ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Весёлый пластилин»
рабочая программа
Поурочное планирование дополнительного образования " Веселый пластилин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolyy_plastilin.docx | 93.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа №19
Рассмотрена на заседании педагогического совета от « » _________ 2024г. Приказ № _______________ | Утверждаю Директор МОУ СОШ №19 _____________ И.В.Буданцева « » _______ 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Направленность программы: художественная
«Весёлый пластилин»
Тип программы: модульный
Срок реализации: 1 год, 68 часов
Форма обучения: очная
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Автор-составитель педагог дополнительного образования Синельник Ирина Дмитриевна
|
г. Раменское, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Содержание | Стр. |
Пояснительная записка | 3 | |
Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку и реализацию дополнительных образовательных программ. | 6 | |
Учебный план. Содержание изучаемого курса. | 7 | |
Система оценки образовательных и личностных результатов. | 12 | |
Организация воспитательного процесса. | 14 | |
Материально-техническое обеспечение. VII. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. VIII. Список литературы, используемой при написании программы IX. Календарно учебный график | 14 15 19 20 |
I. Пояснительная записка.
#1053;аправленность и уровень программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин» имеет художественную направленность, так как в ходе ее освоения дети знакомятся с различными техниками работы с пластилином, приобретают практические навыки художественного творчества.
2. Актуальность и новизна программы.
Актуальность программы в том, что она направлена на создание условий для творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Знания, умения, навыки, обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования обучающихся с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес обучающихся к художественному творчеству, развивает креативное мышление.
3. Новизна состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки и рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Новизна состоит в структуре программы, которая состоит из 3-х модулей и даёт возможность дошкольнику овладеть различными техниками работы с пластилином.
Основное место отводится практической работе, которая включает в себя подготовку материалов и эскиза, работу над изделием, ее оформление. Одна из форм стимулирования обучающихся к занятиям - организация выставки. Лучшие работы, при отборе которых обращается внимание на отражение в них народных традиций, требование современности, использование национальных мотивов, являются экспонатами итоговой выставки. На занятиях необходимо создать атмосферу радости, удовольствия, соучастия в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи. В течение всего учебного года осуществляется сотрудничество с родителями.
4. Цели и задачи программы.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
Задачи
Личностные:
- развить самостоятельность, инициативность, творческие способности, эстетический вкус;
- развить мелкую моторику рук и координацию.
Предметные:
- познакомить детей с историей и видами лепки, в том числе с нетрадиционными методами лепки;
- познакомить с правилами техники безопасности при работе с различными материалами и приспособлениями.
Метапредметные:
- научить воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения и другому восприятию мира;
- сформировать устойчивый интерес к художественной лепке, эстетический вкус, любовь к прекрасному.
5. Отличительная особенность программы
Отличительные особенности программы данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественной и нетрадиционной лепке. Ценность данного воздействия заключается в том, что оно способно снять излишнее напряжение у детей, нарушающее внутреннее равновесие, способно через оценочное отношение к окружающему миру, а также стабилизировать реакцию обучающихся на реальные явления.
6. Адресат программы.
Программа составлена для обучения детей 7-11-летнего возраста, так как это возраст является самым благоприятным для развития личности ребенка. В этот период детям нравится решать проблемные ситуации, изучать новое.
Прием учащихся в объединение осуществляется на основании заявлений от родителей (законных представителей). Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
При комплектовании формируются группы с постоянным одно- или разновозрастным составом. Основной принцип: объединение детей в соответствии со степенью подготовленности, которая определяется по первичной диагностике. Дополнительный набор осуществляется в течение всего учебного года. Оптимальное количество детей в группе от 8 до 12 человек.
Для более качественного обучения необходимо знать психологические особенности детей этой возрастной группы.
Младший школьный возраст является сенситивным (чувствительным) для развития мышления и воображения ребенка. Именно школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено интенсивным процессом приобретения ребенком разносторонних знаний и их использования на практике.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные задачи.
7. Объем и срок освоения программы.
Срок реализации программа 1 год, рассчитана на 68 часов, с 2 часовой недельной нагрузкой.
