СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР для детей 6-13 лет, обучающихся по программе школы VIII вида
методическая разработка по физкультуре по теме

Асиновскова Ольга Николаевна

Практическое пособие по физкультуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_-_igry_po_fiz.kulture.docx56.93 КБ

Предварительный просмотр:

СБОРНИК

ПОДВИЖНЫХ ИГР      для детей 6-13 лет

Пояснительная записка

У детей с умственной отсталостью проявляются стойкие нарушения познавательной деятельности, возникающие вследствие органического поражения головного мозга. При этом страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей строится с учётом ведущего вида деятельности, игрой. На уроках  физической культуры подвижные игры помогают восполнить недостаток двигательной активности, способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, закаливанию, развитию двигательных способностей. Кроме того, они повышают умственную активность и познавательную деятельность в целом, способствуют развитию восприятия, внимания, воображения, памяти, моторики, речи.

К выбору игр для детей с нарушением интеллекта следует подходить с особым вниманием. Так как, данная категория детей отличается сложной психологической организацией двигательного акта. Отдельные дети способны выполнить задание с первой попытки, другие используют метод «проб и ошибок», но почти у всех наблюдаются рассогласование между движением и его словесным опосредованием, затруднения в последовательности движений, их количественном выполнении, самоконтроле.  Поэтому требования, предъявляемые в игре, не должны превышать возможностей детей. Непонимание ситуации, отображаемой в игре, систематические переживания неуспеха могут привести к негативным последствиям – отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости, а иногда и к агрессивности, т.е. формированию патологических черт личности.

Следствием заболевания являются:

- нарушение ощущений, восприятия, представлений, а также памяти, мышления, внимания и т.д.;

- общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения;

- низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;

- отставание физического развития – диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие  и т.д.;

- сопутствующие заболевания – аномалии слуха, зрения и т.д.; низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям;

- нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;

- нарушения в развитии физических качеств – силы, быстроты, выносливости. Наибольшее отставание отмечается в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.;

- быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной,  сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Несмотря на отклонения, данная категория детей способна к обучению и развитию. Подвижные игры для детей с умственной отсталостью носят коррекционно - развивающий характер. Они помогают восполнить недостаток двигательной активности, способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, закаливанию, развитию двигательных способностей. Ценностью подвижных игр для детей с нарушением интеллекта заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферу. Игровые ситуации вынуждают детей более экономно мыслить, приспосабливаться к складывающейся обстановке, реагировать на действия партнеров. Подвижные игры у детей с умственной отсталостью. Способствуют развитию восприятия, внимания, воображения, памяти, моторики, речи.  Кроме того, они повышают умственную активность и познавательную деятельность в целом.

        К выбору игр для детей с нарушением интеллекта следует подходить с особым вниманием. Потому что, у данной категории детей – усложненная психологическая организация двигательного акта. Отдельные дети способны выполнить задание с первой попытки, другие используют метод « проб и ошибок», но почти у всех наблюдается рассогласование между движением и его словесным опосредованием, затруднения в последовательности движений, их количественном выполнении, самоконтроле.  Поэтому требования, предъявляемые в игре, не должны превышать возможностей детей. Непонимание ситуации, отображаемой в игре, систематические переживания неуспеха могут привести к негативным последствиям – отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости, а иногда и к агрессивности, т.е. формированию патологических черт личности.  

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ  

для детей 6-13 лет

ПРИ ДЕФЕКТАХ ОСАНКИ, СКОЛИОЗАХ И ПЛОСКОСТОПИИ

«ДЕЛАЙ  ТАК, ДЕЛАЙ ЭДАК»

Коррекционно-развивающая направленность: формирование и закрепление навыка правильной осанки.

Содержание игры: играющие стоят в кругу лицом к центру, в центре – водящий. Играющих предупреждают, что они должны подражать водящему, когда он командует «делай так»,  и что они не должны ничего делать, когда он произносит «делай эдак». Допустивший ошибку в наказание должен показать какое-либо корригирующее упражнение, которое все находящиеся в кругу обязаны повторить, а затем следует сменить водящего.

        

«НЕ УРОНИ МЕШОЧЕК»

   Коррекционно-развивающая направленность: формирование и закрепление навыка правильной осанки.

