Рабочая программа учебного предмета «Устная речь»(ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, вариант 4.3, 3.4 - СИПР)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа разработана для учащихся с лекой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) Вариант 4.3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnaya_rech_rp_fgos_variant_4.3_-.docx | 64.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное образовательное учреждение
«Мурманская коррекционная школа-интернат № 3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Устная речь» | ||||
(ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, вариант 4.3, 3.4 - СИПР) | ||||
2 - 5 классы | ||||
г. Мурманск | Программу разработали: МО учителей начальных классов, Канунникова И. В. | |||
2020 | ||||
№ | СОДЕРЖАНИЕ | Страницы | ||
1 | Пояснительная записка: - вариант обучения АООП НОО - сроки обучения | 3 | ||
2 | Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса) | 3 - 4 | ||
3 | Содержание учебного предмета (курса) | 4 | ||
4 | Содержание учебного предмета (курса) по годам обучения: - учебно-тематическое планирование | 6 | ||
- предметное содержание по годам обучения | 7 - 13 | |||
Приложение: КТП на 1 текущий учебный год. |
| ||
Уровень (этап) общего образования | Уровень начального общего образования | |
Категория обучающихся, для которых разрабатывается данная программа | Рабочая программа разработана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | |
Методическая основа | Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. (Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598; Вариант 4.3, 3.4 - СИПР). Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой (2016 год). | |
Сроки реализации | - 4 года (2-5кл) | |
2. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | ||
Личностные результаты | НА КОНЕЦ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА у слабовидящего с интеллектуальной недостаточностью выпускника могут быть сформированы: - осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | |
Метапредметные результаты: - регулятивные | Регулятивные БУД: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | |
- познавательные | добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, свой жизненный опыт; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - наблюдать; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; -читать; - писать; -наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. | |
- коммуникативные | Коммуникативные БУД: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); - слушать и понимать речь других; -обращаться за помощью и принимать помощь; -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. | |
Предметные результаты | Планируемые результаты изучения учебного предмета: | |
Выпускник научится | ||
Достаточный уровень: выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; -выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; - использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации; - участвовать в ролевых играх , речевые ситуации по названным темам, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать; - правильно выражать просьбы, используя «вежливые» слова; Уметь (знать) как обогащать речь словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. - передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи; выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; - правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников; принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций; Минимальный уровень: называть предметы и действия, соотносить их с картинками; выражать свои просьбы, используя «вежливые» ело адекватно пользоваться правилами этикета при ветре и расставании с детьми и взрослыми; сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес (по вопросам учителя); участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; участвовать в беседе. | ||
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) | ||
Программа построена таким образом, что в каждом классе (2 – 5) раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. Это подчёркивает преемственность при изучении данного предмета в начальной школе. Программа состоит из подразделов: «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется. Концентрическое расположение материала создаёт условия для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Подраздел Аудирование. Предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи. Материал раздела реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений, а так же сопровождает задания других разделов. Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов. Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности, так как невербальные средства наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации. Ведется работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся. Основные темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков . На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений. Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» является ведущим разделом. На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на использование наглядного материала на доске, картинно – символического плана к предложению текста, картинного плана. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Подраздел «Культура общения» и его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. |
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ | |||||
4.1. Учебно-тематическое планирование: | |||||
Раздел | Примерное количество часов | Из них: | |||
2 класс | |||||
Аудирование. | 9 | 1ч. Диагностика | |||
Дикция и выразительность речи | 9 | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | 10 | 1ч. Диагностика | |||
Культура общения | 6 | ||||
ИТОГО | 34 | ||||
3 класс | |||||
Аудирование. | 9 | 1ч. Диагностика | |||
Дикция и выразительность речи | 9 | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | 10 | ||||
Культура общения | 6 | 1ч. Диагностика | |||
ИТОГО | 34 | ||||
4 класс | |||||
Аудирование. | 9 | 1ч. Диагностика | |||
Дикция и выразительность речи | 9 | 1ч. Диагностика | |||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | 10 | ||||
