Рабочая программа по физической культуре 2 класс "Школа XXI века"
рабочая программа по физкультуре (2 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта НОО. Авторы Петрова Т.В., Копылова Ю.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fiz-re_2_kl.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г).
Материал программы направлен на реализацию приоритетной задачи образования – формирование всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных жизненно важных качеств; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру.
Общая цель обучения предмету «Физическая культура» в начальной школе – формирование физической культуры школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеобразвивающей направленностью.
Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре.
Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
В соответствии с целями учебного предмета «Физическая культура» формируются его задачи:
- Формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- Формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях;
- Расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
- Формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
- Расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей;
- Формирование практических умений и навыков, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
- Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
- Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Календарно-тематическое планирование. (Всего 102 часа)
№ п/п | Название темы урока | Дата | Тип урока | Кол-во час. | Вспомогательные средства | Корректировка |
Знания о физической культуре (4ч) | ||||||
1 | Олимпийские игры. | С образовательно-познавательной направленностью | 1 | ИКТ | ||
2 | Скелет и мышцы человека. Осанка. | 1 | ИКТ | |||
3 | Стопа человека. | 1 | ||||
4 | Одежда для занятий разными физическими упражнениями. | 1 | ||||
Организация здорового образа жизни (3ч) | ||||||
5 | Правильный режим дня. | С образовательно-познавательной направленностью | 1 | презентация | ||
6 | Закаливание. | 1 | презентация | |||
7 | Профилактика нарушений зрения. | 1 | ||||
Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью (2ч) | ||||||
8-9 | Оценка правильности осанки. | С образовательно-обучающей направленностью | 2 | |||
Физкультурно-оздоровительная деятельность (3ч) | ||||||
10 | Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики. | С образовательно-обучающей направленностью | 1 | |||
11 | Физические упражнения для физкультминуток. | 1 | ||||
12 | Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. | 1 | ||||
Спортивно-оздоровительная деятельность (90ч) | ||||||
Лёгкая атлетика (23ч) | ||||||
13 | Правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой. | С образовательно-познавательной направленностью | 1 | |||
14-15 | Бег в среднем темпе. | С образовательно-тренировочной направленностью | 2 | |||
16-17 | Бег с максимальной скоростью. | 2 | ||||
18-19 | Челночный бег. | 2 | ||||
20-21 | Прыжки в длину с места. | 2 | ||||
22-23 | Прыжки в длину с разбега 3-5 шагов. | 2 | ||||
24-27 | Прыжки на скакалке. | 4 | скакалки | |||
28-29 | Метание мяча вверх двумя руками. | 2 | мячи | |||
30-31 | Метание мяча вперёд одной рукой от груди. | 2 | ||||
32-33 | Метание мяча двумя руками из-за головы. | 2 | ||||
34-35 | Метание мяча двумя руками снизу. | 2 | ||||
Гимнастика (22ч) | ||||||
36-37 | Разные виды ходьбы. | С образовательно-обучающей направленностью | 2 | |||
38-40 | Повороты направо, налево, кругом. | С образовательно-тренировочной направленностью | 3 | |||
41-43 | Построения в шеренгу, в колонну по одному, выполнение команд «Шагом марш!», «Стой!» | С образовательно-обучающей направленностью | 3 | |||
44-45 | Передвижения в колонне по одному. | С образовательно-тренировочной направленностью | 2 | |||
46-47 | Отжимание в упоре на гимнастическую скамейку. | С образовательно-обучающей направленностью | 2 | |||
48-49 | Отжимание в упоре лёжа. | 2 | ||||
50-51 | Подтягивание на высокой перекладине. | 2 | ||||
52-53 | Подтягивание на низкой перекладине. | 2 | ||||
54-55 | Группировка. Перекаты в группировке. | С образовательно-тренировочной направленностью | 2 | маты | ||
56-57 | Кувырок вперёд. | 2 | ||||
Лыжная подготовка (19ч) | ||||||
58 | Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке. | С образовательно-познавательной направленностью | 1 | |||
59 | Правила хранения лыж. | 1 | ||||
60-61 | Передвижение по ровной местности ступающим шагом с палками. | С образовательно-обучающей направленностью С образовательно-тренировочной направленностью | 2 | |||
62-63 | Передвижение по ровной местности ступающим шагом без палок. | 2 | ||||
64-68 | Передвижение по ровной местности скользящим шагом. | 5 | ||||
69-71 | Подъём на пологий склон способом «лесенкой» | 3 | ||||
72-74 | Спуски с пологих склонов. | 3 | ||||
75-76 | Торможение «плугом» | 2 | ||||
При необходимости часы, отводимые на лыжную подготовку, распределяются по усмотрению учителя на другие темы программы. | ||||||
Подвижные и спортивные игры (26ч) | ||||||
77 | Правила игры. Считалки. | С образовательно-познавательной направленностью | 1 | |||
78 | Игры для формирования осанки. «Замри» | С образовательно-тренировочной направленностью | 1 | |||