8. Форма обучения и режим занятий.
Форма обучения – очная.
Формы организации деятельности на занятиях
индивидуальная | Обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей |
фронтальная | Работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема |
групповая | Разделение на мини-группы для выполнения определенной работы |
коллективная | Выполнение итоговых работ при прохождении определенной темы или для подготовки к мероприятиям и конкурсам |
Режим занятий
Год обуче- ния | Ко-во часов в год | Кол-во часов в неделю |
1 год | 68 часов | 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Во время занятий предусмотрены 10-15 минутные перерывы для отдыха и снятия напряжения, физкультминутки. |
9. Особенности организации образовательного процесса.
Ведущие формы проведения занятий
Занятие-игра | Игровые упражнения с целью изучения и закрепления теоретического материала, конкурсные игровые задания. |
Игровая программа | Проведение тематических праздников. |
Творческая мастерская | Полная свобода и экспериментирование в выборе работы по собственному замыслу |
Конкурс | Строится в виде соревнования, викторины в игровой форме для стимулирования творчества детей. |
Методы обучения
Словесные | Беседа, рассказ, объяснение; анализ художественного произведения (литературного текста, явлений природы, музыкального произведения) |
Наглядные | Презентация видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация образцов; наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях и др. |
Практические | Выполнение по образцу, тренировочные упражнения и др. |
Методы организации деятельности детей
Репродуктивные | Воспроизведение полученных знаний и освоение способов деятельности |
Частично-поисковые | Коллективный поиск, решение поставленной задачи совместно с педагогом (выполнение небольших заданий) |
Исследовательские | Овладение методами научного познания (экспериментирование, наблюдение, проекты), организация самостоятельной работы |
II. Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку и реализацию дополнительных образовательных программ.
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- Приказ Миниобрнауки России № 882/391 от 5 августа 2020 года №Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;
- Приказ Минпросвещения России № 467 от 3 сентября 2019 года «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей;
- Письмо Минкультуры РФ № 191-01-39/06 от 21 ноября 2013 года «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;
- Письмо Минобрнауки РФ Департамента молодежной политики, воспитания и социализации защиты детей от 11 декабря 2006 года № 06-1844;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области № 01-06-695 от #1075;.
III. Учебный план
№ | Наименование модуля | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Предметная лепка | 14 | 8 | 6 |
2 | Пластилинография | 34 | 10 | 24 |
3 | Макетная лепка | 20 | 2 | 18 |
Всего: | 68 часов | 20 часов | 48 часов |
Модуль 1. «Предметная лепка»
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
Задачи:
Личностные:
- развить самостоятельность, инициативность, творческие способности, эстетический вкус;
- развить мелкую моторику рук и координацию.
Предметные:
- познакомить детей с историей и видами лепки, в том числе с нетрадиционными методами лепки;
- познакомить с правилами техники безопасности при работе с различными материалами и приспособлениями.
Метапредметные:
- научить воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения и другому восприятию мира;
- сформировать устойчивый интерес к художественной лепке, эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие, Инструктаж по охране труда и технике безопасности | 2 | 2 | - | опрос, викторина, тестирование |
2 | Лепка «Фрукты. Овощи» | 4 | 2 | 2 | наблюдение, беседа, опрос |
3 | Лепка «Животные» | 4 | 2 | 2 | наблюдение, беседа, опрос |
4 | Лепка «Насекомые» | 4 | 2 | 2 | наблюдение, беседа, опрос |
ВСЕГО: | 14 часов | 8 часов | 6 часов |
Содержание учебного плана
Тема 1: Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и технике безопасности - 2 часа.
Теория: Вводное занятие. Знакомство. Беседа. Объяснение материала. Проведение инструктажа по охране труда и технике. Входное тестирование.
Тема 2: Лепка «Фрукты. Овощи» - 4 часа.
Теория: Беседа, лекция. Объяснение материала.
Практика: Лепка основы изделий. Создание мелких деталей. Сборка и декорирование готовых изделий. Игра «Кислый - сладкий».
Тема3: Лепка «Животные» - 4 часа.
