Программа детского объединения "Айкидо". 3 года обучения
методическая разработка по физкультуре по теме

Знаменский Игорь Олегович

 

 

Муниципальное образовательное учреждение

                              дополнительного образования детей

    Центр развития творчества детей и юношества

                                            им. А.П.Гайдара

 

 

        

             Утверждено

методическим советом        

от_____________2007г.      

                                          ___________________                                        

 

 

                                                       

                                                ПРОГРАММА

 

Детского объединения « Айкидо»

 

(возраст обучающихся  6 – 18 лет)

3 года обучения

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Составил:

                                                                                      

                                                                                 Педагог дополнительного

                                                          образования                                                                                   

                                                                                         И.О. Знаменский

 

 

 

 

                                                

                                      

                            

                                    

                                        

                                     

Арзамас,  2007 г.

Содержание программы

 

 

 

1. Пояснительная записка   ……………………………………………………… 3

2. Цели и задачи   ………………………………………………………………… 4         3. Формы занятий ………………………………………………………………... 4

4. Структура занятий …………………………………………………………….. 5

5. Ожидаемые результаты ……………………………………………………….. 7

6. Учебно-тематический план занятий ……………………………………….…. 9       

7. Содержание программы ……………………………………………………..... 15

8. Приложения …………………………………………………………………….25

9. Литература…………………………………………………………………........30

    10. Методическое обеспечение программы ……………………………………...35                                  

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Айкидо - боевое искусство, основанное на гармоничном движении и минимальном мускульном напряжении, оно меняет привычное представление о силе и учит принципиально новым способам разрешения конфликтных ситуаций.

Айкидо родилось в Японии в первой четверти этого столетия, но истоки его - в древних японских 'будзюцу' (боевых искусствах). Айкидо было создано Мастером Уэсибой Морихеем, который объединил практические приёмы самозащиты искусства фехтования на мечах и копьях, дзю-дзюцу, айки-дзюцу и других более древних и эзотерических видов боевых искусств в уникальную систему физического и духовного совершенствования.

На первый взгляд айкидо кажется только высокоэффективным способом самозащиты от любого вида агрессии. На самом деле здесь кроется нечто намного большее. Айкидо - это Искусство Согласования, способ укрепления тела и духа, сплавление в единое целое физической энергии, путь обретения гармонии. Название 'айкидо' состоит из трёх иероглифов: 'ай'- означает любовь, гармонию; 'ки'- внутреннюю, духовную энергию; 'до'- путь.

Как метод самозащиты айкидо одинаково применимо как против одного атакующего, так и против нескольких. Методы тренировки в айкидо позволяют достичь высоких результатов, независимо от пола и возраста.

На физическом уровне Айкидо работает как одна из совершенных дыхательно-оздоровительных систем, развивает выносливость, физическую силу и умственные способности. Помогает приобрести необходимые навыки и опыт в экстремальных ситуациях молодым людям и подросткам путем регулярных тренировочных занятий. Щадящий ритм тренировок позволяет заниматься практически всем без возрастных ограничений, сохраняя и укрепляя здоровье людей старшего возраста.

Айкидо в корне отличается от других боевых искусств тем, что оно не несёт в себе агрессии ни в психологическом плане, ни в физическом.

 В основе технического действия Айкидо лежит не столько удар, как в других боевых искусствах, а бросок или контролирующий замок. И если ситуация привела к применению физической силы, Айкидо позволяет не уничтожать противника, а взять его под контроль и успокоить.

Замечательной особенностью Айкидо является то, что оно делает огромный скачок от традиционного физического искусства к духовному боевому искусству, от относительного воинственного искусства к искусству абсолютному, от агрессивного, бойцовского боевого искусства к духовному воинственному искусству, которое ищет, как уничтожить конфликт.

Айкидо не просто искусство самообороны - его приемы и движения сотканы из элементов философии, психологии и динамики. Изучая различные действия, вы в то же время тренируете свой ум, улучшаете свое здоровье и вырабатываете прочную уверенность в себе.

Путь творческого развития личности открывает возможности для нового самовыражения и восприятия жизненных коллизий. Путь постижения в искусстве Айкидо дарует свободу действий и способность к адекватной реакции на происходящее в настоящий момент. Именно в такие мгновения появляется возможность более полного раскрытия потенциала личности и всеобъемлющего взаимодействия с окружающей средой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc711.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

                              дополнительного образования детей

    Центр развития творчества детей и юношества

                                            им. А.П.Гайдара

         

             Утверждено

методическим советом        

от_____________2007г.        

                                          ___________________                                        

                                                       

                                                ПРОГРАММА

Детского объединения « Айкидо»

(возраст обучающихся  6 – 18 лет)

3 года обучения

                                                                                            Составил:

                                                                                       

                                                                                 Педагог дополнительного

                                                          образования                                                                                    

                                                                                         И.О. Знаменский

 

                                                 

                                       

                             

                                   

                                         

                                     

Арзамас,  2007 г.

Содержание программы

1. Пояснительная записка   ……………………………………………………… 3

2. Цели и задачи   ………………………………………………………………… 4         3. Формы занятий ………………………………………………………………... 4

4. Структура занятий …………………………………………………………….. 5

5. Ожидаемые результаты ……………………………………………………….. 7

6. Учебно-тематический план занятий ……………………………………….…. 9        

7. Содержание программы ……………………………………………………..... 15

8. Приложения …………………………………………………………………….25

9. Литература…………………………………………………………………........30

    10. Методическое обеспечение программы ……………………………………...35                                

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Айкидо - боевое искусство, основанное на гармоничном движении и минимальном мускульном напряжении, оно меняет привычное представление о силе и учит принципиально новым способам разрешения конфликтных ситуаций.

Айкидо родилось в Японии в первой четверти этого столетия, но истоки его - в древних японских 'будзюцу' (боевых искусствах). Айкидо было создано Мастером Уэсибой Морихеем, который объединил практические приёмы самозащиты искусства фехтования на мечах и копьях, дзю-дзюцу, айки-дзюцу и других более древних и эзотерических видов боевых искусств в уникальную систему физического и духовного совершенствования.

На первый взгляд айкидо кажется только высокоэффективным способом самозащиты от любого вида агрессии. На самом деле здесь кроется нечто намного большее. Айкидо - это Искусство Согласования, способ укрепления тела и духа, сплавление в единое целое физической энергии, путь обретения гармонии. Название 'айкидо' состоит из трёх иероглифов: 'ай'- означает любовь, гармонию; 'ки'- внутреннюю, духовную энергию; 'до'- путь.

Как метод самозащиты айкидо одинаково применимо как против одного атакующего, так и против нескольких. Методы тренировки в айкидо позволяют достичь высоких результатов, независимо от пола и возраста.

На физическом уровне Айкидо работает как одна из совершенных дыхательно-оздоровительных систем, развивает выносливость, физическую силу и умственные способности. Помогает приобрести необходимые навыки и опыт в экстремальных ситуациях молодым людям и подросткам путем регулярных тренировочных занятий. Щадящий ритм тренировок позволяет заниматься практически всем без возрастных ограничений, сохраняя и укрепляя здоровье людей старшего возраста.

Айкидо в корне отличается от других боевых искусств тем, что оно не несёт в себе агрессии ни в психологическом плане, ни в физическом.

