Программа детского объединения "Айкидо". 3 года обучения
методическая разработка по физкультуре по теме
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
им. А.П.Гайдара
Утверждено
методическим советом
от_____________2007г.
___________________
ПРОГРАММА
Детского объединения « Айкидо»
(возраст обучающихся 6 – 18 лет)
3 года обучения
Составил:
Педагог дополнительного
образования
И.О. Знаменский
Арзамас, 2007 г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка ……………………………………………………… 3
2. Цели и задачи ………………………………………………………………… 4 3. Формы занятий ………………………………………………………………... 4
4. Структура занятий …………………………………………………………….. 5
5. Ожидаемые результаты ……………………………………………………….. 7
6. Учебно-тематический план занятий ……………………………………….…. 9
7. Содержание программы ……………………………………………………..... 15
8. Приложения …………………………………………………………………….25
9. Литература…………………………………………………………………........30
10. Методическое обеспечение программы ……………………………………...35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Айкидо - боевое искусство, основанное на гармоничном движении и минимальном мускульном напряжении, оно меняет привычное представление о силе и учит принципиально новым способам разрешения конфликтных ситуаций.
Айкидо родилось в Японии в первой четверти этого столетия, но истоки его - в древних японских 'будзюцу' (боевых искусствах). Айкидо было создано Мастером Уэсибой Морихеем, который объединил практические приёмы самозащиты искусства фехтования на мечах и копьях, дзю-дзюцу, айки-дзюцу и других более древних и эзотерических видов боевых искусств в уникальную систему физического и духовного совершенствования.
На первый взгляд айкидо кажется только высокоэффективным способом самозащиты от любого вида агрессии. На самом деле здесь кроется нечто намного большее. Айкидо - это Искусство Согласования, способ укрепления тела и духа, сплавление в единое целое физической энергии, путь обретения гармонии. Название 'айкидо' состоит из трёх иероглифов: 'ай'- означает любовь, гармонию; 'ки'- внутреннюю, духовную энергию; 'до'- путь.
Как метод самозащиты айкидо одинаково применимо как против одного атакующего, так и против нескольких. Методы тренировки в айкидо позволяют достичь высоких результатов, независимо от пола и возраста.
На физическом уровне Айкидо работает как одна из совершенных дыхательно-оздоровительных систем, развивает выносливость, физическую силу и умственные способности. Помогает приобрести необходимые навыки и опыт в экстремальных ситуациях молодым людям и подросткам путем регулярных тренировочных занятий. Щадящий ритм тренировок позволяет заниматься практически всем без возрастных ограничений, сохраняя и укрепляя здоровье людей старшего возраста.
Айкидо в корне отличается от других боевых искусств тем, что оно не несёт в себе агрессии ни в психологическом плане, ни в физическом.
В основе технического действия Айкидо лежит не столько удар, как в других боевых искусствах, а бросок или контролирующий замок. И если ситуация привела к применению физической силы, Айкидо позволяет не уничтожать противника, а взять его под контроль и успокоить.
Замечательной особенностью Айкидо является то, что оно делает огромный скачок от традиционного физического искусства к духовному боевому искусству, от относительного воинственного искусства к искусству абсолютному, от агрессивного, бойцовского боевого искусства к духовному воинственному искусству, которое ищет, как уничтожить конфликт.
Айкидо не просто искусство самообороны - его приемы и движения сотканы из элементов философии, психологии и динамики. Изучая различные действия, вы в то же время тренируете свой ум, улучшаете свое здоровье и вырабатываете прочную уверенность в себе.
Путь творческого развития личности открывает возможности для нового самовыражения и восприятия жизненных коллизий. Путь постижения в искусстве Айкидо дарует свободу действий и способность к адекватной реакции на происходящее в настоящий момент. Именно в такие мгновения появляется возможность более полного раскрытия потенциала личности и всеобъемлющего взаимодействия с окружающей средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 711.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
им. А.П.Гайдара
Утверждено
методическим советом
от_____________2007г.
___________________
ПРОГРАММА
Детского объединения « Айкидо»
(возраст обучающихся 6 – 18 лет)
3 года обучения
Составил:
Педагог дополнительного
образования
И.О. Знаменский
Арзамас, 2007 г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка ……………………………………………………… 3
2. Цели и задачи ………………………………………………………………… 4 3. Формы занятий ………………………………………………………………... 4
4. Структура занятий …………………………………………………………….. 5
5. Ожидаемые результаты ……………………………………………………….. 7
6. Учебно-тематический план занятий ……………………………………….…. 9
7. Содержание программы ……………………………………………………..... 15
8. Приложения …………………………………………………………………….25
9. Литература…………………………………………………………………........30
10. Методическое обеспечение программы ……………………………………...35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Айкидо - боевое искусство, основанное на гармоничном движении и минимальном мускульном напряжении, оно меняет привычное представление о силе и учит принципиально новым способам разрешения конфликтных ситуаций.
Айкидо родилось в Японии в первой четверти этого столетия, но истоки его - в древних японских 'будзюцу' (боевых искусствах). Айкидо было создано Мастером Уэсибой Морихеем, который объединил практические приёмы самозащиты искусства фехтования на мечах и копьях, дзю-дзюцу, айки-дзюцу и других более древних и эзотерических видов боевых искусств в уникальную систему физического и духовного совершенствования.
На первый взгляд айкидо кажется только высокоэффективным способом самозащиты от любого вида агрессии. На самом деле здесь кроется нечто намного большее. Айкидо - это Искусство Согласования, способ укрепления тела и духа, сплавление в единое целое физической энергии, путь обретения гармонии. Название 'айкидо' состоит из трёх иероглифов: 'ай'- означает любовь, гармонию; 'ки'- внутреннюю, духовную энергию; 'до'- путь.
Как метод самозащиты айкидо одинаково применимо как против одного атакующего, так и против нескольких. Методы тренировки в айкидо позволяют достичь высоких результатов, независимо от пола и возраста.
На физическом уровне Айкидо работает как одна из совершенных дыхательно-оздоровительных систем, развивает выносливость, физическую силу и умственные способности. Помогает приобрести необходимые навыки и опыт в экстремальных ситуациях молодым людям и подросткам путем регулярных тренировочных занятий. Щадящий ритм тренировок позволяет заниматься практически всем без возрастных ограничений, сохраняя и укрепляя здоровье людей старшего возраста.
Айкидо в корне отличается от других боевых искусств тем, что оно не несёт в себе агрессии ни в психологическом плане, ни в физическом.
В основе технического действия Айкидо лежит не столько удар, как в других боевых искусствах, а бросок или контролирующий замок. И если ситуация привела к применению физической силы, Айкидо позволяет не уничтожать противника, а взять его под контроль и успокоить.
Замечательной особенностью Айкидо является то, что оно делает огромный скачок от традиционного физического искусства к духовному боевому искусству, от относительного воинственного искусства к искусству абсолютному, от агрессивного, бойцовского боевого искусства к духовному воинственному искусству, которое ищет, как уничтожить конфликт.
Айкидо не просто искусство самообороны - его приемы и движения сотканы из элементов философии, психологии и динамики. Изучая различные действия, вы в то же время тренируете свой ум, улучшаете свое здоровье и вырабатываете прочную уверенность в себе.