Инвентарь: мешочек массой 500г по количеству игроков.

Содержание игры:  дети построены в две колонны, на голове у каждого мешочек. Задача состоит в том, чтобы пройти по коридору (обозначенному с двух сторон палками) шириной 25 см, не потеряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Выигрывает  колонна, быстрее и правильнее выполнившая задание.

Вариант усложнения: ходьба по гимнастической скамейке, то же с дополнительными заданиями (перешагивание через предметы и т.п.), ходьба по рейке гимнастической скамейки.  

«СОВУШКА»

Коррекционно-развивающая направленность:  формирование и закрепление навыка правильной осанки, развитие связной устной речи, воображения.

Содержание игры: играющие свободно располагаются в зале. Где-то (в обозначенном мелом или обручем месте) сидит или стоит «сова». Взявшись за руки  и образуя большой круг, дети  идут боком приставными шагами и говорят:

«Ах ты, совушка – сова,

Ты большая голова.

Ты на дереве сидишь.

Ночь летаешь, а днем спишь».

    Учитель говорит: «День наступает, все оживает!». Все играющие свободно движутся по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, птиц, зверей, прыгают, бегают и т.д. Неожиданно учитель произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает!». Все должны немедленно остановиться, принять правильную осанку или какое-либо другое положение (определенная поза ). «Сова» облетает играющих, зорко осматривая детей. У кого плохая осанка, того «сова» отправляет в «дупло». Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется один человек, который объявляется победителем. В следующей игре он становится «совушкой».

Вариант усложнения: дети принимают одну из трех поз, в которых демонстрируется правильная осанка:

  • «Силачи» - руки к плечам, пальцы в кулак, плечи разведены, туловище прямое;
  • «Пистолет» - полуприсед на правой, левая вперед, руки на пояс, плечи разведены, подбородок приподнят;
  • «Флюгер» - полуприсед, колени разведены, руки на пояс, спина прямая.

«ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ»

Коррекционно-развивающая направленность: формирование и закрепление навыка правильной осанки.

Содержание игры: все участники располагаются в одной шеренге. Учитель подает различные команды, например: «Шаг вперед, налево, два шага вперед, присед руки вперед, направо, два шага вперед и др.».

Задача играющих при выполнении команд – сохранять правильную осанку и прийти к финишу первым. Но как только учитель или водящий заметит ошибку (опущенная голова, наклоненные вперед плечи, выпяченный живот и т.д.), он тотчас же дает распоряжение играющему, допустившему ошибку, сделать шаг назад. Таким образом, на финише будет первым тот, кто меньше сделал ошибок , кто умеет сохранять все  время правильную осанку.

Методические указания: во время игры учитель все время следит за правильностью осанки. Игра применяется на этапе решения задачи закрепление навыка правильной осанки, в заключительной части.

 

 «ПЯТНАШКИ С МЯЧОМ»

Коррекционно-развивающая направленность: дифференцировка усилий, развитие мелкой моторики и быстроты реакции на движущийся объект.

 Инвентарь: малые резиновые (или теннисные) мячи.

Содержание игры: играющие построены в одну шеренгу. Водящий находится посередине зала в обозначенном кругу, в обеих руках у него малые резиновые (или теннисные) мячи. По сигналу играющие перебегают на другую сторону зала, стараясь не быть запятнанными. В это время водящий пытается попасть находящимися у него в руках мячами, запятнать пробегающих мимо игроков.  Запятнанные выбывают из игры. Игра продолжается. Смена водящего производится учителем. Пятнать нужно правой и левой рукой.

«МЯЧ В КРУГУ»

Коррекционно-развивающая направленность: формирование и закрепление навыка правильной осанки, умение дифференцировать усилия при передаче мяча разного веса и объема.

Инвентарь: мяч любого диаметра.

Содержание игры: играющие располагаются по кругу; И.П. - лежат на животе, лицом к центру, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. У одного из играющих в руках мяч. Слегка выпрямляясь, этот игрок толкает мяч одному из участников игры и занимает исходное положение. Мяч переходит к различным игрокам, но не выпускается за пределы круга.