 В основе технического действия Айкидо лежит не столько удар, как в других боевых искусствах, а бросок или контролирующий замок. И если ситуация привела к применению физической силы, Айкидо позволяет не уничтожать противника, а взять его под контроль и успокоить.

Замечательной особенностью Айкидо является то, что оно делает огромный скачок от традиционного физического искусства к духовному боевому искусству, от относительного воинственного искусства к искусству абсолютному, от агрессивного, бойцовского боевого искусства к духовному воинственному искусству, которое ищет, как уничтожить конфликт.

Айкидо не просто искусство самообороны - его приемы и движения сотканы из элементов философии, психологии и динамики. Изучая различные действия, вы в то же время тренируете свой ум, улучшаете свое здоровье и вырабатываете прочную уверенность в себе.

Путь творческого развития личности открывает возможности для нового самовыражения и восприятия жизненных коллизий. Путь постижения в искусстве Айкидо дарует свободу действий и способность к адекватной реакции на происходящее в настоящий момент. Именно в такие мгновения появляется возможность более полного раскрытия потенциала личности и всеобъемлющего взаимодействия с окружающей средой.

Цель: Всестороннее и гармоническое развитие свойственных человеку жизненно важных физических, психологических и интеллектуальных качеств и основанных на них двигательных способностях наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков.

Программа должна решить три группы задач.

Задачи оптимизации физического развития человека:

  1. Укрепление здоровья и закаливание организма детей, что
    предполагает совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; обязательное соблюдение гигиенических требований при проведении практических, грамотное дозирование нагрузки, освоение навыков самоконтроля занимающимися.
  2. Всестороннее воспитание физических качеств и основанных на них двигательных способностей.
  3. Гармоническое развитие и совершенствование форм телосложения,
    что предполагает формирование правильной осанки, воспитание
    телесной красоты и др.

Специальные образовательные задачи:

  1. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков через движения айкидо
  2. Сообщение специальных физкультурно-спортивных знаний обучающимся - как необходимой предпосылки сознательного освоения техники айкидо, формирования мотивации для организованных и самостоятельных занятий айкидо.

Воспитательные задачи:

Это общепедагогические задачи воспитания нравственности, коллективизма, милосердия, привитие эстетического вкуса, содействие умственному и трудовому воспитанию в специфических условиях процесса физического воспитания. В физическом воспитании задачи обучения в широком понимании неотделимы от формирования физических и психических способностей, без которых невозможно эффективное решение двигательной задачи. Общая структура процесса обучения представляет собой неразрывное единство и взаимосвязь стадий и этапов обучения двигательным действиям.

Занятия по Айкидо делятся на практические и теоретические, которые имеют следующие формы

Теоретические:

  1. Лекция
  2. Беседа
  3. Инструктаж по технике безопасности
  4. Самостоятельная работа с литературой

Практические:

  1. Тренировка- регулярно проводимое педагогом, ведущим группу, занятие включающее в себя отработку отдельных элементов, либо всего технического действия в целом, а также общефизические и специальные упражнения, (не менее 3-х занятий в неделю, продолжительностью не менее 45 минут)

  1. Контрольное занятие проводится педагогом, ведущим группу, в конце каждого пол-этапа и этапа обучения, в виде индивидуального либо группового исполнения обучающимися, технических действий определяемых настоящей программой с выставлением оценок. (Два раза в учебный год)

  1. Семинар — Ежегодно проводимый специально назначенным инструктором ФААР (Федерация Айкидо Айкикай России) многодневный блок тренировок (2 тренировки утро-вечер). (Не менее одного раза в год в течение двух и более дней, 2 и более тренировок в день)

  1.  Экзамен(аттестация) - контрольное занятие (см. п. 2), проводимое специально-уполномоченным инструктором ФААР (Федерация Айкидо Айкикай России) с присвоением принятой в Айкидо квалификационной степени - «КЮ» или «ДАН» (Один раз в год)

  1. Показательные выступления Демонстрация приемов Айкидо воспитанниками объединения при проведении различных культурно-массовых мероприятий. (Вне основного времени, в соответствии с планом ЦРТДиЮ)

Структура занятия

 

      Занятие (тренировка) состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Конкретное содержание каждой из них определяется задачами, которые ставятся на данном занятии.

      Задачи подготовительной части  (15 – 20 мин.) является предварительная организация занимающихся (посадка в шеренгу в позиции сейдза (на коленях), ритуал приветствия, сообщение целей, задач) и подготовка организма к выполнению задач основной части занятия с помощью разминки, увеличения подвижности суставов конечностей и гибкости позвоночника.

 Разминка должна повышать функциональные возможности организма, создать условия для проявления максимальной работоспособности. В нее включаются общеразвивающие и специальные упражнения на силу, выносливость, скорость, координацию, баланс, гибкость, подвижность суставов и связок. Так же в разминку включаются базовые элементы айкидо: страховка (перекаты, падения, кувырки). Перемещения на коленях –сикко, перемещения в стойке тенкан, ирими тенкан, хаппо-гири и т.п.        

Решение наиболее сложных задач занятия осуществляется в основной части (20-65 минут), которая характеризуется наибольшей физиологической и психологической нагрузкой. При планировании и проведении основной части занятия нужно руководствоваться следующими положениями:

1. Задачи изучения  нового материала и совершенствования наиболее сложных элементов осуществляются в первой трети основной части занятия, когда занимающиеся находятся в состоянии максимальной готовности к восприятию осваиваемой техники.

2. Наибольшая нагрузка выполняется во второй трети основной части.

3. В последней трети основной части постепенное снижение нагрузки.

 

Основная часть занятия проводится по следующему плану:

Занятие №1  1-й год обучения

      а)  страховка - укеми                                                               15 минут

      б) базовые стойки, техника перемещения в них, одиночные и парные базовые упражнения (тенкан, кокью-хо, ирими тенкан)                                                          

                                                                                                        20минут

      в)  общая физическая подготовка (ОФП)                              15 минут

Занятие №2  1-й год обучения

        а)  страховка выполняемая в паре с партнером                 15 минут        

      б)  базовые приемы (техники) айкидо из статического положения в стойках в паре с партнером                                                                            25 минут

      в)   специальная физическая подготовка (СФП)                      15 минут        

Занятие №1   2-й год обучения

       а) Динамическая страховка одиночная и в паре, базовые элементы в паре с повышением активности нападающего (уке).             15 минут    

     б)  Базовые приемы (техники) айкидо в динамичном исполнении в форме парных ката.                                                                       20 минут

     в) общая физическая подготовка (ОФП)                                 15 минут

Занятие №2   2-й год обучения

      а) Динамическая страховка одиночная и в паре, базовые элементы в паре с повышением активности нападающего (уке).              15 минут                            

      б) Базовые приемы (техники) айкидо в динамичном исполнении в форме парных ката в основном от захватов (катаме вадза).    25 минут    

      в) специальная физическая подготовка (СФП)                    15 минут                            

Занятие №1   3-й год обучения

       а)   Динамическая, скоростная страховка одиночная и в паре, базовые элементы в паре с реальной скоростью нападающего (уке).                            