Путь творческого развития личности открывает возможности для нового самовыражения и восприятия жизненных коллизий. Путь постижения в искусстве Айкидо дарует свободу действий и способность к адекватной реакции на происходящее в настоящий момент. Именно в такие мгновения появляется возможность более полного раскрытия потенциала личности и всеобъемлющего взаимодействия с окружающей средой.
Цель: Всестороннее и гармоническое развитие свойственных человеку жизненно важных физических, психологических и интеллектуальных качеств и основанных на них двигательных способностях наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков.
Программа должна решить три группы задач.
Задачи оптимизации физического развития человека:
- Укрепление здоровья и закаливание организма детей, что
предполагает совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; обязательное соблюдение гигиенических требований при проведении практических, грамотное дозирование нагрузки, освоение навыков самоконтроля занимающимися. - Всестороннее воспитание физических качеств и основанных на них двигательных способностей.
- Гармоническое развитие и совершенствование форм телосложения,
что предполагает формирование правильной осанки, воспитание
телесной красоты и др.
Специальные образовательные задачи:
- Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков через движения айкидо
- Сообщение специальных физкультурно-спортивных знаний обучающимся - как необходимой предпосылки сознательного освоения техники айкидо, формирования мотивации для организованных и самостоятельных занятий айкидо.
Воспитательные задачи:
Это общепедагогические задачи воспитания нравственности, коллективизма, милосердия, привитие эстетического вкуса, содействие умственному и трудовому воспитанию в специфических условиях процесса физического воспитания. В физическом воспитании задачи обучения в широком понимании неотделимы от формирования физических и психических способностей, без которых невозможно эффективное решение двигательной задачи. Общая структура процесса обучения представляет собой неразрывное единство и взаимосвязь стадий и этапов обучения двигательным действиям.
Занятия по Айкидо делятся на практические и теоретические, которые имеют следующие формы
Теоретические:
- Лекция
- Беседа
- Инструктаж по технике безопасности
- Самостоятельная работа с литературой
Практические:
- Тренировка- регулярно проводимое педагогом, ведущим группу, занятие включающее в себя отработку отдельных элементов, либо всего технического действия в целом, а также общефизические и специальные упражнения, (не менее 3-х занятий в неделю, продолжительностью не менее 45 минут)
- Контрольное занятие — проводится педагогом, ведущим группу, в конце каждого пол-этапа и этапа обучения, в виде индивидуального либо группового исполнения обучающимися, технических действий определяемых настоящей программой с выставлением оценок. (Два раза в учебный год)
- Семинар — Ежегодно проводимый специально назначенным инструктором ФААР (Федерация Айкидо Айкикай России) многодневный блок тренировок (2 тренировки утро-вечер). (Не менее одного раза в год в течение двух и более дней, 2 и более тренировок в день)
- Экзамен(аттестация) - контрольное занятие (см. п. 2), проводимое специально-уполномоченным инструктором ФААР (Федерация Айкидо Айкикай России) с присвоением принятой в Айкидо квалификационной степени - «КЮ» или «ДАН» (Один раз в год)
- Показательные выступления — Демонстрация приемов Айкидо воспитанниками объединения при проведении различных культурно-массовых мероприятий. (Вне основного времени, в соответствии с планом ЦРТДиЮ)
Структура занятия
Занятие (тренировка) состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Конкретное содержание каждой из них определяется задачами, которые ставятся на данном занятии.
Задачи подготовительной части (15 – 20 мин.) является предварительная организация занимающихся (посадка в шеренгу в позиции сейдза (на коленях), ритуал приветствия, сообщение целей, задач) и подготовка организма к выполнению задач основной части занятия с помощью разминки, увеличения подвижности суставов конечностей и гибкости позвоночника.
Разминка должна повышать функциональные возможности организма, создать условия для проявления максимальной работоспособности. В нее включаются общеразвивающие и специальные упражнения на силу, выносливость, скорость, координацию, баланс, гибкость, подвижность суставов и связок. Так же в разминку включаются базовые элементы айкидо: страховка (перекаты, падения, кувырки). Перемещения на коленях –сикко, перемещения в стойке тенкан, ирими тенкан, хаппо-гири и т.п.
Решение наиболее сложных задач занятия осуществляется в основной части (20-65 минут), которая характеризуется наибольшей физиологической и психологической нагрузкой. При планировании и проведении основной части занятия нужно руководствоваться следующими положениями:
1. Задачи изучения нового материала и совершенствования наиболее сложных элементов осуществляются в первой трети основной части занятия, когда занимающиеся находятся в состоянии максимальной готовности к восприятию осваиваемой техники.
2. Наибольшая нагрузка выполняется во второй трети основной части.
3. В последней трети основной части постепенное снижение нагрузки.
Основная часть занятия проводится по следующему плану:
Занятие №1 1-й год обучения
а) страховка - укеми 15 минут
б) базовые стойки, техника перемещения в них, одиночные и парные базовые упражнения (тенкан, кокью-хо, ирими тенкан)
20минут
в) общая физическая подготовка (ОФП) 15 минут
Занятие №2 1-й год обучения
а) страховка выполняемая в паре с партнером 15 минут
б) базовые приемы (техники) айкидо из статического положения в стойках в паре с партнером 25 минут
в) специальная физическая подготовка (СФП) 15 минут
Занятие №1 2-й год обучения
а) Динамическая страховка одиночная и в паре, базовые элементы в паре с повышением активности нападающего (уке). 15 минут
б) Базовые приемы (техники) айкидо в динамичном исполнении в форме парных ката. 20 минут
в) общая физическая подготовка (ОФП) 15 минут
Занятие №2 2-й год обучения
а) Динамическая страховка одиночная и в паре, базовые элементы в паре с повышением активности нападающего (уке). 15 минут
б) Базовые приемы (техники) айкидо в динамичном исполнении в форме парных ката в основном от захватов (катаме вадза). 25 минут
в) специальная физическая подготовка (СФП) 15 минут
Занятие №1 3-й год обучения
а) Динамическая, скоростная страховка одиночная и в паре, базовые элементы в паре с реальной скоростью нападающего (уке).
15 минут
б) Базовые приемы (техники) айкидо в динамичном исполнении в форме парных ката в основном от ударов (те вадза). Свободная техника (дзию вадза) 30 минут
в) общая физическая подготовка (ОФП) 15 мин
Занятие №2 3-й год обучения
а) Динамическая, скоростная «высокая» страховка одиночная и в паре, базовые элементы в паре с реальной скоростью нападающего (уке). 15 минут
б) «короткие» техники самозащиты от вооруженного уке и группы нападающих с реальной скоростью 25минут
в) специальная физическая подготовка (СФП) 15 минут
В заключительной части занятия (10 минут) особое внимание уделяется восстановительным и дыхательным упражнениям подводятся итоги, дается домашнее задание, корректируются ошибки, проводятся беседы.
Процесс обучения техникам Айкидо есть ничто иное, как процесс обучения двигательным действиям со всеми его закономерностями и аспектами.
Стадии обучения - предумение (ознакомление), умение, навык.
Этапы обучения - начальное разучивание, углубленное разучивание, результирующая отработка (закрепление) и дальнейшее совершенствование. Каждой стадии и этапу обучения соответствуют свои цели. Как показывает практика, этапы и стадии не имеют четких границ и плавно перетекают друг в друга.