«ПОПАДИ МЯЧОМ В БУЛАВУ»

Коррекционно-развивающая направленность: формирование и закрепление навыка правильной осанки, развитие координации движений в метании на точность.

Инвентарь: булавы или кегли, мячи резиновые.

 

Содержание игры: играющие построенные в одну шеренгу, ложатся на живот, а в руках у каждого играющего мяч. На расстоянии 4 – 5 – 6 м против каждого участника игры поставлена булава. Толчком рук от груди надо сбить мячом булаву. После отталкивания мяча участник игры ставит руки к плечам (соединив лопатки) – держать три счета. Независимо от того, будет ли сбита булава или нет, каждый из играющих встает, идет за мячом и повторяет задание. Назначается от 5 до 8 попыток. Выигрывает тот, кто большее число  раз сбил булаву.

«ПЯТНАШКИ - ЕЛОЧКОЙ»

Коррекционно-развивающая направленность: формирование и закрепление навыка правильной осанки.

   Содержание игры: дети становятся в свой «дом» у гимнастической стенки или у стены без плинтуса, приняв правильную осанку (касаясь стены затылком, спиной, плечами, икроножными мышцами), руки несколько отведены в стороны (дети изображают елку с опущенными ветками). Из детей выбирается водящий, он будет пятнать остальных играющих. По команде учителя дети начинают игру, бегая во всех направлениях, а водящий старается их запятнать.  Играющие спасаются в свои «дома», т.е. стараются встать у стены в правильно осанке, и тогда пятнать их нельзя. Игра продолжается 5 – 8 мин. Если водящий никого не может запятнать в течение 3 мин., его следует заменить другим играющим.

«КИТАЙСКИЕ ПЯТНАШКИ»

Коррекционно-развивающая направленность: формирование и закрепление навыка правильной осанки, развитие скоростно-силовых способностей.

   Содержание игры:  дети становятся в свой «дом»  (любое место на площадке, где спасаясь от погони игроку нужно сделать присед с прямой спиной, руки «крылышками» (к плечам, лопатки вместе) – это упражнение спасает игрока от погони). Из детей выбирается водящий, он будет пятнать остальных играющих. По команде учителя дети начинают игру, бегая во всех направлениях, а водящий старается их запятнать.  Играющие спасаются в свои «дома», т.е. выполняют упражнение, и тогда пятнать их нельзя. Игра продолжается 5 – 8 мин. Если водящий никого не может запятнать в течение 3 мин., его следует заменить другим играющим.

«ЗМЕЙКА НА  ЧЕТВЕРЕНЬКАХ»

Коррекционно-развивающая направленность: формирование и закрепление навыка правильной осанки, разгрузка позвоночника, умение дифференцировать усилия.

Инвентарь: булавы или кегли.

Содержание игры: необходимо проползти на четвереньках между «змейкой» (поставленные в ряд булавы, ширина прохода между ними 30 см). Выигрывает не сбивший ни одной булавы.  Игра может проводиться как эстафета.

Вариант усложнения: выполняя ползание на четвереньках, удерживать на спине груз (мешочек массой до 500г); выполнять ползание с закрытыми глазами и т.п.

«НОЖНОЙ МЯЧ В КРУГУ»

Коррекционно-развивающая направленность: профилактика плоскостопия.

Инвентарь:  мяч резиновый гладкий или массажный, набивной или футбольный.

Содержание игры: играющие сидят в кругу лицом к центру, опираясь руками в пол за спиной.  Сидящие в кругу ударяют по мячу ногами, так, чтобы он подкатился к кому – либо из игроков, и так, чтобы мяч не вышел из круга.

Варианты усложнения:  перед тем как отбить ногами мяч, обхватить его и приподнять; выполнить корригирующее упражнение с мячом и т.п.

«НЕ УРОНИ ПЛАТОЧЕК»

Коррекционно-развивающая направленность: профилактика плоскостопия.

Инвентарь:  платочки хлопчатобумажные.

Содержание игры: играющие сидят, ноги согнуты в коленях или прямые, в кругу лицом к центру, опираясь руками в пол за спиной.  Игроки в кругу передают зажатый стопами ног платочек по кругу, так, чтобы он не упал.

Вариант усложнения: игру можно проводить в виде соревнования между двумя или тремя командами, сидящими в кругах. Выполнять передачу платочка на время , сидя в кругу или в шеренге.

«БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»

Коррекционно-развивающая направленность: развитие пространственной ориентации, способности изменять скорость перемещения, активизация центрального и периферического зрения.

Инвентарь:  маска «лисы», обручи.

Содержание игры: На одной стороне зала «зайцы» устраивают себе «норы» (кладут обручи). В начале игры «зайцы» стоят в своих «норах» (в обручах), а «лиса» находится на противоположном конце зала (в «овраге»).  Учитель говорит:

«Зайцы скачут: скок – скок – скок

На зеленый на лужок».

    «Зайцы» выпрыгивают из «нор» и разбегаются по залу.  Дети то прыгают, то приседают и все время оглядываются, не идет ли «лиса».

    Неожиданно выбегает «лиса» и старается поймать  «зайца». «Зайцы» спасаются в любую «нору» (в обруч). «Лиса» также старается встать в любую «нору», т.е. в обруч, тогда один из «зайцев»  остается бездомным и становится  «лисой».

«КАРАСИ  И  ЩУКА»

Коррекционно-развивающая направленность:  развитие выносливости, дыхательной и сердечно – сосудистой систем, координации движений, пространственной ориентации, способности изменять скорость перемещения, активизация центрального и периферического зрения, способность к управления  эмоциональным поведение.

Методическое указание: для лучшего запоминания и  усвоения игра объясняется поэтапно.

Инвентарь: мел, маски щуки.

Содержание игры: по обе стороны площадки проводят прямые линии, за ними «моря». Один из играющих – «щука» - находится в одной стороне зала, в своем

«море», а «караси» (остальные играющие) – в другом «море».

 По сигналу: «Караси в  море», «караси» перебегают из одного «моря» в другое, а щука их ловит. Пойманные, взявшись за руки, образуют круг посредине площадки – «корзинку». Перебегая из одного «моря» в другое, «караси» обязательно должны пробежать через «корзинку». В «корзинку» щука не имеет права ловить «карасей». «Карась», не пробежавший через «корзинку» или запятнанный «щукой», считается пойманным. Выигрывают «караси», которых не поймала «щука».  

«КОШКИ МЫШКИ»

Коррекционно-развивающая направленность: развитие ловкости и координации, быстроты реакции и пространственной ориентации.

Содержание игры: все играющие строятся в круг и берутся за руки. Выбирают «кошку» и «мышку».  Задача «кошки» - поймать «мышку», которая,  то выбегает из  круга, то вновь возвращается в круг через «ворота» (расстояние между руками играющих). «Кошка» пытается догнать «мышку» через те же «ворота», но ребята закрывают их, опускают руки, даже приседают и тем самым преграждают путь «кошке».  Когда «кошке» удается прорваться через «ворота» и она поймает «мышку», выбирают новую «кошку» и новую «мышку». Игра продолжается.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 -13 ЛЕТ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ VIII ВИДА

«МЯЧ К ВЕРХУ»

Коррекционно-развивающая направленность: развитие быстроты реакции, пространственной ориентации и точности ловли мяча, развитие памяти, концентрации внимания, закрепление знаний по социально-бытовой ориентировке.

  Инвентарь: мяч.

Содержание игры: дети становятся в круг, водящий в центре. Он бросает мяч вверх и называет имя одного из играющих. Тот должен выйти из круга и поймать мяч; если он не поймал, то выбывает из игры.

Варианты усложнения: каждый ребенок выбирает и запоминает название предмета, относящегося к теме «Умываемся» - мыло, губка, зубная щетка и т.п. Водящий подбрасывает мяч, называя эти предметы, а дети ловят «свой» предмет.  Дети выбирают и запоминают названия по теме «Транспорт», «Посуда» и т.п.

«СОВУШКА»

Коррекционно – развивающая направленность:  формирование и закрепления навыка правильной осанки, развитие связной устной речи, воображения.

  Содержание игры: играющие свободно располагаются в зале. Где-то (в обозначенном мелом или обручем месте) сидит или стоит «сова». Взявшись за руки  и образуя большой круг, дети  идут боком приставными шагами и говорят:

«Ах ты, совушка – сова,

Ты большая голова.

Ты на дереве сидишь.