                                                                                                         15 минут                

      б) Базовые приемы (техники) айкидо в динамичном исполнении в форме парных ката в основном от ударов (те вадза). Свободная техника (дзию вадза)                                                                                                     30 минут         

      в)  общая физическая подготовка (ОФП)                                  15 мин                    

Занятие №2   3-й год обучения

      а) Динамическая, скоростная «высокая» страховка одиночная и в паре, базовые элементы в паре с реальной скоростью нападающего (уке).                                                                                                15 минут          

    б) «короткие» техники самозащиты от вооруженного уке и группы нападающих с реальной скоростью                                            25минут          

     в)      специальная физическая подготовка (СФП)               15 минут          

              В заключительной части занятия (10 минут) особое внимание уделяется восстановительным и дыхательным упражнениям подводятся итоги, дается домашнее задание, корректируются ошибки, проводятся беседы.

        Процесс   обучения   техникам   Айкидо   есть   ничто   иное,   как   процесс обучения двигательным действиям со всеми его закономерностями и аспектами.

Стадии обучения - предумение (ознакомление), умение, навык.

Этапы обучения - начальное разучивание, углубленное разучивание, результирующая отработка (закрепление) и дальнейшее совершенствование. Каждой стадии и этапу обучения соответствуют свои цели. Как показывает практика, этапы и стадии не имеют четких границ и плавно перетекают друг в друга.

 

Ожидаемые результаты

Настоящая дополнительная образовательная программа рассчитана на три года, которые делятся на три этапа- начальный (1-й год обучения); средний (2-й год обучения); завершительный или выпускной (3-й год обучения). Каждый из этапов по полугодиям разбит на два пол-этапа, в конце которых проводятся контрольные занятия.

Все занимающиеся в секции Айкидо делятся на три возрастные категории по общефизической и спортивной подготовленности: подготовительная (1-й год обучения 6 -10 лет (от 8-кю желтый пояс, до 7-кю степени красный пояс); средняя -подростковая (2-й год обучения) 11—14 лет (от 6-го Кю зеленый пояс, до 4-го Кю синий пояс); выпускная (3-й год обучения) юношеская 15-18 лет (от 4-го Кю синий пояс до 1-го Дана черный пояс).

Количество занимающихся в группах: первый год обучения - не менее 15 человек; второй и третий год обучения - не менее 12 человек в каждой.

Первый год обучения:

1. Овладение общеразвивающими и специальными упражнениями.

2. Умение правильно передвигаться в базовых стойках, выполнять страховку при падениях, освоить навыки дыхательных упражнений.

3.  Овладение и уверенное выполнение в медленном темпе базовых приемов айкидо из статического положения.

4. Твёрдое знание основных терминов, правил поведения на тренировках, названия применяемых технических приёмов.

5. Успешное завершение программы первого года обучения и аттестация на 9-7 кю.

Для второго года обучения:

1. Развитие гибкости, выносливости,  координации движения, скоростных качеств.

2. Умение выполнять технические действия с максимальной амплитудой в динамике, слитно.

3. Овладение основами свободной техники дзию вадза.

4. Успешное завершение программы второго года обучения и аттестация на 6-4 кю.

Для третьего года обучения:

1.Совершенствование специфических для айкидо физических и волевых качеств занимающихся.

2. Уверенное  выполнение технических действий с максимальной скоростью, мощностью и эффективностью.

3. Умение комбинировать технику, переходить от одной к другой в зависимости от действий противника.

3. Знание основ самозащиты от вооруженного и группового нападения.

5. Успешное завершение программы третьего года обучения и аттестация на 4 кю – 1-й Дан.

 

 


Учебно-тематический план работы объединения «Айкидо» группа 1-й год обучения

Тема

теория

практика

1

Боевые   искусства  и   спортивные   единоборства  в России. История Айкидо.

1 час

2

Техника     безопасности     на     занятиях     Айкидо, предупреждение        травм,        оказание        первой медицинской помощи, гигиена.

1 час

3

Теоретические    основы    элементов    Айкидо,    его принципы.

2 часа

4

Разминка, подготовительные упражнения.

22 часа

5

Основы технических действий Айкидо:

1.        Перемещения и стойки (Камае, Аси).

2.        Перемещение и стойки на коленях (Сикко).

3.        Дыхательные упражнения (Кокью-хо).

4.        Страховка при падении вперед, вбок, назад
(Укеми).

5.        Нанесение ударов (Атеми)

37 часов

6

Технические действия Айкидо:

1.        Болевые контроли (Осае вадза)

2.        Броски (Наге вадза)

3.        Работа с оружием, защита при нападении с
оружием.

4.        Защита при нападении нескольких человек.

27 часов

7

ОФП-     Обще-физическая     подготовка:     развитие основных групп мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, ног.

16 часов

8

СФП- Специальная физическая подготовка: развитие гибкости, реакции, скоростных и волевых качеств.

10 часов

9

Предаттестационная подготовка

18 часов

10

Проведение   семинаров   с   участием   инструктора ФААР (Федерации Айкидо Айкикай России)

10 часов

11

Участие в культурно-массовых мероприятиях.

Вне

Основн

времени

Итого:

144 часа

Учебный план работы объединения «Айкидо» группа 2-й г. обучения

Тема

теория

практика

1

Боевые   искусства  и   спортивные  единоборства  в России. История Айкидо.

1 час

2

Техника     безопасности     на     занятиях     Айкидо, предупреждение        травм,        оказание        первой медицинской помощи, гигиена.

3 часа

3

Теоретические    основы   элементов   Айкидо,    его принципы.

3 часа

4

Разминка, подготовительные упражнения.

22 часа

5

Основы технических действий Айкидо:

1.        Перемещения и стойки (Камае, Аси).

2.        Перемещение и стойки на коленях (Сикко).

3.        Дыхательные упражнения (Кокью-хо).

4.        Страховка при падении вперед,  вбок, назад
(Укеми).

5.Нанесение ударов (Атеми)

28 часов

6

Технические действия Айкидо:

1.        Болевые контроли (Осае вадза)

2.        Броски (Наге вадза)

3.        Работа с оружием, защита при нападении с
оружием.

4.        Защита при нападении нескольких человек.

37 часов

7

ОФП-    Обще-физическая    подготовка:     развитие основных групп мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, ног.

 10 часов

8

СФП- Специальная физическая подготовка: развитие гибкости, реакции, скоростных и волевых качеств.

12 часов

9

Предаттестационная подготовка

18 часов

10

Проведение   семинаров   с   участием   инструктора ФААР (Федерации Айкидо Айкикай России)

10 часов

11

Участие в культурно-массовых мероприятиях.

Вне

основного

времени

Итого:

 144 часа

Учебный план работы объединения «Айкидо» группа 3-й г. обучения

Тема

теория

практика

1

Боевые   искусства  и   спортивные   единоборства  в России. История Айкидо.

5час

2

Техника     безопасности     на    занятиях    Айкидо, предупреждение        травм,        оказание        первой медицинской помощи, гигиена.

5час

3

Теоретические    основы    элементов    Айкидо,    его принципы.

13 час

4

Разминка, подготовительные упражнения.

32 часа

7

Основы технических действий Айкидо:

1 .Перемещения и стойки (Камае, Аси). 2.Перемещение и стойки на коленях (Сикко). 3.Дыхательные упражнения (Кокью-хо). 4.Страховка при падении вперед, вбок, назад

(Укеми).

5.Нанесение ударов (Атеми)

39 часов

6

Технические действия Айкидо:

1. Болевые контроли (Осае вадза)

2.Броски (Наге вадза)

3.Работа с оружием, защита при нападении с

оружием.