Ожидаемые результаты
Настоящая дополнительная образовательная программа рассчитана на три года, которые делятся на три этапа- начальный (1-й год обучения); средний (2-й год обучения); завершительный или выпускной (3-й год обучения). Каждый из этапов по полугодиям разбит на два пол-этапа, в конце которых проводятся контрольные занятия.
Все занимающиеся в секции Айкидо делятся на три возрастные категории по общефизической и спортивной подготовленности: подготовительная (1-й год обучения 6 -10 лет (от 8-кю желтый пояс, до 7-кю степени красный пояс); средняя -подростковая (2-й год обучения) 11—14 лет (от 6-го Кю зеленый пояс, до 4-го Кю синий пояс); выпускная (3-й год обучения) юношеская 15-18 лет (от 4-го Кю синий пояс до 1-го Дана черный пояс).
Количество занимающихся в группах: первый год обучения - не менее 15 человек; второй и третий год обучения - не менее 12 человек в каждой.
Первый год обучения:
1. Овладение общеразвивающими и специальными упражнениями.
2. Умение правильно передвигаться в базовых стойках, выполнять страховку при падениях, освоить навыки дыхательных упражнений.
3. Овладение и уверенное выполнение в медленном темпе базовых приемов айкидо из статического положения.
4. Твёрдое знание основных терминов, правил поведения на тренировках, названия применяемых технических приёмов.
5. Успешное завершение программы первого года обучения и аттестация на 9-7 кю.
Для второго года обучения:
1. Развитие гибкости, выносливости, координации движения, скоростных качеств.
2. Умение выполнять технические действия с максимальной амплитудой в динамике, слитно.
3. Овладение основами свободной техники дзию вадза.
4. Успешное завершение программы второго года обучения и аттестация на 6-4 кю.
Для третьего года обучения:
1.Совершенствование специфических для айкидо физических и волевых качеств занимающихся.
2. Уверенное выполнение технических действий с максимальной скоростью, мощностью и эффективностью.
3. Умение комбинировать технику, переходить от одной к другой в зависимости от действий противника.
3. Знание основ самозащиты от вооруженного и группового нападения.
5. Успешное завершение программы третьего года обучения и аттестация на 4 кю – 1-й Дан.
Учебно-тематический план работы объединения «Айкидо» группа 1-й год обучения
№ | Тема | теория | практика |
1 | Боевые искусства и спортивные единоборства в России. История Айкидо. | 1 час | |
2 | Техника безопасности на занятиях Айкидо, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи, гигиена. | 1 час | |
3 | Теоретические основы элементов Айкидо, его принципы. | 2 часа | |
4 | Разминка, подготовительные упражнения. | 22 часа | |
5 | Основы технических действий Айкидо: 1. Перемещения и стойки (Камае, Аси). 2. Перемещение и стойки на коленях (Сикко). 3. Дыхательные упражнения (Кокью-хо). 4. Страховка при падении вперед, вбок, назад 5. Нанесение ударов (Атеми) | 37 часов | |
6 | Технические действия Айкидо: 1. Болевые контроли (Осае вадза) 2. Броски (Наге вадза) 3. Работа с оружием, защита при нападении с 4. Защита при нападении нескольких человек. | 27 часов | |
7 | ОФП- Обще-физическая подготовка: развитие основных групп мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, ног. | 16 часов | |
8 | СФП- Специальная физическая подготовка: развитие гибкости, реакции, скоростных и волевых качеств. | 10 часов | |
9 | Предаттестационная подготовка | 18 часов | |
10 | Проведение семинаров с участием инструктора ФААР (Федерации Айкидо Айкикай России) | 10 часов | |
11 | Участие в культурно-массовых мероприятиях. | Вне Основн времени | |
Итого: | 144 часа |
Учебный план работы объединения «Айкидо» группа 2-й г. обучения
№ | Тема | теория | практика |
1 | Боевые искусства и спортивные единоборства в России. История Айкидо. | 1 час | |
2 | Техника безопасности на занятиях Айкидо, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи, гигиена. | 3 часа | |
3 | Теоретические основы элементов Айкидо, его принципы. | 3 часа | |
4 | Разминка, подготовительные упражнения. | 22 часа | |
5 | Основы технических действий Айкидо: 1. Перемещения и стойки (Камае, Аси). 2. Перемещение и стойки на коленях (Сикко). 3. Дыхательные упражнения (Кокью-хо). 4. Страховка при падении вперед, вбок, назад 5.Нанесение ударов (Атеми) | 28 часов | |
6 | Технические действия Айкидо: 1. Болевые контроли (Осае вадза) 2. Броски (Наге вадза) 3. Работа с оружием, защита при нападении с 4. Защита при нападении нескольких человек. | 37 часов | |
7 | ОФП- Обще-физическая подготовка: развитие основных групп мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, ног. | 10 часов | |
8 | СФП- Специальная физическая подготовка: развитие гибкости, реакции, скоростных и волевых качеств. | 12 часов | |
9 | Предаттестационная подготовка | 18 часов | |
10 | Проведение семинаров с участием инструктора ФААР (Федерации Айкидо Айкикай России) | 10 часов | |
11 | Участие в культурно-массовых мероприятиях. | Вне основного времени | |
Итого: | 144 часа |
Учебный план работы объединения «Айкидо» группа 3-й г. обучения
№ | Тема | теория | практика |
1 | Боевые искусства и спортивные единоборства в России. История Айкидо. | 5час | |
2 | Техника безопасности на занятиях Айкидо, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи, гигиена. | 5час | |
3 | Теоретические основы элементов Айкидо, его принципы. | 13 час | |
4 | Разминка, подготовительные упражнения. | 32 часа | |
7 | Основы технических действий Айкидо: 1 .Перемещения и стойки (Камае, Аси). 2.Перемещение и стойки на коленях (Сикко). 3.Дыхательные упражнения (Кокью-хо). 4.Страховка при падении вперед, вбок, назад (Укеми). 5.Нанесение ударов (Атеми) | 39 часов | |
6 | Технические действия Айкидо: 1. Болевые контроли (Осае вадза) 2.Броски (Наге вадза) 3.Работа с оружием, защита при нападении с оружием. 4.Защита при нападении нескольких человек. | 68 часов | |
7 | ОФП- Обще-физическая подготовка: развитие основных групп мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, ног. | 14 часов | |
