Разработка для учителей физкультуры в начальной школе. Музыка на уроках физкультуры
методическая разработка по физкультуре (2 класс) по теме

Маринюк Людмила Георгиевна

. Задача учителя  в процессе обучения  дать ученикам  начальную  хореографическую подготовку, выявить наклонности детей, удовлетворить их  потребность  в  двигательной активности, обучить чувству ритма, танцевальной  выразительности,  координации  движений и на. этой основе  воспитывать не только художественный вкус, но и любовь к физической культуре и спорту 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_na_uroke_fizkultry.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

   МУЗЫКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ДЛЯ  УЧИТЕЛЕЙ   НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Составила:   Маринюк Людмила Георгиевна

г.Краснодар,  2011-2012 год

При  планировании  уроков по  программе  физического воспитания для  2-го класса  я решили  использовать программу интегрированного  курса « Музыка и движение», так как она органично вписывается в базовую программу и способствует эстетическому  воспитанию и физическому  развитию подрастающего поколения. . Задача учителя  в процессе обучения  дать ученикам  начальную  хореографическую подготовку, выявить наклонности детей, удовлетворить их  потребность  в  двигательной активности, обучить чувству ритма, танцевальной  выразительности,  координации  движений и на. этой основе  воспитывать не только художественный вкус, но и любовь к физической культуре и спорту ..Программа предусматривает активное использование средств  ритмической  гимнастики. Этот  вид упражнений  выполняется  под музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональный настрой учащихся. Танцевальные  упражнения   применяемые на уроках физической культуры позволяют формировать у учащихся представление о  выразительности  и  грациозности движений и общей  красоте  положения  тела.. Эффективность танцевальных  движений сказывается  на формировании  правильной осанки, развитии  скоростно-силовых  качеств  увеличении жизненной емкости  легких, развитии чувства  ритма и темпа,  улучшению  координации  движений и согласованности в коллективных  действиях.  На каждом'  уроке  включается  много  видов  физических  упражнений, которые можно сопровождать музыкой - ходьба,  фигурная  маршировка,  бег,  танцы,  ритмическая пластика,  дыхательные  упражнения,  ОРУ, лазанье,  равновесие,  прыжки со скакалкой  длинной и короткой, игры.. Музыкальное сопровождение обогащает проведение строевых   упражнений и делает еще более эмоциональным проведение игр. Однако сразу встает  вопрос, в какой части урока  лучше использовать музыку?  Её можно использовать на протяжении всего урока  в зависимости от поставленных  задач.  Но лучше всего  в  вводно-подготовительной и основной частях. С неё можно начинать  любой урок - гимнастический, игровой и другой.  Музыкальное сопровождение  не однозначно. Кроме эстетического  воздействия оно способствует развитию музыкального слуха, чувства  ритма. Арсенал физических  упражнений учителя физкультуры достаточно объемен, но танцевальной спецификой владеют пока не все. В связи с этим желательно использовать ОРУ в танцевальной манере. Такой подход наиболее реален. Комплексы ОРУ должны носить танцевально-игровой характер.  Каждое упражнение может иметь свое название, что облегчает работу при обучении. Музыкальное сопровождение является  ведущим началом при выполнении комплекса. Детям доступен несложный ритмический рисунок и умеренный темп звучания для уверенного  выполнения  упражнений . Сложный ритм и быстрый темп  воспринимается с определенным усилием.  Медленный темп не вызывает у ребят интереса .  Произведения с  быстрым  темпом  используются  лишь при беге и  движениях  быстрого танца..  В то же  время  дыхательным упражнениям  и  упражнениям на  расслабление свойственен медленный темп  выполнения . Желательно , использовать  произведения жизнерадостного мажорною плана, образного,  со словами,  которые дети могут изобразить с помощью движений. Музыка не только организует и регулирует движения,  но и подчеркивает характер и манеру исполнения  танцевальных  движений и танца, помогает  соблюдать правильный темп и ритм   движений.  Плавная,  певучая музыка  характерна  для  спокойных  слитных движении, а  веселый, живой ритм польки – для    легких   прыжков и подскоков.. Более  эффективно выполняются маховые  движения  ногой  при  четкой, бодрой  музыке . Важно с первых уроков обращать внимание учащихся на характер и темп музыкального сопровождения, требовать от них  полной согласованности  движений с музыкой - точно начинать движение  вместе с музыкой и точно  заканчивать .