4.Защита при нападении нескольких человек.

68 часов

7

ОФП-    Обще-физическая     подготовка:     развитие основных групп мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, ног.

14 часов

8

СФП- Специальная физическая подготовка: развитие гибкости, реакции, скоростных и волевых качеств.

12 часов

9

Предаттестационная подготовка

18 часов

10

Проведение   семинаров   с   участием   инструктора ФААР (Федерации Айкидо Айкикай России)

10 часов

11

Участие в культурно-массовых мероприятиях.

Вне

основного

времени

Итого:

216 часов

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ТЕОРИЯ

Название тем

Краткое содержание

1.

«Боевые искусства и спортивные единоборства в России. История Айкидо.» (лекция)

В этой теме следует ознакомить учеников с видами существующих единоборств, объяснить отличие боевых и спортивных единоборств, рассказать о положительных сторонах Айкидо, раскрыть историю создания данного вида единоборства.

2.

«Этика и традиции Айкидо.» (лекция)

Раскрыть смысл традиций и ритуалов Айкидо, подчеркнуть важность их соблюдения как средство поддержания дисциплины и выражения уважения памяти создателей стиля.

3.

«Стратегия и тактика, этика поединка в Айкидо.» (лекция)

В настоящей теме следует подчеркнуть оборонительную направленность Айкидо, важность сохранения психофизического равновесия во время исполнения техник, уважительного отношения к партнеру, соблюдение принципов Айкидо - как основу успешного разрешения конфликтной ситуации.

4.

«Техника безопасности на занятиях Айкидо, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи, гигиена» (лекция-беседа)

В теме раскрываются основные правила гигиены и безопасности на занятиях, наиболее вероятные травмы и способы оказания первой медицинской помощи.

5.

«Теоретические основы элементов Айкидо, его принципы» (беседа)

На каждом занятии следует подчеркивать важность соблюдения принципов в исполнении техник Айкидо. Раскрыть содержание каждого принципа, для более осознанного освоения учащимися.

6.

«Теоретические     основы     элементов Айкидо, его принципы и применение в схватке» (беседа)

В данной теме раскрывается смысл принципов, характер их применения в условиях рандори (свободная техника) и самозащиты.

7.

«Значение базовых техник в освоении сложных элементов Айкидо». (Беседа)

Убедить обучающихся в необходимости постоянного «возвращения» к изучению базовых перемещений и техник, как основы Айкидо.

ПРАКТИКА

Название тем

Краткое содержание

Разминка, подготовительные упражнения.

Проводится перед каждым занятием, включает в себя        строго        регламентированный        набор упражнений,    направленный    на    «разогревание» организма занимающихся с целью подготовки к предстоящей нагрузке.  Включает упражнения на растягивание (увеличение подвижности суставов), на вестибулярный аппарат (кувырки, упражнения на равновесие и т.п.), дыхательные упражнения.

Основы   технических   действий

Айкидо:

-Перемещения и стойки (Камае,

Аси).

-Перемещение    и    стойки    на

коленях (Сикко).

-Дыхательные           упражнения

(Кокью-хо).

-Страховка при падении вперед,

вбок, назад (Укеми).

-Нанесение ударов (Атеми

 На начальном этапе обучения являются основным содержанием занятий, в последующем в качестве элементов включаются в каждое занятие. Включает в себя: стойки (камае) - положение тела обеспечивающее оперативное реагирование на действия противника, сохранение равновесия, эффективное использование техники Айкидо; перемещения в стойке и на коленях обеспечивающие оперативное динамичное реагирование на действия противника, сохранение равновесия в динамике; дыхательные упражнения (кокью-хо)- специальные упражнения призванные согласовать перемещение в пространстве с сохранением стойки с вздохом и выдохом занимающегося; страховка при падении вперед, назад, вбок (укеми) различные способы безопасного падения, обеспечивающие мягкое «приземление» занимающегося, после применения в отношении его техники Айкидо- является основой безопасного изучения техники Айкидо; нанесение ударов (атеми) позволяют лучше понять анатомию человека, локализацию болевых точек, в первоначальный период отрабатывается «по воздуху» в качестве упражнения при отработке перемещений

3.

Технические действия Айкидо: -Болевые контроли (Осае вадза) -Броски (Нате вадза) -Работа с оружием, защита при нападении с оружием. -Защита при нападении нескольких человек.

На более продвинутых этапах занятий данная тема занимает основное время. Технические действия (приемы) делятся на кихон (базовые формы), дзию-вадза (свободные техники), госин-дзюцу (самозащита или прикладная техника), делятся по формам воздействия на противника как болевые контроли (осае вадза) и броски (наге вадза). Контроли отрабатываются по-разделениям, на несколько счетов. По мере освоения увеличивается скорость, количество счетов переходит в исполнение в целом. Броски нарабатываются с медленной скоростью, некоторые фазы по-разделениям, добиваясь слитного исполнения в реальном темпе. Работа с деревянными макетами оружия (бокен-меч, дзё-шест, танто-нож) является вспомогательной техникой, позволяющей глубже понять элементы техники Айкидо и наработать навыки защиты от вооруженного противника. Защита от нападения нескольких нападающих

(футари гейко) - является «продвинутой» техникой на первоначальном этапе проводится в игровой форме.

4.

ОФП- Обще-физическая

подготовка: развитие основных групп мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, ног.

В основном является дополнительным элементом

тренировки, включает в себя прыжки, гусиный шаг, приседания, отжимания и борьбу на руках, упражнения на развития брюшного пресса, спины (поднимание туловища или ног из положения лежа, в висе на шведской стенке и т.п.

5.

СФП- Специальная физическая подготовка: развитие гибкости, реакции, скоростных и волевых качеств.

В основном упражнения на гибкость, включаются в разминку как её элементы. Скоростные качества нарабатываются в игровых формах и в виде специальных упражнений, развивающих реакцию.

6.

Предаттестационная подготовка

Включает в себя отработку техник, согласно программы аттестации в соответствии с той степенью Кю, на которую претендует обучающийся. (см. приложение 1)

7.

Проведение семинаров с участием инструктора ФААР (Федерации Айкидо Айкикай России)

Тренировки проводимые в группах, специально приглашенным старшим инструктором ФААР, оказывающим методическую помощь, контролирующим региональных инструкторов. Как правило, семинары оканчиваются проведением аттестации учащихся с присвоением квалификации Кю или Дан.

8.

Участие в культурно-массовых мероприятиях.

Показательные выступления, силами учеников, демонстрация техники с целью пропаганды вида единоборства.