8 | СФП- Специальная физическая подготовка: развитие гибкости, реакции, скоростных и волевых качеств. | 12 часов | |
9 | Предаттестационная подготовка | 18 часов | |
10 | Проведение семинаров с участием инструктора ФААР (Федерации Айкидо Айкикай России) | 10 часов | |
11 | Участие в культурно-массовых мероприятиях. | Вне основного времени | |
Итого: | 216 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ТЕОРИЯ
№ | Название тем | Краткое содержание |
1. | «Боевые искусства и спортивные единоборства в России. История Айкидо.» (лекция) | В этой теме следует ознакомить учеников с видами существующих единоборств, объяснить отличие боевых и спортивных единоборств, рассказать о положительных сторонах Айкидо, раскрыть историю создания данного вида единоборства. |
2. | «Этика и традиции Айкидо.» (лекция) | Раскрыть смысл традиций и ритуалов Айкидо, подчеркнуть важность их соблюдения как средство поддержания дисциплины и выражения уважения памяти создателей стиля. |
3. | «Стратегия и тактика, этика поединка в Айкидо.» (лекция) | В настоящей теме следует подчеркнуть оборонительную направленность Айкидо, важность сохранения психофизического равновесия во время исполнения техник, уважительного отношения к партнеру, соблюдение принципов Айкидо - как основу успешного разрешения конфликтной ситуации. |
4. | «Техника безопасности на занятиях Айкидо, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи, гигиена» (лекция-беседа) | В теме раскрываются основные правила гигиены и безопасности на занятиях, наиболее вероятные травмы и способы оказания первой медицинской помощи. |
5. | «Теоретические основы элементов Айкидо, его принципы» (беседа) | На каждом занятии следует подчеркивать важность соблюдения принципов в исполнении техник Айкидо. Раскрыть содержание каждого принципа, для более осознанного освоения учащимися. |
6. | «Теоретические основы элементов Айкидо, его принципы и применение в схватке» (беседа) | В данной теме раскрывается смысл принципов, характер их применения в условиях рандори (свободная техника) и самозащиты. |
7. | «Значение базовых техник в освоении сложных элементов Айкидо». (Беседа) | Убедить обучающихся в необходимости постоянного «возвращения» к изучению базовых перемещений и техник, как основы Айкидо. |
ПРАКТИКА
№ | Название тем | Краткое содержание |
Разминка, подготовительные упражнения. | Проводится перед каждым занятием, включает в себя строго регламентированный набор упражнений, направленный на «разогревание» организма занимающихся с целью подготовки к предстоящей нагрузке. Включает упражнения на растягивание (увеличение подвижности суставов), на вестибулярный аппарат (кувырки, упражнения на равновесие и т.п.), дыхательные упражнения. | |
Основы технических действий Айкидо: -Перемещения и стойки (Камае, Аси). -Перемещение и стойки на коленях (Сикко). -Дыхательные упражнения (Кокью-хо). -Страховка при падении вперед, вбок, назад (Укеми). -Нанесение ударов (Атеми | На начальном этапе обучения являются основным содержанием занятий, в последующем в качестве элементов включаются в каждое занятие. Включает в себя: стойки (камае) - положение тела обеспечивающее оперативное реагирование на действия противника, сохранение равновесия, эффективное использование техники Айкидо; перемещения в стойке и на коленях обеспечивающие оперативное динамичное реагирование на действия противника, сохранение равновесия в динамике; дыхательные упражнения (кокью-хо)- специальные упражнения призванные согласовать перемещение в пространстве с сохранением стойки с вздохом и выдохом занимающегося; страховка при падении вперед, назад, вбок (укеми) различные способы безопасного падения, обеспечивающие мягкое «приземление» занимающегося, после применения в отношении его техники Айкидо- является основой безопасного изучения техники Айкидо; нанесение ударов (атеми) позволяют лучше понять анатомию человека, локализацию болевых точек, в первоначальный период отрабатывается «по воздуху» в качестве упражнения при отработке перемещений | |
3. | Технические действия Айкидо: -Болевые контроли (Осае вадза) -Броски (Нате вадза) -Работа с оружием, защита при нападении с оружием. -Защита при нападении нескольких человек. | На более продвинутых этапах занятий данная тема занимает основное время. Технические действия (приемы) делятся на кихон (базовые формы), дзию-вадза (свободные техники), госин-дзюцу (самозащита или прикладная техника), делятся по формам воздействия на противника как болевые контроли (осае вадза) и броски (наге вадза). Контроли отрабатываются по-разделениям, на несколько счетов. По мере освоения увеличивается скорость, количество счетов переходит в исполнение в целом. Броски нарабатываются с медленной скоростью, некоторые фазы по-разделениям, добиваясь слитного исполнения в реальном темпе. Работа с деревянными макетами оружия (бокен-меч, дзё-шест, танто-нож) является вспомогательной техникой, позволяющей глубже понять элементы техники Айкидо и наработать навыки защиты от вооруженного противника. Защита от нападения нескольких нападающих (футари гейко) - является «продвинутой» техникой на первоначальном этапе проводится в игровой форме. |
4. | ОФП- Обще-физическая подготовка: развитие основных групп мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, ног. | В основном является дополнительным элементом тренировки, включает в себя прыжки, гусиный шаг, приседания, отжимания и борьбу на руках, упражнения на развития брюшного пресса, спины (поднимание туловища или ног из положения лежа, в висе на шведской стенке и т.п. |
5. | СФП- Специальная физическая подготовка: развитие гибкости, реакции, скоростных и волевых качеств. | В основном упражнения на гибкость, включаются в разминку как её элементы. Скоростные качества нарабатываются в игровых формах и в виде специальных упражнений, развивающих реакцию. |