Теория: Рассказ, беседа. Рассказ по теме: «Виды животных». Объяснение материала.
Практика: Лепка основы изделий. Создание мелких деталей. Сборка и декорирование готовых изделий.
Тема 4: Лепка «Насекомые» - 4 часа.
Теория: Беседа. Рассказ по теме: «Виды насекомых». Объяснение материала.
Практика: Лепка основы изделий. Создание мелких деталей. Сборка и декорирование готовых изделий.
Планируемые результаты
Личностные:
Обучающиеся будут:
- уметь самостоятельно выполнять задания, проявлять инициативу и творческие способности, видеть эстетику;
- иметь развитую мелкую моторику рук и координацию.
Предметные:
Обучающиеся будут:
- знать историю создания лепки, как вида искусства, а также с разнообразие видов лепки в том числе нетрадиционные методы;
- знать правила техники безопасности при работе с различными материалами и приспособлениями.
Метапредметные:
Обучающиеся будут:
- уметь воспринимать и толерантно относиться к другой точке зрения и другому восприятию мира;
- иметь устойчивый интерес к художественной лепке, эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Модуль 2. «Пластилинография»
Цель: развитие мелкой моторики рук обучающихся через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.
Задачи:
Личностные:
- развить самостоятельность, инициативность, творческие способности, эстетический вкус, воображение, образное и логическое мышление, мелкая моторика рук, координация и тактильные ощущения рук;
- воспитать аккуратность, трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.
Предметные:
- познакомить детей с историей и видами лепки, в том числе с нетрадиционными методами лепки;
- научить передавать простые образы предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Метапредметные:
- развить желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Картина из пластилина «Цветочная фантазия» | 6 | 2 | 4 | наблюдение, беседа, опрос |
2 | Картина из пластилина «Подводный мир» | 6 | 2 | 4 | наблюдение, беседа, опрос |
3 | Картина из пластилина «Портрет мамы» | 6 | 2 | 4 | наблюдение, беседа, опрос |
4 | Картина из пластилина «Космос» | 6 | 2 | 4 | наблюдение, беседа, опрос |
5 | Картина из пластилина «Времена года» | 10 | 2 | 8 | наблюдение, беседа, опрос |
ВСЕГО: | 34 часов | 10 часов | 24 часов |
Содержание учебного плана
Тема 1: Картина из пластилина «Цветочная фантазия» - 6 часов.
Теория: Рассказ по теме: «Что такое пластилинография». Виды растений в КБР. Объяснение материала.
Практика: Создание эскиза. Детальная проработка темы. Создание основы. Выполнение мелких деталей. Сборка и декорирование готового изделия.
Тема 2: Картина из пластилина «Подводный мир» - 6 часов.
Теория: Беседа: «Виды подводных обитателей». Объяснение материала.
Практика: Создание эскиза. Детальная проработка темы. Создание основы. Выполнение мелких деталей. Сборка и декорирование готового изделия.
Тема 3: Картина из пластилина « Портрет мамы» - 6 часов.
Теория: Беседа на тему: « Моя мама самая лучшая!». Объяснение материала.
Практика: Создание эскиза. Детальная проработка темы. Создание основы. Выполнение мелких деталей. Сборка и декорирование готового изделия.
Тема 4: Картина из пластилина «Космос» - 6 часов.
Теория: Рассказ о галактике, первых космонавтах. Объяснение материала.
Практика: Создание эскиза. Детальная проработка темы. Создание основы. Выполнение мелких деталей. Сборка и декорирование готового изделия.
Тема 5: Картина из пластилина «Времена года» - 10 часов.
Теория: Беседа о природе. Объяснение материала.
Практика: Создание эскиза. Детальная проработка темы. Создание мелких деталей. Сборка и декорирование готовых изделий.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет / будут:
- развиты самостоятельность, инициативность, творческие способности, эстетический вкус, воображение, образное и логическое мышление, мелкая моторика рук, координация и тактильные ощущения рук;
- воспитаны аккуратность, трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.