 

  Технические действия: (в Айкидо традиционно, как в Карате-до, Дзюдо, Дзю-дзюцу и т.д. используется японская терминология, к настоящей программе прилагается словарь терминов используемых в Айкидо):

1-й год обучения

1 класс (6-7 лет)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Тенкан

ТВ  

Ирими-текан

ТВ

Кокюхо

ТВ

Шикхо

Св

Иккё

тв  Св

Косадори

Ирими-наге

ТВ

Дзёдан но камае

Кокюхо

Св

РЁТЕДОРИ

2 класс (7-8)

8 лет)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Тенкан

ТВ

Ирими-текан

ТВ

Кокюхо

ТВ

Шикхо

Св

Иккё

ТВ            СВ

Косадори

Иккё

ТВ            СВ

Дзёдан но камае

Ирими-наге

ТВ

Дзёдан но камае

Шихо-наге

ТВ

Косадори

Кокюхо

Св

Рётедори

3 класс (8-9 лет)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Тенкан

ТВ

Ирими-текан

ТВ

Кокюхо

ТВ

Шикхо

Св

Ушироукеми

ТВ            СВ

Маеукеми

ТВ            СВ

Иккё

ТВ            СВ

Косадори

Иккё

ТВ            СВ

Дзёдан но камае

Ирими-наге

ТВ

Дзёдан но камае

Ирими-наге

ТВ

Косадори

Шихо-наге

ТВ

Косадори

Кокюхо

СВ

Рётедори

4 класс (9-1Олет)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Тенкан

ТВ

Ирими-текан

ТВ

Кокюхо

ТВ

Шикхо

СВ

Ушироукеми

ТВ            СВ

Маеукеми

ТВ            СВ

Иккё

ТВ            СВ

Косадори

Иккё

ТВ            СВ

Дзёдан но камае

Ирими-наге

ТВ

Дзёдан но камае

Ирими-наге

ТВ

Косадори

Шихо-наге

ТВ

Косадори

Котегаеси

ТВ

Косадори

Кокюхо

СВ

Рётедори

ТВ - «тачи ваза» приемы в стойке; СВ - «сувари ваза» приемы на коленях (в партере)

2-й год обучения

5 класс (10-11 лет)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Тенкан

ТВ

Ирими-текан

ТВ

Кокюхо

ТВ

Шикхо

СВ

Аюми-Аси

ТВ

Цуги-Аси

ТВ

Окури-Аси

ТВ

Ушироукеми

ТВ            СВ

Маеукеми

ТВ            СВ

Иккё

ТВ            СВ

Косадори

Иккё

ТВ            СВ

Дзёдан но камае

Ирими-наге

ТВ

Дзёдан но камае

Ирими-наге

ТВ

Косадори

Шихо-наге

ТВ

Косадори

Котегаеси

ТВ

Косадори

Кокюхо

СВ

Рётедори

6 класс (11-12 лет)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Тенкан

ТВ

Ирими-текан

ТВ

Кокюхо

ТВ

Шикхо

Св

Аюми-Аси

ТВ

Цуги-Аси

ТВ

Окури-Аси

ТВ

Ушироукеми

ТВ            СВ

Уширокайтенукеми

Тв        Св

Маеукеми

Тв        Св

Иккё

Тв        Св

Дзёдан но камае

Иккё

Тв        Св

Косадори

Иккё

Тв        Св

Кататедори

Ирими-наге

ТВ

Дзёдан но камае

Ирими-наге

ТВ

Косадори

Ирими-наге

ТВ

Кататедори

Шихо-наге

ТВ

Косадори

Шихо-наге

ТВ

Кататедори

Котегаеси

ТВ

Дзёдан но камае

Котегаеси

ТВ

Косадори

Кокюхо

Св

Рётедори

7 класс (12-13 лет)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Тенкан

ТВ

Ирими-текан

ТВ

Кокюхо

ТВ

Шикхо

СВ

Аюми-Аси

ТВ

Цуги-Аси

ТВ

Окури-Аси

ТВ

Ушироукеми

ТВ            СВ

Уширокайтенукеми

ТВ            СВ

Маеукеми

ТВ            СВ

Иккё

ТВ            СВ

Дзёдан но камае

Иккё

ТВ            СВ

Косадори

Иккё

ТВ            СВ

Кататедори

Иккё

ТВ            СВ

Катадори

Никкё

ТВ

Косадори

Никкё

ТВ

Кататедори

Ирими-наге

ТВ

Дзёдан но камае

Ирими-наге

ТВ

Косадори

Ирими-наге

ТВ

Кататедори

Шихо-наге

ТВ

Косадори

Шихо-наге

ТВ

Кататедори

Котегаеси

ТВ

Дзёдан но камае

Котегаеси

ТВ

Косадори

Котегаеси

ТВ

Кататедори

Кокюхо

ТВ

Кататедори

Кокюхо

СВ

Рётедори

8 класс (13-14 лет)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Тенкан

ТВ

Ирими-текан

ТВ

Кокюхо

ТВ

Шикхо

Св

Аюми-Аси

ТВ

Цуги-Аси

ТВ

Окури-Аси

ТВ

Ушироукеми

Тв           Св

Уширокайтенукеми

Тв           Св

Маеукеми

Тв          Св

Иккё

Тв           Св

Шоменучи

Иккё

Тв           Св

Косадори

Иккё

Тв           Св

Кататедори

Иккё

Тв           Св

Катадори

Иккё

ТВ

Ёкоменучи

Никкё

Тв           Св

Шоменучи

Никкё

Тв           Св

Косадори

Никкё

ТВ        СВ

Кататедори

Никкё

ТВ

Катадори

Никкё

ТВ

Ёкоменучи

Санкё

Тв           Св

Шоменучи

Ирими-наге

Тв           Св

Шоменучи

Ирими-наге

ТВ

Косадори

Ирими-наге

ТВ

Кататедори

Ирими-наге

ТВ

Ёкоменучи

Шихо-наге

ТВ

Косадори

Шихо-наге

ТВ

Кататедори

Шихо-наге

ТВ

Ёкоменучи

Шихо-наге

ТВ

Рётедори

Котегаеси

ТВ

Шоменучи

Котегаеси

ТВ

Косадори

Котегаеси

ТВ

Кататедори

Котегаеси

ТВ

Ёкоменучи

Учикайтеннаге

ТВ

Кататедори

Тенчинаге

ТВ

Рётедори

Кокюхо

ТВ

Кататедори

Кокюхо

ТВ

Моротедори

Кокюхо

СВ

Рётедори

3-й год обучения

9 класс (14-15 лет)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Иккё Никкё Санкё

Тв           Св

Шоменучи

Иккё Никкё Санкё

ТВ                СВ

Косадори

Иккё Никкё Санкё

Тв           Св

Кататедори

Иккё Никкё Санкё

ТВ               СВ

Катадори

Иккё Никкё Санкё

ТВ

Екоменучи

Иккё Никкё Санкё

ТВ

Рётедори

Ёнкё

ТВ

Шоменучи

Ирими-наге

ТВ               СВ

Шоменучи

Ирими-наге

ТВ

Косадори

Ирими-наге

ТВ

Кататедори

Ирими-наге

ТВ

Екоменучи

Ирими-наге

ТВ

Рётедори

Шихо-наге

ТВ

Косадори

Шихо-наге

ТВ     ХХВ

Кататедори

Шихо-наге

ТВ

Екоменучи

Шихо-наге

ТВ     ХХВ

Рётедори

Котегаеси

ТВ

Шоменучи

Котегаеси

ТВ

Косадори

Котегаеси

ТВ

Кататедори

Котегаеси

ТВ

Екоменучи

Котегаеси

ТВ

Рётедори

Котегаеси

ТВ

Чуданцки

Учикайтеннаге

ТВ

Кататедори

Сотокайтеннаге

ТВ

Шоменучи

Сотокайтеннаге

ТВ

Кататедори

Тенчинаге

ТВ

Рётедори

Кокюхо

ТВ

Кататедори

Кокюхо

ТВ

Моротедори

Кокюхо

ТВ                СВ

Рётедори

Кокюхо

ТВ

Косадори

10 класс (15-16 лет)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Иккё Никкё Санкё Енкё