6. | Предаттестационная подготовка | Включает в себя отработку техник, согласно программы аттестации в соответствии с той степенью Кю, на которую претендует обучающийся. (см. приложение 1) |
7. | Проведение семинаров с участием инструктора ФААР (Федерации Айкидо Айкикай России) | Тренировки проводимые в группах, специально приглашенным старшим инструктором ФААР, оказывающим методическую помощь, контролирующим региональных инструкторов. Как правило, семинары оканчиваются проведением аттестации учащихся с присвоением квалификации Кю или Дан. |
8. | Участие в культурно-массовых мероприятиях. | Показательные выступления, силами учеников, демонстрация техники с целью пропаганды вида единоборства. |
Технические действия: (в Айкидо традиционно, как в Карате-до, Дзюдо, Дзю-дзюцу и т.д. используется японская терминология, к настоящей программе прилагается словарь терминов используемых в Айкидо):
1-й год обучения
1 класс (6-7 лет) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Тенкан | ТВ | |
Ирими-текан | ТВ | |
Кокюхо | ТВ | |
Шикхо | Св | |
Иккё | тв Св | Косадори |
Ирими-наге | ТВ | Дзёдан но камае |
Кокюхо | Св | РЁТЕДОРИ |
2 класс (7-8) 8 лет) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Тенкан | ТВ | |
Ирими-текан | ТВ | |
Кокюхо | ТВ | |
Шикхо | Св | |
Иккё | ТВ СВ | Косадори |
Иккё | ТВ СВ | Дзёдан но камае |
Ирими-наге | ТВ | Дзёдан но камае |
Шихо-наге | ТВ | Косадори |
Кокюхо | Св | Рётедори |
3 класс (8-9 лет) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Тенкан | ТВ | |
Ирими-текан | ТВ | |
Кокюхо | ТВ | |
Шикхо | Св | |
Ушироукеми | ТВ СВ | |
Маеукеми | ТВ СВ | |
Иккё | ТВ СВ | Косадори |
Иккё | ТВ СВ | Дзёдан но камае |
Ирими-наге | ТВ | Дзёдан но камае |
Ирими-наге | ТВ | Косадори |
Шихо-наге | ТВ | Косадори |
Кокюхо | СВ | Рётедори |
4 класс (9-1Олет) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Тенкан | ТВ | |
Ирими-текан | ТВ | |
Кокюхо | ТВ | |
Шикхо | СВ | |
Ушироукеми | ТВ СВ | |
Маеукеми | ТВ СВ | |
Иккё | ТВ СВ | Косадори |
Иккё | ТВ СВ | Дзёдан но камае |
Ирими-наге | ТВ | Дзёдан но камае |
Ирими-наге | ТВ | Косадори |
Шихо-наге | ТВ | Косадори |
Котегаеси | ТВ | Косадори |
Кокюхо | СВ | Рётедори |
ТВ - «тачи ваза» приемы в стойке; СВ - «сувари ваза» приемы на коленях (в партере) |
2-й год обучения
5 класс (10-11 лет) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Тенкан | ТВ | |
Ирими-текан | ТВ | |
Кокюхо | ТВ | |
Шикхо | СВ | |
Аюми-Аси | ТВ | |
Цуги-Аси | ТВ | |
Окури-Аси | ТВ | |
Ушироукеми | ТВ СВ | |
Маеукеми | ТВ СВ | |
Иккё | ТВ СВ | Косадори |
Иккё | ТВ СВ | Дзёдан но камае |
Ирими-наге | ТВ | Дзёдан но камае |
Ирими-наге | ТВ | Косадори |
Шихо-наге | ТВ | Косадори |
Котегаеси | ТВ | Косадори |
Кокюхо | СВ | Рётедори |
6 класс (11-12 лет) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Тенкан | ТВ | |
Ирими-текан | ТВ | |
Кокюхо | ТВ | |
Шикхо | Св | |
Аюми-Аси | ТВ | |
Цуги-Аси | ТВ | |
Окури-Аси | ТВ | |
Ушироукеми | ТВ СВ | |
Уширокайтенукеми | Тв Св | |
Маеукеми | Тв Св | |
Иккё | Тв Св | Дзёдан но камае |
Иккё | Тв Св | Косадори |
Иккё | Тв Св | Кататедори |
Ирими-наге | ТВ | Дзёдан но камае |
Ирими-наге | ТВ | Косадори |
Ирими-наге | ТВ | Кататедори |
Шихо-наге | ТВ | Косадори |
Шихо-наге | ТВ | Кататедори |
Котегаеси | ТВ | Дзёдан но камае |
Котегаеси | ТВ | Косадори |
Кокюхо | Св | Рётедори |
7 класс (12-13 лет) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Тенкан | ТВ | |
Ирими-текан | ТВ | |
Кокюхо | ТВ | |
Шикхо | СВ | |
Аюми-Аси | ТВ | |
Цуги-Аси | ТВ | |
Окури-Аси | ТВ | |
Ушироукеми | ТВ СВ | |
Уширокайтенукеми | ТВ СВ | |
Маеукеми | ТВ СВ | |
Иккё | ТВ СВ | Дзёдан но камае |
Иккё | ТВ СВ | Косадори |
Иккё | ТВ СВ | Кататедори |
Иккё | ТВ СВ | Катадори |
Никкё | ТВ | Косадори |
Никкё | ТВ | Кататедори |
Ирими-наге | ТВ | Дзёдан но камае |
Ирими-наге | ТВ | Косадори |
Ирими-наге | ТВ | Кататедори |
Шихо-наге | ТВ | Косадори |
Шихо-наге | ТВ | Кататедори |
Котегаеси | ТВ | Дзёдан но камае |
Котегаеси | ТВ | Косадори |
Котегаеси | ТВ | Кататедори |
Кокюхо | ТВ | Кататедори |
Кокюхо | СВ | Рётедори |
8 класс (13-14 лет) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Тенкан | ТВ | |
Ирими-текан | ТВ | |
Кокюхо | ТВ | |
Шикхо | Св | |
Аюми-Аси | ТВ | |
Цуги-Аси | ТВ | |
Окури-Аси | ТВ | |
Ушироукеми | Тв Св | |
Уширокайтенукеми | Тв Св | |
Маеукеми | Тв Св | |
Иккё | Тв Св | Шоменучи |
Иккё | Тв Св | Косадори |
Иккё | Тв Св | Кататедори |
Иккё | Тв Св | Катадори |
Иккё | ТВ | Ёкоменучи |
Никкё | Тв Св | Шоменучи |
Никкё | Тв Св | Косадори |
Никкё | ТВ СВ | Кататедори |
Никкё | ТВ | Катадори |
Никкё | ТВ | Ёкоменучи |
Санкё | Тв Св | Шоменучи |
Ирими-наге | Тв Св | Шоменучи |
Ирими-наге | ТВ | Косадори |
Ирими-наге | ТВ | Кататедори |
Ирими-наге | ТВ | Ёкоменучи |
Шихо-наге | ТВ | Косадори |
Шихо-наге | ТВ | Кататедори |
Шихо-наге | ТВ | Ёкоменучи |
Шихо-наге | ТВ | Рётедори |
Котегаеси | ТВ | Шоменучи |
Котегаеси | ТВ | Косадори |
Котегаеси | ТВ | Кататедори |
Котегаеси | ТВ | Ёкоменучи |
Учикайтеннаге | ТВ | Кататедори |
Тенчинаге | ТВ | Рётедори |
Кокюхо | ТВ | Кататедори |
Кокюхо | ТВ | Моротедори |
Кокюхо | СВ | Рётедори |
3-й год обучения
9 класс (14-15 лет) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Иккё Никкё Санкё | Тв Св | Шоменучи |
Иккё Никкё Санкё | ТВ СВ | Косадори |
Иккё Никкё Санкё | Тв Св | Кататедори |
Иккё Никкё Санкё | ТВ СВ | Катадори |
Иккё Никкё Санкё | ТВ | Екоменучи |
Иккё Никкё Санкё | ТВ | Рётедори |
Ёнкё | ТВ | Шоменучи |
Ирими-наге | ТВ СВ | Шоменучи |
Ирими-наге | ТВ | Косадори |
Ирими-наге | ТВ | Кататедори |
Ирими-наге | ТВ | Екоменучи |
Ирими-наге | ТВ | Рётедори |
Шихо-наге | ТВ | Косадори |
Шихо-наге | ТВ ХХВ | Кататедори |
Шихо-наге | ТВ | Екоменучи |
Шихо-наге | ТВ ХХВ | Рётедори |
Котегаеси | ТВ | Шоменучи |
Котегаеси | ТВ | Косадори |
Котегаеси | ТВ | Кататедори |
Котегаеси | ТВ | Екоменучи |
Котегаеси | ТВ | Рётедори |
Котегаеси | ТВ | Чуданцки |
Учикайтеннаге | ТВ | Кататедори |