Предметные:
Обучающиеся будут:
- знать историю и виды лепки, в том числе нетрадиционные методы лепки;
- уметь передавать простые образы предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Метапредметные:
Обучающиеся будут:
- уметь экспериментировать, проявлять яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Модуль 3. «Макетная лепка»
Цель: развитие индивидуальных особенностей и творческих способностей, мышления обучающихся через обучение макетной лепки.
Задачи:
Личностные:
- развить образное мышление и креативный подход к выполнению заданий;
- развить внимание, память, изобразительную деятельность обучающихся.
Предметные:
- познакомить обучающихся с новыми технологиями и художественными материалами;
- научить работать на заданном пространстве;
- развить объёмно-пространственное мышление.
Метапредметные:
- развить навыки бережного отношения к инструментам;
- сформировать способность соизмерять своё рабочее время.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Макет из пластилина «Город будущего» | 10 | 2 | 8 | наблюдение, беседа, опрос |
2 | Макет из пластилина «Сказочный лес» | 10 | 2 | 8 | наблюдение, итоговая выставка, тестирование |
ВСЕГО: | 20 часов | 4 часа | 16 часов |
Содержание учебного плана
Тема 1: Макет из пластилина «Город будущего» - 10 часов.
Теория: Рассказ по новой теме: «Что такое макетная лепка». Объяснение теоретической части нового материала.
Практика: Создание эскиза. Детальная проработка темы. Создание основы. Выполнение мелких деталей. Сборка и декорирование готового изделия.
Тема 2: Макет из пластилина «Сказочный лес» - 10 часов.
Теория: Рассказ по теме. Объяснение нового материала.
Практика: Создание эскиза. Детальная проработка темы. Создание мелких деталей. Сборка и декорирование готовых изделий. Выставка работ. Итоговое тестирование.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет / будут:
- развито образное мышление и умение креативно выполнять задания;
- развито внимание, память, изобразительная деятельность.
Предметные:
У обучающихся будет / будут:
- представление о новых технологиях и художественных материалах;
- умения работать на заданном пространстве;
- развито объёмно-пространственное мышление.
Метапредметные:
У обучающихся будет / будут:
- сформировано бережное отношение к инструментам;
- умение правильно соизмерять и использовать своё рабочее время.
IV. Система оценки образовательных и личностных результатов
Формы аттестации / контроля:
- опрос;
- беседа;
- педагогическое наблюдение;
- викторины;
- самостоятельные работы;
- тестирование;
- выставки.
Для полноценной реализации программы применяются следующие виды контроля:
- входной контроль (проверка знаний в начале обучения).
- промежуточный контроль (проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов, когда знания в основном сформированы, систематизированы, в декабре месяце).
- итоговый контроль (подведение итогов обучения за учебный год, в мае месяце).
- текущий контроль (проводится на всех этапах изучения и развития знаний, умений, их закрепления).
Оценочные материалы:
- опросники;
- тесты;
- задания для самостоятельной работы;
- критерии оценки.
Критерии оценки результатов освоения программы
Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ обучающихся, участие в конкурсах, выставках. Для большинства обучающихся основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями.
Педагог определяет 3 уровня усвоения программы детьми:
Низкий 0-16 баллов (0%-30%) работает только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с пластилином для создания художественного образа. Выполняет работу так, как указывает педагог, не проявляет самостоятельности и инициативы. С вопросами к педагогу не обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. Работ выполнено мало, выполнены по образцу, работы не аккуратные.
Средний 17-30 баллов (31%-60%) работает чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога. Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности. Замысел основан на наблюдениях, но не отличается оригинальностью и самостоятельностью, в процессе работы может меняться, обучающийся по просьбе педагога дополняет свою работу деталями. Обращается к педагогу за помощью. Есть не законченные работы, изделие выполнено достаточно аккуратно, правильная работа с красками, соблюдены правила соединения деталей.
Высокий 31-66 баллов (61%-100%) по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует различные материалы. Экспериментирует для создания художественного образа. Яркая эмоциональная выразительность. Искренность, правдивость, непосредственность переживаний в своих работах проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами. Выполнены все предложенные работы, творческий подход к заданию, правильная работа с красками, соблюдены правила соединения деталей.
