РП по физкультуре 4 класс
рабочая программа по физкультуре (4 класс) на тему

Пшеничникова Наталья Анатольевна
РП по физкультуре 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fiz.kultura.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, Примерной программы по физической культуре и на основе авторской программы, разработанной В.И. Ляхом «Физическая культура 1-4 классы» (М.: Просвещение).

Общая характеристика предмета.

 Физическая культура - это обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Учебный предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутка, зарядка и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, подвижные игры), внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции, группы ОФП), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья, спортивные праздники, походы и т. п.) - достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяющая урочные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.

Цель обучения - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи обучения:

  •  укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
  •  формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
  •  овладение школой движений;
  •  развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных  способностей (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость);
  •  формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;
  •  выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  •  формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  •  Приобщение самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интереса к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  •  воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (восприятие и представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МОУ «Лицей№31» г.о. Саранск, курс предмета «Физическая культура» в 4 классе рассчитан на 102 часа (3 часа  в неделю).

Общая характеристика курса

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  •  требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте;
  •  концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
  •   Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
  •  Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 №329-Ф3
  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
  •  примерной программе начального общего образования;
  •  приказе Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 4 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты:

  •  формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
  •  формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  •  развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  •  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям;
  •  развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  •  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  •  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  •  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  •  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  •  формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
  •  овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
  •  формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).

Содержание тем учебного курса

Программа состоит:

1. Раздел «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности)

2. Раздел «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент деятельности).

Раздел «Знания о физической культуре» включает в себя:

 выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры, вести дневник самоконтроля, рассказывать историю появления мяча и баскетбола, объяснять, что такое зарядка и физкультминутка, что такое гимнастика и ее значение в жизни человека; 

Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения:

  •  «Гимнастика с элементами акробатики»

 выполнять строевые упражнения, наклон вперед из положения сидя и стоя, различные варианты висов, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад,  стойка на лопатках, мост, упражнения на гимнастическом бревне, проходить станции круговой тренировки, лазать по гимнастической стенке, по канату в два и три приема, прыгать через скакалку длинную и короткую самостоятельно, крутить обруч; выполнять разминки на месте, бегом, в движении, с мешочками, гимнастическими палками, массажными мячами, набивными мячами, малыми и средними мячами, скакалками, обручами, резиновыми кольцами, направленные на развитие гибкости и координации движений, на матах, запоминать небольшие временные промежутки, подтягиваться и отжиматься различным способом;

  •  «Легкая атлетика»

 пробегать 30 и 60 м на время, выполнять челночный бег, метать мешочек на дальность и мяч на точность, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, перешагиванием,  проходить полосу препятствий, бросать набивной мяч способами «из-за головы», «от груди», «снизу», правой и левой рукой, пробегать дистанцию 1000 м, передавать эстафетную палочку;

  •  «Подвижные и спортивные игры»

выполнять пас руками, низом, верхом, через волейбольную сетку, ведение мяча  руками, прием мяча снизу и сверху,  бросать и ловить мяч самостоятельно и в парах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры «Ловишка», «Ловишка на хопах», «Колдунчики», «Салки с домиками», «Салки — дай руку», «Флаг на башне», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Собачки», «Собачки ногами», «Командные собачки», «Вышибалы», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы с ранением», «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», «Волк во рву», «Антивышибалы», «Защита стойки», «Капитаны», «Осада города», «Уголки», «Штурм», «Удочка», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Горячая линия», «Будь острожен», «Игра в мяч с фигурами», «Салки и мяч», «Ловишка с мешочком на голове», «Катание колеса», «Марш с закрытыми глазами», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Командные хвостики», играть в спортивные игры (баскетбол, волейбол).

Распределение учебных часов по разделам программы

тема

Кол-во часов

Знания о физической культуре

5

Гимнастика с элементами акробатики

30

Легкая атлетика

30

Подвижные и спортивные игры

37

Общее количество часов

102

С целью построения эффективной системы педагогического контроля

необходимы следующие методы:

  • демонстрации,
  • наблюдения,
  • упражнения,
  • вызов,
  • комбинированный,
  •  практического выполнения,
  • тестирования

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 Библиотечный фонд:

  •  стандарт начального общего образования по физической культуре;
  •  примерные программы по учебному предмету «Физическая культура» (1—4 классы);
  • рабочие программы по физической культуре;
  •  учебники и пособия, которые входят в предметную линию В.И. Ляха;
  •  методические издания по физической культуре для учителей.

Демонстрационный материал:

  •  таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
  •  плакаты методические;

Технические средства:

  •  телевизор с универсальной приставкой;
  • мегафон;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  •  стенка гимнастическая;
  •  бревно гимнастическое напольное;
  •  мостик гимнастический;
  •  козел гимнастический;
  •  скамейки гимнастические;
  •  перекладина гимнастическая;
  •  палки гимнастические;
  • скакалки гимнастические;
  •  обручи гимнастические;
  • маты гимнастические;
  •  перекладина навесная;
  •  канат для лазанья;
  •  мячи набивные (1 кг);
  •  мячи малые (резиновые, теннисные);
  •  мячи средние резиновые;
  •  мячи большие (резиновые, баскетбольные, волейбольные);
  •  планка для прыжков в высоту;
  •  стойки для прыжков в высоту;
  •  рулетки измерительные (10 м, 50 м);
  •  щиты с баскетбольными кольцами;
  •  стойки волейбольные;
  • сетка волейбольная;
  •  конусы;
  • аптечка медицинская.

Список литературы

  1. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
  2. Лях В.И. Физическая культура. 1—4 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  3. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. М.: Физкультура и спорт, 2011.
  4. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. 1—4 классы. М.: ВАКО, 2010.
  5. Патрикеев А.Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 1-4 класс. М.: ВАКО, 2013.
  6. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.
  7. Реализация новых стандартов в начальной школе. – Воронцов А. Б;  М.: Вита-Пресс, 2012.
  8. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.- Асмолова А. Г.: М. Просвещение, 2010. – 159с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения) начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». Источник: «Российская газета»; федеральный выпуск № 5976 от 31.12.2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по физкультуре 3 класса

Планирование по физической культуре.3 класс....

Разработка для учителей физкультуры в начальной школе. Музыка на уроках физкультуры

. Задача учителя  в процессе обучения  дать ученикам  начальную  хореографическую подготовку, выявить наклонности детей, удовлетворить их  потребность  в  двигательн...

Программы и КТП по физкультуре 1-9 классы ФГОС, 10-11 классы ФК ГОС

Программы и календарнно-тематическое планирование по физкультуре ФГОС с УУД...

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема урока: Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийПособия к уроку: лента букв, карточки, рабочая тетрадь,  Азбука, электронное приложение к ученику (УМК «Школа России»)...

Приложение к уроку обучения грамоте в 1 классе Тема урока: Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Презентация "Спорт" используется на уроке обучения грамоте по теме "Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья" на этапе МОТВАЦ...

Технологическая карта урока «физкультура» учителя начальных классов Фатеевой Н.А 1 класс Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Тема: «Играй и развивайся»Цель: Включить учащихся в игровую коллективную деятельность; формирование жизненно необходимых навыков....

Технологическая карта урока физкультуры класс (УМК Школа России) "Круговая тренировка"

Технологическая карта урока физкультуры  класс (УМК Школа России) "Круговая тренировка"...