Сотокайтеннаге | ТВ | Шоменучи |
Сотокайтеннаге | ТВ | Кататедори |
Тенчинаге | ТВ | Рётедори |
Кокюхо | ТВ | Кататедори |
Кокюхо | ТВ | Моротедори |
Кокюхо | ТВ СВ | Рётедори |
Кокюхо | ТВ | Косадори |
10 класс (15-16 лет) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Иккё Никкё Санкё Енкё | ТВ СВ | Шоменучи |
Иккё Никкё Санкё Ёнкё | ТВ СВ | Косадори |
Иккё Никкё Санкё Ёнкё | ТВ СВ | Кататедори |
Иккё Никкё Санкё Енкё | ТВ СВ | Катадори |
Иккё Никкё Санкё Енкё | ТВ | Екоменучи |
Иккё Никкё Санкё Енкё | ТВ | Рётедори |
Иккё Никкё Санкё Енкё | ТВ | Чуданцки |
Иккё Никкё Санкё Енкё | ТВ | Уширорётедори |
Гоккё | ТВ | Екоменучи |
Ирими-наге | ТВ СВ | Шоменучи |
Ирими-наге | ТВ | Косадори |
Ирими-наге | ТВ | Кататедори |
Ирими-наге | ТВ | Екоменучи |
Ирими-наге | ТВ | Рётедори |
Ирими-наге | ТВ | Уширорётедори |
Ирими-наге | ТВ | Чуданцки |
Шихо-наге | ТВ | Косадори |
Шихо-наге | ТВ ХХВ | Кататедори |
Шихо-наге | ТВ | Екоменучи |
Шихо-наге | ТВ ХХВ | Рётедори |
Шихо-наге | ТВ | Уширорётедори |
Котегаеси | ТВ | Шоменучи |
Котегаеси | ТВ | Косадори |
Котегаеси | ТВ | Кататедори |
Котегаеси | ТВ | Екоменучи |
Котегаеси | ТВ | Рётедори |
Котегаеси | ТВ | Чуданцки |
Котегаеси | ТВ | Уширорётедори |
Учикайтеннаге | ТВ | Кататедори |
Сотокайтеннаге | ТВ | Шоменучи |
Сотокайтеннаге | ТВ | Кататедори |
Кайтеннаге | ТВ | Уширорётедори |
Тенчинаге | ТВ | Рётедори |
Кокюхо | ТВ | Кататедори |
Кокюхо | ТВ | Моротедори |
Кокюхо | ТВ СВ | Рётедори |
Кокюхо | ТВ | Уширорётедори |
Кокюхо | ТВ | Шоменучи |
Кокюхо | ТВ | Косадори |
11 класс и до 18 лет | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Иккё Никкё Санкё Енкё Гоккё | ТВ ХХВ СВ | Шоменучи |
Иккё Никкё Санкё Енкё | ТВ СВ | Косадори |
Иккё Никкё Санкё Ёнкё | ТВ СВ | Кататедори |
Иккё Никкё Санкё Енкё | ТВ СВ | Катадори |
Иккё Никкё Санкё Енкё Гоккё | ТВ | Екоменучи |
Иккё Никкё Санкё Ёнкё | ТВ | Рётедори |
Иккё Никкё Санкё Ёнкё | ТВ | Чуданцки |
Иккё Никкё Санкё Енкё | ТВ | Уширорётедори |
Иккё Никкё Санкё Енкё | ТВ | Моротедори |
Дзюивадза/ нагевадза | ТВ | Косадори |
Дзюивадза/ нагевадза | ТВ | Кататедори |
Дзюивадза/ нагевадза | ТВ | Моротедори |
Дзюивадза/ нагевадза | ТВ | Рётедори |
Дзюивадза/ нагевадза | ТВ | Уширорётедори |
Дзюивадза/ нагевадза | ТВ | Шоменучи |
Дзюивадза | ТВ | Екоменучи |
Кокюхо | ТВ | Кататедори |
Кокюхо | ТВ | Моротедори |
Кокюхо | ТВ СВ | Рётедори |
Кокюхо | ТВ | Уширорётедори |
Кокюхо | ТВ | Шоменучи |
Кокюхо | ТВ | Косадори |
ХХВ- Ханми-хантачи ваза: когда обороняющийся на коленях, нападающий в стойке (на ногах) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Экзаменационная программа Российского отделения Оосинкан всемирного центра айкидо Айкикай Хомбу Додзе
(1-й год обучения)
7—12 лет (от 8-кю желтый пояс, до 5-кю степени зеленый пояс) | ||
Умения и навыки техники | Положения | Виды атак |
Тенкан | ТВ | |
Ирими-текан | ТВ | |
Кокю-хо | ТВ | |
Шикхо | СВ | |
Аюми-Аси | ТВ | |
Цуги-Аси | ТВ | |
Окури-Аси | ТВ | |
Уширо укеми | ТВ СВ | |
Уширо кайтен укеми | ТВ СВ | |
Мае укеми | ТВ СВ | |
Иккё | ТВ СВ | Дзёдан но камае |
Иккё | ТВ СВ | Косадори |
Иккё | ТВ СВ | Кататедори |
Иккё | ТВ СВ | Катадори |
Никкё | ТВ | Косадори |
Никкё | ТВ | Кататедори |
Ирими-наге | ТВ | Дзёдан но камае |
Ирими-наге | ТВ | Косадори |
Ирими-наге | ТВ | Кататедори |
Шихо-наге | ТВ | Косадори |
Шихо-наге | ТВ | Кататедори |
Котегаеси | ТВ | Дзёдау но камае |
Котегаеси | ТВ | Косадори |
Котегаеси | ТВ | Кататедори |
Кокю-хо | ТВ | Кататедори |
Кокю-хо | СВ | Рётедори |
ТВ - «тачи ваза» приемы в стойке; СВ - «сувари ваза» приемы на коленях (в партере) |
экзаменационные требования (2-3 й год обучения).
Набор технических действий | Требования | Критерии |
5 кю (зеленый пояс) | ||
Сувари-вадза. | Знание | ОСАНКА |
Шомэнучи - ИККЁ | терминологии; | (Позиция, способствующая нормальному |
Катадори - ИККЕ | Корректное | функционированию жизнеобеспечивающих |
Тачи-вадза. | отношение к | систем организма и сохранению равновесия |
Шомэнучи - ИККЁ | партнёру. | в процессе выполнения технического |
Катадори - ИККЕ | действия). | |
Косадори - ИККЕ | ||
Шомэнучи - НИКЁ | АМПЛИДУДА | |
Кататэдори - СИХОНАГЭ | (Максимальный, анатомически возможный, | |
Косадори - СИХОНАГЭ | размах конечностей при выполнении | |
Кататэдори - КОТЭГАЭСИ | технического действия). | |
Косадори - КОТЭГАЭСИ | ||
Шомэнучи - ИРИМИНАГЭ | НАПРАВЛЕНИЕ | |
Косадори - ИРИМИНАГЭ | (Наилучший вектор движения, при котором | |
Сувари-вадза. | техническое действие имеет максимальный | |
Рётэдори - КОКЮ-ХО | эффект). | |
4 кю (синий пояс) | ||
Сувари-вадза. | Форма | КАМАЗ |
Шомэнучи - ИККЁ | выполнения | (Исходное положение, состояние |
Шомэнучи - НИКЁ | технического | "оперативного покоя", в котором |
Катадори - НИКЕ | действия. | концентрировано воплощение готовности к |
Тачи-вадза. | действию). | |
Шомэнучи - ИККЁ | ||
Шомэнучи - НИКЕ | кихон | |
Кататэдори - НИКЁ | (Правильность выполнения технического | |
Косадори - НИКЁ | действия). | |
Шомэнучи - САНКЁ | ||
Екомэнучи - СИХОНАГЭ | ||
Кататэдори - СИХОНАГЭ | ||
Шомэнучи - КОТЭГАЭСИ | ||
Кататэдори - КОТЭГАЭСИ | ||
Шомэнучи - ИРИМИНАГЭ | ||
Кататэдори - ИРИМИНАГЭ | ||
Сувари-вадза. | ||
Рётэдори - КОКЮ-ХО | ||
3 кю (темно синий пояс) | ||
Сувари-вадза. | Правильный | Точный выбор момента выполнения |
Шомэнучи - ИККЁ | выбор времени и | технического действия. |
Шомэнучи - НИКЁ | дистанции. | |
Шомэнучи - САНКЁ | Мощное | МААЙ |
Катадори - САНКЕ | выполнение | (Дистанция, с которой техническое действие |
Ханми-Хандачи-вадза. | технического | может быть выполнено максимально |
Кататэдори - СИХОНАГЭ | действия. | эффективно). |
Тачи-вадза. | ||
Шомэнучи - ИККЁ | МААИКАН | |
Ёкомэнучи - ИККЁ | (Контроль дистанции в процессе выполнения | |
Шомэнучи - НИКЁ | технического действия). | |
Ёкомэнучи - НИКЁ | ||
Шомэнучи - САНКЁ | КАМАЗ | |
Ёкомэнучи - САНКЁ | (Рациональная оперативная поза | |