Культура общения | 6 | ||||
ИТОГО | 34 | ||||
5 класс
| |||||
Аудирование. | 9 | 1ч. Диагностика | |||
Дикция и выразительность речи | 9 | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | 16 | 1ч. Диагностика | |||
Культура общения | |||||
ИТОГО | 34
| ||||
Примечание: учитель имеет право вносить корректировку при часовом распределении количества часов с учетом особенностей освоения программы обучающимися в рамках резервного времени. | |||||
4.2. Предметное содержание по годам обучения | |||||
Раздел | Содержание | Планируемые результаты и БУД. | |||
2класс | |||||
Аудирование. | Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста. | Учащиеся должны уметь: Достаточный уровень Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова - названия предметов, действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями. Отчетливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов; выполнять различные задания по словесной инструкции; Участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы; пользоваться вежливыми словами при изъявлении благодарности -понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи; -выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; -выразительно произносить чисто говорки, короткие стихотворения после анализа; -участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций Минимальный уровень. Выполнять элементарные задания по словесной инструкции; Показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками; Здороваться и прощаться с взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители); Называть своё имя и фамилию; Участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений. | |||
Дикция и выразительность речи | Дикция и выразительность речи. Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произношение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием. Подготовка речевой ситуации организация высказывания | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои товарищи», «Красная шапочка», «Три медведя», «Три поросёнка»; «В воскресенье все дома», «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе)», «Мы не знаем, как пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин»; «Наш товарищ заболел», Школьная жизнь. Давайте познакомимся. Слушание вопросов учителя, речевых высказываний одноклассников. Игра «Наши имена» Знакомство. Употребление фраз «меня зовут…» Употреблено слов: здравствуйте, до свидания. Предложение «Меня зовут…» Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, до свидания. Называние своего имени и имён одноклассников. Где мы учимся Экскурсия по школе: посещение спортзала, кабинетов музыки и логопедии. Употребление выражений: здравствуйте, доброе утром, пожалуйста, извините. Использование фразы «Извините, можно войти?» Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Отгадай, что в моём ранце»; Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Знакомство со сказками (русские народные сказки) Называние предметов и действий с ними, характеристики предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка... . Дерево высокое, а куст ... . И т. д. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или к товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра. | ||||
Культура общения. | Культура общения. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру). Употребление «вежливых» слов Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале. | ||||
3 класс | |||||
Аудирование. | Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (3- 4 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста. | Учащиеся должны уметь: Достаточный уровень отчетливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов; выполнять различные задания по словесной инструкции; использовать громкую и шепотную речь, менять темп речи по указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях; участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы; пользоваться вежливыми словами при изъявлении благодарности; называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников; пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план. Минимальный уровень выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; называть предметы и действия, соотносить их с картинками; правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые слова»; адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; называть свое имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников; участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами). | |||
Дикция и выразительность речи | Дикция и выразительность речи. Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произношение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием. Подготовка речевой ситуации организация высказывания. | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои товарищи», «Мойдодыр», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Отгадай, что в моём ранце»; «Весёлый оркестр; «Терем-теремок», «Репка», «Колобок»; «Мой адрес». Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Называние предметов и действий с ними, характеристики предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка... . Дерево высокое, а куст ... . и т. д. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или к товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра. | ||||
Культура общения | Культура общения. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру). Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. | ||||
4 класс | |||||