Ночь летаешь, а днем спишь».

 Учитель говорит: «День наступает, все оживает!». Все играющие свободно движутся по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, птиц, зверей, прыгают, бегают и т.д. Неожиданно учитель произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает!». Все должны немедленно остановиться, принять правильную осанку или какое-либо другое положение (определенная поза ). «Сова» облетает играющих, зорко осматривая детей. У кого плохая осанка, того «сова» отправляет в «дупло». Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется один человек, который объявляется победителем. В следующей игре он становится «совушкой».

 Вариант усложнения: дети принимают одну из трех поз, в которых демонстрируется правильная осанка:

  • «Силачи» - руки к плечам, пальцы в кулак, плечи разведены, туловище прямое;
  • «Пистолет» - полуприсед на правой, левая вперед, руки на пояс, плечи разведены, подбородок приподнят;
  • «Флюгер» - полуприсед, колени разведены, руки на пояс, спина прямая.

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Коррекционно – развивающая направленность:  формирование и закрепления навыка правильной осанки, развитие связной устной речи, воображения.

  Инвентарь: маска медведя.

Содержание игры:  определить место «медведя» и «дома» для игроков. Дети идут на встречу «медведю», наклоняются и говорят слова:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

И на нас рычит!»

После слова «рычит», дети убегают «домой», а «медведь» старается догнать как можно больше детей. Выигрывает тот «медведь», который поймает больше детей.

«УГАДАЙ ЧЕЙ ГОЛОСОК»

Коррекционно – развивающая направленность: развитие пространственной ориентации, внимания, слуховой памяти, связной устной речи.

Содержание игры: играющие идут по кругу и произносят слова:

«Вот построились мы в круг,

Повернемся разом вдруг!

А как скажем: скок – скок – скок!

Угадай чей голосок?».

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Играющие останавливаются; водящий открывает глаза и угадывает, кто сказал: «Скок – скок – скок». Необходимо изменить голос так, чтобы водящий не узнал, выбранного учителем игрока. Если угадал, то водящий меняется местами с игроком. Если нет, то игра продолжается.

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

Коррекционно – развивающая направленность: развитие тактильного восприятия, активизация памяти, развитие мелкой моторики, закрепление порядкового счета, запоминание названия предметов, сопоставление тактильных ощущений.

  Инвентарь: матерчатый мешочек, 10 известных предметов или знакомых игрушек киндер – сюрприза.

Содержание игры:  в присутствии детей положить в мешочек 10 предметов (игрушек). Дети поочередно опускают руку в мешочек, ощупывают один из предметов и называют его вслух. После этого вынимают предмет, сверяя правильность ответа.

Вариант усложнения: ранее знакомые предметы положить в мешочек, не показывая их детям; определить предметы через ткань, не опуская руку в мешочек.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Коррекционно – развивающая направленность: активизация внимания, зрительной памяти, мыслительной (аналитической) деятельности, способность к воспроизведению положения предметов в пространстве.

  Инвентарь: обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка, поролоновый куб, кегля.

Содержание игры:  все шесть предметов учитель раскладывает на одной стороне игровой площадки. Дети внимательно рассматривают и запоминают их расположение в течение 30 сек., отворачиваются и бегут в противоположную сторону. За это время ведущий убирает один предмет, меняет местами другие. Дети прибегают и смотрят, что изменилось. Поощряются самые внимательные.

Варианты усложнений: на горизонтальном стенде располагаются от 3 до 6 игрушек (цифр), дети отворачиваются, учитель меняет расположение предметов.

«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»

Коррекционно – развивающая направленность: умение дифференцировать усилия при передаче мячей разного веса и объема, закрепление представлений о направлениях движения, способность быстро переключать внимание и направление движения, развитие точности движений кисти.

  Инвентарь: 2 – 4 мяча разного диаметра. (Теннисный, резиновый, волейбольный, баскетбольный, набивной).

Содержание игры: играющие становятся в круг. Учитель дает 2 мяча. По сигналу дети передают из рук в руки большой мяч, а через 2 – 3 человека – маленький. Маленький мяч догоняет большой. По следующему сигналу (свистку, хлопку) направление передачи мячей меняется, и уже большой мяч догоняет маленький.