ТВ             СВ

Шоменучи

Иккё Никкё Санкё Ёнкё

ТВ              СВ

Косадори

Иккё Никкё Санкё Ёнкё

ТВ              СВ

Кататедори

Иккё Никкё Санкё Енкё

ТВ             СВ

Катадори

Иккё Никкё Санкё Енкё

ТВ

Екоменучи

Иккё Никкё Санкё Енкё

ТВ

Рётедори

Иккё Никкё Санкё Енкё

ТВ

Чуданцки

Иккё Никкё Санкё Енкё

ТВ

Уширорётедори

Гоккё

ТВ

Екоменучи

Ирими-наге

ТВ             СВ

Шоменучи

Ирими-наге

ТВ

Косадори

Ирими-наге

ТВ

Кататедори

Ирими-наге

ТВ

Екоменучи

Ирими-наге

ТВ

Рётедори

Ирими-наге

ТВ

Уширорётедори

Ирими-наге

ТВ

Чуданцки

Шихо-наге

ТВ

Косадори

Шихо-наге

ТВ    ХХВ

Кататедори

Шихо-наге

ТВ

Екоменучи

Шихо-наге

ТВ    ХХВ

Рётедори

Шихо-наге

ТВ

Уширорётедори

Котегаеси

ТВ

Шоменучи

Котегаеси

ТВ

Косадори

Котегаеси

ТВ

Кататедори

Котегаеси

ТВ

Екоменучи

Котегаеси

ТВ

Рётедори

Котегаеси

ТВ

Чуданцки

Котегаеси

ТВ

Уширорётедори

Учикайтеннаге

ТВ

Кататедори

Сотокайтеннаге

ТВ

Шоменучи

Сотокайтеннаге

ТВ

Кататедори

Кайтеннаге

ТВ

Уширорётедори

Тенчинаге

ТВ

Рётедори

Кокюхо

ТВ

Кататедори

Кокюхо

ТВ

Моротедори

Кокюхо

ТВ              СВ

Рётедори

Кокюхо

ТВ

Уширорётедори

Кокюхо

ТВ

Шоменучи

Кокюхо

ТВ

Косадори

11 класс и до 18 лет

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Иккё Никкё Санкё Енкё Гоккё

ТВ    ХХВ СВ

Шоменучи

Иккё Никкё Санкё Енкё

ТВ              СВ

Косадори

Иккё Никкё Санкё Ёнкё

ТВ              СВ

Кататедори

Иккё Никкё Санкё Енкё

ТВ             СВ

Катадори

Иккё Никкё Санкё Енкё Гоккё

ТВ

Екоменучи

Иккё Никкё Санкё Ёнкё

ТВ

Рётедори

Иккё Никкё Санкё Ёнкё

ТВ

Чуданцки

Иккё Никкё Санкё Енкё

ТВ

Уширорётедори

Иккё Никкё Санкё Енкё

ТВ

Моротедори

Дзюивадза/ нагевадза

ТВ

Косадори

Дзюивадза/ нагевадза

ТВ

Кататедори

Дзюивадза/ нагевадза

ТВ

Моротедори

Дзюивадза/ нагевадза

ТВ

Рётедори

Дзюивадза/ нагевадза

ТВ

Уширорётедори

Дзюивадза/ нагевадза

ТВ

Шоменучи

Дзюивадза

ТВ

Екоменучи

Кокюхо

ТВ

Кататедори

Кокюхо

ТВ

Моротедори

Кокюхо

ТВ             СВ

Рётедори

Кокюхо

ТВ

Уширорётедори

Кокюхо

ТВ

Шоменучи

Кокюхо

ТВ

Косадори

ХХВ- Ханми-хантачи ваза: когда обороняющийся на коленях, нападающий в стойке

(на ногах)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Экзаменационная программа Российского отделения Оосинкан всемирного центра айкидо Айкикай Хомбу Додзе

(1-й год обучения)

7—12 лет (от 8-кю желтый пояс, до 5-кю степени зеленый пояс)

Умения и навыки техники

Положения

Виды атак

Тенкан

ТВ

Ирими-текан

ТВ

Кокю-хо

ТВ

Шикхо

СВ

Аюми-Аси

ТВ

Цуги-Аси

ТВ

Окури-Аси

ТВ

Уширо укеми

ТВ           СВ

Уширо кайтен укеми

ТВ           СВ

Мае укеми

ТВ           СВ

Иккё

ТВ           СВ

Дзёдан но камае

Иккё

ТВ           СВ

Косадори

Иккё

ТВ           СВ

Кататедори

Иккё

ТВ           СВ

Катадори

Никкё

ТВ

Косадори

Никкё

ТВ

Кататедори

Ирими-наге

ТВ

Дзёдан но камае

Ирими-наге

ТВ

Косадори

Ирими-наге

ТВ

Кататедори

Шихо-наге

ТВ

Косадори

Шихо-наге

ТВ

Кататедори

Котегаеси

ТВ

Дзёдау но камае

Котегаеси

ТВ

Косадори

Котегаеси

ТВ

Кататедори

Кокю-хо

ТВ

Кататедори

Кокю-хо

СВ

Рётедори

ТВ - «тачи ваза» приемы в стойке; СВ - «сувари ваза» приемы на коленях (в партере)

экзаменационные требования (2-3 й год обучения).

Набор технических действий

Требования

Критерии

5 кю (зеленый пояс)

Сувари-вадза.

Знание

ОСАНКА

Шомэнучи - ИККЁ

терминологии;

(Позиция, способствующая нормальному

Катадори - ИККЕ

Корректное

функционированию жизнеобеспечивающих

Тачи-вадза.

отношение к

систем организма и сохранению равновесия

Шомэнучи - ИККЁ

партнёру.

в процессе выполнения технического

Катадори - ИККЕ

действия).

Косадори - ИККЕ

Шомэнучи - НИКЁ

АМПЛИДУДА

Кататэдори - СИХОНАГЭ

(Максимальный, анатомически возможный,

Косадори - СИХОНАГЭ

размах конечностей при выполнении

Кататэдори - КОТЭГАЭСИ

технического действия).

Косадори - КОТЭГАЭСИ

Шомэнучи - ИРИМИНАГЭ

НАПРАВЛЕНИЕ

Косадори - ИРИМИНАГЭ

(Наилучший вектор движения, при котором

Сувари-вадза.

техническое действие имеет максимальный

Рётэдори - КОКЮ-ХО

эффект).

4 кю (синий пояс)

Сувари-вадза.

Форма

КАМАЗ

Шомэнучи - ИККЁ

выполнения

(Исходное положение, состояние

Шомэнучи - НИКЁ

технического

"оперативного покоя", в котором

Катадори - НИКЕ

действия.

концентрировано воплощение готовности к

Тачи-вадза.

действию).

Шомэнучи - ИККЁ

Шомэнучи - НИКЕ

кихон

Кататэдори - НИКЁ

(Правильность выполнения технического

Косадори - НИКЁ

действия).