Кататэдори - САНКЁ | поддерживающая статическое и | |
Косадори - САНКЁ | динамическое равновесие). | |
Шомэнучи - ЁНКЁ | ||
Ёкомэнучи - СИХОНАГЭ | КИМЭ | |
Косадори - СИХОНАГЭ | (Точность выполнения технического | |
Рётэдори - СИХОНАГЭ | действия соразмерная с мощностью | |
Шомэнучи - КОТЭГАЭСИ | движений с учётом опорных точек в | |
Ёкомэнучи - КОТЭГАЭСИ | заданных пространственно-временных | |
Кататэдори - КОТЭГАЭСИ | условиях). | |
Шомэнучи - ИРИМИНАГЭ | ||
Ёкомэнучи - ИРИМИНАГЭ | ФОРМА ТРАЕКТОРИИ | |
Кататэдори - ИРИМИНАГЭ | (Общий путь перемещения тела, | |
Кататэдори - УЧИ-КАЙТЭННАГЭ | обусловленный естественными | |
Рётэдори - ТЭНЧИНАГЭ | способностями строения и | |
Моротэдори - КОКЮ-ХО | функционирования органов движения). | |
Суваои-вадза. | ||
Рётэдори - КОКЮ-ХО | ||
2 кю (коричневый пояс) | ||
Суваои-вадза. | Завершённость | Точность при выполнении технического |
Катадори - ИККЁ Катадори - | выполнения | действия относительно партнёра |
НИКЁ Катадори - САНКЁ | технического | обусловленное условия-ми (взаимодействия |
Шомэнучи - ЁНКЁ Катадори - | действия. | с партнёром). |
ЁНКЁ | ||
Ханми-Хандачи-вадза. | Необходимый | Целесообразность сочетания и |
Кататэдори - СИХОНАГЭ | уровень | регулирования скоростей отдельных фаз и |
Тачи-вадза. | психической | всего движения в целом. |
Ёкомэнучи - ИККЕ Рётэдори - | мобилизации. | |
ИККЁ Моротэдори - ИККЁ | ДЗАНСИН | |
Ёкомэнучи - НИКЁ | (Состояние психологической готовности и | |
Рётэдори - НИКЁ Моротэдори - | мобилизации до и после выполнения | |
НИКЁ Ёкомэнучи - САНКЁ | технического действия). | |
Рётэдори - САНКЁ Моротэдори - | ||
САНКЁ | КАМАЗ | |
Шомэнучи - ЁНКЁ Ёкомэнучи - | (Оперативная поза, способствующая | |
ЁНКЁ | оптимально проявить физические качества). | |
Рётэдори - ЁНКЁ | ||
Моротэдори - ЁНКЁ | ||
Шомэнучи - ГОКЁ | ||
Шомэнучи - СИХОНАГЭ | ||
Рётэдори - СИХОНАГЭ | ||
Усирорётэдори - СИХОНАГЭ | ||
Ёкомэнучи - КОТЭГАЭСИ | ||
Кататэдори - КОТЭГАЭСИ | ||
Усирорётэдори - КОТЭГАЭСИ | ||
Ёкомэнучи - ИРИМИНАГЭ | ||
Кататэдори - ИРИМИНАГЭ | ||
Усирорётэдори - ИРИМИНАГЭ | ||
Кататэдори - УЧИ-КАЙТЭННАГЭ | ||
Кататэдори - СОТО- | ||
КАЙТЭННАГЭ | ||
Усирорётэдори - КАЙТЭННАГЭ | ||
Рётэдори - ТЭНЧИНАГЭ | ||
Кататэдори - Дзиювадза | ||
Моротэдори - КОКЮ-ХО | ||
Суваои-вадза. | ||
Рётэдори - КОКЮ-ХО | ||
* 1 кю (темно коричневый пояс) | ||
Суваои-вадза. | Реалистичность | Скорость выполнения технического действия |
Катадори - ИККЕ Катадори - | при выполнении | соизмерима с уровнем подготовки партнёра. |
НИКЁ | технического | |
Катадори - САНКЁ Катадори - | действия. | Выполнение.технического действия, которое |
ЁНКЁ | в реальной ситуации приводит к поражению | |
Шомэнучи - ИРИМИНАГЭ | Проявление | противника. |
Ханми-Хандачи-вадза. | "боевого духа". | |
Кататэдори - СИХОНАГЭ | Решительность при выполнении | |
Рётэдори - СИХОНАГЭ | технического действия. | |
Тачи-вадза. | ||
Рётэдори - ИККЕ Моротэдори - | КАМАЗ | |
ИККЁ | (Позиция, при которой техническое действие | |
Усирорётэдори - ИККЁ Рётэдори | может быть выполнено максимально | |
- НИКЁ Моротэдори - НИКЁ | эффективно). | |
Рётэдори - САНКЁ | ||
Моротэдори - САНКЁ | МААЙ | |
Усирорётэдори - САНКЁ | (Пространственно-временная | |
Рётэдори - ЁНКЁ Моротэдори - | характеристика выбора момента выполнения | |
ЁНКЁ | технического действия с максимальной | |
Усирорётэдори - ЁНКЁ | эффективностью). | |
Шомэнучи - ГОКЁ Ёкомэнучи - | ||
ГОКЁ | ДЗАНСИН | |
Рётэдори - СИХОНАГЭ | (Состояние психологической мобилизации до | |
Моротэдори - СИХОНАГЭ | и после выполнения технического действия, | |
Усирорётэдори - СИХОНАГЭ | контроля ситуации и готовности к | |
Ёкомэнучи - КОТЭГАЭСИ | выполнению нового технического действия). | |
Моротэдори - КОТЭГАЭСИ | ||
Усирорётэдори - КОТЭГАЭСИ | ||
Кататэдори - ИРИМИНАГЭ | ||
Моротэдори - ИРИМИНАГЭ | ||
Усирорётэдори - ИРИМИНАГЭ | ||
Кататэдори - УЧИ-КАЙТЭННАГЭ | ||
Кататэдори - СОТО- | ||
КАЙТЭННАГЭ | ||
Усирорётэдори - КАЙТЭННАГЭ | ||
Рётэдори - ТЭНЧИНАГЭ | ||
Кататэдори - Дзиювадза | ||
Моротэдори - Дзиювадза | ||
Моротэдори - КОКЮ-ХО | ||
Суваои-вадза. | ||
Рётэдори - КОКЮ-ХО |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Словарь терминов, используемых в айкидо
Ай ханми | - одноименная стойка |
Аси | - нога |
Гяку ханми | - разноименная стойка |
Гокё | - пятая техника обучения |
Дзюдзи гарами | - крестообразное замыкание рук |
Ёко | - бок, боковая сторона |
Ёкомэн ути | - удар в голову сбоку ребром ладони |
Иккё | - первая техника обучения |
Ирими | - движение корпуса по прямой |
Ирими нагэ | - бросок "прямым входом" |
Кайтэн нагэ | - круговое вращение, поворот |
Камаэ | - стойка |
Ката дори | - хват за плеч |
Кататэ дори | - хват одной рукой |
Кататэ рётэ дори | - хват двумя руками за одну |
Кокю | - дыхание |
Кокю хо | - упражнение, основанное (хо) |
Котэ гаэси | - вращение предплечья |
Маэ | - впереди, перед |
Мунэ дори | - хват одной рукой за отвороты кимоно |
Нагэ | - бросок |
Никё | - вторая техника обучения |
Омотэ | - лицевая сторона |
Осаэ | - удержание |
Рё ката дори | - хват за оба плеча |
Рётэ дори | - хват обеих рук |
Санкё | - третья техника обучения |
Сихо нагэ | - бросок "в четырех направлениях" |
Сёмэн ути | - удар в голову сверху вниз |
Сувари | - стойка на коленях |
Сэйдза | - сидеть прямо |
Тай сабаки | - передвижения корпуса |
Торифунэ | - дыхательное упражнение "гребля на лодке" |
Тэнкан | - поворот |
Тэ ходоки | - освобождения |
Удэ гарами | - техника воздействия на локтевой сустав |
Укэми | - страховка ("защита") |
Ура | - тыльная сторона |
Усиро | - сзади |
Усиро рё ката дори | - хват сзади за оба плеча |
Усиро рётэ дори | - хват сзади за обе руки |
Усиро эри дори | - хват сзади за воротник |
Фуритама | - дыхательное упражнение "трясти мячик" |
Хидзи кимэ осаэ | - локоть, взятый на удержание |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Тамура Нобуеси Айкидо. Этикет и передача традиций (книга для учителей). София, 2002 г.