Подбор музыкальных фрагментов должен соответствовать структуре комплекса.. Удобнее всего использовать аккомпанемент с музыкальным размером  4/4, который имеет равномерный счет долей такта, «раз»,  «два», «три», «четыре». На каждый счет  выполняется  движение - это не составляет особого труда  в  координации. Если на один счет выполняется  два  движения, то можно считать - «раз - и», «два –и », «три –и », «четыре - и»,  дробя  счет пополам.. Согласно этому  музыкальному  размеру  дозировка  должна  быть  кратной  4, 8, 16. Можно использовать музыкальные размеры  2/4,  3/4  классическую, народную музыку,  детские, современные песни и танцы .Размер такта указывается  в начале  музыкального  произведения  в  виде  дроби. Числитель дроби указывает на количество долей  в такте,  знаменатель - на  длительность  этих  долей.  Не  все музыкальные произведения  начинаются  с полного такта, то есть ударного звука..  Многие из них начинаются  с половины такта или одной четверти, одной восьмой и т.д. Такой такт называется затактом. Счет  вести  во время упражнений можно по тактам  или  по четвертям, если на каждый  шаг вальса выполняется  одно  какое-то движение, то удобнее считать по тактам..  Счет должен совпадать с первой четвертью такта - метром. Если на каждую четверть такта делаются разные движения, то считать следует по четвертям. Например, делается  вальсовый шаг, надо считать 1-2-3, так как в каждом такте вальса содержится  3/4. Танцуя польку,  считать следует  1.-«и»  - 2-«и»,  потому что танцевальный шаг польки состоит из четырех движений.  Каждое движение  выполняется  на  1/8,  а такт польки состоит из  2/4  или 4/8. Учитывая, что урок физкультуры идет  без аккомпаниатора  огромную роль играет подготовка учителя к уроку.  Пользоваться  на  уроке  магнитофоном  следует с соблюдением  некоторых правил.. Запись на магнитофон  музыкальных отрывков  для разучивания  различных  комбинаций  шагов, танцев, комплексов должна  быть сделана   в двух  вариантах. . Первый раз отрывок  записывается  по частям  по 4-8 тактов  с интервалом  8-10 секунд. Этой записью  преподаватель  пользуется  при разучивании. Паузы  в записях дают  возможность напомнить следующее после нее  движение или повторить  предыдущее. Второй вариант - это запись музыкального отрывка  целиком  для  исполнения  всей  комбинации. В зависимости от задач урока , музыка  подбирается  таким образом, чтобы решать и физиологические  задачи, то есть нагрузку на уроке,  так  как  в  большинстве случаев  физическая и эмоциональная нагрузка соответствует времени  звучания  и характеру музыкального сопровождения..  Следовательно, быстрые  по темпу  и эмоциональные по характеру музыкальные произведения  должны чередоваться  с более спокойными .Помимо игр и танцев  подвижных,  веселых,  забавных - надо обязательно давать материал с более серьезным содержанием. При планировании следует  учитывать состав класса,  подготовленность. Материал должен нравиться  школьникам,  увлекать их.. Часто  вкусы мальчиков и девочек не совпадают, надо  удовлетворить  и тех  и  других ,  предложив   одно упражнение с акцентом  на  интересы  мальчиков, другое - девочек. Из опыта работы: прежде, чем остановиться  на каком-то  произведении  оно опробуется на одном  или  нескольких  уроках  и если  видим, что оно принимается  большинством  учащихся, тогда начинаем  использовать  шире. Для  примера,  покажем  план-конспект  итогового  урока  во 2-м  классе. Обычно , приглашаются  родители  посмотреть чему научились дети.  Как правило, на  этом  уроке  дети ведут себя  очень   эмоционально с настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария выпускного вечера в начальной школе "Расстаёмся, друзья!".Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная разработка включает в себя сценарий выпускного праздника в начальной школе. Использовано много различного материала : стихи, сценки, песни, песни-переделки, инсценировки, миниатюры. Работа пред...

Конспекты по физкультуры для начальной школы

Конспекты по физкультуры для начальной школы...

Урок музыки для обучающихся начальной школы "Музыка зимы"

В данном материале использованы зимние и новогодние песенки, музыка П.И. Чайковского, интересные дыхательные упражнения и распевки....

Технологическая карта урока. Использование интегрированных технологий в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках преподавания физкультуры в начальной школы», 4 б класс

В технологической карте урока отображена функциональная грамотность. Виды грамотности: естественно-научная, математическая, читательская, креативное мышление, финансовая и ПДД. Обучающиеся определяли ...

Урок музыки в начальной школе "Музыка в храме"

Урок музыкт в начальной школе "Музыка в храме". Знакомство с музыкой П. И. Чайковского, как создателя не только светской но и духовной музыки. Музыкальнвй материал: УУтренняя молитва»,...