V. Организация воспитательного процесса.
Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в конкурсах, экскурсии на природу позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. Несомненно, большим воспитательным потенциалом обладают практические занятия – изготовление кормушек для птиц своими руками, игрушек для животных. В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту детей. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе.
VI. Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в кабинете № 22
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет для проведения занятий, оснащенный столами, стульями;
- мультимедийный проектор;
- соответствующее освещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям;
- фартук с нарукавниками (специальная одежда для детей);
- доска для лепки, стеки;
- воздушный пластилин;
- картон, цветная бумага, клей;
- гуашь, кисти;
- альбом, карандаши, линейки.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- инструкции по охране труда и технике безопасности;
- наглядные пособия (плакаты, таблицы);
- Интернет-ресурсы.
Кадровое обеспечение.
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
VII. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Индивидуальный подход в работе объединения – это действенное внимание к каждому воспитаннику, его творческой индивидуальности. Он предполагает разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в ходе занятия и помогает вовлечь всех детей в активную работу объединения. В ходе занятия используется сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Обучающиеся работают самостоятельно и под контролем педагога.
Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, выставки, соревнования.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, демонстрация педагогом, работы по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов:
Принцип гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип, диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку: каждая личность неповторима, каждый ребенок — это чудо. Согласно этому принципу взаимодействие «педагог-учащийся» на занятиях базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на вере в его возможности.
Принцип от простого – к сложному, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установок «от частного – к общему» в процессе обучения детей.
Принцип единства индивидуального и коллективного, предполагающее развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающее слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий, соотношение коллективного и индивидуального начал позволяет каждому ребенку как члену своеобразного творческого коллектива максимально проявлять свои творческие возможности.
Принцип творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и учащегося на занятиях изобразительным искусством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать потребность ребенка в самовыражении, стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует активную сознательную позицию.
Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип активности предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать.
Принцип активности может быть осуществлен при наличии следующих условий:
1. развитие активной мыслительной деятельности
2. мотивации и интереса;
3. развитие навыков и умений самостоятельной работы, использование разных техник и материалов.
Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса
Основным критерием здоровье сберегающих технологий является правильная организация учебно-воспитательной деятельности. Прежде всего, это выполнение санитарно-гигиенических правил:
- режим проветривания;
- влажная уборка помещения;
- соответствующая нормам мебель и освещенность;
- соблюдение норм физических и умственных нагрузок.
Известно, что устойчивая работоспособность характерна для середины занятия. Этот момент необходимо учитывать при его планировании. Необходимо чередовать различные виды деятельности и их последовательность для обеспечения функциональной активности основных систем организма в течение длительного времени. Для предупреждения перегрузок, переутомлений необходимо чаще проводить смену видов деятельности на занятии, физкультминутки и своевременно организовывать перерывы.
К здоровье сберегающим технологиям необходимо отнести обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния обучающихся. Это помощь обучающимся в адаптации к новым условиям, создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной и доброй атмосферой на занятиях. Не следует забывать о создании «ситуации успеха», которая позволяет ребенку находиться в состоянии психологического равновесия, исключая стрессы, обусловленные ошибками при выполнении задания, незнанием изучаемого материала.
Индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей.
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. Принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям обучающихся.
Структура занятия.
- Организационный момент. (Приветствие, сообщение/повторение темы и цели занятия).
- Основная часть. Изучение новой темы (могут применяться такие методы обучения, как рассказ, беседа, использование различных наглядных пособий); Повторение материала, необходимого для выполнения работ. Рассмотрение порядка выполнения работы, разбор вопросов, вызывающих у обучающихся затруднения.
- Закрепление. Проверка степени усвоения материала в форме индивидуальной и фронтальной беседы по основным положениям прослушанного материала (возможно проведение самостоятельной работы); выполнение работы.
- Подведение итогов.
Дидактический материал
Для наиболее полного усвоения материала и мотивации обучающихся к творческой деятельности применяются различный дидактический материал.
