ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ для 5 года обучения
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основная цель обучения труду и навыкам самообслуживания - обеспечение продвижения ребенка на пути к его социализации.
1. Задачи:
- формировать знания, умения и навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственного труда (уход за одеждой, обувью, помещением, предметами обихода, организация питания);
- формировать положительное эмоциональное отношение к окружающему, становление навыков коммуникации;
- воспитывать волевые качества, желание трудиться.
- развивать психомоторику.
2. Рабочая программа составлена на основе программ:
- программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.;
- программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.
В.В. Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.;
- программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. - С.-Пб., 2001 г.;
- программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2000 .- 224 с.;
- программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы). -Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г.;
- программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. А.Г.Галле, Л.Л.Кочетова.
Одно из важнейших мест в социально-бытовой реабилитации и адаптации детей с множественными нарушениями занимает обучение хозяйственно-бытовому труду и навыкам самообслуживания. Этим дисциплинам следует отводить особое место в образовательном процессе в связи с тем, что, овладев навыками и умениями обслужить себя и организовать окружающий быт, ребенок обретает уверенность в своих силах, становится самодостаточным, имеет возможность для самореализации.
3. Нормативно-правовые документы.
1.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 228.
2.Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
3.Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
4.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1 - 4 классов под ред. В.В. Воронковой, М., «Просвещение», 2001 год.
5.Учебный план государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района на 2013-2014 год.
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- плакаты, предметные и сюжетные картинки по темам «Гигиена», «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Правила поведения за столом»;
- ИКТ (музыкальный центр, интерактивная доска);
-обучающее видео.
6. Используемая методическая литература:
- А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. Обслуживающий труд. Учебно-справочное пособие для учащихся 5 класса./Москва; Просвещение, 1980 год;
- Г.Б. Картушина. Домоводство. Учебное пособие для учащихся вспомогательной школы./Москва; просвещение, 1966 год;
7. В соответствии с учебным планом содержание программы рассчитано на 68 часов в год, исходя из количества двух уроков в неделю 5 год год обучения.
5 год обучения
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий | Планируемый результат | |
знать | уметь |
1 | Гигиена | 17 | Мытье лица, рук, чистка зубов, расчесывание волос. Регулярное выполнение гигиенических процедур по указанию педагога и самостоятельно. | правила личной гигиены | выполнять основные гигиенические правила самостоятельно и с помощью учителя |
2 | Одежда и обувь | 24 | Предметы одежды, части одежды . Обувь, части обуви. Одежда и обувь по сезону. | называние предметов, частей одежды и обуви. | последовательное одевание и раздевание; складывание, развешивание одежды на стуле, крючке; застегивание и расстегивание застежек различного вида. Чистка одежды щеткой и роликом. Различение обуви для правой, левой ноги. Очищение обуви от снега, песка; мытье обуви. Шнурование обуви, завязывание шнурка. (самостоятельно и с помощью учителя) |
3 | Питание | 14 | Посуда: чайная (чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки), столовая (тарелки мелкая и глубокая), столовые приборы (ложка чайная, ложка столовая, вилка, нож). | виды посуды. | выполнять обязанности дежурных (помощь в сервировке стола), уборка посуды после приема пищи. (самостоятельно и с помощью учителя) |
4 | Помещение | 14 | Название мебели, ее назначение. Уголок хозяйственно-бытового труда: оборудование, инвентарь, его назначение. Правила пользования инвентарем. | название мебели, ее назначение. Хозяйственно-бытовой инвентарь, его назначение. | различать виды мебели и хозяйственно-бытовой инвентарь (самостоятельно и с помощью учителя) |
Проверено "_________" 2013 г.