79 | Эстафеты с переноской предметов на голове | 1 | ||||
80 | Игры с бегом. «Давай подружимся» | 1 | ||||
81 | «Салки-догонялки» | 1 | ||||
82 | «Кот и мыши» | 1 | ||||
83 | «У медведя во бору» | 1 | ||||
84 | Игры с мячом. «Гонка мячей» | 1 | мяч | |||
85 | «Охотники и утки» | 1 | ||||
86 | Эстафеты с мячом. | 1 | ||||
87 | Вышибалы. | 1 | ||||
88-89 | Футбол | С образовательно-обучающей направленностью | 2 | |||
90-91 | Волейбол | 2 | ||||
92-93 | Баскетбол | 2 | ||||
94 | Игры с прыжками. «Волк во рву» | С образовательно-тренировочной направленностью | 1 | |||
95 | «Прыжки по кочкам» | 1 | ||||
96 | «Прыгающие воробушки» | 1 | ||||
97 | Игры со скакалкой. «Удочка» | 1 | скакалки | |||
98 | «Часы пробили…» | 1 | ||||
99 | Игры с метанием. «Метко в цель» | 1 | Малые мячи | |||
100 | «Кто дальше бросит» | 1 | ||||
101 | «Движущаяся мишень» | 1 | ||||
102 | Игры с лазанием и перелазанием «Альпинисты» | 1 |
Содержание тем учебного курса
Тема | Основное содержание по теме | Характеристика деятельности учащихся | |
Раздел 1. Знания о физической культуре (4 ч) | |||
Олимпийские игры. История появления Олимпийских игр | Понятие «Олимпийские игры». Место появления и особенности древних Олимпийских игр. Понятие «чемпион» | Пересказывать тексты об истории возникновения Олимпийских игр; понимать миротворческую роль Олимпийских игр в древнем мире | |
Скелет и мышцы человека | Части скелета человека. Назначение скелета и скелетных мышц в теле человека | Называть части скелета человека; объяснять функции скелета и мышц в организме человека | |
Осанка человека | Понятие осанки. Влияние осанки на здоровье. Правильная осанка в положении сидя и стоя | Определять понятие «осанка»; обосновывать связь правильной осанки и здоровья организма человека; описывать правильную осанку человека в положении сидя и стоя | |
Стопа человека | Функции стопы. Понятие «плоскостопие» | Определять понятие «плоскостопие»; описывать причину возникновения плоскостопия и влияние заболевания на организм человека | |
Одежда для занятий разными физическими упражнениями | Одежда для занятий физи-ческими упражнениями в разное время года | Подбирать спортивную одежду в зависимости от времени года и погодных условий; подбирать необходимый инвентарь для занятий разными видами физических упражнений | |
Раздел 2. Организация здорового образа жизни (3 ч) | |||
Правильный режим дня | Понятие о здоровом образе жизни. Элементы режима дня. Планирование своего режима дня | Объяснять значение понятия «здоровый образ жизни»; составлять правильный режим дня; объяснять значение сна и правильного питания для здоровья человека | |
Закаливание | Понятие о закаливании. Простейшие закаливающие процедуры (воздушные ванны, обтирания, хождение босиком) | Называть способы закаливания организма; обосновывать смысл закаливания; описывать простейшие процедуры закаливания | |
Профилактика нарушений зрения | Причины утомления глаз и снижения остроты зрения | Называть правила гигиены чтения, просмотра телевизора, работы за компьютером; определять правильное положение тела при чтении и работе за компьютером | |
Раздел 3. Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью (2 ч) | |||
Оценка правильности осанки | Контроль осанки в положении сидя и стоя | Определять правильность осанки в положении стоя у стены; научиться контролировать осанку в положении сидя и стоя | |
Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (3 ч) | |||
Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики | Движения руками вперёд, вверх, в стороны, вращения прямых рук, наклоны вперед с доставанием разноимённой ноги пальцами рук, приседания на носках с последующим выпрямлением туловища, упор присев из основной стойки | Уметь готовить место для занятия утренней гигиенической гимнастикой; выполнять упражнения для утренней гигиенической гимнастики | |
Физические упражнения для физкультминуток | Движения руками вперёд и вверх, приседания, наклоны вперёд, назад, в стороны, ходьба на месте с высоким подниманием бедра | Уметь планировать физкультминутки в своём режиме дня; выполнять упражнения для физкультминутки | |
Физические упражнения для расслабления мышц | Расслабление мышц в положении лёжа на спине | Понимать значение в жизни человека умения расслаблять мышцы; понимать назначение упражнений для расслабления мышц | |
Физические упражнения для профилактики нарушений осанки | Ходьба, сидение на коленях и стойка на одной ноге с удержанием книги на голове | Выполнять упражнения во время самостоятельных занятий физической культурой | |
Физические упражнения для профилактики плоскостопия | Ходьба босиком по гимнастической палке, захватывание мелких предметов (теннисный мяч, гимнастическая палка) стопами и пальцами ног. Ходьба босиком по траве и песку | Выполнять упражнения для профилактики плоскостопия в составе комплекса упражнений для утренней гигиенической гимнастики | |
Физические упражнения для профилактики нарушений зрения | Упражнения для зрения (согревание глаз, массаж области лба и висков, массаж задней поверхности шеи) | Раскрывать правила гигиены работы за компьютером; выполнять упражнения для профилактики нарушений зрения | |
Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств | Упражнения для развития гибкости (повороты туловища влево и вправо с разведёнными в сторону руками, наклоны туловища вперёд, махи правой и левой ногой вперёд и назад, в сторону, глубокие выпады правой и левой ногой вперёд и вбок), силы мышц (отжимание от пола в упоре лёжа и в упоре на гимнастической скамейке), выносливости (длительный бег в среднем темпе), ловкости (подвижные игры), быстроты движений (выпрыгивания вверх на двух ногах, прыжки с разведением ног в стороны, прыжки с захватом ног руками) | Понимать значение понятий «двигательные качества», «выносливость», «сила», «быстрота», «гибкость», «ловкость»; выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств | |
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность (90 ч) | |||
Лёгкая атлетика (23 ч) | Беговые упражнения (бег в среднем темпе, бег с максимальной скоростью, бег с ускорением, челночный бег на полосе 3 × 10 м), прыжковые упражнения (в длину с места, в длину с разбега 3–5 шагов), метание резинового мяча разными способами (вверх двумя руками, вперёд одной рукой, двумя руками от груди, двумя руками из-за головы, снизу двумя руками) | Называть правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой; правильно выполнять основные движения ходьбы, бега, прыжков; бегать с максимальной скоростью на дистанцию до 30 м; бегать дистанцию 1 км на время; выполнять прыжок в длину с разбега | |
Гимнастика с основами акробатики (22 ч) | Строевые приёмы и упражнения (ходьба на полусогнутых ногах, в приседе, на носках, широким шагом, с высоким подниманием коленей; выполнение команд «По порядку рассчитайсь!», «На первый-второй рассчитайсь!»; повороты направо, налево, кругом; построения в шеренгу, в колонну по одному; выполнение команд «Шагом марш!», «Стой!»; передвижения в колонне по одному). Отжимание в упоре лежа и в упоре на гимнастической скамейке, подтягивание на высокой и низкой перекладине. Группировка, перекаты в группировке, кувырок вперёд | Выполнять строевые приёмы и упражнения; использовать упражнения по подтягиванию и отжиманию для развития мышечной силы; выполнять основные элементы кувырка вперёд | |
Лыжная подготовка (19 ч) | Подъём на пологий склон способом «лесенка», торможение «плугом» | Выполнять передвижение по ровной местности (ступающим шагом с палками и без палок, скользящим шагом, прохождение дистанции 1 км скользящим шагом), спуски с пологих склонов, торможение «плугом», подъём «лесенкой»; описывать правила хранения лыж, называть правила техники безопасности на уроках по лыжной подготовке | |
Подвижные и спортивные игры (26 ч) | Подвижные игры с включением бега, прыжков, метаний мяча для занятий на свежем воздухе и в спортивном зале | Называть правила техники безопасности на спортивных площадках; понимать правила подвижных игр; играть в подвижные игры по правилам |
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Выпускник научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
-организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
-выявлять связь занятий физической культурой с трудовой деятельностью;
-характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
-вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
-целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
-выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
- выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
-выполнять организующие строевые команды и приёмы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
-выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объема);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
-сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
-выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
-играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
Контроль уровня обученности.
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умения ми, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Нормативы для уч-ся 2 класса
Норматив | Мальчики/девочки | «5» | «4» | «3» |
бег 30 м/сек | М | 6,0 | 6,6 | 7,1 |
Д | 6,3 | 6,9 | 7,4 | |
бег 100 м (без учёта времени) | ||||
Челночный бег (без учёта времени) | ||||
Прыжки с места (см) | М | 150 | 130 | 115 |
Д | 140 | 125 | 110 | |
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин) | М | 70 | 60 | 50 |
Д | 80 | 70 | 60 | |
Приседания (кол-во раз/мин) | М | 40 | 38 | 36 |
Д | 38 | 36 | 34 | |
Отжимание (кол-во раз) | М | 10 | 8 | 6 |
Д | 8 | 6 | 4 | |
Отжимание на опоре (кол-во раз) | М | 10 | 9 | 8 |
Д | 8 | 7 | 5 | |
Подъём туловища из положения лёжа | М | 28 | 26 | 24 |
Д | 23 | 21 | 19 |
Список литературы.
Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов и др. Программа. Физическая культура. 1-4 классы. Начальная школа 21 века. М. «Вентана-Граф», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по физическо культуре "Школа XXI века"
Рабочая программа курса «Физическая культура» разработана на основе авторской программы Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов и др. Программа. Физическая культура. 1-4 классы. Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса....
Рабочая программа по физической культуре Школа 21 века 2 класс
Содержит пояснительную записку, тематическое планирование...
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по программе Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с ФГОС....