- Иллюстрации
- Плакаты с изображением растений и животных
- Книги
- Журналы
- Презентации
- Контрольно-измерительные материалы
- Материалы для самостоятельной работы
- Методические разработки
- Методические рекомендации
- Наглядный материал
- Схемы
VIII. Список литературы, используемой при написании программы
Список литературы для педагогов:
- Кувыкина О.Т. «Пластилиновая книга: Кругосветное путешествие», Издательский Дом Мещерякова, 2019г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, Карапуз, 2010г.
- Олюнин С.И.» Уроки из пластилина», АСТ Астрель,2011г.
- Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Библиотека воспитателя», Пластилиновая картина.
Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, Мозаика-Синтез, 2013г.
- Швицкая И.О.- Аппликации из пластилина, Феникс, 2014г.
- Яковлева Т.С.: Пластилиновая живопись. Методическое пособие, Сфера 2010г.
Список литературы для обучающихся:
- Ахмадуллин Ш. Развиваем мозг ребенка 3-9 лет. Книга по лепке из пластилина.
- Ленгина Ю.К. Картины из пластилина. Альфа ,2014г.
3. Новицкая М. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми. Питер, 2014г.
4. Рони Орэн. Секреты из пластилина. Махаон, 2015г.
Интернет-ресурсы:
Утверждаю
Директор МОУ СОШ 19
_____________ И.В.Буданцева
Приказ № ____________
«____» __________ 20___ г.
#1050;алендарно учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселый пластилин»
Год обучения: 1
Место проведения занятий: МОУ Раменская СОШ №19, кабинет № 22
№ п/п | Дата занятий | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | очно | 1 | Вводное занятие, инструктаж по охране труда и технике безопасности. | Опрос, викторина, тестирование. | ||
2 | очно | 1 | Вводное занятие, инструктаж по охране труда и технике безопасности. | Опрос, викторина, тестирование. | ||
3 | очно | 1 | Лепка «Фрукты. Овощи» | Наблюдение, беседа, опрос | ||
4 | очно | 1 | Лепка «Фрукты. Овощи» | Наблюдение, беседа, опрос | ||
5 | очно | 1 | Лепка «Фрукты. Овощи» | Наблюдение, беседа, опрос | ||
6 | очно | 1 | Лепка «Фрукты. Овощи» | Наблюдение, беседа, опрос | ||
7 | очно | 1 | Лепка «Животные» | Наблюдение, беседа, опрос | ||
8 | очно | 1 | Лепка «Животные» | Наблюдение, беседа, опрос | ||
9 | очно | 1 | Лепка «Животные» | Наблюдение, беседа, опрос | ||
10 | очно | 1 | Лепка «Животные» | Наблюдение, беседа, опрос | ||
11 | очно | 1 | Лепка «Насекомые» | наблюдение, беседа, опрос | ||
12 | очно | 1 | Лепка «Насекомые» | наблюдение, беседа, опрос | ||
13 | очно | 1 | Лепка «Насекомые» | наблюдение, беседа, опрос | ||
14 | очно | 1 | Лепка «Насекомые» | наблюдение, беседа, опрос | ||
15 | очно | 1 | Картина из пластилина «Цветочная фантазия» | наблюдение, беседа, опрос | ||
16 | очно | 1 | Картина из пластилина «Цветочная фантазия» | наблюдение, беседа, опрос | ||
17 | очно | 1 | Картина из пластилина «Цветочная фантазия» | наблюдение, беседа, опрос | ||
18 | очно | 1 | Картина из пластилина «Цветочная фантазия» | наблюдение, беседа, опрос | ||
19 | очно | 1 | Картина из пластилина «Цветочная фантазия» | наблюдение, беседа, опрос | ||
20 | очно | 1 | Картина из пластилина «Цветочная фантазия» | наблюдение, беседа, опрос | ||
21 | очно | 1 | Картина из пластилина «Подводный мир» | наблюдение, беседа, опрос | ||
22 | очно | 1 | Картина из пластилина «Подводный мир» | наблюдение, беседа, опрос | ||
23 | очно | 1 | Картина из пластилина «Подводный мир» | наблюдение, беседа, опрос | ||
24 | очно | 1 | Картина из пластилина «Подводный мир» | наблюдение, беседа, опрос | ||
25 | очно | 1 | Картина из пластилина «Подводный мир» | наблюдение, беседа, опрос | ||
26 | очно | 1 | Картина из пластилина «Подводный мир» | наблюдение, беседа, опрос | ||
27 | очно | 1 | Картина из пластилина «Портрет мамы» | наблюдение, беседа, опрос | ||