Аудирование | Аудирование Повторение оппозиционных слоговых структур, слов- паронимов, предложений, различных по количеству слов выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя). Повторение оппозиционных слоговых структур, слов - паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с мр3 - записи или просмотра видеофильмов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор одной из двух картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Общение с природой. Поведение животных, их повадки, позы. Речевое общение, для чего оно нужно людям. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. | Достаточный уровень: -понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи; — выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; - выразительно произносить чисто говорки, короткие стихотворения после анализа; - участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; -правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; -сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников; -принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; -уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план; -слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание. Минимальный уровень: -выполнять задания по словесной инструкции учителя, обучающихся; -выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правила-ми этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; -знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); -участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; -слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; -выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; -участвовать в беседе; -слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-симво-лический план. -овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения). Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений (4-6), объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета по вопросам учителя, по образцу, по схематическому плану. Описание предмета по цвету, размеру, назначению. | |||
Дикция и выразительность речи | Дикция и выразительность речи Совершенствование речевого дыхания Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуации Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Успехи и неудачи бываю у каждого»; «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Настя и Марфуша в гостях у Морозко»; «Я тебе позвоню», Обмениваемся бытовыми советами, «В гости на день рождения»; «Я пешеход», «Мой дом и моя семья», «На приёме у врача», «Я зритель»; «Привычки хорошие и не очень», «Хочешь со мной дружить?», «Вместе нам не скучно»; «В зоопарке у зверей», «Погода и мы», «Мы — друзья или враги природы?». Наша любимая игра Составление рассказа – описания любимой игры. Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. Мы хотели поиграть. Учимся строить диалог типа «предложение - возражение». Где же взять мне книгу почитать? Совершенствовать диалогические умения, умение ставить уточняющие вопросы. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал: Коля подарил то, во что можно играть. Эта игрушка небольшая, быстрая, у неё есть пульт управления. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая Настя? — Добрая, вежливая, трудолюбивая. — А Марфа? — Жадная, грубая, ленивая. А Морозко какой? — Справедливый. — Кто тебе больше всех понравился? — ... Составление диалогов типа «вопрос — сообщение»: Что ты можешь приготовить? — Я могу сварить макароны, поджарить яичницу. — Как ты варишь макароны,? Какие привычки ты считаешь хорошими? — Я думаю, что хорошо никогда не опаздывать, не надо врать, нехорошо обижать малышей. — Тебе когда-нибудь приходилось опаздывать в школу? — Да, однажды по дороге сломался автобус, и я пришёл только ко второму уроку. Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации, например по теме «Это моя шкота»: Вот моя школа (Здесь находится моя школа), В школе четыре этажа (пять этажей, два этажа школа двухэтажная). Около школы спортивная площадка (небольшой сад). На первом этаже мастерские. Мы учимся на втором этаже (Наш класс на втором этаже). Замена часто повторяющегося слова школа другими словами (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4—5 предложений). | ||||
Культура общения | Культура общения Выражение просьбы. Будьте добры, помогите мне, пожалуйста. Не могли бы вы мне помочь... Я прошу вас, дайте Мне сказку «Аленький цветочек» Аксакова. извинения (Простите меня, пожалуйста. Извините меня, пожалуйста). Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией: Здравствуй! Здравствуйте! До свидания! Всего хорошего! Будьте здоровы! Пока! Счастливо! Речевое общение с малознакомыми людьми: Как вас зовут? Как тебя зовут? Как ваша фамилия? Как твоя фамилия? Извините, пожалуйста, вы не скажете, как пройти на остановку автобуса? Не могли бы вы объяснить мне дорогу до остановки? и т. д. | ||||
5класс | |||||
Аудирование | Аудирование Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом. | ||||
Дикция и выразительность речи | Дикция и выразительность речи Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказку. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса». Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в..? - … Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил-был гриб-боровик. был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой. | ||||
Культура общения | Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста. Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. |
ес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Обучение устной речи» в соответствии с ФГОС НОО для глухих обучающихся 1 дополнительный класс
Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)
Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения с тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".Учитываются возрастные особенноси...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
В соответствии с учебным планом специальных ( коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Спортивный час»(ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, вариант 4.3) 1 - 5 классы
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышение результативности обучения детей, обеспечение вариативности и образовательного процесса, сохранени...
Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использовани...
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский) язык» для обучающихся 2 – 4 классов 2023
Программа по иностранному (английскому) языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также...
Рабочая программа учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» для обучающихся по АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.2) по индивидуальному учебному плану для 1 класса
Рабочая программа учебного прдмета "Музыкально-ритмические занятия" для обучающихся по АООП с РАС (вариант 8.2)...