Зам. директора по УР______
/Г.Н.Пивоварова/
Календарно - тематическое планирование уроков хозяйственно-бытового труда 1 полугодие
5 год обучения
№ урока | Дата | Тема | Количество часов | Виды учебной деятельности | |
теория | практика | ||||
1 четверть 17 часов | |||||
Гигиена тела - 17 часов | |||||
1 | 3.09 | Правила личной гигиены в течение дня | 1 | правила личной гигиены | выполнять простые приемы правил личной гигиены |
2 | 7.09 | Ежедневные гигиенические процедуры. | 1 | ежедневные гигиенические процедуры | выполнять ежедневные гигиенические процедуры |
3 | 10.09 | Средства личной гигиены. | 1 | средства личной гигиены. | отличать средства личной гигиены от других моющих средств |
4 | 14.09 | Выбор мыла для гигиенических процедур. | 1 | виды мыл | отличать средства личной гигиены от других моющих средств |
5 | 17.09 | Предметы личной гигиены. | 1 | предметы личной гигиены. | пользоваться предметами личной гигиены. |
6 | 21.09 | Выбор полотенца (банного, для рук, для ног). | 1 | виды полотенец | пользоваться полотенцами |
7 | 24.09 | Назначение предметов личной гигиены. | 1 | предметы личной гигиены. | пользоваться предметами личной гигиены. |
8 | 28.09 | Уход за предметами для личной гигиены: расческой, зубной щеткой, мочалкой. | 1 | предметы личной гигиены. | пользоваться предметами личной гигиены. |
9 | 1.10 | Уход за руками. | 1 | основные приемы ухода за руками | выполнять приемы ухода за руками |
10 | 5.10 | Стрижка ногтей на руках. | 1 | правила стрижки ногтей на руках | стричь ногти |
11 | 8.10 | Периодичность и правила мытья рук в течение дня | 1 | правила мытья рук | мыть руки |
12 | 12.10 | Нанесение крема на руки. | 1 | правила нанесения крема на руки | наносить крем на руки |
13-14 | 15.19.-10 | Предметы личной гигиены для индивидуального пользования. | 2 | предметы личной гигиены для индив. пользования | пользоваться предметами личной гигиены для индив. пользования |
15-16 | 22.26-10 | Выбор предметов личной гигиены для индивидуального пользования. | 2 | предметы личной гигиены для индив. пользования | пользоваться предметами личной гигиены для индив. пользования |
17 | 29.10 | Экскурсия в магазин бытовой химии. Закрепление знаний (презентация) | 1 | предметы личной гигиены для индив. пользования. Предметы бытовой химии. | выбирать предметы бытовой химии |
2 четверть 14 часов | |||||
Уход за одеждой и обувью - 24 час | |||||
1 | Значение чистой одежды для здоровья человека. | 1 | значение чистой одежды | ||
2 | Виды одежды. Ежедневный уход за одеждой. | 1 | виды одежды | отличать виды одежды | |
3 | Виды и способы размещения одежды на плечиках в шкафу. | 1 | способы размещения одежды | размещать одежду в шкафу | |
4 | Виды и способы размещения одежды на полке в шкафу. | 1 | Знать способы размещения одежды | Уметь размещать одежду в шкафу | |
5 | Виды и способы размещения одежды на спинке стула. | 1 | способы размещения одежды | размещать одежду на спинке стула | |
6 | Инвентарь для ручной стирки. Приспособления для ручной стирки | 1 | инвентарь для ручной стирки | пользоваться приспособлениями для ручной стирки | |
7 | Средства для ручной стирки белья. | 1 | средства для ручной стирки | пользоваться средствами для ручной стирки | |
8 | Последовательность выполнения ручной стирки. Особенности сушки изделия. | 1 | последовательность выполнения ручной стирки. Особенности сушки изделия. | последовательно выполнять ручную стирку | |
9 | Экскурсия в прачечную | 1 | Знакомство с трудом прачки | Стирка мелких вещей | |
10 | Работа с тканью. Основные сведения о тканях. | 1 | виды тканей | отличать по составу, строению, отделке, внешнему виду | |
11 | Организацией рабочего места | 1 | Знать организацию рабочего места | Уметь организовать рабочее место | |
12 | Названия и назначение инструментов и приспособлений для шитья. | 1 | приспособления для шитья | пользоваться приспособлениями для шитья | |
13 | Правила безопасной работы с иглой и ножницами | 1 | правила работы с иглой и ножницами | пользоваться иглой и ножницами | |
14 | Ручной стачной шов. | 1 | стачной шов | шить стачным швом |
Проверено "_________" 20 г. Зам. директора по УР______ /Г.Н.Пивоварова/ Календарно - тематическое планирование уроков хозяйственно-бытового труда 2 полугодие | |||||
3 четверть | |||||
1-2 | 14.01 | Отработка ручного шва на образце. | 1 | Отработка ручного шва | пользоваться иглой и ножницами |
3-4 | 18.01 21.01 | Изготовление игольницы. | 2 | правила работы с иглой и ножницами | пользоваться иглой и ножницами |
5 | 25.01 | Виды обуви .Уличная обувь. Домашняя обувь. Праздничная обувь. Сменная для школы обувь. | 1 | виды обуви | различать обувь по видам |
6 | 28.01 | Место хранение обуви . Уход за обувью. Общие правила ежедневного ухода за обувью. | 1 | Место хранение обуви | правильно ухаживать за обувью |
7 | 1.02 | Приспособления по уходу за обувью. | 1 | приспособления по уходу за обувью | пользоваться приспособлениями по уходу за обувью |