Шомэнучи - САНКЁ

Екомэнучи - СИХОНАГЭ

Кататэдори - СИХОНАГЭ

Шомэнучи - КОТЭГАЭСИ

Кататэдори - КОТЭГАЭСИ

Шомэнучи - ИРИМИНАГЭ

Кататэдори - ИРИМИНАГЭ

Сувари-вадза.

Рётэдори - КОКЮ-ХО

3 кю (темно синий пояс)

Сувари-вадза.

Правильный

Точный выбор момента выполнения

Шомэнучи - ИККЁ

выбор времени и

технического действия.

Шомэнучи - НИКЁ

дистанции.

Шомэнучи - САНКЁ

Мощное

МААЙ

Катадори - САНКЕ

выполнение

(Дистанция, с которой техническое действие

Ханми-Хандачи-вадза.

технического

может быть выполнено максимально

Кататэдори - СИХОНАГЭ

действия.

эффективно).

Тачи-вадза.

Шомэнучи - ИККЁ

МААИКАН

Ёкомэнучи - ИККЁ

(Контроль дистанции в процессе выполнения

Шомэнучи - НИКЁ

технического действия).

Ёкомэнучи - НИКЁ

Шомэнучи - САНКЁ

КАМАЗ

Ёкомэнучи - САНКЁ

(Рациональная оперативная поза

Кататэдори - САНКЁ

поддерживающая статическое и

Косадори - САНКЁ

динамическое равновесие).

Шомэнучи - ЁНКЁ

Ёкомэнучи - СИХОНАГЭ

КИМЭ

Косадори - СИХОНАГЭ

(Точность выполнения технического

Рётэдори - СИХОНАГЭ

действия соразмерная с мощностью

Шомэнучи - КОТЭГАЭСИ

движений с учётом опорных точек в

Ёкомэнучи - КОТЭГАЭСИ

заданных пространственно-временных

Кататэдори - КОТЭГАЭСИ

условиях).

Шомэнучи - ИРИМИНАГЭ

Ёкомэнучи - ИРИМИНАГЭ

ФОРМА ТРАЕКТОРИИ

Кататэдори - ИРИМИНАГЭ

(Общий путь перемещения тела,

Кататэдори - УЧИ-КАЙТЭННАГЭ

обусловленный естественными

Рётэдори - ТЭНЧИНАГЭ

способностями строения и

Моротэдори - КОКЮ-ХО

функционирования органов движения).

Суваои-вадза.

Рётэдори - КОКЮ-ХО

2 кю (коричневый пояс)

Суваои-вадза.

Завершённость

Точность при выполнении технического

Катадори - ИККЁ Катадори -

выполнения

действия относительно партнёра

НИКЁ Катадори - САНКЁ

технического

обусловленное условия-ми (взаимодействия

Шомэнучи - ЁНКЁ Катадори -

действия.

с партнёром).

ЁНКЁ

Ханми-Хандачи-вадза.

Необходимый

Целесообразность сочетания и

Кататэдори - СИХОНАГЭ

уровень

регулирования скоростей отдельных фаз и

Тачи-вадза.

психической

всего движения в целом.

Ёкомэнучи - ИККЕ Рётэдори -

мобилизации.

ИККЁ Моротэдори - ИККЁ

ДЗАНСИН

Ёкомэнучи - НИКЁ

(Состояние психологической готовности и

Рётэдори - НИКЁ Моротэдори -

мобилизации до и после выполнения

НИКЁ Ёкомэнучи - САНКЁ

технического действия).

Рётэдори - САНКЁ Моротэдори -

САНКЁ

КАМАЗ

Шомэнучи - ЁНКЁ Ёкомэнучи -

(Оперативная поза, способствующая

ЁНКЁ

оптимально проявить физические качества).

Рётэдори - ЁНКЁ

Моротэдори - ЁНКЁ

Шомэнучи - ГОКЁ

Шомэнучи - СИХОНАГЭ

Рётэдори - СИХОНАГЭ

Усирорётэдори - СИХОНАГЭ

Ёкомэнучи - КОТЭГАЭСИ

Кататэдори - КОТЭГАЭСИ

Усирорётэдори - КОТЭГАЭСИ

Ёкомэнучи - ИРИМИНАГЭ

Кататэдори - ИРИМИНАГЭ

Усирорётэдори - ИРИМИНАГЭ

Кататэдори - УЧИ-КАЙТЭННАГЭ

Кататэдори - СОТО-

КАЙТЭННАГЭ

Усирорётэдори - КАЙТЭННАГЭ

Рётэдори - ТЭНЧИНАГЭ

Кататэдори - Дзиювадза

Моротэдори - КОКЮ-ХО

Суваои-вадза.

Рётэдори - КОКЮ-ХО

*

1 кю (темно коричневый пояс)

Суваои-вадза.

Реалистичность

Скорость выполнения технического действия

Катадори - ИККЕ Катадори -

при выполнении

соизмерима с уровнем подготовки партнёра.

НИКЁ

технического

Катадори - САНКЁ Катадори -

действия.

Выполнение.технического действия, которое

ЁНКЁ

в реальной ситуации приводит к поражению

Шомэнучи - ИРИМИНАГЭ

Проявление

противника.

Ханми-Хандачи-вадза.

"боевого духа".

Кататэдори - СИХОНАГЭ

Решительность при выполнении

Рётэдори - СИХОНАГЭ

технического действия.

Тачи-вадза.

Рётэдори - ИККЕ Моротэдори -

КАМАЗ

ИККЁ

(Позиция, при которой техническое действие

Усирорётэдори - ИККЁ Рётэдори

может быть выполнено максимально

- НИКЁ Моротэдори - НИКЁ

эффективно).

Рётэдори - САНКЁ

Моротэдори - САНКЁ

МААЙ

Усирорётэдори - САНКЁ

(Пространственно-временная

Рётэдори - ЁНКЁ Моротэдори -

характеристика выбора момента выполнения

ЁНКЁ

технического действия с максимальной

Усирорётэдори - ЁНКЁ

эффективностью).

Шомэнучи - ГОКЁ Ёкомэнучи -

ГОКЁ

ДЗАНСИН

Рётэдори - СИХОНАГЭ

(Состояние психологической мобилизации до

Моротэдори - СИХОНАГЭ

и после выполнения технического действия,

Усирорётэдори - СИХОНАГЭ

контроля ситуации и готовности к

Ёкомэнучи - КОТЭГАЭСИ

выполнению нового технического действия).

Моротэдори - КОТЭГАЭСИ

Усирорётэдори - КОТЭГАЭСИ

Кататэдори - ИРИМИНАГЭ

Моротэдори - ИРИМИНАГЭ

Усирорётэдори - ИРИМИНАГЭ

Кататэдори - УЧИ-КАЙТЭННАГЭ

Кататэдори - СОТО-

КАЙТЭННАГЭ

Усирорётэдори - КАЙТЭННАГЭ

Рётэдори - ТЭНЧИНАГЭ

Кататэдори - Дзиювадза

Моротэдори - Дзиювадза

Моротэдори - КОКЮ-ХО

Суваои-вадза.