- Джузеппе Раглиони Ки-Айкидо путь объединения сознания и тела Тесса Санкт-Петербург, 2002 г.
3. Восточные единоборства для мальчиков. Автор-составитель М. Гутин
«Издательство АСТ», Москва, 2000 г.
- Адель Вестбрук, Оскар Ратти Айкидо и динамическая сфера. София, 1999 г.
- В.С. Рубин «Избранные разделы теории и методики физической культуры» Москва-2000 Учебное пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного образования.
- КАЧАН А.Б. ЧУФИСТОВ А.В. «АЙКИДО программа занятий для
детей дошкольного и школьного возрастов» Москва-2004 Учебное
пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного
образования, специализация Айкидо.
.
Методическое обеспечение программы
(1,2, 3 года обучения)
№ п/п | Раздел, тема | Форма занятий | Приёмы и методы учебно- воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма проведения итогов по разделам |
1 | Боевые искусства и спортивные единоборства в России. История Айкидо | Лекция, рассказ | Объяснительно-иллюстративный | Подборка книг, статей, видеоматериал | Книги, газеты, журналы, телевизор, видеомагнито-фон, видеокассеты | опрос |
2 | Этика и традиции Айкидо | Лекция, рассказ | Объяснительно-иллюстративный | Подборка книг, статей, видеоматериал | Книги, газеты, журналы, телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты | опрос |
3 | Техника безопасности на занятиях Айкидо, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи, гигиена | Инструктаж по правилам техники безопасности | Объяснительно-иллюстративный | Инструкции по правилам техники безопасности, специальная литература | Опрос, тест | |
4 | Теоретические основы. Элементы Айкидо, его принципы и применение в схватке. | Рассказ, показ | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Специальная литература по Айкидо, личный опыт | Татами, Оружие Айкидо. Боккен, танто, дзе. | Опрос, тест |
5 | Значение базовых техник в освоении Айкидо | Рассказ, беседа | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Специальная литература по Айкидо, личный опыт | Татами, Оружие Айкидо. Боккен, танто, дзе. | Опрос, тест |
6 | ОФП | Рассказ, показ, зачёт | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Специальная литература по Айкидо, личный опыт | Скамейки, татами, маты, гимнастическая стенка | Зачёт |
7 | СФП | Рассказ, показ, зачёт | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. частично-поисковый | Специальная литература по Айкидо, личный опыт | Татами, маты, боксерские лапы | Зачёт |
8 | Разминка, подготовительные упражнения | Повторение, закрепление изученного | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Специальная литература по айкидо, личный опыт | Татами | Зачёт,
|
9 | Основы (элементы) технических действий Айкидо. | Повторение, закрепление изученного, контрольный срез | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Специальная литература по айкидо, личный опыт | Татами | Зачёт, контрольный срез |
10 | Технические действия (приемы) Айкидо | Повторение, закрепление изученного, контрольный срез | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Специальная литература по айкидо, личный опыт | Татами, Оружие Айкидо: Боккен, танто, дзе. | Зачёт, контрольный срез, экзамен |
11 | Проведение семинаров с участием инструктора ФААР | Повторение, закрепление изученного, показательное занятие, экзамен
| Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Специальная литература по айкидо, личный опыт. | Татами, Оружие Айкидо: Боккен, танто, дзе. | экзамен |
12 | Предаттестационная подготовка | Повторение, закрепление изученного, показательное занятие,
| Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Специальная литература по айкидо, личный опыт | татами | Контрольный срез,
|
13 | Участие в культурно-массовых мероприятиях | Показательные выступления, экскурсия, поход, конкурсы, викторины | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Специальная литература | Спортзал, сцена, магнитофон, кассеты | Конкурс, викторина, показательные выступления |
14 | Работа с родителями | Беседы, родительские собрания | Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый | Пособия, статьи | Совместные мероприятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа детского объединения «Юный инспектор движения» /для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/
Образовательная программа детского объединения "Юный инспектор движения" (для детей 10 - 12 лет). Программа расчитана на три года....
Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения
Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третьего года обучения ведется по адаптированной программе для экспериментальных классов для глуб...
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ для 5 года обучения
рабочая программа...
В помощь начинающим инструкторам детско-юношеского туризма: подготовка к походу, работа с детьми первого года обучения. Особенности подготовки к водному походу. Тест.
Педагог: Кузнецова Елена СергеевнаГБУ ДО ЦДЮТТ Московского районаГБНОУ "Балтийский берег"Санкт-Петербург2020 годМетодическое пособие для начинающих инструкторов детско-юношеского туризма....
Технология изготовление традиционной тряпичной куклы «Веснянка» по дополнительной образовательной программе «Сувенир» 1 года обучения по разделу «Куклы закрутки» для детей 7 -8 лет.
Кукла Веснянка — это красивый славянский оберег, символизирующий красоту и хорошую жизнь. Для славян наступление весны было большим событием, настоящим праздником. Наши предки не только ждали ве...
Статья - "Особенности работы родителей с детьми первого года обучения в Детском музыкальном театре (на примере ДМТ «Кантабиле»)"
Особенности работы родителей с детьми первого года обучения в Детском музыкальном театре О важности участия родителей в подготовке к тентральным занятиям...
Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости" по дополнительной развивающей программе "Этикет и культура общения", предназначеного для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения
Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет и кул...