8 | 4.02 | Подбор приспособлений для ухода за обувью. Место их хранения. | 1 | приспособления по уходу за обувью и место хранения | пользоваться приспособлениями по уходу за обувью |
9 | 8.02 | Особенности сушки мокрой обуви. Подготовка обуви к сушке. Разновидности способов сушки мокрой обуви. | 1 | разновидности способов сушки обуви | высушить обувь |
10 | 11.02 | Набивание обуви газетной бумагой. | 1 | разновидности способов сушки | высушить обувь |
11 | 15.02 | Наш дом. Название мебели и ее назначение | 1 | виды мебели и ее значение | различать виды мебели |
12 | 18.02 | Название и назначение предметов мебели в классной комнате. | 1 | название и назначение мебели в классной комнате | различать виды мебели |
13 | 22.02 | Уборка и соблюдение порядка на письменном столе | 1 | правила соблюдения порядка на письменном столе | соблюдать порядок на письменном столе |
14 | 25.02 | Назначение каждого предмета постельного белья. | 1 | назначение постельного белья | различать предметы постельного белья |
15 | 1.03 | Уборка и заправка своей постели. | 1 | последовательность заправки постели | заправить постель |
16 | 4.03 | Инвентарь для уборки класса. | 1 | Инвентарь для уборки | убирать класс |
17 | 11.03 | Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями. Уход за инвентарем и его хранение. | 1 | правила ухода и хранения работы с инвентарем | пользоваться ухаживать и хранить инвентарь |
18 19 | 15,18-03 | Сухая уборка и влажная уборка. | 2 | виды уборки | различать виды уборки правила |
20 | 22.03 | Уборка класса. | 1 | правила уборки | Убирать помещение |
4 четверть | |||||
1 | 1.04 | Уход за приспособлениями и их хранение. | 1 | правила ухода и хранения | Хранить и ухаживать за приспособлениями |
2 | 5 | Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия. | 1 | гигиенические требования | Соблюдать гигиенические требования |
3 | 8 | Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Полив растений: подкормка, опрыскивание растений. | 1 | Инвентарь для ухода за растениями | ухаживать за комнатными растениями |
4 | 12 | Обобщающий урок | 1 | ||
Приготовление пищи. - 14 часов. | |||||
5 | 15 | Названия предметов кухонной мебели. Назначение предметов кухонной мебели. | 1 | названия и назначения мебели | различать виды мебели |
6 | 19 | Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Проведение сухой уборки. Проведение влажной уборки. | 1 | санитарно-гигиенические требования | различать виды уборки |
7 | 22 | Электрический чайник: назначение, эксплуатация. | 1 | назначение и эксплуатацию | пользоваться электрочайником |
8 | 26 | Заваривание чая в пакетиках. | 1 | способ заваривания чая | заварить чай |
9 | 29 | Чайная посуда. Назначение чайной посуды. | 1 | названия чайной посуды | пользоваться предметами посуды |
10 | 3.05 | Средства и приспособления для мытья посуды. | 1 | Средства для мытья посуды | различать средства для мытья посуды от других средств |
11 | 6 | Сервировка стола . | 1 | сервировка стола | сервировать стол |
12 | 10 | Виды бутербродов. | 1 | виды бутербродов | приготовить бутерброд |
13 | 13 | Разнообразие продуктов, необходимых для приготовления бутербродов. | 1 | разнообразие продуктов | приготовить бутерброд |
14 | 17 | Техника безопасности при приготовлении пищи. Приготовление простого бутерброда. | 1 | т/б при приготовлении пищи | приготовить бутерброд |
15 | 20 | Приготовление сложного бутерброда. | 1 | виды бутербродов | приготовить бутерброд |
16 | 24 | Технология приготовления закрытого бутерброда. | 1 | виды бутербродов | приготовить бутерброд |
17 | 27 | Приготовление закрытого бутерброда. | 1 | виды бутербродов | приготовить бутерброд |
18 | 31 | Технология приготовления горячего бутерброда. | 1 | виды бутербродов | приготовить бутерброд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на уроках ручного труда с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первого года обучения.
Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.Как известно, коррекционно...
Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения
Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третьего года обучения ведется по адаптированной программе для экспериментальных классов для глуб...
Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе
Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...
Индивидуальные программы по математике для учащихся с умеренной умственной отсталостью пятого года обучения
Программы содержат пояснительную записку, тематическое планирование, КИМы...
Рабочая программа для детей с умственной отсталостью 1, 2 класс(надомное обучение)
Адаптированная образовательная программа 1 класс, 2 класс (надомное обучение) на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучаемых с умст...
Реализация бригадного метода обучения детей с умственной отсталостью на уроках трудового обучения
Реализация бригадного метода обучения детей с умственной отсталостью на уроках трудового обучения...