Рётэдори - КОКЮ-ХО

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Словарь терминов,  используемых в айкидо

Ай ханми

- одноименная стойка

Аси

- нога

Гяку ханми

- разноименная стойка

Гокё

- пятая техника обучения

Дзюдзи гарами

- крестообразное замыкание рук
  (дословно "спутывание рук десятым знаком")

Ёко

- бок, боковая сторона

Ёкомэн ути

- удар в голову сбоку ребром ладони

Иккё

- первая техника обучения

Ирими

- движение корпуса по прямой

Ирими нагэ

- бросок "прямым входом"

Кайтэн нагэ

- круговое вращение, поворот

Камаэ

- стойка

Ката дори

- хват за плеч

Кататэ дори

- хват одной рукой

Кататэ рётэ дори

- хват двумя руками за одну

Кокю

- дыхание

Кокю хо

- упражнение, основанное (хо)
  на правильном дыхании (кокю)

Котэ гаэси

- вращение предплечья

Маэ

- впереди, перед

Мунэ дори

- хват одной рукой за отвороты кимоно
  ниже линии ключиц

Нагэ

- бросок

Никё

- вторая техника обучения

Омотэ

- лицевая сторона

Осаэ

- удержание

Рё ката дори

- хват за оба плеча

Рётэ дори

- хват обеих рук

Санкё

- третья техника обучения

Сихо нагэ

- бросок "в четырех направлениях"

Сёмэн ути

- удар в голову сверху вниз

Сувари

- стойка на коленях

Сэйдза

- сидеть прямо

Тай сабаки

- передвижения корпуса

Торифунэ

- дыхательное упражнение "гребля на лодке"

Тэнкан

- поворот

Тэ ходоки

- освобождения

Удэ гарами

- техника воздействия на локтевой сустав

Укэми

- страховка ("защита")

Ура

- тыльная сторона

Усиро

- сзади

Усиро рё ката дори

- хват сзади за оба плеча

Усиро рётэ дори

- хват сзади за обе руки

Усиро эри дори

- хват сзади за воротник

Фуритама

- дыхательное упражнение "трясти мячик"

Хидзи кимэ осаэ

- локоть, взятый на удержание


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Тамура Нобуеси Айкидо.   Этикет  и  передача традиций  (книга для учителей). София, 2002 г.
  2. Джузеппе Раглиони    Ки-Айкидо путь объединения сознания и тела Тесса Санкт-Петербург, 2002 г.

3.        Восточные единоборства для мальчиков. Автор-составитель М. Гутин
«Издательство АСТ», Москва, 2000 г.

  1. Адель Вестбрук, Оскар Ратти   Айкидо и динамическая сфера. София, 1999 г.
  2. В.С. Рубин «Избранные разделы теории и методики физической культуры» Москва-2000 Учебное пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного образования.
  3. КАЧАН А.Б. ЧУФИСТОВ А.В. «АЙКИДО программа занятий для
    детей дошкольного и школьного возрастов» Москва-2004 Учебное
    пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного
    образования, специализация Айкидо.

.


Методическое обеспечение программы

                                           (1,2, 3 года обучения)

п/п

Раздел, тема

Форма занятий

Приёмы и методы учебно-

воспитательного

процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма проведения итогов по разделам

1

Боевые искусства и спортивные единоборства в России. История Айкидо

Лекция, рассказ

Объяснительно-иллюстративный

Подборка книг, статей, видеоматериал

Книги, газеты,

журналы,

телевизор, видеомагнито-фон, видеокассеты

опрос

2

Этика и традиции Айкидо

Лекция, рассказ

Объяснительно-иллюстративный

Подборка книг, статей, видеоматериал

Книги, газеты,

журналы,

телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты

опрос

3

Техника безопасности на занятиях Айкидо, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи, гигиена

Инструктаж по правилам техники безопасности

Объяснительно-иллюстративный

Инструкции по правилам техники безопасности,

специальная литература

Опрос, тест

4

Теоретические основы. Элементы Айкидо, его принципы  и применение в схватке.

Рассказ, показ

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Специальная литература по Айкидо, личный опыт

Татами, Оружие Айкидо. Боккен, танто, дзе.

Опрос, тест

5

Значение базовых техник в освоении Айкидо

Рассказ, беседа

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Специальная литература по Айкидо, личный опыт

Татами, Оружие Айкидо. Боккен, танто, дзе.

Опрос, тест

6

ОФП

Рассказ, показ,

зачёт

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

частично-поисковый

Специальная литература по Айкидо, личный опыт

Скамейки, татами, маты, гимнастическая стенка

Зачёт

7

СФП

Рассказ, показ,

зачёт

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

частично-поисковый

Специальная литература по Айкидо, личный опыт

Татами, маты, боксерские лапы

Зачёт

8

Разминка, подготовительные упражнения

Повторение, закрепление изученного

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Специальная литература по айкидо, личный опыт

Татами

Зачёт,

 

9

Основы (элементы) технических действий Айкидо.

Повторение, закрепление изученного,

контрольный срез

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Специальная литература по айкидо, личный опыт

Татами

Зачёт,

контрольный срез

10

Технические действия (приемы) Айкидо

Повторение, закрепление изученного,

контрольный срез

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Специальная литература по айкидо, личный опыт

Татами, Оружие Айкидо: Боккен, танто, дзе.

Зачёт,

контрольный срез, экзамен

11

Проведение семинаров с участием инструктора ФААР

Повторение, закрепление изученного, показательное занятие, экзамен

 

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Специальная литература по айкидо, личный опыт.

Татами, Оружие Айкидо: Боккен, танто, дзе.

экзамен

12

Предаттестационная подготовка

Повторение, закрепление изученного, показательное занятие,

 

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Специальная литература по айкидо, личный опыт

татами

Контрольный срез,

 

13

Участие в культурно-массовых мероприятиях

Показательные

выступления,

экскурсия, поход, конкурсы, викторины

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

частично-поисковый

Специальная литература

Спортзал, сцена,

магнитофон, кассеты

Конкурс, викторина, показательные

выступления

14

Работа с родителями

Беседы, родительские собрания

Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение,

частично-поисковый

Пособия, статьи

Совместные мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа детского объединения «Юный инспектор движения» /для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/

Образовательная программа детского объединения "Юный инспектор движения" (для детей 10 - 12 лет). Программа расчитана  на три года....

Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения

Обучение   учащихся  с умеренной степенью умственной отсталости   третьего года обучения ведется по адаптированной  программе для экспериментальных классов для  глуб...

В помощь начинающим инструкторам детско-юношеского туризма: подготовка к походу, работа с детьми первого года обучения. Особенности подготовки к водному походу. Тест.

Педагог: Кузнецова Елена СергеевнаГБУ ДО ЦДЮТТ Московского районаГБНОУ "Балтийский берег"Санкт-Петербург2020 годМетодическое пособие для начинающих инструкторов детско-юношеского туризма....

Технология изготовление традиционной тряпичной куклы «Веснянка» по дополнительной образовательной программе «Сувенир» 1 года обучения по разделу «Куклы закрутки» для детей 7 -8 лет.

Кукла Веснянка — это красивый славянский оберег, символизирующий красоту и хорошую жизнь. Для славян наступление весны было большим событием, настоящим праздником. Наши предки не только ждали ве...

Статья - "Особенности работы родителей с детьми первого года обучения в Детском музыкальном театре (на примере ДМТ «Кантабиле»)"

Особенности работы родителей с детьми первого года обучения в Детском музыкальном театре  О важности участия родителей в подготовке к  тентральным занятиям...

Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости" по дополнительной развивающей программе "Этикет и культура общения", предназначеного для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения

Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет и кул...