28 | очно | 1 | Картина из пластилина «Портрет мамы» | наблюдение, беседа, опрос | ||
29 | очно | 1 | Картина из пластилина «Портрет мамы» | наблюдение, беседа, опрос | ||
30 | очно | 1 | Картина из пластилина «Портрет мамы» | наблюдение, беседа, опрос | ||
31 | очно | 1 | Картина из пластилина «Портрет мамы» | наблюдение, беседа, опрос | ||
32 | очно | 1 | Картина из пластилина «Портрет мамы» | наблюдение, беседа, опрос | ||
33 | очно | 1 | Картина из пластилина «Космос» | наблюдение, беседа, опрос | ||
34 | очно | 1 | Картина из пластилина «Космос» | наблюдение, беседа, опрос | ||
35 | очно | 1 | Картина из пластилина «Космос» | наблюдение, беседа, опрос | ||
36 | очно | 1 | Картина из пластилина «Космос» | наблюдение, беседа, опрос | ||
37 | очно | 1 | Картина из пластилина «Космос» | наблюдение, беседа, опрос | ||
38 | очно | 1 | Картина из пластилина «Космос» | наблюдение, беседа, опрос | ||
39 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
40 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
41 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
42 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
43 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
44 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
45 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
46 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
47 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
48 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
49 | очно | 1 | Картина из пластилина «Времена года» | наблюдение, беседа, опрос | ||
50 | очно | 1 | Макет из пластилина «Город будущего» | наблюдение, беседа, опрос | ||
51 | очно | 1 | Макет из пластилина «Город будущего» | наблюдение, беседа, опрос | ||
52 | очно | 1 | Макет из пластилина «Город будущего» | наблюдение, беседа, опрос | ||
53 | очно | 1 | Макет из пластилина «Город будущего» | наблюдение, беседа, опрос | ||
54 | очно | 1 | Макет из пластилина «Город будущего» | наблюдение, беседа, опрос | ||
55 | очно | 1 | Макет из пластилина «Город будущего» | наблюдение, беседа, опрос | ||
56 | очно | 1 | Макет из пластилина «Город будущего» | наблюдение, беседа, опрос | ||
57 | очно | 1 | Макет из пластилина «Город будущего» | наблюдение, беседа, опрос | ||
58 | очно | 1 | Макет из пластилина «Город будущего» | наблюдение, беседа, опрос | ||
59 | очно | 1 | Макет из пластилина «Город будущего» | наблюдение, беседа, опрос | ||
60 | очно | 1 | Макет из пластилина «Сказочный лес» | наблюдение, беседа, опрос | ||
61 | очно | 1 | Макет из пластилина «Сказочный лес» | наблюдение, беседа, опрос | ||
62 | очно | 1 | Макет из пластилина «Сказочный лес» | наблюдение, беседа, опрос | ||
63 | очно | 1 | Макет из пластилина «Сказочный лес» | наблюдение, беседа, опрос | ||
64 | очно | 1 | Макет из пластилина «Сказочный лес» | наблюдение, беседа, опрос | ||
65 | очно | 1 | Макет из пластилина «Сказочный лес» | наблюдение, беседа, опрос | ||
66 | очно | 1 | Макет из пластилина «Сказочный лес» | наблюдение, беседа, опрос | ||
67 | очно | 1 | Макет из пластилина «Сказочный лес» | наблюдение, итоговая выставка, тестирование | ||
68 | очно | 1 | Макет из пластилина «Сказочный лес» | наблюдение, итоговая выставка, тестирование | ||
Итого | 68 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей про...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...
Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»
Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Весёлый язычок»
В современном обществе существует большая проблема – это обучение детей государственному русскому языку с разным уровнем развития речи, а тем более двуязычием. Это обусловлено как происходящими ...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...