

5.

Сергеева Ирина

6.

Чертыковцева Елизавета

Техника чтения:

Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся

Читают в пределах нормы

Читают выше нормы

Читают ниже нормы-

Уровень понимания прочитанного:

Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся

Высокий уровень понимания прочитанного

Средний уровень понимания прочитанного

Низкий уровень понимания прочитанного

Таблица показателей  уровня чтения учащихся 3  класса.

Дата проверки: ______________

Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.

Зам. директора по УВР:______________ Е.Н.Крайнова

Дата:_______________

Фамилия и имя ученика

Способ

чтения

Кол-во

ошибок

Темп

чтения

Уровень

поним. прочит.

(выс.,сред.,низ.)

Отметка

1.

Иванова Жанна

2.

Киреева Юлия

3.

Пугатова Анжелика

4.

Смирнов Кирилл

5.

Смирнова Анна

6.

Сычёв Владимир

7.

Шелыхманов Дмитрий

Техника чтения:

Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся

Читают в пределах нормы

Читают выше нормы

Читают ниже нормы-

Уровень понимания прочитанного:

Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся

Высокий уровень понимания прочитанного

Средний уровень понимания прочитанного

Низкий уровень понимания прочитанного

Таблица показателей  уровня чтения учащихся 4  класса.

Дата проверки: ______________

Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.

Зам. директора по УВР:______________ Е.Н.Крайнова

Учитель: ____________ Н.В.Юдина

Дата:_______________

Фамилия и имя ученика

Способ

чтения

Кол-во

ошибок

Темп

чтения

Уровень

поним. прочит.

(выс.,сред.,низ

Отметка

1.

Бондарева Яна

2.

Гончев Никита

3.

Игнатов Антон

4.

Паксюаткина Александра

5.

Сёмин Иван

6.

Смолобочкин Александр

7.

Трущёбина Кристина

8.

Чертыковцева Ульяна

Техника чтения:

Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся

Читают в пределах нормы

Читают выше нормы

Читают ниже нормы-

Уровень понимания прочитанного:

Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся

Высокий уровень понимания прочитанного

Средний уровень понимания прочитанного

Низкий уровень понимания прочитанного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...