 Вариант усложнения: дети передают мяч, повернувшись спиной в круг; передают мяч с закрытыми глазами; в игру включают передачи набивного мяча (1кг).

«ВОЛК ВО РВУ»

Коррекционно – развивающая направленность: развитие быстроты реакции,  прыгучести и координации движений.

  Инвентарь:  1 – 2  маски волка, мел.

Содержание игры: на площадке двумя линиями обозначается ров шириной  1 – 1,5 м. Во рву находится водящий – волк.  Все играющие (козочки) по сигналу перебегают с одной стороны площадки на другую, перепрыгивая произвольным способом ( или заранее указанным) через ров.  Волк, не выбегает из рва, ловит коз. Игроки, которых коснулся водящий, останавливаются. Этих  игроков учитель отмечает и снова отпускает в игру, либо они выбывают из игры. Водящих может быть два – три. Они меняются после двух – трех  перебежек. Выигрывают волки, поймавшие большое количество коз, и козы, не пойманные волками.  

«МЕТКО В ЦЕЛЬ»

Коррекционно – развивающая направленность: развитие мелкой моторики и  координации движений, укрепление мышц рук и плечевого пояса,  дифференцировка усилий при метании.

  Инвентарь:  малые (теннисные) мячи по количеству игроков, 10 кегль, мел.

Содержание игры: две команды стоят в шеренгах одна против другой на расстоянии 10 – 12 м. по сигналу игроки команд стараются сбить кегли  малыми мячами. Сбитые кегли ставятся на один шаг ближе к команде, выполнявшей броски. Каждый игрок команды поочередно бросает мячи 4 раза. Выигрывает та команда, которая сумеет приблизить к себе кегли от средней черты на большее количество шагов  


«БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»

Коррекционно – развивающая направленность:  развитие скоростно – силовых качеств, развитие пространственной ориентации и  ловкости увертывания, закрепление навыков совместных действий в решении игровых задач.

  Инвентарь:  2 маски белых медведей, мел

Содержание игры: в углу площадки обозначается льдина. На ней двое водящих – белые медведи.  Остальные играющие – медвежата – разбегаются по площадке. По сигналу водящие, взявшись за руки, покидают льдину и начинают ловить медвежат. Догнав медвежонка, водящие стремятся соединить свободные  руки. Пойманного отводят на льдину, затем продолжают ловить следующего. Каждая пара пойманных медвежат начинает в свою очередь ловить остальных таким же способом, как и водящие. Игра продолжается до тех пор, пока все медвежата не будут пойманы.  Самыми ловкими медвежатами считаются те, которые были пойманы последними. Медвежонок остается на льдине один до тех пор, пока не подберет пару из вновь пойманных.  

«ПУСТОЕ МЕСТО»

Коррекционно – развивающая направленность:  развитие скоростно – силовых качеств, развитие пространственной ориентации.

Содержание игры:  играющие стоят по кругу. Водящий идет за кругом, дотрагивается до плеча одного из играющих и бежит по кругу. Тот,  до кого дотронулся водящий, бежит  по кругу в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое «пустое» место.  Оставшийся  без места игрок водит.

Водящий имеет право коснуться рукой только игрока, которого он вызывает на соревнование в беге. Игроки, обегая круг, не имеют права задевать играющих в кругу, и никто не должен им мешать. При встрече играющие должны держаться  правой стороны, чтобы избежать столкновений.

Вариант усложнения: обегая круг и встречаясь на пути, оба игрока подают друг другу правую руку или приседают; встречаясь на пути, поворачиваются вокруг себя, хлопают в ладоши.

«УДОЧКА»

Коррекционно – развивающая направленность: развитие быстроты реакции,  прыгучести и координации движений, развитие способности сохранять равновесие при вестибулярных раздражениях.

  Инвентарь:  скакалка или веревочка с мешочком на конце.

Содержание игры:  играющие стоят по кругу.  Водящий, находясь в середине, крутит веревочку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел  на высоте 5 – 10 см. все прыгают через веревочку, а задевший ее получает штрафное очко или выбывает из игры.  Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков после 8 – 10 кругов веревочки под ногами.

«ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА»

Коррекционно – развивающая направленность: развитие  пространственной ориентации, координации движений, дифференцировки пространственных и силовых характеристик движения, быстроты реакции, точности тонкой моторики и пальцев.

  Инвентарь:   набивные мячи, гимнастические палки, ленты разного цвета.

Содержание игры:  дети делятся на команды. Первые игроки по ориентиру (начерченной линии) перекатывают набивной мяч до конца игровой площадки, где выбирают ленту определенного цвета и с ней бегом возвращаются к своей команде, перепрыгивая через гимнастические палки, разложенные на полу. Вторые игроки делают все то же, но в обратном порядке. Побеждает команда, первой  закончившая эстафету.

Вариант усложнения: перекат мяча не по прямой, а между стойками. Выбрав ленту, завязать ее на своей ноге бантиком, перепрыгивать через набивные мячи (или кегли).

«ФИЛИН И ПТАШКА»

Коррекционно – развивающая направленность: развитие ловкости, быстроты реакции, воспитание творческого воображения.

  Инвентарь: гимнастические скамейки, маска филина.

Содержание игры:  играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику этой птицы, которую каждый ребенок изображает, играющие летают по площадке. По сигналу «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин кого – то поймал, он должен угадать, какую птицу изображает игрок, и только тогда пойманный становится филином. Птицы могут улететь в свои гнезда только после команды «Филин!».

Вариант усложнения: дети делятся на 3 – 4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать (под руководством учителя), затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы чайки, где наш дом?» филин называет место, где птицы должны жить.  Птицы летают по площадке, по команде «Филин!» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.

Методические указания:  перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например: голубь, ворона, галка, журавль). Гнезда лучше строить на высоких предметах, например скамейках. Каждая птица прячется от филина в своем гнезде.

«ТОВАРИЩ КОМАНДИР»

Коррекционно-развивающая направленность: развитие  внимания, координации движений, умение сохранять правильную осанку, равновесие.

 

Содержание игры:  учитель подает команду, отдает распоряжения, предлагает выполнить упражнения. Учащиеся исполняют их только в том случае, если слышат слова «Товарищ командир». Тот игрок, который ошибся, становится на левый фланг.

Методические указания:  следует оценивать качество выполнения упражнения.

«ФИГУРЫ»

Коррекционно-развивающая направленность: развитие быстроты реакции, воспитание творческого воображения.

 

Содержание игры:  по сигналу учителя участники разбегаются по залу и играют. По второму сигналу играющие останавливаются, принимают какую – либо позу и  замирают. По третьему сигналу водящий ходит среди фигур и касается рукой того игрока, который пошевелился. Водящим становится игрок, который пошевелился.

 Вариант усложнения: водящим становится игрок, чья фигура больше всех понравилась водящему. Позы принимаемые игроками, могут быть тематического содержания.

«У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ»

Коррекционно-развивающая направленность: развитие пространственной ориентировки, связной устной речи,  развитие навыков совместных коллективных действий, внимания и слуха.

Содержание игры:  играющие стоят в шеренге по росту за чертой. По команде учителя участники игры расходятся по площадке со словами:

«У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее!

Тра – та – та, тра – та – та!»

Далее  учитель командует: «Становись!». Играющие строятся по росту шеренгу на указанном месте, выполняют строевые упражнения: «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!» и т.п. После команды «Разойдись!» игра повторяется. При построении в шеренгу запрещается толкаться и силой занимать свое место. Выполнять действия следует по команде учителя.

Вариант усложнения: учитель в начале игры указывает способ построения, взявшись за руки по росту, взявшись за руки в круг, в указанном месте в колонну по росту и т.п.

Методические указания:  текст слов необходимо выучить заранее или повторить до игры.

«К СВОИМ ФЛАЖКАМ»

Коррекционно-развивающая направленность: развитие пространственной ориентировки, развитие навыков совместных коллективных действий, внимания и слуха.

Инвентарь:   разноцветные флажки.

Содержание игры:   в центре  каждого кружка -  водящий с флажком в поднятой руке. По первому сигналу (хлопок, свисток) все играющие, кроме водящих, разбегаются по площадке. По второму сигналу – приседают и закрывают глаза.  Водящие с флажками меняются местами. По команде учителя «Все к своим флажкам!» играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут и строятся вокруг водящего.  Побеждает команда, сумевшая быстрее собраться вокруг своего водящего.

  Вариант усложнения:  взявшись за руки в шеренгу; построится в колонну, игроков с флажками ставить вперед и т.п.

«КОГО НАЗВАЛИ ТОТ И ЛОВИТ»

Коррекционно-развивающая направленность: развитие координации и точности движений, умение дифференцировать усилия при метании мяча, развитие быстроты реакции, внимания и слуха.

Инвентарь:   резиновый мяч.

Содержание игры: дети строятся в круг. В центре круга – водящий с мячом. После сигнала учителя  он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Игрок должен успеть поймать мяч, не уронив его, бросить мяч вверх и также кого – нибудь  вызвать.    

«МЯЧ  СРЕДНЕМУ»

Коррекционно – развивающая направленность: развитие зрительно –моторной  координации и точности движений, умение дифференцировать усилия при передаче мяча, развитие быстроты реакции, развитие навыков совместных коллективных действий.

Инвентарь: мячи.

Содержание игры: участники делятся на две – три команды, образуя круг диаметром 4 – 5 м.  В середине каждого круга – водящий с мячом. По сигналу учителя водящие поочередно бросают мяч (указанным способом) своим игрокам, которые возвращают его обратно, стараясь не уронить. Когда мяч обойдет всех игроков команды (1 – 3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

  Методические указания: передача мяча может быть от груди, ударом о пол в зависимости от технической подготовленности детей.

«СЛУШАЙ СИГНАЛ»

Коррекционно-развивающая направленность: развитие внимания и координации,  развитие быстроты реакции и  навыков совместных коллективных действий.

Инвентарь: мячи.

Содержание игры: играющие стоят в колонну по одному. По команде учителя они идут  по залу по кругу. Учитель внезапно дает условный сигнал (хлопок, свисток). Если он хлопает в ладони или свистит один раз, играющие должны остановиться, если два раза – продолжают идти, три раза – бежать. Играющие, допустившие ошибку, становятся в колонну последними. Побеждают игроки, не допустившие ошибки. Играющий , допустивший ошибку, должен без указания встать в колонну последним.

«СВЕТОФОР»

Коррекционно – развивающая направленность: развитие быстроты реакции на сигнал (зрительный и звуковой) и реакции выбора.

Инвентарь: три флажка красного, зеленого и желтого цвета, три кружка (диаметр 10 см) таких же цветов.

Содержание игры: учитель поочередно поднимает кружки разного цвета. Учащиеся стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам: красный цвет – встают (приседают), желтый – маршируют на месте (встают), зеленый – бегут  (маршируют на месте).  Во время движения в колонне по одному упражнения выполняются следующим образом: красный цвет – все стоят, желтый – продвигаются в приседе, зеленый – продвигаются на носках. За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.

«КОСМОНАВТЫ»

Коррекционно-развивающая направленность: развитие связной устной речи, пространственной ориентации, координации и быстроты реакции.

Инвентарь: обручи.

Содержание игры: дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

«Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим  - на такую полетим!

Но в игре один секрет:

 Опоздавшим места нет!»

С последним словом все разбегаются  и стараются быстрее занять места ( обруч, кружок) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют маршруты (например, Земля – Луна – Земля и т.п.). затем собираются в общий круг, берутся за руки, игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при троекратном повторении совершить больше полетов. Бежать в «ракету», можно только после слова «нет!», выталкивать товарищей из занятых мест запрещается.

  Методические указания: заранее надо предупредить ребят, что в ракету садятся два или один космонавта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»

Данная программа помогает адаптироваться к школьным требованиям детям с гиперактивностью...

«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»

В даной работе вы найдете игры и методики для адаптации гиперактивных детей с нарушением интеллекта к школьному обучению...

Программа по социализации и адаптации обучающихся коррекционных школ VIII вида « НАДЕЖДА »

Социализация и интеграция  детей с ограниченными возможностями здоровья,  представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что вып...

«Виды музыкальной деятельности обучающихся в коррекционной школе VIII вида»

Музыкальное воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении является основной частью учебного процесса в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, корр...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...

Рабочая программа по математике 2 класс для обучающихся коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по математике для обучающихся коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...